Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение безопасности на транспорте




Безопасность технических средств и технологических процессов

Общие требования безопасности к производственному оборудованию и производственным процессам установлены ГОСТ 12.2.003-91 и ГОСТ 12.3.002-75. Безопасность производственных процессов в основном определяется безопасностью производственного оборудования.

Производственное оборудование должно отвечать следующим требованиям:

1) обеспечивать безопасность работающих при монтаже (демонтаже), вводе в эксплуатацию и эксплуатации как в случае автономного использования, так и в составе технологических комплексов при соблюдении требований (условий, правил), предусмотренных эксплуатационной документацией. Все машины и технические системы должны быть травмо-, пожаро- и взрывобезопасными; не являться источником выделения паров, газов, пыли в количествах, превышающих на рабочих местах установленные нормы; генерируемые ими шумы, вибрации, ультра- и инфразвук, производственные излучения не должны превышать допустимые уровни;

2) имен, органы управления и отображения информации, соответствующие эргономическим требованиям, и располагаться таким образом, чтобы пользование ими не приводило к повышенной утомляемости, являющейся одной из определяющих причин травматизма. В частности, органы управления должны быть в зоне досягаемости оператора; усилия, которые необходимо к ним прилагать, должны соответствовать физическим возможностям человека; рукоятки, штурвалы, педали, кнопки и тумблеры должны быть спрофилированы таким образом, чтобы они были максимально удобны в использовании. Число и различимость средств отображения информации должны учитывать возможности оператора по ее восприятию и не требовать чрезмерной концентрации внимания;

3) иметь систему управления оборудованием, обеспечивающую надежное и безопасное ее функционирование на всех предусмотренных режимах работы оборудования и при всех внешних воздействиях в условиях эксплуатации. Система управления должна исключать создание опасных ситуаций из-за нарушения работающими последовательности управляющих действий.

Основные требования безопасности, предъявляемые к технологическим процессам:

• устранение непосредственного контакта работающих с исходными материалами, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими вредное действие;

• замена технологических процессов и операций, связанных с возникновением травмоопасных и вредных производственных факторов, процессами и операциями, при которых указанные факторы отсутствуют или отличаются меньшей интенсивностью;

• комплексная автоматизация и механизация производства, применение дистанционного управления технологическими процессами и операциями при наличии травмоопасных и вредных производственных факторов;

• герметизация оборудования;

• применение средств коллективной защиты работающих;

• рациональная организация труда и отдыха с целью профилактики монотонности и гиподинамии, а также ограничения тяжести труда;

• своевременное получение информации о возникновении опасных производственных факторов на отдельных технологических операциях;

• внедрение систем контроля и управления технологическим процессом, обеспечивающих защиту работающих и аварийное отключение производственного оборудования;

· своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками травмоопасных и вредных производственных факторов, обеспечение пожаровзрывобезопасности.

Кроме того, ГОСТ 12.3.003-75 устанавливает принципы безопасной организации производственных процессов, общие требования безопасности к производственным помещениям, площадкам, размещению производственного оборудования и организации рабочих мест, хранению и транспортировке исходных материалов, готовой продукции и отходов производства, профессиональному отбору и проверке знаний работающих, а также требования применения средства защиты работающими.

При определении необходимых средств защиты руководствуются ССБТ по видам производственных процессов и группам производственного оборудования, используемым в этих процессах.

В рамках ССБТ проводятся взаимная увязка, систематизация всей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда.

 

 

В стандартах подсистемы 2 ССБТ «Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию» указываются средства коллективной защиты, применение которых необходимо в рассматриваемом производственном оборудовании. Во всех стандартах подсистемы 3 ССБТ «Стандарты требований безопасности к производственным процессам» имеется раздел «Требования к применению средств защиты работающих», определяющий перечень средств индивидуальной защиты.

Общие требования экологичности производственного оборудования и процессов установлены СН 1042-73 и стандартами системы «Охрана природы».

Основными нормативными показателями экологичности производственного оборудования и технологических процессов являются предельно допустимые выбросы в атмосферу (ПДВ), предельно допустимые сбросы (ПДС) в гидросферу и предельно допустимые энергетические воздействия (ПДЭВ).

Предельно допустимый выброс в атмосферу (ПДВ) — норматив, устанавливающий содержание загрязняющих веществ в приземном слое воздуха от источника или их совокупности, не превышающее нормативов качества воздуха для населенных мест. Норматив ПДВ направлен на ограничение выбросов и обусловлен тем, что при существующих методах сокращения отходов производства практически невозможно избежать проникновения в атмосферу вредных веществ, количество которых необходимо уменьшить до уровней, обеспечивающих соблюдение ПДК.

Нормы ПДС веществ в водный объект устанавливают с учетом ПДК веществ, загрязняющих водную среду в местах пользования, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями.

Нормирование ПДЭВ является основой для проведения экологической экспертизы источника. Реализация нормативных показателей источника достигается за счет его совершенствования на этапах проектирования, постановки на производство и эксплуатации.

Контроль учета требований безопасности производится на всех этапах с помощью экспертизы. Порядок экспертизы безопасности проектов новой техники и технологии и выдачи на них заключений установлен Минздравсоцразвития РФ и проводится Государственной экспертизой условий труда с участием органов Санэпидемнадзора РФ, а в некоторых случаях и других надзорных органов.

 

Применительно к оборудованию и технологическим процессам, имеющим аналоги, как правило, производятся расчетная оценка ожидаемого уровня негативных факторов и сопоставление полученных величин с предельно допустимыми значениями. При создании опытных образцов определяются фактические значения воздействия этих факторов. Если эти значения превышают допустимые величины, установленные ССБТ, производится доработка оборудования за счет введения соответствующих средств защиты или повышения их эффективности.

Применительно к оборудованию и технологическим процессам, не имеющим аналогов, производится идентификация опасностей и связанных с их возникновением негативных факторов. Здесь для выявления производственных опасностей применяют метод моделирования с использованием диаграмм влияния причинно следственных связей на реализацию этих опасностей.

Экологическая экспертиза техники, технологий, материалов включает отраслевую и государственную экспертизу. Отраслевая экологическая экспертиза проводится организациями, определенными в качестве головных, которые и рассматривают документацию готовой продукции или ее образцы. Государственная Экологическая экспертиза осуществляется экспертными подразделениями органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды на республиканском и региональном уровне.

Экологическая экспертиза направлена на предупреждение возможного превышения допустимого уровня вредного воздействия на окружающую среду в процессе ее эксплуатации, переработки или уничтожения. Следовательно, главная задача экологической экспертизы — определение полноты и достаточности мер по обеспечению требуемого уровня экологической безопасности новой продукции при ее разработке.

Меры по обеспечению экологической безопасности:

• определение соответствия проектных решений создания новой продукции современным природоохранным требованиям;

• оценка полноты и эффективности мероприятий по предупреждению возможных аварийных ситуаций, связанных с производством и потреблением (использованием) новой продукции, и ликвидации их возможных последствий;

• оценка выбора средств и методов контроля воздействия продукции на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов;

• оценка способов и средств утилизации или ликвидации продукции после отработки ресурса.

По результатам экологической экспертизы составляется экспертное заключение, включающее в себя вводную, констатирующую и заключительную части.

В вводной части содержатся сведения об экспертируемых материалах, организации, их разработавшей, о заказчике, органе, утверждающем указанные материалы.

Здесь же приводятся данные об органе, осуществляющем экспертизу, и времени ее проведения.

В констатирующей части дается общая характеристика отражения экологических требований в представленном на экспертизу проекте.

Заключительная часть экспертного заключения содержит оценку всего комплекса мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды. Завершается эта часть рекомендациями к утверждению представленных материалов либо решением о направлении их на доработку. При возвращении на доработку должны быть конкретно сформулированы замечания и предложения по проектным решениям с указанием срока доработки и представления проекта на повторную экспертизу.

Экспертное заключение в полном объеме является обязательным для организаций — авторов проекта, заказчиков и других исполнителей.

Государственной экологической экспертизе предшествует (как правило) отраслевая экспертиза.

При постановке продукции на производство обязательно учитываются требования безопасности и экологичности, предусмотренные ГОСТ 15.001-88. Согласно данному стандарту проверка новых технических решений, обеспечивающих достижение новых потребительских свойств продукции, должна осуществляться при лабораторных, стендовых и других исследовательских испытаниях моделей, макетов, экспериментальных образцов продукции в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации.

Опытные образцы подвергают приемочным испытаниям, в которых независимо от места их проведения вправе принять участие изготовитель и органы, осуществляющие надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы.

 

Оценку выполненной разработки и принятия решения о производстве и применении продукции проводит приемочная комиссия, в состав которой входят представители заказчика, разработчика, изготовителя и государственной приемки. При необходимости к работе комиссии могут быть привлечены органы, осуществляющие надзор за безопасностью, эксперты сторонних организаций.

Для исключения возможности эксплуатации оборудования, не соответствующего требованиям безопасности, на предприятии проводится его проверка как перед вводом в эксплуатацию, так и в процессе эксплуатации.

Новое оборудование и машины при поступлении на предприятие проходят входную экспертизу на соответствие требованиям безопасности.

В процессе эксплуатации оборудования ежегодно проводится Проверка его соответствия требованиям безопасности и экологичности. Отдел главного механика и энергетика должен ежегодно проводить проверку состояния всего парка станков, машин и агрегатов по техническим показателям, показателям безопасности, но результатам которых составляются планы ремонтов и модернизаций.

Важнейшей составной частью по обеспечению экологичности оборудования и технологических процессов при эксплуатации является составление экологического паспорта предприятия согласно требованиям ГОСТ 17.0.0.004-90.

Экологический паспорт состоит из следующих разделов: титульный лист; общие сведения о предприятии и его реквизиты; краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия; краткое описание технологии производства и сведения о продукции; балансовая схема материальных потоков; сведения о использовании земельных ресурсов; характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов; характеристика выбросов в атмосферу; характеристика водопотребления и водоотведения; характеристика отходов, сведения о рекультивации нарушенных земель, сведения о транспорте предприятия, сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.

Основой для разработки экологического паспорта являются основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, формы государственной статистической отчетности и другие нормативные и нормативно-технические документы.

Экологический паспорт разрабатывается предприятием и утверждается его руководителем, согласуется с территориальным органом экологического надзора, где и регистрируется.

Хранится экологический паспорт на предприятии и в территориальном органе по охране окружающей природной среды.

Любой вид транспорта представляет потенциальную опасность для человека.

Транспорт относится к числу успешно функционирующих в настоящее время отраслей, имеющих производственную специфику, обусловленную существующей материально-технической базой и реализуемой социально-экономической функцией. К транспортным средствам относятся воздушные суда; суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства; железнодорожный подвижной состав; подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на транспорте. В Федеральном законе «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ дается следующее определение понятия транспортной безопасности: «Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства».

Акт незаконного вмешательства рассматривается как противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) гибнет до 40 тыс. человек, получают ранения и увечья до 250 тыс. человек. Значительная часть ДТП происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Причем 1/3 ДТП — следствие плохой подготовки водителей, которые либо не имеют прав на управление транспортным средством соответствующей категории, либо покупают водительские удостоверения. Наиболее опасными нарушениями остаются превышение скорости, выезд на встречную полосу движения, управление транспортом в нетрезвом состоянии.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность машинистов. Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в вагонах. При перевозке опасных грузов (легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества) возможны взрывы и пожары, ликвидация которых достаточно сложна.

Не уменьшается количество аварий и катастроф на воздушном транспорте. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы системы управления, электропитания, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

Крупные аварии и катастрофы на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине капитанов, лоцманов и членов экипажа. Значительная часть аварий происходит вследствие неумелой эксплуатации судов, например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и их плохое крепление.

Таким образом, эксплуатация транспортных средств представляет серьезную опасность для населения при нарушении правил дорожного движения, инструкций и требований управления транспортными средствами.

Поэтому обеспечение безопасности движения на транспорте является весьма актуальной проблемой современности и требует введения законодательно установленных организационно-правовых норм и правил. Транспортную безопасность обеспечивает реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных мер в сфере транспортного комплекса.

К объектам транспортной инфраструктуры относят технологический комплекс, включающий железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, специализированные речные порты, портовые средства, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Субъектами транспортной инфраструктуры выступают юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Основными целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

 

 

Основные задачи обеспечения транспортной безопасности:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

2) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

3) разделение на категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

4) разработка и реализация требований и мер по обеспечению транспортной безопасности;

5) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

6) осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;

7) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими безопасность Российской Федерации, осуществляющими функции в сфере внутренних дел и экономического развития.

При угрозе транспортной безопасности все субъекты обязаны незамедлительно информировать об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Кроме того, все субъекты обязаны оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения.

 

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта по согласованию с заинтересованными ведомствами. Оценка уязвимости данных объектов проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации.

По результатам оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности. Их реализация осуществляется организациями инфраструктуры и транспортных средств или совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.