Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация государственной системы безопасности жизнедеятельности




Обучение операторов технических систем по безопасности жизнедеятельности

Под системой «человек — машина» понимается такая совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно целям системы. Бинарная система «человек — машина» является многоцелевой, и одной из важнейших ее целей является безопасность, т.е. ненанесение ущерба здоровью человека. Перед создателями системы стоит сложная задача согласования целей и устранения возможных противоречий между ними. Для того чтобы исключить отрицательные последствия взаимодействия человека и машины, необходимо обеспечить определенные условия функционирования системы «человек — машина».

Характеристики человека в процессе трудовой деятельности относительно постоянны, характеристики машины значительно больше поддаются регулированию. Следовательно, решая вопросы безопасности системы «человек — машина», необходимо учитывать, прежде всего особенности человека.

Человек в системе безопасности играет три роли:

• объект защиты;

• средство обеспечения безопасности;

• возможный источник опасности.

Таким образом, звенья системы «человек — машина» органически взаимосвязаны.

В обеспечении безопасности в рамках рассматриваемой системы участвуют многие специалисты — научные работники, конструкторы, проектировщики, эксплуатационные работники и др. Создавая безопасные конструкции, эти специалисты в то же время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений. Чтобы система «человек — машина» функционировала эффективно и не приносила ущерба безопасности жизнедеятельности человека, необходимо учитывать совокупность характеристик машины и человека.

Как и любая другая, система «человек — машина» функционирует в пространстве, времени и разделяется на статическую и динамическую.

 

Основой системного подхода является анализ, т.е. разделение целого на элементы в противоположность синтезу, который объединяет части в целое.

С позиций безопасности производственных процессов одна из задач системного метода состоит в том, чтобы проследить, как части системы функционируют во взаимодействии с другими ее частями.

Оператор представляет собой одно из звеньев системы «человек — машина» и, в отличие от машины, обладает способностью интеграции и ассоциации.

Целесообразно передавать машине такие функции, которые она выполняет лучше человека (прием, переработка информации).

Оператор выполняет различные задачи: контроль за работой технических систем, предупреждение и выявление неисправностей, прием и передача информации, исполнение той или иной команды и т.д. Но во всех случаях управления объектом он воспринимает показания приборов, расшифровывает их, принимает решения, выполняя соответствующие действия, которые могут быть простыми или сложными. Сигнал, возникающий в результате действий оператора, преобразуется и поступает к управляемому объекту, изменяя его состояние. Это, в свою очередь, потребует от оператора новых действий и т.п.

Взаимосвязь, функционирование и надежность технических систем возможны только благодаря наличию основного звена — человека. Поэтому анализ надежности реальных систем должен обязательно включать человеческий фактор.

Практически все технические системы независимо от степени их автоматизации в той или иной мере требуют участие человека. Естественно, что там, где работает человек, появляются ошибки независимо от уровня его подготовки, квалификации или опыта. Поэтому прогнозирование надежности оборудования без учета надежности работы человека не может дать истинной картины.

Ошибки по вине человека могут возникнуть в следующих случаях:

1) оператор или какое-либо лицо стремится к ошибочной цели;

2) поставленная цель не может быть достигнута из-за неправильных действий оператора;

3) оператор бездействует в тот момент, когда его участие необходимо.

Свойство человека ошибаться является следствием его психофизиологического состояния. Интенсивность совершения ошибок во многом определяется параметрами внешней среды, в которой человек работает.

Методы прогнозирования частоты ошибок человека основываются на классическом анализе и включают следующие этапы: составление перечня основных отказов системы и человека; оценки частоты ошибок человека; определение влияния частоты ошибок человека на интенсивность отказов рассматриваемой системы; выработки рекомендаций, внесение необходимых изменений в рассматриваемую систему и др.

Из числа желающих работать оператором производится профессиональный отбор, главная задача которого — выявление профессионально значимых качеств у кандидатов на эту должность.

Основная трудность профессионального отбора состоит в том, что нужно предвидеть, насколько успешно человек будет работать по специальности, с которой ранее не имел дело.

Обычно при приеме на работу проводят беседы с кандидатом, во время которых он заполняет определенные формы документов. Для этой цели разрабатывают специальные стандартизированные интервью и анкеты (анкетный метод). Но многие качества испытуемого могут быть выявлены только во время трудовой деятельности (аппаратурный метод) или с помощью тестов.

Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные психофизиологические факторы выявляются и оцениваются с помощью специальных приборов и аппаратуры.

При тестовом методе испытуемому предлагается ряд тестов, в процессе решения которых выявляются его психофизиологические свойства. 24 II VI XIX (XIII 3 12 XXIV 1 VII 14 XVIII 4 X. Например, при использовании теста на переключение внимания испытуемым предлагают следующую таблицу:

7 IV 10 VI 22 17 XIII 19 8 41 11 I 20 X 21 IX 6 XVIII V 18 XIV 25 13 9 XX XXI III 23 VIII 15 16 5 IX 2 XXII

Они должны отметить:

а) арабские цифры в возрастающем порядке — от 1 до 25;

б) римские цифры в убывающем порядке — от XXIV до I;

в) попеременно арабские цифры в возрастающем и римские циф- ры в убывающем порядке: 1, XXIV; 2, XXIII; 3, XXII и т.д.

Далее дается команда: «Приготовьтесь к первому заданию. Внимание! Начинайте!». Запускают секундомер и останавливают его, когда будет указана последняя цифра.

Разница между суммой времени, затраченной на выполнение заданий а) и б) и временем, затраченным на задание в), позволяет судить о степени переключаемое™ внимания.

Тестовый метод в настоящее время широко используется за рубежом и на предприятиях России.

Тесты делятся на следующие группы:

• тесты определения способностей;

• тесты проверки зрения и слуха;

• личностные тесты для оценки импульсивности, активности человека и т.п.

В специальных лабораториях профессиональный подбор (отбор) производится на основе профессиограмм-описаний социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей отдельных профессий.

Например, для оператора-вальцовщика резиновых смесей на предприятиях химической промышленности краткое содержание професси-ограммы будет следующим:

1) вальцовщик выполняет разнообразные работы по вальцеванию на вальцах, изготовляет различные смеси. Содержанием его труда является ввод серы и других ингредиентов в порядке, предусмотренном технологическим регламентом; тщательное перемешивание смесей; определение готовности смеси по показаниям контрольно-измерительных приборов или по внешнему виду и т.д.;

2) вальцовщик должен иметь хорошую физическую выносливость и силу рук, повышенное (хорошее) осязательное и зрительное различение объектов, обладать настойчивостью, старательностью и т.п.

 

Для определения конкретных требований, которые предъявляются к исполнителю каждого вида работы, нужно прежде всего аналитически рассмотреть ее по группам показателей, обусловливающих те или иные требования, затем оценить каждый по его значению в данной работе.

По психофизиологическим свойствам все люди различны. Эти свойства постоянно развиваются и изменяются. Благодаря определенному воспитанию и обучению можно добиться корректировки психофизиологических свойств, однако существуют природные ограничения изменчивости этих свойств (пороги ощущения, объем оперативной памяти).

Таким образом, профессиональный психологический отбор операторов ставит задачу выявить людей, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения.

Профессиональная пригодность — это наличие следующих свойств: положительная мотивация к данной специальности; порог ощущения опасности; хороший глазомер; устойчивость, концентрация, распределение внимания; нормальное состояние двигательного аппарата и т.д.

Профессиональная непригодность подразумевает наличие хронического заболевания и травм; низкий порог ощущения опасности; плохое зрение; невнимательность; рассеянность; отсутствие положительной мотивации к данной работе и т.д.

Согласно Трудовому кодексу РФ и ст. 4 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда (от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ) работодатель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

Перед заключением трудового договора (контракта) с работником руководитель организации должен определить необходимость направления его на предварительный медицинский осмотр. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ предварительный и периодические медицинские осмотры проводятся с целью предотвращения профессиональных заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда по перечням вредных веществ, неблагоприятных производственных факторов, а также отдельных видов работ. На основании этого руководитель организации по согласованию с профсоюзным комитетом или другим представительным органом и совместно с территориальной санитарно-эпидемиологической службой должен определить и утвердить перечень профессий и работ, для выполнения которых необходимо пройти предварительный медицинский осмотр.

Предварительные и периодические осмотры обязательны для лиц, работа которых проводится на высоте, для водителей транспортных средств (они должны различать цвета, не иметь сильно выраженной близорукости и дальнозоркости), для электротехнического персонала, выполняющего работы по оперативному обслуживанию и ремонту электроустановок, а также для выполняющих монтажные и наладочные работы, производящих испытания и измерения в этих электроустановках (они не должны иметь увечий, ограниченной подвижности и некоторых заболеваний). К газоопасным работам не допускаются лица, имеющие заболевания органов дыхания, и т.д.

Специальное тестирование перед приемом на работу проходят операторы сложных систем управления, так как их ошибочные действия могут привести к неправильному и неполному восприятию информации, ее неправильной обработке. С помощью специальных тестов осуществляется контроль зрительной памяти, определяются избирательная способность восприятия, своевременность принимаемых решений, реакция операторов (обязательный специальный контроль проходят, в частности, авиадиспетчеры).

Стимулирование безопасности деятельности осуществляется по принципу поощрения и наказания. Существуют различные виды положительного и отрицательного стимулирования безопасности.

Положительные виды стимулирования:

• социальное поощрение (награждение, благодарность, льготы и пр.);

• материальные вознаграждения (премии, повышение заработной платы, снижение налогов);

• организация конкурсов и соревнований под девизом «Работать без травм и аварий», «За чистый воздух» и т.д.;

• учет травматизма, уровня безопасности в регионах при установлении льгот, дотаций, инвестиций.

Отрицательные виды стимулирования:

• вызов виновных в администрацию, правоохранительные и инспекционные органы для объяснений;

• лишение премий, штрафные санкции, увеличение налогов;

• применение системы предупреждений;

• выговоры, увольнения.

Наряду с желательным положительным эффектом наказание часто имеет немало непредусмотренных отрицательных последствий (сокрытие недостатков в работе и технологии; нежелание усовершенствовать процесс). Люди в данном случае учатся определять ситуации, влекущие наказания, поэтому временно изменяют свое поведение.

Для того чтобы у работающего не возникало желание делать выбор между опасным и безопасным способом деятельности, нужно сформировать общественное мнение коллектива и основные принципы правильного поведения руководителей.

Коллектив нельзя рассматривать как простую сумму образующих его личностей. Поведение личности в коллективе изменяется, и если метод убеждения оказал положительное влияние на индивидуума, то это вовсе не значит, что он обязательно окажется эффективен для всего коллектива. В то же время нельзя отрицать и роли отдельного члена коллектива в формировании общего мнения, его определенного влияния на эту точку зрения. Отсюда следует требование: при формировании коллективной точки зрения на безопасную деятельность необходимо постоянно сочетать воздействие на отдельных членов с воздействием на коллектив в целом.

Таким образом, основным принципом эффективного поведения руководителя в коллективе является его умение создать себе прочный авторитет и тем самым добиться, чтобы его указания выполнялись работниками не в силу административного подчинения, а вследствие осознания их правильности. Эта задача не относится к числу простых. Решающая предпосылка успешного руководства — умение найти индивидуальный подход к каждому из подчиненных. Особое значение приобретают личностные качества руководителя, его способность влиять на работников, их психологию.

Наличие квалифицированного персонала — одно из важнейших условий безопасности труда на производстве. Поэтому на предприятиях должна быть создана специальная система обучения работников по охране труда.

Процесс обучения должен включать:

• объяснение и уяснение материала;

• отработку и овладение материалом;

• контроль исходного, промежуточного и конечного уровней обучения.

 

Процесс обучения должен быть недолгим и качественным, что определяется правильностью выбора комплекса задач и последовательностью их предъявления в процессе обучения, эффективностью управления процессом обучения, контроля за действиями обучаемого. Организация процесса обучения предполагает выбор форм и методов обучения; разработку средств обучения или их выбор из имеющихся; планирование последовательности и длительности всей системы занятий.

Согласно ст. 9 и 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда работодатель обязан обеспечить обучение, инструктаж работников и проверку знаний работником норм, правил и инструкций по охране труда.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда в целом возлагается на руководителя предприятия, а в подразделениях (в цехах, участках и пр.) — на руководителей подразделений.

Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж; его проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности.

Инструктаж включает ознакомление:

• с состоянием условий и охраны труда, производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями на предприятии;

• с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором на предприятии;

• со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда;

• с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты и др.

Перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка с целью углубления знаний по наиболее важным вопросам охраны труда (семинары, беседы, консультации и др.). О дате и месте проведения проверки знаний работник должен быть предупрежден не позднее, чем за 15 дней.

 

Приказом руководителя предприятия создается комиссия по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятия. В комиссию входят руководители и специалисты службы охраны труда, главные специалисты (энергетик, технолог и др.), представители профсоюза, государственные инспекторы по охране труда, а в случае проверки знаний другими надзорными органами — и представители этих органов.

Для предприятий негосударственных форм собственности перечни контрольных вопросов разрабатывают комиссии учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или сами органы управления.

Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами.

Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий проводится по программам, разработанным и утвержденным предприятиями или учебными центрами, комбинатами, институтами в соответствии с типовыми программами. Эти типовые программы разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, органами управления охраной труда субъектов Российской Федерации.

Контроль за своевременной проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляет Государственная инспекция труда.

Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих (в том числе и операторов технических систем) проводятся в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения по безопасности труда. Общие положения».

Выводы:

Рассмотрение проблем безопасности человека показывает, что основополагающим звеном антропогенных опасностей на производстве являются психологические аспекты деятельности человека. Отсюда возникает практический интерес к выявлению организационно-психологических причин несчастных случаев, к возможности избегать допуска людей, не приспособленных к опасным видам работ, к снижению утомляемости и др.

Необходимо учитывать особенности функционирования бинарной системы «человек — машина», противоречия между ними, меры по избежанию психологических причин создания опасных ситуаций и травматизма, формирование линии поведения работника с учетом его индивидуальных качеств, организацию обучения, инструктажа и стимулирования мер безопасности и др.

 

Вопросы и задания для проверки

1. Когда возникают и чем характеризуются производственные психические состояния?

2. Перечислите особенности групповой психологии.

3. Каковы особенности поведения человека в аварийных ситуациях?

4. Что представляет собой взаимодействие человека и машины?

5. С какой целью проводится медицинское освидетельствование операторов сложных технических систем?

6. Как осуществляется организация обучения, инструктирования и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и рабочих?

7. Какую ответственность несет работодатель за нанесение ущерба здоровью работника?

8. Для какой цели на предприятиях создаются кабинеты психологической разгрузки?

9. Перечислите виды положительного и отрицательного стимулирования безопасности.

10. Тестовые задания для контроля

Тест 1. Готовность человека к успешным действиям в условиях аварийной ситуации в наибольшей степени определяется (укажите приоритеты):

1) уровнем профессиональной подготовки;

2) индивидуальностью, личностью человека;

3) отсутствием всей полноты информации о наступившем событии;

4) наличием средств для предупреждения и ликвидации опасности.

Тест 2. К факторам, определяющим способность оператора противостоять опасности, относятся:

1) фактор демографического характера;

2) психобиологический фактор;

3) репродуктивный фактор;

4) психофизиологический фактор.

Тест 3. Деятельность оператора отличается от других видов трудовой деятельности:

1) постоянным наличием фактора «дефицит времени»;

2) удаленностью от предмета труда, дистанционным воздействием на предмет труда;

3) уровнем нагрузки на сенсорный компонент (при этом до 90% информации приходится на зрительный анализатор);

4) выполнением множества разнообразных, часто несхожих между собой функций (наблюдение, управление, переговоры и др.);

5) ответственностью за принятие решений.

Тест 4. Руководитель объекта экономики (работодатель) несет ответственность за несчастные случаи, происшедшие с работниками:

1) в течение рабочего времени на территории организации (предприятия);

2) в течение рабочего времени вне территории организации (предприятия);

3) по окончании работы, во время приведения в порядок рабочей одежды;

4) в быту.

Тест 5. На безопасность человека как звена технической системы оказывают наиболее сильное влияние следующие мотивы его деятельности (ранжируйте ответы):

1) мотив удовлетворенности;

2) мотив материального вознаграждения;

3) трудоохранный мотив;

4) мотив в потребности к постоянному повышению профессионального уровня.

Тест 6. Укажите соответствие между качествами внимания и его характеристиками в процессе труда:

№ п/п Качества внимания Внимание к нескольким объектам Степень охвата объектов Степень сосредоточенности Длительность сосредоточения Одновременность выполнения нескольких действий

1 Объем

2 Распределение

3 Концентрация

Тест 7. Внеплановый инструктаж по технике безопасности проводится:

1) при изменении технологического процесса;

2) при смене руководства;

3) при поступлении на работу;

4) во всех указанных случаях.

Тест 8. Из-за сбоев в компьютерной сети диспетчер не получил полные данные о движении самолета, в результате чего поспешные действия привели к ошибочным командам. Ранжируйте последовательную связь ошибочных действий во времени:

1) ошибки выполнения конкретных действий;

2) ошибки в ориентации;

3) ошибки принятия решения;

4) ошибки профессиональной подготовки диспетчера к действиям в экстремальной ситуации.

Тест 9. Психофизическое качество работника, влияющее на безопасность трудового процесса, — это:

1) психическое состояние;

2) отношение к работе;

3) сенсомоторная координация;

4) способность к концентрации внимания.

 

Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Безопасность жизнедеятельности достигается за счет правильных и своевременных управленческих решений в масштабах мирового сообщества, страны, в отраслях и на отдельных предприятиях. Управление безопасностью жизнедеятельности имеет правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, руководящие и контролирующие органы.

Систему обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством, регламентирующим отношения в данной сфере.

Система управления безопасностью жизнедеятельности представлена на рис. 6.1.

Основные функции системы ОБЖ:

• выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса мер по их предупреждению и нейтрализации;

• управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при ЧС;

• осуществление системы мер по восстановлению функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения ЧС;

• участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами страны в соответствии с международными договорами и соглашениями.

Рассмотрим организацию и управление безопасностью жизнедеятельности на различных уровнях.

На международном уровне данная миссия возложена на Организацию Объединенных Наций (ООН), членами которой являются практически все суверенные государства. В рамках ООН действуют различные специализированные учреждения: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ) и др.

Значительную роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности играют международные организации: Европейское сообщество (ЕС), НАТО, Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ) и др.

Система управления национальной безопасности России включает совокупность государственных органов и общественных структур, законных сил и средств, обеспечивающих защиту национальных ресурсов и ценностей, а также общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации, а гражданам, находящимся за ее пределами, гарантирует защиту и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и округов.

Выделяют несколько уровней системы государственных органов и ведомств, обеспечивающих безопасность человека, общества, государства.

Первый уровень — органы законодательной власти, определяющие на уровне законов основные направления и механизмы обеспечения безопасности как целостного явления.

Второй уровень — органы исполнительной власти, определяющие стратегию национальной безопасности и ее реализацию.

Третий уровень — судебные органы, обеспечивающие неукоснительное соблюдение законов в сфере правовой безопасности.

Четвертый уровень — государственные институты, обеспечивающие безопасность на уровне системы мер (охрана границ государства, таможенный контроль, налоговые органы и др.).

Пятый уровень — система органов внутренних дел и спецслужб, осуществляющих непосредственную борьбу с внутренними угрозами.

Шестой уровень — единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Все органы государства обеспечивают безопасность страны в строгом соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. №2446-1.

На уровне конкретного предприятия организационная структура системы безопасности может быть самой разнообразной в зависимости от его масштаба, формы собственности и т.п.

Основной целью системы безопасности предприятия (организации) является предотвращение ущерба его деятельности из-за разглашения, утечки и несанкционированного доступа к источникам конфиденциальной информации; хищения финансовых и материально-технических средств; уничтожения имущества и ценностей; нарушения работы технических средств обеспечения производственной деятельности.

На современном производстве создаются те или иные вредные и опасные условия для работающих и окружающей среды, что требует организации их надежной и эффективной защиты. Поэтому на предприятиях имеет место и производственная безопасность, предназначенная для защиты человека от воздействия опасных производственных и внешних факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.