Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая безопасность организации (предприятия)




В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности.

Экономическая безопасность организации, предприятия (ЭБ) — это состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от внутренних и внешних угроз, формируемое руководством и коллективом предприятия путем реализации мероприятий правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического направлений. Главным в определении экономической безопасности предприятия является то, что:

• состояние защищенности имеет динамический характер;

• внутренние угрозы не менее опасны, чем внешние;

• система экономической безопасности предприятия должна взаимодействовать на правовой основе с государственной системой обеспечения безопасности.

Нормативные гарантии — это правовое обеспечение хозяйственной деятельности предприятия, формирование на этой основе соответствующих юридических отношений, определение и защита правомерного поведения подразделений и работников предприятия в целях его безопасности, использование мер государственного и административного принуждения, применение санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы предприятия. Нормы права определяют содержание режима безопасности и в сочетании с мерами по установлению и поддержанию этого режима создают правовую основу всей деятельности системы экономической безопасности предприятия.

Организационные гарантии формируются путем разработки процесса определения и устранения угроз деятельности предприятия и построения и поддержания с его помощью высокой работоспособности общей организационной структуры управления; использования механизма стимулирования; ее оптимального функционирования; соответствующей подготовки кадров; принятия мер по сближению интересов и консолидации усилий трудового коллектива предприятия для обеспечения его безопасности.

Материальные гарантии осуществляются за счет выделения и использования финансовых, технических, интеллектуальных, информационных, кадровых и иных ресурсов предприятия, обеспечивающих своевременное выявление и ослабление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба и создание благоприятных возможностей и условий деятельности.

При определении направлений обеспечения экономической безопасности предприятия предусматриваются два подхода к защите:

1) упреждающая деятельность, т.е. разработка и осуществление комплекса управленческих мер и мероприятий, носящих предупредительный характер и направленных на предотвращение или уменьшение ущерба для безопасности структурных подразделений предприятия, его работников и членов их семей. Основными направлениями упреждающей деятельности по обеспечению безопасности являются меры, предпринимаемые в кадровой работе, информационной деятельности и по обеспечению безопасности зданий, сооружений, имущества и помещений;

2) реагирующая деятельность, т.е. осуществление комплекса мер и мероприятий, направленных на выявление факторов нарушения режима безопасности и проверку соблюдения требований режима безопасности и сигналов в отношении конкретных лиц, фактов, организаций, событий.

Предпринимательская деятельность связана с решением организационных вопросов, правовыми и экономическими проблемами, техническими аспектами, кадровыми и т.д. Особенно усложняется управление деятельностью, когда предприятие имеет широкие деловые связи и значительное число контрагентов: поставщиков, кредиторов, клиентов. По линиям внутренних и внешних связей предприятия могут реализовываться угрозы его экономической безопасности. Для обеспечения максимальной степени защиты от этих угроз необходима деятельность, которая должна иметь системный характер.

Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периодах. Именно от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопасности. Поскольку объект защиты является сложным, многоаспектным, эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в управлении объектом всех основных его аспектов, все элементы управляемой системы рассматриваются только в совокупности, единстве.

Комплексная система обеспечения экономической безопасности предпринимательства — это совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-правового характера, осуществляемых в целях защиты предпринимательской деятельности от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к существенным экономическим потерям.

Основу разработки комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства должна составлять определенная концепция, которая включает цель комплексной системы обеспечения безопасности, ее задачи, принципы деятельности, объект, субъект, стратегию и тактику.

Цель данной системы — минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию субъекта предпринимательства, в том числе его финансовым, материальным, информационным, кадровым ресурсам, на основе разработанного и реализуемого комплекса мероприятий экономико-правового и организационного характера. Наибольшее значение при обеспечении экономической безопасности предпринимательства имеют первичные экономико-правовые и организационные меры, обеспечивающие основу системы безопасности; вторичными являются технические, физические и другие меры. В процессе достижения поставленной цели решаются конкретные задачи, объединяющие все направления обеспечения безопасности.

Задачи, решаемые системой обеспечения экономической безопасности:

• прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;

• организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);

• выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;

• принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;

• постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предприятия.

Организация и функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности в целях максимальной эффективности должны основываться на ряде следующих принципов:

1) принцип законности. Вся деятельность предприятия должна носить законный характер, иначе система обеспечения безопасности может быть разрушена по вине самого субъекта предпринимательства. Негативными последствиями могут быть различного рода санкции правоохранительных органов;

2) принцип экономической целесообразности. Следует организовывать защиту только тех объектов, затраты на защиту которых меньше, чем потери от реализации угроз этим объектам. Здесь также должны учитываться финансовые возможности предприятия по организации системы экономической безопасности;

3) сочетание превентивных и реактивных мер. Превентивные меры носят предупредительный характер и позволяют не допустить возникновения или реализации угроз экономической безопасности. Реактивные меры предпринимаются в случае реального возникновения угроз или необходимости минимизации их негативных последствий;

4) принцип непрерывности. Функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства должно осуществляться постоянно;

5) принцип дифференцированности. Выбор мер по преодолению возникших угроз происходит в зависимости от характера угрозы и степени тяжести последствий ее реализации;

6) координация. Для достижения поставленных задач необходимо постоянное согласование деятельности различных подразделений службы безопасности, самого предприятия и сочетание организационных, экономико-правовых и прочих способов защиты;

7) полная подконтрольность системы обеспечения экономической безопасности руководству субъекта предпринимательской деятельности. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы система безопасности не превратилась в замкнутое образование, ориентированное на решение узких задач, без учета интересов предприятия в целом, а во-вторых, для оценки эффективности деятельности системы и ее возможного совершенствования.

Субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства носит сложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не только особенностями и характеристиками объекта, но и специфическими условиями внешней среды. Исходя из этого, можно выделить внешние и внутренние субъекты, обеспечивающие экономическую безопасность предпринимательства.

Внешние субъекты — органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников предпринимательской деятельности. Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательства в различных его аспектах.

Внутренние субъекты — лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите экономической безопасности конкретного субъекта предпринимательства. В качестве таких субъектов могут выступать работники собственной службы безопасности предприятия; приглашенные работники из специализированных фирм, оказывающих услуги по защите предпринимательской деятельности.

Таким образом, комплексная система экономической безопасности предприятия должна включать в себя строго определенное множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих безопасность предприятия при достижении им основных целей предпринимательской деятельности.

Уровень экономической безопасности предприятия является важнейшим показателем экономической безопасности организации, под которым понимается оценка состояния использования внутриорганизационных ресурсов по критериям уровня экономической безопасности предприятия. Для достижения высокого уровня экономической безопасности предприятие должно осуществлять деятельность по обеспечению максимальной безопасности основных элементов своей работы.

Основные элементы экономической безопасности предприятия — это совокупность главных направлений его экономической безопасности, отличающихся друг от друга по содержанию.

Каждый из элементов характеризуется собственным содержанием, набором функциональных критериев и способами обеспечения.

Финансовые элементы могут быть определены как совокупность работ по обеспечению максимально высокого уровня платежеспособности предприятия и ликвидности его оборотных средств, наиболее эффективной структуры капитала предприятия, повышению качества планирования и осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия по всем направлениям стратегического и оперативного планирования и управления технологическим и кадровым потенциалом предприятия, его основными и оборотными активами с целью максимизации прибыли и повышения уровня рентабельности бизнеса.

 

Информационные элементы включают в себя основные функции информационно-аналитического отдела предприятия, выполнение которых необходимо для достижения приемлемого уровня обеспечения безопасности предприятия.

Кадровые элементы обеспечения экономической безопасности предприятия включают в себя работу с персоналом предприятия, нацеленную на предотвращение угроз негативного воздействия за счет недостаточной квалификации сотрудников, слабой организации системы управления персоналом, подбора, обучения и мотивации сотрудников предприятия.

Основная сущность технико-технологических элементов заключается в том, насколько уровень используемых на данном предприятии технологий (производственной или непроизводственной сферы) соответствует лучшим мировым образцам.

Правовые элементы состоят в эффективном и всестороннем правовом обеспечения деятельности предприятия, четком соблюдении им и его персоналом всех правовых норм действующего законодательства.

Под силовыми элементами понимается совокупность следующих состояний: физическая безопасность персонала и руководства предприятия; сохранность имущества предприятия от негативных воздействий, угрожающих потерей этого имущества или снижением его стоимости; обеспечение информационной безопасности предприятия; проведение предупредительных действий к источникам возможных угроз внешней среды предприятия.

Уровень экономической безопасности предприятия базируется на том, насколько эффективно службам предприятия удается предотвращать угрозы и устранять ущербы от негативных воздействий на различные элементы экономической безопасности. Источниками таких негативных воздействий могут быть осознанные или неосознанные действия людей, предприятий, органов государственной власти, предприятий-конкурентов, а также стечения объективных обстоятельств (состояние финансовой конъюнктуры на рынках данного предприятия, форс-мажорные обстоятельства и т.д.).

Угрозы экономической безопасности предпринимательства — это потенциальные или реальные действия физических или юридических лиц, нарушающие состояние защищенности субъекта предпринимательской деятельности и способные привести к прекращению его деятельности либо к экономическим и другим потерям.

 

Угрозой экономической безопасности предпринимательства может быть не всякое действие, имеющее негативные последствия. Так, не следует считать угрозой экономической безопасности предпринимательства деятельность руководства предприятия по вложению средств в ценные бумаги (государственные или частные), внедрение новых организационных форм, организацию производства совершенно нового товара. Все эти управленческие решения являются рискованными и могут иметь негативные экономические последствия, поскольку могут резко измениться конъюнктура на рынке ценных бумаг и потребности населения либо новые организационные формы не оправдают себя. Однако в конечном счете все эти решения направлены на достижение основной цели предприятия, на его дальнейшее развитие. Не может считаться угрозой безопасности предпринимательства установление руководством предприятия низких цен на продукцию в начальный период его деятельности, хотя в этом случае может отсутствовать прибыль и иметь место убыток, но это стандартный маркетинговый прием, имеющий целью привлечь покупателей к незнакомому для них продавцу; позже разница в ценах будет устранена.

Действия же, определяемые как угрозы, сознательно направлены на получение какой-либо выгоды от экономической дестабилизации предприятия, от посягательств на ее экономическую безопасность.

Деятельность руководства предприятия, несмотря на рискованный характер, в общем соответствует действующему законодательству. Угрозы, как правило, предполагают нарушение законодательных норм (той или иной отрасли права — гражданского, административного, уголовного) и предполагают определенную ответственность лиц, их осуществляющих. Для угроз экономической безопасности предпринимательской деятельности характерны три признака:

• сознательный и корыстный характер;

• направленность действий на нанесение ущерба субъекту предпринимательства;

• противоправный характер.

Рассмотрим классификацию угроз экономической безопасности предпринимательской деятельности по различным критериям.

 

По источнику возникновения угрозы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним могут относиться, например, хищение материальных средств и ценностей лицами, не работающими на данном предприятии, промышленный шпионаж, незаконные действия конкурентов, вымогательство со стороны криминальных структур. Внутренние угрозы — разглашение собственными сотрудниками конфиденциальной информации, низкая квалификация специалистов, разрабатывающих деловые документы (договоры), неэффективная работа службы экономической безопасности и лиц, отвечающих за проверку контрагентов. Наибольшую опасность, как правило, представляют внешние угрозы, поскольку внутренние угрозы зачастую — это реализация внешних «заказов».

По экспертной оценке В.И. Ярочкина, 81,7% угроз совершается либо самим персоналом предприятия, либо при его прямом или опосредованном участии (внутренние угрозы); 17,3% — это внешние угрозы или преступные действия; 1,0% — угрозы со стороны случайных лиц.

По степени тяжести последствий угрозы могут быть с высокой, значительной, средней и низкой тяжестью последствий.

Угрозы с высокой тяжестью последствий могут привести к резкому ухудшению всех финансово-экономических показателей деятельности предприятия, что вызывает немедленное прекращение его деятельности, либо наносят такой непоправимый вред, который приведет к этим же последствиям позднее. В этом случае происходит ликвидация предприятия.

Значительная степень тяжести последствий реализации угроз предполагает возможность нанесения предприятию таких финансовых потерь, которые окажут негативное воздействие на его основные финансово-экономические показатели, его деятельность в будущем и будут преодолеваться в течение длительного периода.

Средняя степень тяжести означает, что преодоление последствий осуществления этих угроз требует затрат (наносит потери), сопоставимых с текущими затратами предприятия, и не требует значительного времени.

Последствия реализации угроз с низкой степенью последствий не оказывают какого-либо существенного воздействия ни на стратегические позиции предприятия, ни даже на его текущую деятельность.

По степени вероятности угрозы могут быть маловероятными и реальными.

К маловероятным угрозам относится, например, посещение лицом без определенного места жительства предприятия с требованием выдать ему деньги, сопровождающимся нецензурной бранью.

Факторы малой вероятности данной угрозы:

• угрожает один человек (а не организованная группа);

• отсутствуют реальные возможности приведения угрозы в исполнение;

• существуют достаточно простые способы защиты (путем физического выдворения данного лица либо сдачи его правоохранительным органам).

К реальным относятся, например, те угрозы, которые:

• сопровождаются физическим насилием, повреждением имущества предприятия, похищением работников (руководителей);

• осуществляются организованной группой, выдвигающей конкретные требования;

• осуществляются с участием криминальных элементов. Угрозы могут различаться по воздействию на стадии предпринимательской деятельности. Наиболее вероятны и опасны угрозы на стадии создания предприятия и на стадии его функционирования.

На стадии создания предприятия это могут быть незаконные действия со стороны должностных лиц, препятствующие организации предприятия, либо вымогательство со стороны преступных группировок. На стадии функционирования угрозы могут возникать на подготовительном этапе (воспрепятствование нормальному снабжению сырьем, материалами, оборудованием), производственном этапе (уничтожение или повреждение имущества, оборудования), заключительном этапе (воспрепятствование сбыту, ограничение конкуренции, незаконное ограничение рекламы).

Угрозы могут различаться по объекту посягательств. Объектом посягательств выступают прежде всего ресурсы: трудовые (персонал), материальные, финансовые, информационные. Угрозы персоналу — шантаж с целью получения конфиденциальной информации, похищение сотрудников, вымогательство и пр. Угрозы материальным ресурсам — повреждение зданий, помещений, систем связи, кража оборудования. Угрозы финансовым ресурсам — мошенничество, фальсификация финансовых документов, валюты, кража денежных средств. Угрозы информационным ресурсам — несанкционированное подключение к информационной сети предприятия, изъятие конфиденциальных документов и пр.

 

 

По субъектам угроз угрозы классифицируются на:

• угрозы со стороны криминальных структур;

• угрозы со стороны недобросовестных конкурентов;

• угрозы со стороны контрагентов;

• угрозы со стороны собственного персонала.

По виду ущерба выделяются угрозы, реализация которых несет прямой ущерб, и угрозы, реализация которых приведет к упущенной выгоде.

Проводя работу по обеспечению экономической безопасности предприятия, следует установить взаимосвязь угроз со стороны конкурентов, злоумышленников и рисков, возникающих в процессе деятельности предприятия во времени и в пространстве угроз. Пространство угроз охватывает объект защиты — персонал предприятия, имущество, финансовые средства, сведения, составляющие коммерческую тайну. Каждая угроза влечет за собой определенный ущерб — моральный или материальный, а противодействие призвано снизить его величину.

Служба безопасности (СБ) на предприятии — неотъемлемая часть предпринимательской деятельности в странах с развитой экономикой. Затраты зарубежных фирм только на охрану коммерческой тайны достигают 25% всех расходов на производство.

Необходимость СБ на предприятии определяется рядом причин. Правоохранительные органы обеспечивают безопасность граждан, общества и государства, занимаются вопросами предупреждения и пресечения преступлений и уголовного преследования нарушителей закона. Но нарушениями закона не исчерпываются причины, по которым нарушается безопасность предприятий. Например, последствия нарушения деловой этики персоналом предприятия, а также организациями-партнерами часто весьма серьезны. Предприятия же, заботясь о своем имидже, не всегда заинтересованы в том, чтобы обнародовать факты о мошенничестве своих работников, сведения о потерях от криминальной конкуренции, а поэтому сами проводят служебное расследование, пытаются устранить негативные последствия собственными силами. Однако нарушение государственной монополии в правоохранительной сфере не допускается. Основные функции в борьбе с преступностью, включая оперативно-розыскные, следственные, судебные, сохраняются за государственными правоохранительными органами. Службы безопасности на предприятиях решают главным образом задачи превентивного характера, предупреждения преступлений, затрагивающих интересы этих предприятий.

Руководитель предприятия, определяя характер СБ, должен исходить из особенностей сферы и масштабов деятельности предприятия, объектов, подлежащих защите, учитывать возможности материально-технического и финансового обеспечения мероприятий по безопасности. Все подразделения СБ в полном объеме создаются лишь крупными экономическими субъектами. Небольшие предприятия ограничиваются группами внутренней безопасности, состоящими из охранников и персонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств защиты.

Правовой базой для создания СБ является Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487-1, которым предусматривается, что предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм, вправе учреждать обособленные подразделения — службы безопасности для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя.

Служба безопасности предприятия может выполнять следующие функции:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых договоров;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса;

8) защита жизни и здоровья граждан;

9) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

10) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

11) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

12) вооруженная охрана имущества собственников, а также использование технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Для обеспечения защиты экономической безопасности предпринимательской деятельности важное значение имеет создание собственной службы экономической безопасности (СЭБ). Можно рекомендовать ряд этапов при создании СЭБ:

1) принятие решения о необходимости создания СЭБ. Вопрос о создании СБ должен возникать в момент принятия решения об организации предприятия в зависимости от выбираемого им вида деятельности, объема предполагаемой к производству продукции, размера годового оборота и прибыли, использования секретов производства, количества работников и т.п. Учредители должны заранее предусмотреть необходимость создания СБ.

После государственной регистрации руководителями принимается окончательное решение о создании СЭБ. В случае положительного решения вопроса определяется ответственное лицо (группа лиц), которое будет непосредственно заниматься организацией СЭБ;

2) определение общих задач СЭБ — предупреждение угроз, реагирование на возникшие угрозы и определение конкретных объектов защиты (персонал, информация, компьютерные системы, здания и помещения);

3) разработка положения о СЭБ, определение структуры и утверждение штатов;

4) набор кадров. Работниками СЭБ могут быть люди, специально и постоянно занимающиеся данной деятельностью как основной, и привлеченные специалисты (например, главный бухгалтер, юрист и пр.).

 

При подборе постоянных работников важнейшим требованием является профессиональная подготовка. В связи с этим предпочтение следует отдавать бывшим работникам правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой полиции), имеющим опыт работы и подходящим по морально-деловым качествам для данной деятельности. Для службы физической защиты целесообразнее приглашать лиц, проходивших службу в спецназе, СОБРе, ОМОНе, которые обладают профессиональными навыками владения оружием и рукопашного боя;

5) непосредственная организация и функционирование СЭБ.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что работники СБ, осуществляющие частную детективную и охранную деятельность, должны получить в законном порядке лицензии.

Для создания СЭБ предприятие представляет в органы внутренних дел по месту своего нахождения следующие документы:

• заявление о согласовании устава СБ;

• устав СБ;

• лицензии руководителя и персонала СБ на право осуществления охранно-сыскной деятельности;

• сведения о характере и направлениях деятельности СБ, составе и предполагаемой численности персонала, наличии специальных, технических и иных средств, потребности в оружии. Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

В процессе функционирования значительную роль играют умелая расстановка кадров СБ руководителем, распределение прав, полномочий и степени ответственности, что позволяет обеспечить эффективную работу подразделения. Важным фактором повышения эффективности деятельности СЭБ является гибкая система стимулирования работников службы в зависимости от итогов работы.

Финансирование СЭБ осуществляется из прибыли. Важнейшим фактором поощрения работников службы является быстрое и качественное выполнение всех поставленных задач;

 

6) контроль за деятельностью СЭБ. В целях поддержания высокого уровня профессионализма работников СЭБ, дисциплины всего персонала и обеспечения эффективной работы СБ в целом, необходимы постоянный контроль и анализ результатов деятельности СЭБ. Для этого используются:

• регулярные текущие отчеты СЭБ перед руководством предприятия;

• отчеты по защите от конкретных угроз и принятых мерах;

• анализ отчетов и заключение руководства предприятия об эффективности работы СЭБ.

Важным элементом поддержания высокого профессионального уровня работников СЭБ является совершенствование деловых навыков, расширение знаний, что достигается постоянным повышением квалификации и переподготовкой на соответствующих курсах и изучением специальной литературы.

В процессе повседневной деятельности следует уделять внимание постоянному взаимодействию СЭБ с правоохранительными органами.

Взаимодействие СЭБ и правоохранительных органов может осуществляться по следующим направлениям:

• кадры — проверка правоохранительными органами кандидатов на работу, сообщения предпринимателей о нарушениях, совершенных конкретными лицами, подготовка работников СБ с помощью правоохранительных органов;

• информация — обмен взаимной информацией о способах совершения противоправных действий, потенциально опасных лицах, лицах, находящихся в розыске, и пр.;

• организационное взаимодействие — создание системы совместного противодействия незаконной деятельности со стороны физических и юридических лиц (организация охраны, установка сигнализации, системы быстрого оповещения правоохранительных органов).

Структура СЭБ, как уже отмечалось, специфична для различных субъектов предпринимательской деятельности, поскольку зависит от размера предприятия, характера деятельности, роли конфиденциальной информации (коммерческой тайны) и т.п.

 

Примерная структура СЭБ предприятия. Выделенные блоки непосредственно входят в СЭБ, а остальные используются только в пределах вопросов, находящихся в компетенции СЭБ.

Особое положение в структуре СЭБ занимает группа чрезвычайных ситуаций. Предприятие, а значит, и СЭБ могут работать в двух режимах — обычном и чрезвычайном. При обычном режиме не возникает серьезных угроз экономической безопасности предприятия, проводится профилактическая работа по их предупреждению, деятельность всех подразделений проходит в обычном ритме, возникающие проблемы и угрозы носят локальный характер и преодолеваются в процессе текущей работы подразделений предприятия, в том числе СБ. При чрезвычайном режиме возникают неожиданные угрозы с высокой или значительной тяжестью последствий. В этом случае руководитель СБ или руководитель предприятия организует группу чрезвычайных ситуаций (кризисную группу), включающую наиболее квалифицированных специалистов предприятия для решения данной проблемы. Группа работает не постоянно, а лишь по мере необходимости.

Данная структура предусматривает организацию подразделений, занимающихся непосредственной защитой основных объектов угроз и одновременно взаимодействие с другими структурными подразделениями предприятия, от деятельности которых в той или иной степени зависит обеспечение экономической безопасности. Такая структура может быть использована в качестве основы при создании более развернутой системы экономической (и общей) безопасности.

Практическая деятельность СЭБ (рис. 7.5) должна основываться на использовании типовых схем, процедур и действий в определенной последовательности.

Система предупредительных мер включает деятельность по изучению контрагентов, анализ условий договоров, соблюдение правил работы с конфиденциальной информацией, защиту компьютерных систем и т.д. Эта деятельность осуществляется регулярно и непрерывно, обеспечивает защиту экономической безопасности на основе постоянно действующей системы организационных мероприятий.

Однако даже самая лучшая система предупредительных мер не может предвидеть, а тем более преодолеть внезапно возникающие нестандартные угрозы, которые могу причинить значительный ущерб предприятию.

 

 

Предпринимателю следует учитывать, что организация эффективной системы профилактических мер потребует гораздо меньших затрат, чем борьба с последствиями уже случившихся правонарушений, реализованных угроз.

К категориям работников, имеющим доступ к коммерческой (в том числе конфиденциальной) информации, которые могут быть потенциальными источниками ее разглашения либо иных неправомерных действий, относятся прежде всего работники бухгалтерии, кассиры, лица, имеющие право распоряжения печатями, бланками, работники компьютерных подразделений.

Работники СБ должны проверять не только сохранность сотрудниками коммерческой тайны, но и их отношение к своим служебным обязанностям, аккуратность в обращении с документами, отсутствие излишнего интереса к другим подразделениям.

Для работников СБ индикаторами в выявлении работников, разглашающих конфиденциальную информацию, занимающихся хищением денег либо совершающих другие неправомерные действия, угрожающие экономическому положению предприятия, являются:

• внезапный активный интерес к конфиденциальной информации, деятельности других подразделений;

• изменение поведения работника в общении с коллегами, в разговорах, появление неуверенности, страха;

• резкое увеличение расходов работника, приобретение дорогостоящих товаров, недвижимости и пр. Потенциальными правонарушителями являются сотрудники:

• имеющие значительные материальные затруднения;

• имеющие склонность к азартным играм;

• склонные к пьянству, имеющие наркотическую зависимость;

• имеющие тяжело больных близких родственников;

• часто меняющие место работы;

• психически неуравновешенные.

 

Для поддержания высокого уровня защищенности экономических интересов предприятия СБ целесообразно проводить проверки лиц, которые могут, пользуясь своим служебным положением, представлять угрозы безопасности.

Важнейшей функцией СБ является всесторонняя проверка контрагентов. Причинами, которые снижают надежность контрагента и могут стать основаниями для отказа от подписания договора с ним, являются:

• отсутствие у предприятия собственного помещения (предприятие арендует помещение, причем недавно);

• отсутствие работников в штате — имеются лишь одни руководители; • отсутствие движения денежных средств на счете;

• обслуживание предприятия в ненадежном банке;

• несвоевременный расчет предприятия с бюджетом, банками, несоблюдение им сроков поставки и т.п.;

• несовпадение юридического адреса предприятия и фактического местонахождения;

• негативная информация о руководителе предприятия. Следует внимательно проанализировать учредительные и иные документы контрагента, желательно также произвести их экспертизу — прежде всего для установления их подлинности и отсутствия признаков подделки.

Для обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности и противодействия внутренним и внешним угрозам важнейшее значение имеет контроль финансово-хозяйственных операций, бухгалтерской и иной документации предприятия. В этих целях руководство предприятия и СЭБ могут использовать аудиторские проверки.

Выводы

Основой жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости является экономическая безопасность.

Объектами экономической безопасности России являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций в стране, вызывающих угрозы экономической безопасности, выступают различные факторы: спад производства и потеря внутреннего рынка; нарушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики; утрата продовольственной независимости и обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством; рост безработицы и ослабление трудовой дисциплины; криминализация экономики; нарушение финансового обеспечения; потеря внешнего рынка и т.д.

 

Вопросы и задания для проверки

1. Назовите составляющие национальных интересов России.

2. Каковы основные элементы экономической безопасности?

3. Назовите уровни экономической безопасности.

4. Что такое угрозы экономической безопасности? Сопоставьте внутренние и внешние угрозы.

5. В чем заключается государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны?

6. Каковы цели мониторинга экономической безопасности?

7. Что представляет собой экономическая безопасность предприятия?

8. В чем заключается сущность уровня экономической безопасности предприятия?

9. Каковы критерии классификации угроз безопасности организации?

10. Какими причинами обусловлена необходимость создания собственной службы экономической безопасности предприятия, организации?

Тестовые задания для контроля

Тест 1. К показателям экономической безопасности относятся следующие параметры:

1) уровень и качество жизни;

2) норма безработицы;

3) государственный долг;

4) территория страны;

5) ресурсный потенциал.

Тест 2. Очередность в понимании экономической безопасности как многоуровневого явления такова:

1) отдельного региона;

2) организации или предприятия;

3) России в целом;

4) гражданина и предпринимателя.

Тест 3. Указанные угрозы экономической безопасности не являются внутренними:

1) криминализация экономики;

2) высокий уровень внешнего долга;

3) низкая конкурентоспособность экономики;

4) приобретение иностранными фирмами российских предприятий;

5) высокий уровень инфляции.

Тест 4. Функции обеспечения национальной безопасности возложены на:

1) Государственную Думу РФ;

2) Министерство финансов; РФ

3) Совет Безопасности ООН;

4) Международную организацию труда.

Тест 5. Указанные элементы экономической безопасности предприятия не являются основными:

1) социальные;

2) финансовые;

3) информационные;

4) экологические;

5) культурные.

Тест 6. Последовательность практических действий СЭБ организации такова:

1) определение мероприятий по нейтрализации угроз

2) анализ и оценка возникших угроз;

3) деятельность по нейтрализации угроз безопасности;

4) система предупредительных (превентивных) мер;

5) мониторинг и выявление угроз безопасности.

Тест 7. Государственный приоритет в стратегии экономической безопасности Российской Федерации (в реальном секторе экономики) принадлежит:

1) обеспечению способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта;

2) повышению эффективности использования природных ресурсов;

3) улучшению использования имеющихся производственных мощностей;

4) росту производства при сохранении имеющейся промышленной структуры.

Тест 8. Ведет ли увеличение износа основных фондов промышленности к возрастанию риска крупных ЧС техногенного характера:

1) ведет к возникновению ЧС антропогенного характера;

2) ведет, если одновременно протекают два процесса: старение производственного оборудования и увеличение износа основных фондов;

3) ведет;

4) ведет при уровне износа основных фондов промышленности (в целом) 50% и выше.

Тест 9. Приведите в соответствие с классификацией виды угроз национальной безопасности России.

 

Глава 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 16600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.157 сек.