Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые и организационные основы расследования, учета и анализа несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, пожаров, катастроф и стихийных бедствий




Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов: федеральные законы «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288); «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ); «Об обороне» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 1999 г. № 223-ФЗ); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ);

«О радиационной безопасности населения» (от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ); «О борьбе с терроризмом» (от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ); «О транспортной безопасности» (от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ).

Правовые условия обеспечения безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным структурам организовывать противодействие противоправным посягательствам на государство, общество, человека.

На современном этапе важное значение имеет Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменениями и дополнениями в новой редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). Эта Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Вначале в ней рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом, где акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития.

Важное значение придается национальным интересам России, представляющим собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

 

 

В Концепции рассмотрены и угрозы национальной безопасности России. Среди внутренних угроз выделяются угрозы экономики, которые имеют комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга и др.

Обращается внимание на то, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу страны.

Серьезную угрозу для страны представляет криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности.

Внешние угрозы национальной безопасности обусловлены рядом факторов: стремление отдельных государств и международных объединений снизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности; расширение НАТО и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз; притязания на территорию нашей страны.

В Концепции намечены основные задачи обеспечения национальной безопасности: реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны; подъем экономики страны; преодоление научно-технической и технологической зависимости от внешних источников; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти, федеративных отношений, законодательства Российской Федерации; обеспечение неуклонного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми субъектами; подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала; улучшение экологической ситуации в стране. Указаны также важнейшие задачи и основные направления во внешне и внутриэкономической деятельности государства.

В Концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности.

Кроме обеспечения государственной безопасности можно выделить и такие направления, как охрана окружающей природной среды; обеспечение охраны труда; прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Правовой основой охраны окружающей среды в России является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требования охраны окружающей среды зафиксированы в Законах РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г.) и «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Для защиты среды обитания во всех странах разрабатывается природоохранное законодательство, в котором имеется раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды жизнедеятельности. ООН в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1) государствам следует разработать эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в области охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;

2) государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство.

Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Охрана окружающей среды сопряжена с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил.

 

Государственная система охраны природной среды включает четыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;

3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В настоящее время разработано большое количество законоположений, определяющих правовое регулирование природоохранных отношений. Совокупность природоохранных норм и правовых актов образует природоохранное законодательство.

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. Данный Закон определил следующие пути разрешения противоречий, возникающих между экологией и экономикой:

• решение следующих задач: сохранение природной среды, предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды;

• обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов с приоритетом охраны здоровья и естественных прав человека на здоровую, чистую окружающую среду. В качестве обоснования выступают предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду;

• выполнение определенных требований, обращенных к источникам вредного воздействия на природную среду, т.е. к предприятиям, учреждениям и организациям, оказывающим вредное воздействие на природную среду;

• главным объектом определены человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды;

• закрепление механизма исполнения Закона, т.е. системы, включающей экономическое стимулирование хозяйственника в охране природной среды и меры административно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний.

Данный Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экономические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы Закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды можно выделить Земельный кодекс РФ (2001 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.).

Большую роль в обеспечении экологического права играет Земельный кодекс РФ. Все нормы Кодекса разделены на четыре группы: первая группа — нормы, регулирующие земельно-гражданские отношения; вторая — земельно-административные нормы, регулирующие управленческие отношения в области использования, распределения и перераспределения земель, их учета по количеству и качеству; третья — земельные отношения, связанные с использованием земель и выполнением прав и обязанностей землепользователями; четвертая группа — земельно-экологические нормы, регламентирующие охрану земель в качестве природного фактора и защиту окружающей природной среды от вредного воздействия использования земель.

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают санитарные нормы и правила Минздравсоцразвития РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы» (ГОСТы).

Отраслевая нормативная документация предприятий по охране окружающей среды включает в себя ГОСТы, СТП, разного рода руководящие документы, положения и др.

Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. В указанных законах устанавливается юридическая обязанность их исполнения, что и придает таким нормам юридический характер. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Нормативные акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Субъекты Федерации также вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Сфера их компетенции определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом, по недрам — Законом «О недрах», по водопользованию — Водным кодексом, по использованию животного мира — Законом «О животном мире», по окружающей природной среде — Законом «Об охране окружающей природной среды».

Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления.

В реализации основ природоохранного законодательства важную роль играют органы управления, контроля и надзора в области окружающей природной среды. Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и органы специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы.

К государственным органам специальной компетенции относится Министерство природных ресурсов РФ (Минприроды).

 

 

Экологическая политика данного ведомства осуществляется по следующим направлениям:

• решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;

• достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего принятым санитарно-гигиеническим нормам, а также системе оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;

• восстановление и сохранение биосферного равновесия генетического фонда животного и растительного мира;

• рациональное использование всего природоресурсного потенциала страны.

В соответствии с Конституцией РФ природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов.

На правительство страны возложены задачи реализации экологической политики и выполнение программ, координации деятельности всех органов в области охраны окружающей среды, образование и использование экологического фонда, установление порядка платы за природопользование, обеспечение населения экологической информацией.

В компетенцию данных органов входит решение следующих вопросов:

1) определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических основ регулирования охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности;

2) планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ, координация природоохранной деятельности;

3) учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды;

 

4) утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение отходов, выдача разрешений на природопользование, выброс, захоронение вредных веществ;

5) государственный экологический контроль, государственная экологическая экспертиза, решения об ограничениях, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг, привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления; предъявление исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушителем.

Контроль за окружающей природной средой осуществляется на различных уровнях. К органам государственного экологического контроля относятся органы исполнительной власти, Минприроды РФ, Госатомнадзор России, Госкомсанэпиднадзор, Рослссхоз и некоторые другие ведомства.

Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств.

Общественный экологический контроль проводится профсоюзными организациями, общественными организациями и объединениями.

Особой формой экологического контроля является мониторинг окружающей среды, который разделяется на:

1) глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах материков;

2) национальный, проводимый на территории одного государства;

3) региональный, проводимый на большом участке территории одного государства или сопредельных участках нескольких государств;

4) локальный, проводимый на сравнительно небольшой территории (города, водного объекта, района крупного предприятия и т.п.).

Наблюдение, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды в России возложены на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

На предприятиях охрана окружающей среды относится к компетенции специально организованных служб или одной из служб главного механика (главного энергетика). Подразделение по охране окружающей среды контролирует выполнение законодательства по охране окружающей среды на предприятии, проводит инвентаризации источников выбросов и сбросов, энергозагрязнений, обеспечивает контроль загрязнений атмосферы, гидросферы и почв, создаваемых предприятием.

В современном экологическом законодательстве существенно расширена ответственность за экологические правонарушения. В Уголовный кодекс РФ введена гл. 26 «Экологические преступления», в которой четко классифицируются экологические преступления. Нормы об ответственности за экологические преступления отражают приоритет охраны интересов личности перед интересами общества и государства. С этих позиций экологические преступления можно рассматривать и как преступление против человечества, здоровья, конституционного права на благоприятную природную среду обитания.

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве включает законодательство о труде и охране труда. Основными законами, на основе которых осуществляется управление охраной труда, являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ; Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г.; Гражданский кодекс РФ.

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. В данном Законе рассматриваются вопросы, связанные с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Нормы Закона распространяются как на работодателей, так и на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся, проходящих производственную практику.

Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и на каждом рабочем месте обеспечить такие условия труда, которые соответствовали бы данным требованиям. Рабочие места должны аттестоваться работодателем на соответствие их условиям труда. При заключении работником трудового договора (контракта) закон обязывает работодателя осуществлять за счет собственных средств обязательные предварительные медицинские осмотры работников, а также периодические медицинские осмотры.

Особо подчеркивается, что работодатель обязан не допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.

 

В Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) достаточно широко представлены вопросы охраны труда — в частности, в разделах «Общие положения», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Оплата и нормирование труда», «Охрана труда», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушения трудового законодательства».

В разделе «Общие положения» констатируется, что каждый работник имеет право на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на обязательность возмещения вреда, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и др.

В ст. 41 установлено, что в коллективный договор включаются вопросы по улучшению условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве.

В ст. 92 и 94 зафиксированы требования сокращения продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, ст. 116—119 установлены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены в разделе «Охрана труда».

Безопасными считаются такие условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

 

 

Основные направления государственной политики в области охраны труда:

• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

• государственное управление охраной труда;

• государственный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;

• содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

• расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

• координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

• распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, международное сотрудничество в этой области;

• установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателя.

В частности, ст. 212 и 214 ТК РФ устанавливают обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и обязанности работника в области охраны труда; ст. 215 — требования соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда; ст. 219 — право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены; ст. 221 — порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

 

Нормативные правовые акты по охране труда включают следующие документы: гигиенические нормативы (ГН); санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы) Минздравсоцразвития России; правила безопасности (ПБ) Госгортехнадзора России; правила Госэнергонадзора России; система строительных норм и правил (СНиП) Росстроя; межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минздравсоцразвития РФ.

Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности труда {ССБТ) Госстандарта. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.

Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются с учетом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с государственным стандартом не допускается). Такой же подход принят в стандартах предприятий (СТП).

ССБТ включает следующие подсистемы:

• стандарты подсистемы «О» — устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологии в области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности

· стандарты подсистемы «1» — устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов;

• стандарты подсистемы «2» — устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований;

· стандарты подсистемы «3» — устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности;

· стандарты подсистемы «4» — устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним;•

· стандарты подсистемы «5» — устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям. В государственной системе стандартизации ССБТ относится к 12-му классу.

К нормативно-правовым актам относятся также межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации), которые распространяются на все отрасли народного хозяйства и вводятся в действие федеральными директивными органами совместно с Федерацией профсоюзов.

Отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандартами и отраслевыми организационно-методическими документами.

Объектами стандартизации на предприятии являются организация работ по охране труда; контроль состояния условий труда; планирование работ по безопасности труда; порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктаж работающих по безопасности труда.

Управление, контроль и надзор в области охраны труда регламентируется ТК РФ. Регулирование законодательства об охране труда осуществляется ТК РФ, федеральными законами, указами

Стандарты предприятия СТП Отраслевые стандарты ОСТ Государственные стандарты ГОСТ 0 Организационно-методические стандарты основ построения и внедрения ССБТ Государственные стандарты, требования, нормы по видам опасных и вредных производственных факторов

Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию

Стандарты и технические условия к разделам и требованиям безопасности

Стандарты требований безопасности к производственным процессам

Стандарты требований безопасности к средствам защиты

Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям

 

 

Структура Системы стандартов безопасности труда

Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами.

Нормативно-правовые акты в области охраны труда всех ветвей государственной власти не должны противоречить ТК РФ.

Разграничение полномочий в области охраны труда между представительными и исполнительными органами управления построено на конституционном разделении властей. Представительные органы решают общие вопросы, не требующие исполнительно-распределительных действий. Согласно ст. 6 ТК РФ к ведению высшего представительного органа относятся следующие вопросы:

• определение основных направлений государственной политики по охране труда;

• установление принципов и порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов, а также системы и полномочий федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль;

• определение порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• установление системы и порядка государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

• определение порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и нормативные правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы по охране труда, в пределах своей компетенции.

 

 

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается путем согласованных действий органов федеральной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения и координировать свою деятельность с Минздравсоцразвития РФ. Подразделения по охране труда имеются во всех органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Организация работы на предприятиях по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. В соответствии с ТК РФ в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, численностью более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. В организациях с численностью менее 100 работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников в ней определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду.

Служба охраны труда в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или главному инженеру, выполняет свою работу совместно с другими подразделениями организации и во взаимодействии с профсоюзной организацией, органами федеральной и местной инспекции труда.

Кроме службы охраны труда в организациях создаются по инициативе работодателя и (или) работников либо их представительного органа комитеты (комиссии) по охране труда. В состав комитетов (комиссий) входят представители работодателя, профсоюза. Данный орган организует совместные действия работодатели и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах проверок.

Основные задачи службы охраны труда:

• организация и координация работы по охране труда на предприятии;

• контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятий;

• совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;

• консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.

В соответствии с основными задачами служба охраны труда выполняет следующие функции:

1) проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, совместно с подразделениями предприятия разрабатывает мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также контролирует их выполнение;

2) организует работу по проведению паспортизации санитарно-технического состояния на рабочих местах по подразделениям предприятия;

3) организует разработку и выполнение комплексного плана улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;

4) подготавливает предложения по разработке и внедрению более совершенных конструкций, предохранительных устройств и других средств защиты от опасных производственных факторов;

5) участвует в работе по внедрению стандартов безопасности труда и научных разработок по охране труда;

6) совместно с техническими службами проводит проверки технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений;

7) участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых и после реконструкции объектов производственного назначения, оборудования и машин, проверяя выполнение требований по обеспечению здоровых условий труда;

8) проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда;

9) участвует в работе аттестационной комиссии и комиссии по проверке знания специалистами правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности.

Организация обеспечения безопасности труда в подразделениях предприятия возложена на их руководителей. Они проводят инструктаж по охране труда на рабочих местах. Общую ответственность за организацию работ по охране труда несет руководитель организации (предприятия). В профсоюзных организациях предприятий имеются комиссии по охране труда, которые организуют и проводят общественные смотры по охране труда и культуре производства, принимают участие в подготовке проектов соглашений по охране труда между администрацией и профсоюзной организацией, контролируют выполнение администрацией этих соглашений и законодательства о труде.

Важнейшей функцией системы управления является государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда, ведомственный и общественный контроль. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законодательства по охране труда в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законодательства и иных нормативных правовых актов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Основным исполнительным органом государственного надзора и контроля является Федеральная инспекция труда, в которую входит отраслевые инспекции труда. В ее подчинении находятся государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов, автономных округов. Федеральная инспекция труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, условий социального страхования и коллективных договоров на предприятиях и организациях всех форм собственности.

Надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности, норм по охране труда в добывающих отраслях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов под давлением, при ведении взрывных работ осуществляются специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации — Госгортехнадзором.

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляют органы Государственного энергетического надзора РФ (Госэнергонадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом Минздравсоцразвития РФ — Госсанэпидемнадзором.

Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью осуществляет Госатомнадзор.

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях этот контроль осуществляют такие же службы. Кроме того, контроль осуществляют руководители организации, подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют общероссийские профессиональные союзы и их объединения, которые могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Непосредственно на самих предприятиях контроль по охране труда осуществляют профсоюзные комитеты. Кроме того, могут выбираться уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюза (трудового коллектива).

Виды контроля условий и охраны труда на предприятии многообразны; контроль может быть выборочным, сплошным, аттестационным, плановым, внеплановым.

Правовую основу защиты в ЧС составляют отдельные разделы законов «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности», «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности». Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике, порядку действий, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

Основным видом нормативно-технической документации по чрезвычайным ситуациям является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) — 22 системы ГСС. Она включает в себя 10 групп стандартов.

Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Данная система объединяет органы управления субъектов Российской Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает меры предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС. Система включает соответствующие организации, силы и средства, координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможным противником современных средств поражения.

С введением ТК РФ, являющегося основным законодательным документом, регулирующим взаимоотношения между работодателем и работниками, в области охраны труда, защиты трудовых прав, разрешения трудовых споров, определена правовая база защиты пострадавших на производстве.

Основным органом государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства является Федеральная инспекция труда, в полномочия которой входят надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; анализ состояния и причины производственного травматизма и разработка предложений по его профилактике, участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проведении его самостоятельно; участие в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда.

Другими важнейшими органами, осуществляющими защиту работников, являются общероссийские профессиональные союзы и их объединения, которые могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Профсоюзные инспекторы труда в области охраны труда имеют право:

• проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

• принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях;

• защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве(работе);

• предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

Статьей 227 ТК РФ установлено, что расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя — физического лица.

К таким лицам относятся работники, выполняющие работу по трудовому договору; студенты и учащиеся образовательных учреждений высшего, среднего профессионального, начального и общего образования проходящие производственную практику в организациях; лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации; другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: травма; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенными животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника.

Производственными несчастными случаями считаются случаи, происшедшие с работниками:

• в течение рабочего времени на территории организации или вне ее, а также подготовительно-заключительное время, при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и нерабочие праздничные дни;

• при следовании к месту работы или с работы на представленном работодателем транспорте либо на личном транспорте в случае его использования в производственных целях по распоряжению работодателя, либо по соглашению сторон трудового договора;

• при следовании к месту командировки и обратно;

• при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха;

• при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

• при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;

• при осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершаемые в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастно го случая.

Статьей 228 ТК РФ регламентируются обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. При несчастном случае, происшедшем на производстве, работодатель обязан: немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставить его в учреждение здравоохранения; принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц; сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии), а в случае невозможности ее сохранения — зафиксировать с помощью фотографирования, составления схем и т.п.; обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет.

При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течение суток обязан сообщить:

• в соответствующую государственную инспекцию труда;

• в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

• в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;

• в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

• в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;

• в территориальные объединения организаций профсоюзов;

• в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;

• страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве.

Для расследования несчастного случая на производстве работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек (ст. 229 ТК РФ). В состав комиссии включаются специалист по охране труда, представители работодателя, представители профсоюзного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. В состав комиссии не включается руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай.

При расследовании несчастных случаев со смертельным исходом в состав комиссии включаются также государственный инспектор по охране труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов. Комиссию в этом случае возглавляет государственный инспектор по охране труда.

В соответствии со ст. 228 ТК РФ при групповом несчастном случае на производстве с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители Федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и представители Общероссийского объединения профессиональных союзов. Председателем комиссии является главный государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции, а на объектах, подконтрольных территориальному органу федерального горного и промышленного надзора, — руководитель этого территориального органа.

При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

В каждом случае расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия несчастного случая, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности — объяснения от пострадавшего.

При расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом на производстве комиссия подготавливает следующие документы: приказ работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая; планы, эскизы, схемы, фото- и видеоматериалы места происшествия; документы, характеризующие состояние рабочего места; выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда; протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших; экспертные заключения специалистов; медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти; копии документов и выписок, необходимых для объективного расследования.

На основании собранных документов и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет степень виновности пострадавшего, классифицирует несчастный случай, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, определяет меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.

Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет определен ст. 230 ТК РФ.

По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня либо повлекшему его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве в двух экземплярах.

При групповом несчастном случае на производстве акт составляется на каждого пострадавшего отдельно.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником сторонней организации, то акт о несчастном случае составляется в трех экземплярах: два экземпляра вместе с материалами расследования несчастного случая и актом расследования направляются работодателю, работником которого является (являлся) пострадавший, третий экземпляр акта, документы и материалы расследования остаются у работодателя, на производстве у которого произошел несчастный случай.

Если несчастный случай произошел с застрахованным работником, то составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве.

В акте о несчастном случае на производстве подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного случая, указываются лица, допустившие нарушения требований безопасности и охраны труда.

Акт подписывается членами комиссии, утверждается работодателем и заверяется печатью, а также регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

Работодатель в трехдневный срок после утверждения акта обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае со смертельным исходом — родственникам погибшего либо его доверенному лицу (по требованию). Второй экземпляр акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего на момент несчастного случая на производстве. При страховом случае третий экземпляр акта и материалы расследования работодатель направляет в исполнительный орган страховщика.

Акты о расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом с документами и материалами расследования, прилагаемыми к акту, в трехдневный срок после их утверждения председателем комиссии направляются в прокуратуру, в которую сообщалось о несчастном случае, а при страховом случае — также в исполнительный орган страховщика. Копии указанных документов направляются также в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального надзора по несчастным случаям, происшедшим в подконтрольных им организациях (на объектах). Также копии актов направляются в федеральную инспекцию труда и федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности для анализа состояния и причин производственного травматизма в России и разработки предложений по его профилактике.

Расследованию подлежат и квалифицируются как несчастные случаи, не связанные с производством, с оформлением акта произвольной формы:

• смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;

 

• смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось (по заключению учреждения здравоохранения) алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества;

• несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего по заключению правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния.

Акт составляется в произвольной форме и вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет.

По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель обязан направить в государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — в территориальный орган государственного надзора информацию о последствиях несчастного случая на производстве и мероприятиях, выполненных в целях предупреждения несчастных случаев.

О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом, работодатель сообщает в соответствующую государственную инспекцию труда, о страховых случаях — в исполнительный орган страховщика, в соответствующий профсоюзный орган, а если они произошли на объектах, подконтрольных территориальным органам государственного надзора, — в эти органы.

Государственный инспектор по охране труда при выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего о несогласии их с выводами комиссии по расследованию, проведенному без его участия, проводит расследование самостоятельно, независимо от срока давности несчастного случая. При этом он может привлекать профсоюзную инспекцию труда и органы государственного надзора. По результатам расследования составляется заключение, выдается предписание, которые являются обязательными для исполнения работодателем.

Государственный инспектор по охране труда вправе потребовать от работодателя составления нового акта о несчастном случае, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая.

 

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем несчастного случая, отказа в проведении расследования и составления акта, несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются органами государственной инспекции труда или судом (ст. 231 ТК РФ).

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, регулируется Гражданским кодексом РФ.

Возмещение вреда потерпевшему включает:

• выплаты денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности;

• компенсацию дополнительных расходов;

• выплату единовременного пособия;

• возмещения морального вреда.

Под несчастными случаями понимаются и профессиональные заболевания, профессиональные отравления, а в исключительных случаях — общие заболевания. Список профессиональных заболеваний и инструкция по его применению утверждены Минздравсоцразвития РФ.

Профессиональные заболевания вызваны действием неблагоприятных производственно-профессиональных факторов (пневмокониозы, интоксикации, вибрационная болезнь и др.), к ним также относятся заболевания, в развитии которых установлена причинная связь с воздействием определенного производственного фактора.

Необходимым условием для отнесения общего заболевания к числу повреждений здоровья, связанных с исполнением трудовых обязанностей, является соответствующее заключение медицинского учреждения, выявившего причинную связь общего заболевания с допущенными работодателем нарушениями нормальных условий труда, поставившими работника в угрожающее здоровью положение.

 

Тестовые задания для контроля

Тест 1. Декларация безопасности является обязательной для:

1) производств, включенных в специальный федеральный перечень;

2) особо опасных производств;

3) всех промышленных предприятий;

4) всех предприятий, ведомств и организаций.

Тест 2. В соответствии с порядком расследования и учета несчастных случаев на производстве расследованию и учету подлежат:

1) острые отравления;

2) телесные повреждения, нанесенные животными (например, работнику лесного хозяйства);

3) укусы насекомых, повлекшие за собой необходимость перевода на другую работу (например, при следовании работника к месту командировки);

4) травмы, полученные в результате стихийных бедствий, независимо от времени и места события.

Тест 3. Система стандартов безопасности труда включает в себя:

1) организационно-методические стандарты;

2) стандарты минимальных требований по безопасному ведению работ;

3) стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов;

4) стандарты требований к средствам защиты работающих.

Тест 4. Работник получил травму, выполняя задание по устному распоряжению работодателя, которое не входило в его трудовые обязанности. Кроме того, между работодателем и работником не был заключен трудовой договор не по вине работника, хотя последний работал календарный месяц. Подлежит ли несчастный случай расследованию и учету в соответствии с действующим законодательством:

1) подлежит, если работник проработал больше месяца;

2) не подлежит, так как не был заключен трудовой договор;

3) подлежит;

4) не подлежит, так как действия работника не входили в его трудовые обязанности.

Тест 5. Установите соответствие между видами мониторинга окружающей среды.

Признак наблюдения

Виды мониторинга

Глобальный Региональный Импактный Базовый

А Б В Г

1. Система наблюдений за особо опасными зонами и источниками загрязняющих веществ

2. Система наблюдений за состоянием окружающей среды в биосферных заповедниках

3. Система наблюдений (оценки, прогноза) за состоянием биосферы земли

4. Система наблюдений за антропогенным воздействием на среду обитания крупных территорий

Тест 8. Следующие правовые и нормативно-технические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности относятся к законам:

1) Федеральный закон «Об основах охраны труда» (1999 г.);

2) постановление Правительства РФ «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» (1999 г.);

3) постановление Правительства РФ «Об экспертизе условий труда» (1999 г.);

4) комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»;

5) постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

Тест 9. Причины возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний делятся на:

1) технические, организационные, психологические;

2) технические, организационные, санитарно-гигиенические;

3) социальные, организационные, санитарно-гигиенические;

4) психологические, организационные, санитарно-гигиенические.

Тест 10. К нормативным актам системы управления и правового регулирования безопасности жизнедеятельности относятся:

1) стандарты предприятия;

2) инструкции по охране труда;

3) стандарты Системы стандартов безопасности труда;

4) отраслевые стандарты;

5) опытно-конструкторские разработки в области создания средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Тест 11. Система управления охраны труда на предприятии предусматривает участие в ней:

1) директора, его заместителей, главного инженера, руководителей структурных подразделений;

2) всех представителей администрации и структурных подразделений: от бригадиров и мастеров до директора;

3) директора, заместителей директора, главного инженера, руководителей подразделений, выполняющих специализированные функции управления охраной труда.

 

 

Глава 7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.