КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Передача товарного знака
Будучи обладателем исключительных прав на товарный знак, владелец товарного знака вправе им распоряжаться по своему усмотрению. Это правомочие собственника может быть реализовано путем уступки товарного знака или путем предоставления лицензии на его использование. Регулированию этого вопроса посвящены гл. 5 Закона о товарных знаках и Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака. Кроме того, к совершению этих сделок применяются установленные гражданским законодательством правила заключения и исполнения договоров. Как установлено Законом о товарных знаках, товарный знак может быть уступлен его владельцем любому заинтересованному лицу, как юридическому, так и физическому. Для владельца товарного знака передача права означает, что сам он больше не будет использовать этот товарный знак. Исключительное право будет принадлежать правопреемнику. С учетом норм Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) договоры об уступке товарного знака (или договоры о передаче права на товарный знак) могут содержать условия о возможности или безвозмездности совершения этой сделки. Договор об уступке товарного знака составляется в произвольной письменной форме. Однако он должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к содержанию договоров различного вида в соответствии с нормами ГК РФ, и отражать специфику заключаемой сделки. Такой договор должен относиться только к охраняемым в Российской Федерации товарным знакам и знакам обслуживания. В отличие от законодательства некоторых зарубежных стран Закон России не связывает передачу права на товарный знак с передачей права на имущество, с помощью которого, например, производится товар, маркируемый товарным знаком, предназначенным к передаче. Закон содержит специальную оговорку, что товарный знак может быть уступлен как в отношении всех товаров и услуг, для которых зарегистрирован товарный знак, так и в отношении какой-либо их части. Закон установил только одно ограничение для совершения подобного рода договоров, а именно: уступка товарного знака не допускается, если она может стать причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Такая ситуация, например, может сложиться при следующих обстоятельствах. На имя лица — обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара — зарегистрирован товарный знак, включающий в качестве элемента наименование место происхождения товара. Это лицо предполагает уступить свой товарный знак другому лицу, не имеющему возможности получить право пользования наименованием места происхождения товара. Такая уступка будет противоречить условиям регистрации товарного знака и вводить потребителя в заблуждение. Следовательно, регистрировать такой договор нельзя. Законом предусмотрена обязательная регистрация договора об уступке (приложение 1) в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Без регистрации такой договор считается недействительным и, следовательно, предусмотренные им правовые последствия не наступят. Ни Закон о товарных знаках, ни Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака не определяют основания, по которым может быть отказано в регистрации договора об уступке товарного знака. Однако такие основания можно определить, анализируя, например, нормы Закона, относящиеся к охраноспособности товарных знаков (ст. 6 и 7). В соответствии с указанными нормами уступка товарного знака может рассматриваться как вводящая в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, в частности в случаях, когда в товарном знаке содержится обозначение: 1)представляющее собой государственный герб, флаг или эмблему; официальное название государства, эмблему, сокращенное или полное наименование международной межправительственной организации; официальное контрольное, гарантийное и пробирное клеймо, печать, награду и другой знак отличия или сходное с ними до степени смешения, которое было включено как неохраняемый элемент на основании согласия соответствующего компетентного органа или его владельца, если товарный знак уступается лицу, которому такое согласие не представлено; 2)указывающее на место производства или сбыта товара и включенное в товарный знак как неохраняемый элемент, если товарный знак уступается лицу, находящемуся в другом географическом объекте; 3)зарегистрированное в качестве наименования места происхождения товара и включенное в товарный знак как неохраняемый элемент, если товарный знак уступается лицу, не являющемуся обладателем свидетельства на право пользования этим наименованием места происхождения товара. Кроме того, уступка товарного знака может рассматриваться как вводящая в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя в случаях, когда она осуществляется в отношении: 1)части товаров, являющихся однородными с товарами, в отношении которых владелец товарного знака сохраняет за собой право на товарный знак; 2)товарного знака, признанного в установленном порядке общеизвестным; 3)товарного знака, воспроизводящего промышленный образец, право на который принадлежит лицу, уступающему товарный знак, но сохраняющему за собой право на промышленный образец товарного знака, воспроизводящего фирменное наименование (или его часть), право на которое принадлежит лицу, уступающему товарный знак, но сохраняющему за собой право на фирменное наименование. В Российской Федерации передача товарных знаков не распространена в хозяйственной деятельности. Однако в экономически развитых странах это явление имеет место. Особенно широко уступка прав на товарный знак практикуется в США и зачастую проходит в рамках так называемой системы франчайзинг, созданной для поддержки и развития малого и среднего бизнеса. В соответствии с системой франчайзинга владелец торгового знака, торгового имени или авторского права (как правило, крупная фирма) разрешает другой фирме (как правило, мелкой) использовать их в своих целях. В США в этой системе занято более 5 млн рабочих. Система франчайзинга выгодна и большому, и малому бизнесу, поэтому она исключительно популярна. Как правило, при этом производитель перекладывает на мелкую фирму проблемы, связанные с реализацией продукции. Получила развитие и такая форма, когда мелкая фирма снабжается не только продукцией и торговой маркой, но и стратегией маркетинга, контролем за качеством, технологиями в сфере услуг и пр. При этом владелец, предоставляющий свой товарный знак, имеет следующие преимущества: 1) возможность увеличить масштаб производства за счет экономии на торговых расходах; 2) более высокую степень мотивации у мелких фирм, чем у руководителей подразделений собственных предприятий; 3) малый бизнес более чувствителен к местным условиям в результате более тесных контактов с населением данной местности; 4) отсутствие проблем в трудовых отношениях; 5) возможность возрастания капитала для расширения собственного бизнеса за счет экономии на издержках, которые несут мелкие фирмы. К отрицательным сторонам с точки зрения большого предприятия можно отнести: 1) необходимость предоставления кредита мелким фирмам; 2) необходимость обеспечения контроля и обучения; 3) возможные конфликты из-за различных трактовок пунктов договора и т. п. В свою очередь зачастую степень экономического успеха фирм, работающих на чужую товарную марку, намного выше, чем у других направлений малого бизнеса. Основными преимуществами для мелких фирм в этом случае являются: 1)помощь в управлении со стороны основной компании; 2)детальные инструкции по каждому вопросу текущей деятельности, включая систему качества и технологии; 3)маркетинговое обеспечение, включая предоставление результатов дорогостоящих исследований товара и рынка; 4)финансовая помощь и получение кредитов; 5)обучение. Основные негативные стороны для мелкой фирмы: 1)дележ прибыли с основной фирмой (выплаты или процент от продаж); 2)большая зависимость по сравнению с другими формами деятельности; 3)возможные конфликты и споры по вопросам возобновления соглашений, степени зависимости от основной фирмы и прочим вопросам. Несмотря на подобные противоречия, система франчайзинга показала свою жизнеспособность, живучесть и эффективность. Несомненно, что адаптированная к российским условиям такая система вполне могла бы способствовать раз-витию форм малого и среднего бизнеса, преодолению спада производства и других кризисных явлений, созданию новых рабочих мест, а также развитию рыночных отношений в Российской Федерации. За рубежом используется особая форма комплексного лицензирования — франшиза, в которой товарный знак играет более важную роль, чем в других комплексных лицензиях. Франшиза представляет собой передачу права использования особых приемов и методов ведения бизнеса фирмой-франшизером фирме-франшизату под товарным знаком франшизера. Часто фирма-франшизер заключает лицензионные соглашения с большим количеством небольших фирм в сфере обслуживания. Эти фирмы работают, используя товарный знак основной компании и ее фирменный стиль. Известна форма использования товарного знака в виде «параллельной» лицензии, которая основана на передаче права использования широко известного товарного знака для использования на товарах, не имеющих отношения к тем товарам, вместе с которыми знак приобрел широкую известность у потребителей. Договор об уступке товарного знака может относиться не к одному, а сразу к нескольким товарным знакам. Однако договор может быть только двусторонним, к. лицо, владеющее несколькими товарными знаками, уступает их другому лицу (но не лицам). Если же он уступает этому лицу товарные знаки в отношении части товаров, то другому лицу в отношении оставшейся части товаров он может уступить товарные знаки на основании другого, отдельного, договора. Исключительное право прежнего владельца прекращается, а исключительное право нового владельца возникает со дня вступления в силу договора об уступке (если более поздняя дата не предусмотрена самим договором). Указание на вступление таких договоров в силу содержат нормы Правил регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака. В соответствии с п. 12 этих Правил договоры вступают в силу с даты их регистрации. Бесспорно, если, помимо обязательств сторон в отношении уступки товарного знака, в договоре содержатся обязательства, не относящиеся к ней, то дата вступления договора в силу в отношении этой группы обязательств может быть другой. Как указывалось выше, правомочие распоряжения может быть реализовано владельцем товарного знака путем представления лицензии на использование товарного знака. Предоставление лицензии означает заключение гражданско-правового договора, в соответствии с которым владелец товарного знака разрешает другому (юридическому или физическому) лицу пользоваться этим товарным знаком в предусмотренных договором пределах. В зависимости от объема передаваемых прав лицензия может быть: 1) исключительной — в течение определенного периода товарный знак использует только лицо, получившее лицензию; 2) неисключительной (простой) — право на использование имеют лицензиар и лицензиат. При этом владелец знака — лицензиар — может заключать лицензионные договоры с другими лицами; 3) сублицензией — лицензиат может сам предоставлять третьим лицам лицензии. Кроме этого, различают лицензии: 1) полные, когда право на использование товарного знака касается всех товаров, в отношении которых зарегистрирован знак; 2) частичные, когда право на использование товарного знака касается только части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак. Так же, как и договор уступки, лицензионный договор должен относиться только к охраняемым в Российской Федерации товарным знакам и знакам обслуживания. Владелец товарного знака может предоставить лицензиату одновременно в рамках одного договора право пользователя несколькими своими товарными знаками. Как и договор об уступке, лицензионный договор может заключаться в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак. Владелец товарного знака, предоставляя лицензиату одно из своих правомочий, может существенно его ограничить. Использование, осуществляемое лицензиатом, будет существенно уже, нежели осуществляемое владельцем. Однако возможны и равные режимы использования. Определяя пределы лицензии, владелец может установить небольшой срок ее действия либо предоставить такое право на весь срок действия регистрации товарного знака с учетом возможности ее дальнейшего продления. Владелец может ограничить территорию использования товарного знака, лицензиат вправе будет использовать товарный знак не на всей территории России, а на территории отдельных регионов. Предоставив лицензию лицензиату, владелец товарного знака может разрешить ему предоставлять сублицензии другим лицам. Это положение специально должно быть зафиксировано в лицензионном договоре, в противном случае сублецензионный договор как противоречащий законодательству не может быть зарегистрирован и будет признан недействительным. Лицензионный договор может содержать указание на условия сублицензионных договоров. Предоставляя лицензию, владелец может оставить за собой право пользоваться товарным знаком и даже предоставлять лицензии на его использование другим лицензиатам. Зачастую же, предоставив лицензию, он перестает пользоваться товарным знаком в период действия лицензионного договора. Нормы Закона о товарных знаках содержат требование об обязательном включочении в лицензионные договоры некоторых существенных условий, касающихся качества продукции, маркируемой лицензионным товарным знаком. Так, лицензиат должен гарантировать производство товаров (оказание услуг), обладающих таким же (или лучшим) качеством, что и товары лицензиара. Несоблюдение этого условия может подорвать авторитет товарного знака лицензиара. Именно поэтому Закон о товарных знаках предоставляет лицензиару право контролировать соблюдение этого условия гарантии. Закон не установил санкций за нарушение лицензиатом условий качества товара. Это относится к компетенции сторон. В качестве санкции может последовать временное приостановление действия договора (до тех пор, пока не будет улучшено качество товаров) либо действие договора будет прекращено досрочно. Могут быть применены материальные санкции. Отсутствие в договоре таких существенных условий препятствует его регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. От факта регистрации договора зависит и его вступление в силу — датой вступления в силу считается дата его регистрации. Статьи 25—27 Закона о товарных знаках определяют порядок передачи товарного знака, включающей уступку товарного знака и предоставление лицензии на его использование. Положения названных статей являются весьма актуальными в условиях происходящих в стране процессов реорганизации в сфере хозяйственных структур, когда товарный знак зачастую сам становится товаром, т. е. предметом купли-продажи. Заключение лицензионного договора дает возможность владельцу товарного знака не только получить определенный доход и сделать свой знак более известным (за счет расширения границ его использования и увеличения объемов поставок), но и иногда сохранить саму регистрацию товарного знака. Необходимость в этом появляется тогда, когда по каким-то форсмажорным обстоятельствам над владельцем нависает угроза непрерывного неиспользования товарного знака в течение пяти лет. В этом случае спасти знак от аннулирования можно (исходя из положений п. 1 ст. 25 Закона о товарных знаках), заключив лицензионный договор. Регистрация названных договоров осуществляется на основе специальных Правил. Заявление о регистрации договора об уступке товарного знака или лицензионного договора должно относиться к одному договору. К заявлению прилагаются договор или выписка из него, документ об уплате установленной пошлины за регистрацию договора. К заявлению может быть приложено свидетельство на товарный знак для внесения в него записи об уступке знака или предоставления лицензии. Заявление и прилагаемые к нему документы представляются на русском языке. Если документы представлены на другом языке, к ним прилагается их перевод на русский язык. В договоре в обязательном порядке указываются предмет договора (номер свидетельства на товарный знак, в отношении которого заключен договор), вид передачи товарного знака (уступка или лицензия), объем передаваемых прав (вид лицензии, территория и срок ее действия; товары, в отношении которых уступается товарный знак или предоставляется лицензия). Изменения лицензионного договора (приложение 3) также подлежат регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, в частности в отношении: определения сторон договора, предмета договора, вида передачи знака, объема передаваемых прав.
ГЛАВА 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА
Юридические и физические лица, зарегистрировавшие на свое имя товарный знак, приобретают право использовать его на всей территории РФ. Данное право действует со дня поступления заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Срок охраны может быть сколь угодно длительным, поскольку действие свидетельства на товарный знак может неоднократно продлеваться. Сущность права на пользование товарным знаком состоит в возможности их неограниченного хозяйственного использования для обозначения производимых и реализуемых ими товаров. Использованием товарного знака считается прежде всего применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и(или) на их упаковке. Достаточно сложным представляется вопрос об объеме использования товарного знака, достаточном для поддержания его регистрации в силе. Как и в ранее действовавшем, так и в нынешнем законодательстве данный вопрос не решен. В литературе обычно предлагается различать две его стороны — количественную и качественную. В частности, применение товарного знака на одном или очень ограниченном числе изделий может быть признано достаточным использованием, если товарным знаком обозначаются какие-либо уникальные приборы или оборудование, либо изделия, пользующиеся ограниченным спросом. Напротив, если товарный знак был предназначен для обозначения серийно выпускаемых изделий, но фактически применен лишь при выпуске опытных образцов, это может быть квалифицированно как недостаточное его использование. Качественная сторона вопроса об объеме использования товарного знака обычно связывается с оценкой соответствия перечня товаров, для обозначения которых товарный знак фактически применяется. Согласно общему правилу эти перечни должны совпадать друг с другом. На практике, однако, от этого встречаются отступления двоякого рода. С одной стороны, товарным знаком могут обозначаться товары, не указанные в перечне при регистрации. Такое применение товарного знака считается неправомерным и, соответственно, не учитывается как исполнение обязанности по применению товарного знака. Но иногда возникает ситуация, когда товарный знак используется для обозначения товаров, формально не указанных в перечне, но охватываемых одним из терминов регистрационного перечня как родовым понятием. С другой стороны, товарный знак часто фактически используется для обозначения более узкого круга товаров, чем это указано при регистрации. Данное обстоятельство может послужить основанием для сужения объема охраны товарного знака путем исключения из перечня товаров тех объектов, которые фактически не производятся владельцем товарного знака и (или) по каким-то причинам не маркируются товарным знаком. При использовании товарного знака его обладатели могут проставлять с указанным обозначением предупредительную маркировку. Она указывает на то, что данное обозначение является товарным знаком. Эта маркировка выполняет как рекламно-информационную, так и патентно-правовую функции. С одной стороны, она позволяет особым образом выделить товарный знак среди других видов обозначения товара (символы управления, эксплуатации, хранения, транспортировки и т. п.). Благодаря такому «обособлению» внимание покупателей обращается на особую природу знака, побуждая их к выяснению содержания данной маркировки, и способствует тем самым ее лучшему запоминанию. Предупредительная маркировка свидетельствует о наличии исключительных прав на товарный знак и тем самым подтверждает его определенную оригинальность. Кроме того, применение данной маркировки является дополнительным рекламным средством и собственно товарного знака, и маркируемых им товаров, что способствует повышению престижа фирмы в глазах потребителей ее продукции. С другой стороны, благодаря предупредительной маркировке становится возможным оперативное установление факта регистрации товарного знака. Наличие специальной маркировки предостерегает третьих лиц от нарушения исключительных прав владельца товарного знака и является важным аргументом при разрешении патентно-правовых споров. Действующее законодательство не содержит специальных норм, регламентирующих нанесение предупредительной маркировки. Она наносится исключительно по усмотрению владельца прав на товарный знак и в любой момент может быть снята. Владелец товарного знака сам избирает вид и форму предупредительной маркировки. Например, она может представлять собой прямое указание на то, что соответствующее обозначение является зарегистрированным товарным знаком, т. е. содержать слова «зарегистрированный товарный знак» или просто «товарный знак». Данное уведомление может содержать указание на название страны регистрации, номер свидетельства или иного охранного документа, дату регистрации и т. п. Предупредительная маркировка может быть выражена и в виде сокращенного обозначения: 1)™ — (Not Yet Approved) — еще не утверждено, т. е. незарегистрированная торговая марка. 2)© — (Registered TM Approved) — зарегистрированная торговая марка. Предупредительная маркировка также может быть в виде специальной изобразительной отметки в виде звездочки с последующей расшифровкой в тексте или в сноске. Использование предупредительной маркировки должно быть добросовестным. Проставление указанной маркировки в тех случаях, когда соответствующее обозначение не зарегистрировано в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, рассматривается как неправомерное действие, вводящее потребителей в заблуждение. Лицо, производящее предупредительную маркировку, по отношению к незарегистрированному товарному знаку несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством. Поэтому, если обозначение только заявлено к регистрации, это должно быть отражено в предупредительной маркировке. Использование товарного знака рассматривается законом не только как право, но и как обязанность его владельца. Хотя в Законе о товарных знаках, в отличие от ранее действовавшего законодательства, в частности Положения о товарных знаках 1974 г., это прямо не подчеркивается, анализ его норм позволяет сделать подобный вывод. В частности, п. 3 ст. 22 Закона о товарных знаках предусматривает возможность досрочного прекращения действия регистрации товарного знака, которое может быть полным или частичным. Говоря о практическом применении знаков, нужно подчеркнуть особое значение технологичности самого знака, процессов маркирования и возможности выразить необходимую информацию с помощью знаков. Можно выделить также следующие основные принципы создания и оценки знаков с точки зрения потребителей: они должны быть по возможности простыми графически, понятны пользователю и следовать определенной логике для обеспечения их идентификации и размещения на объекте маркирования. При этом целесообразно стремиться к соблюдению следующих требований: 1)знаки должны быть легко распознаваемы и понимаемы, отличны друг от друга, а в особых случаях и осязаемы; 2)одни и те же знаки должны иметь одинаковое значение независимо от вида маркированного предмета и его функций. В то же время на начальных этапах внедрения знаков в обращение (учитывая необходимость определенного периода для запоминания и усвоения графического образа знака и его значения) может быть целесообразно сопровождать знаки вспомогательным текстом, особенно в случаях, затрагивающих безопасность людей, окружающей среды и материальных ценностей. Необходимо подчеркнуть, что использование знаков эффективно только в случае, когда они адекватно понимаются потребителями и удобны для них, и в этом направлении должны работать все стороны, вовлеченные в процессы создания продукции (ее упаковки и маркировки), а также сами потребители. Основные виды окружающих нас знаков, как правило, присутствующих в составе информации о товарах. Так как товарные знаки несут в большей степени рекламный характер необходимо помнить, что реклама может быть: 1) недобросовестной — это реклама, которая: а) дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; б) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов); в) вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации; 2) недостоверной — это реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении: а) таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения; б) наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте; в) стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы; г) дополнительных условий оплаты; д) доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара; е) гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности; ж) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг; 3) прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций; и) официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград; к) предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии; л) результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций; м) статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность; н) ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие; о) использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально; п) сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц; р) ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров; с) фактического спроса на товар; т) информации о самом рекламодателе; 3) неэтичной — это реклама, которая: а) содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали, используя оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц; б) порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; в) порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы; г) порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар. Не допускается заведомо ложная реклама, т. е. реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности, и к действиям, нарушающим природоохранное законодательство. На практике название многих предприятий и торговых марок продукции само по себе обращает внимание на их отечественный характер (РУССКИЕ МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ; РУССКИЕ КОНДИТЕРЫ; РОССИЙСКИЕ СЕМЕНА; РУССКОЕ ПОЛЕ; РУССКАЯ ТРАПЕЗА; РУССКИЙ БИСКВИТ; РУССКОЕ МОРЕ; РУССКИЙ ЧАЙ; РУССКИЕ БАКАЛЕЙНЫЕ ТОВАРЫ; ЗАПАСЫ РУССКОЙ КЛАДОВОЙ; РУССКАЯ ВОДКА; РУССКИЕ СЛАДОСТИ; РУССКИЙ САХАР; РОССИЙСКИЙ ШОКОЛАД; РОССИЙСКИЕ КРАХМАЛОПРОДУК-ТЫ; РУССКИЙ СВЕТ; РУССКИЙ КАРТОФЕЛЬ; РУССКАЯ КЛАССИКА; РУССКАЯ ПЕЧЬ, а иногда это находит и художественно-графическое выражение, как, например, в случае с «РУССКИМ ПРОДУКТОМ» (рис. 20.). Рис. 20. Знак «Русский продукт» Информирование о происхождении товара в форме классического «Сделано / Изготовлено / Произведено в...» является самым простым и распространенным, но также может выражаться в форме знаков и часто в комбинации с наименованиями компаний — производителей товаров, их производственного профиля и (или) элементами соответствующей национальной и государственной символики, народных мотивов, иногда и того и другого вместе взятых. Стилизованное изображение (цвета) национального флага и других государственных символов часто используется в маркировке отечественной и зарубежной продукции, и кажется довольно естественным в данном применении. При этом необходимо помнить, что зачастую государственная и региональная (местная символика) защищена законодательно и ее коммерческое использование, как правило, регулируется установленными правилами и может предусматривать за такое применение определенную плату. Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным конституционным законом. Использование Государственного флага Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным флагом Российской Федерации влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для выделения определенного товара из массы присутствующих на рынке путем привлечения внимания к месту производства служит наименование продукции, предприятия-изготовителя (в форме товарного знака), включающее наименование области или населенного пункта по месту его расположения. При этом могут использоваться местная (региональная) символика, географические образы (например, географические названия и фрагменты карт), наименования специфических товаров и (или) их комбинации (рис. 21.). Специфический характер товара заключается в присущих ему традиционных особенностях в отношении состава или способа производства, четко отличающих его от других продуктов этой группы. По правилам ЕС такой знак (вариант на английском языке изображен на рис. 22.) или текстовое обозначение может размещаться на продукции, соответствующей признанным спецификациям и прошедшей установленную регистрацию. Предусмотренный инспекционный контроль должен гарантировать достоверность используемых заявлений в отношении традиционных особенностей продукции. При этом страны — члены ЕС могут устанавливать дополнительное требование о том, чтобы название организации, уполномоченной на проведение контроля за правильностью применения лих правил, также присутствовало в составе маркировки продукции. Рис. 22. Знак, показывающий отличительные особенности товара Наверное, ни у кого нет сомнения в том, что проблема поддержки отечественных производителей товаров напрямую связана с качеством выпускаемой ими продукции. Именно традиционно сформировавшееся и устоявшееся потребительское восприятие отдельных национальных товаров, а именно: «американское (немецкое, швейцарское,...) — значит, хорошее», часто является основой предпочтения одних товаров другим, конечно, с учетом доступности товара на рынке вообще и его цены для рассматриваемой части потребителей. Самодекларации в этой области, как правило, направлены на привлечение внимания потребителей к национальному товару через данные о его высоком качестве. Примерами подачи такого сообщения могут служить стилизованный знак «Датское качество» с элементами датского флага, встретившийся на упаковке крахмала, комбинированный знак «ЗАЩИЩЕННОЕ КАЧЕСТВО - ПОКУПАЙТЕ РОССИЙСКОЕ» на продукции с торговой маркой Довгань и другие подобные знаки (рис. 18.). О похожем подходе свидетельствует указание «Качество ЕС» на этикетках материалов для разведения декоративных растений в Европейском Союзе. Рис. 23. «Качество ЕС» При подтверждении высокого качества национального товара действует простой принцип: когда хвалят товар за его высокое качество, обращают внимание и на производителя, включая его национальную принадлежность (если это национальный, а не транснациональный производитель). Оценка качества товаров может проводиться как по инициативе изготовителей в рамках добровольной сертификации, так и по инициативе независимых потребительских организаций. Как оказалось, для подчеркивания отечественного происхождения используются не только специальные схемы добровольного характера, но и результаты обязательной сертификации, в чем можно убедиться на примерах (рис. 24.). Определенную роль в продвижении национальных товаров играют также различные конкурсы и программы, проводимые с определенной периодичностью сами по себе или в рамках различных выставочно-ярмарочных мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Например. Всероссийская межотраслевая выставка отечественных товаров «Покупайте российское!», название которой говорит само за себя, или программа «Московское качество», одна из декларируемых целей которой — поднятие престижа и повышение конкурентоспособности российской продукции и поддержка отечественных товаропроизводителей. Награды некоторых российских специализированных выставок, встречающиеся в маркировке продукции, можно видеть на рис. 25. Знаки в виде стилизованных бутылок характеризуют вкус белых и красных вин. При этом белые вина ранжируются цифрами от 1 до 9, которые соответственно обозначают вид вина: от сухого до сладкого, а красные вина — буквами от А (светлого и мягкого) до Е (густого и крепкого). Знак в виде бокала с числом внутри него, который также представлен в составе маркировки, отражает количество единиц алкоголя в 125 мл спиртного напитка и может использоваться, например, во вспомогательных целях для самооценки своей способности к управлению транспортным средством в Европе. На этом пути не отстают и другие ведущие компании мира. Так, например, сведения в виде знака и текста о содержании в составе продукта йодированной соли украшают этикетку майонеза производства компании Нестле (рис. 26.), а знаки об особенностях состава кисломолочных продуктов и условиях их хранения - продукцию DANON. Другие примеры информации о свойствах и способах применения пищевых продуктов (сопутствующих им указаний в виде знаков) представлены на рис. 27. Из них особенно хочется отметить информацию о заморозке продукта, выполненную в различных художественных исполнениях, а в двух случаях и включающую дополнительные рекламные данные о товаре. На упаковках с напитками появились даже так называемые термознаки, т. е. знаки, меняющие цвет в зависимости от температуры содержимого упаковки, например знак (рис. 28.) с этикетки напитка «Джин-Тоник», произведенного 000 «БАХУС». В странах ЕС маркировка материалов и изделий, разрешенных к контакту с пищевыми продуктами, вместо соответствующего текстового указания может осуществляться с помощью специального знака (рис. 29). В то же время при наличии единого знака в некоторых европейских странах одновременно могут встречаться и другие подобные графические заявления в форме знаков оценки соответствия. Рис. 29. Маркировка материалов и изделий в странах ЕС Маркировка обуви (рис. 30.), предназначенной для продажи потребителям, в отношении материалов, используемых при ее производстве (кожа, кожа с покрытием, текстиль, другие материалы), содержит информацию о трех основных частях изделия (верхней, внутренней отделке и стельке, наружной подошве) в виде знаков и (или) текста. Рис. 30. Маркировка обуви В соответствии с рекомендацией Комиссии ЕС в маркировке моющих и чистящих средств следует указывать входящие в их состав компоненты (фосфаты, поверхностно-активные вещества, отбеливатели и др.) при их содержании в продукции более 0,2 %, а энзимы и предохраняющие/дезинфицирующие вещества (независимо от концентрации) в следующих пределах: 1)менее 5 %; 2)от 5 до 15%; 3)от 15 до 30%; 4)от 30 % и более. Кроме этого, в маркировке указывается рекомендуемое количество средства в миллилитрах или граммах, необходимое для использования при стирке или чистке, например в зависимости от жесткости воды. А если к средству прикладывается мерное приспособление, то потребителям сообщается и объем или вес вмещаемого в него средства. При стандартизации требований к потенциально опасным товарам должно быть предусмотрено наличие необходимой предупреждающей информации (предупредительной маркировки), которая в общем виде может включать в себя: 1)специальные обозначения, указывающие на условия, при которых изделие может быть использовано в безопасных условиях; 2)предупреждение относительно вероятности нанесения вреда или ущерба при надлежащем использовании изделия или возможном использовании его не по назначению. Использование знаков в составе предупредительной маркировки обусловлено «заметностью» среди монотонной массы текстовой информации и способностью человека быстро сосредоточивать на них свое внимание. Из сравнительно недавних мер дополнения обязательной маркировки потребительской упаковки табачных изделий с 1 июля 2000 г. стало требование об указании информации о содержании вредных для здоровья веществ — смолы и никотина, а также о вреде курения в виде надписи: «Минздрав России предупреждает: "Курение опасно для вашего здоровья"». Текст надписи о вреде курения при этом должен был занимать не менее 25 % площади большей стороны упаковки и наноситься разборчивым шрифтом на контрастном фоне. Из Конвенции о безопасности при использовании химических веществ на производстве (Конвенция 1990 г. о химических веществах) и Рекомендации о безопасности при использовании химических веществ на производстве следует следующее: 1)химические вещества маркируются таким образом, чтобы давалась основная информация об их характере. Маркировка химических веществ обеспечивается их поставщиками, будь то производители, импортеры или оптовики; 2)опасные химические вещества маркируются дополнительно таким образом, чтобы информация о них легко понималась трудящимися и чтобы давалась основная информация относительно их классификации, представляемой ими опасности и мер предосторожности, которые следует предпрнимать. Этикетка должна быть легко понимаемой для трудящихся. Если химическое вещество невозможно промаркировать из-за размера контейнера или характера упаковки, то должны применяться другие средства идентификации, например ярлыки или сопроводительные документы; 3) требования к маркировке химических веществ в соответствии с вышеуказанными пунктами определяются компетентным органом в соответствии с национальными или международными нормами; 4) требования к предупредительной маркировке опасных химических веществ должны в соответствии с существующими национальными и международными системами охватывать: а) информацию, которая должна содержаться на этикетке, включая в случае необходимости: ♦ торговые наименования; ♦ характеристику химического вещества; ♦ имя, адрес и номер телефона поставщика; ♦ символы опасности; ♦ характер особых рисков, связанных с использованием веществ; ♦ указания по мерам предосторожности; ♦ идентификацию партии товара; ♦ указание, что карта данных по безопасности химических веществ (в России — паспорт безопасности вещества (материала), содержащая дополнительную информацию, находится у предпринимателя; ♦ классификацию по системе, установленной компетентным органом; б) удобочитаемость, долговечность и размер этикетки; в) единообразие этикеток и символов, включая цвет. При этом для обеспечения удобства и эффективности использования предупредительной маркировки всех видов (потребительской, производственной, транспортной) целесообразно обеспечить их оптимальную унификацию (по составу и содержанию, символам, обозначениям, цветам и т. д.) между собой, а также с прочей стандартной маркировкой. В течение продолжительного времени на упаковках различных химических веществ отечественного производства приводятся некоторые данные по их безопасному использованию, как правило, в текстовой форме (в виде предостерегающих надписей типа «Берегись», «Ядовито», «Опасно» и других с раскрытием некоторых мер предосторожности) и ограниченным использованием знаков опасности. Некоторые химические вещества имеют маркировку на потребительской таре в виде знака опасности по ГОСТу 19433-88 или знаки опасности, подобные применяемым в ЕС. При этом в составе маркировки встречаются и знаки, используемые на производстве (по ГОСТу 12.4.026-76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности»). Иногда высказывается мнение, что поскольку в России уже установлены гармонизированные с международными правилами требования к маркировке опасных веществ и материалов в виде грузов, то нужно просто распространить их на производственную и потребительскую маркировку. Распространение требований к маркировке опасных грузов в целом на потребительскую маркировку ОВМ нецелесообразно по следующим основным причинам: 1) для массовых пользователей знаки, предусмотренные системой маркировки грузов, являются довольно сложными для восприятия. Так, например, взрывчатые или огнеопасные материалы могут обозначаться одним из нескольких знаков; 2) маркировка опасных грузов не содержит раскрытия видов опасности, характеристики опасного воздействия, мер предосторожности и средств первой помощи при поражении, что необходимо для массового потребителя; 3) приводимая классификация и знаки опасности больше рассчитаны на возможную опасность веществ в процессе транспортирования и не полностью учитывают опасности продолжительного и целевого (влияющего на определенные органы) вредного воздействия ОВМ, проблема которого также является актуальной при использовании ОВМ на производстве и в быту. Современные тенденции в области применения знаков соответствия при обязательном подтверждении соответствия можно выразить следующим образом: 1) от использования знака исключительно на основании результатов сертификации — к возможности применения в определенных случаях знака на основе декларации о соответствии; 2) от множества специфических знаков — к единому знаку «доступа на рынок»; 3) от множества национальных знаков — к региональным (или там, где возможно — к международным). Процесс этот небыстрый и непростой, так как требует гармонизации законодательства разных стран в области обязательных требований к продукции, ответственности изготовителей за качество выпускаемой продукции, а также разработки норм, касающихся подтверждения соответствия и применения самих знаков соответствия. Знак утверждения типа (рис. 31.) наносится заявителем на средства измерений, тип которых утвержден в установленном порядке, и сопроводительную эксплуатационную документацию к каждому их экземпляру. При этом допускается нанесение этого знака только на эксплуатационные документы, если из-за особенностей конструкции средств изменений нанесение на них знака утверждения типа является нецелесообразным. Знак утверждения типа игрового автомата с денежным выигрышем (рис. 32.) наносится на игровые автоматы утвержденного типа и на эксплуатационную документацию к каждому экземпляру этих устройств. Соответствие количества фасованных товаров в упаковке установленным требованиям может быть удостоверено знаком (рис. 33.), право применения которого предоставляется в порядке, устанавливаемом Госстандартом России. Этот знак свидетельствует, что производитель (фасовщик или импортер) товаров осуществляет метрологический надзор за количеством этих товаров в упаковке и обеспечивает его соответствие установленным требованиям. Знак наносится на упаковку в поле зрения значения номинального количества упакованного товара. Его высота должна быть не менее 3 мм. Следует отметить, что знак гарантии изготовителя (упаковщика) или импортера в отношении соответствия количества упакованной продукции требованиям затрагиваемого законодательства ЕС в области метрологии изображен на рис. 34. Мясо и мясопродукты (субпродукты) всех видов сельскохозяйственных и диких животных, в том числе птицы, подлежат обязательному клеймению ветеринарными клеймами и штампами в соответствии с установленными требованиями. Для клеймения мяса установлены следующие основные ветеринарные клейма и штампы о пригодности мяса в пищу: 1) клейма овальной формы, имеющие в центре три пары цифр, первая из которых обозначает порядковый номер республики в составе Российской Федерации, автономного образования, края, области; вторая — порядковый номер района (города) и третья — порядковый номер учреждения, организации, предприятия. В верхней части клейма надпись «Российская Федерация», а в нижней — «Госветнадзор». Овальное ветеринарное клеймо подтверждает, что ветеринарно-санитарная экспертиза мяса и мясопродуктов проведена в полном объеме и продукт выпускается для продовольственных целей без ограничений. Клеймение мяса и мясопродуктов овальным клеймом проводят ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшера, находящиеся в штате организаций и учреждений государственной ветеринарной сети, получившие официальное разрешение госветинспектора района (города); 2)клеймо прямоугольной формы, имеющее вверху надпись «Ветслужба», в центре — «Предварительный осмотр», а внизу три пары цифр, обозначающие: первая — порядковый номер республики в составе Российской Федерации, автономного образования, края, области; вторая — порядковый номер района (города) и третья — порядковый номер учреждения, организации, предприятия. Прямоугольное клеймо «Предварительный осмотр» подтверждает, что мясо получено от убойных животных, прошедших предубойный и послеубойный осмотр в хозяйствах, благополучных по карантинным заболеваниям, но это клеймение не дает право на реализацию мяса без проведения ветсанэкспертизы в полном объеме; 3)ветеринарные штампы прямоугольной формы для мяса, имеющего в верху надпись «Ветслужба», в центре — указание диагноза или вида оббезараживания или дальнейшего использования, например «Феноз», «Промпереработка» и так далее; внизу три пары цифр обозначающие то же, что и на клейме овальной формы; 4)дополнительные штампы с обозначением в центре вида животного: «Конина», «Медвежатина», «Оленина», «Верблюжатина» и т. д.; 5)товароведные клейма с указанием в центре упитанности: «Тощая», «1 категория», «2 категория» и т. д.; 6)электроклейма для тушек птиц с указанием категории. Неблагоприятная экологическая обстановка во многих регионах планеты, глобальные проблемы (уменьшение озонового слоя, сокращение лесных массивов и др.) заставили людей вплотную заниматься проблемами сохранения окружающей среды. В цивилизованных странах мира в противовес безоглядному потребительскому отношению к природе все больше культивируется чувство ответственности за состояние окружающей среды и готовности (правда, на практике это срабатывает до определенных пределов) содействовать ее сохранению. Это касается в том числе и борьбы с засорением окружающей среды, снижения количества отходов от человеческой деятельности и использования материалов, машин и приспособлений, при использовании которых не наносилось бы ущерба природе или же этот ущерб был бы минимальным. При этом определенная часть потребителей согласна платить дороже за такие более предпочтительные с точки зрения охраны окружающей среды (экологичные) товары, а также прямо или косвенно поддерживать природоохранные организации. В свою очередь среди компаний наряду с внедрением природощадящих технологий стало довольно распространенной практикой вносить вклад в охрану окружающей среды через финансовое и (или) организационное сотрудничество с такими организациями. Для обозначения экологичных товаров и процессов (предметов), связанных с их обращением (например, тары и упаковки), и передачи другой информации экологического характера и применяются специальные заявления в средствах массовой информации, непосредственно на продукции или ее упаковке, а также в сопроводительной документации. Эта информация в общем случае и составляет понятия экологических заявлений, в том числе и в виде маркировки (экологической маркировки или эко-маркировки). ЭКО-МАРКИРОВКА — комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге, входящий в состав их маркировки и (или) сопроводительной документации. Учитывая, что упаковка является неотъемлемой частью большинства современных товаров и носителем разнообразной информации о них, большая часть эко-маркировки размещается именно на упаковке и зачастую касается упаковки же, принимая во внимание проблему бытовых отходов, особенно в городах. Сначала эко-маркировка появлялась в России в основном с импортной продукцией и, учитывая незнание ее смысла и наличие сопровождающего текста на иностранных языках, ее эффективность на российской территории была низкой. Во многом благодаря совместным предприятиям стала применяться эко-маркировка на основе зарубежной с переводом присутствующего в ней текста на русский язык, причем иногда это делалось путем стилизации ее под национальную специфику или разработки маркировки для российского рынка. Потом многие производители, наверное, следуя моде на эко-маркировку или отвечая запросам рынка, и на российском рынке стали активнее использовать эко-маркировку для стимулирования продаж своей продукции и создания привлекательного имиджа своего предприятия. Одно из часто встречающихся в составе эко-маркировки (и не только в России) заявлений — «экологически чистый», которое может приводиться отдельно в текстовой форме или в комплексе с графическим изображениями. Примеры их можно видеть на рис. 35. Эти и другие встречающиеся в обращении виды подобной эко-маркировки в общей форме, на первый взгляд простые и всем понятные, на практике могут применяться предприятиями на основании различных критериев, да и пониматься потребителями по-разному, например в зависимости от их образовательного уровня и представлений об экологичности. В результате возникает проблема обеспечения достоверности данных заявлений для предотвращения недобросовестной конкуренции, недопущения дезориентации потребителей и снижения эффективности применения эко-маркировки как таковой. Это уже осознали в большинстве развитых стран мира, и там произошел или происходит переход от общих заявлений к конкретным, как правило, не допускающим различного толкования. Существуют два основных понятия эко-маркировки: обшее смысловое и маркетинговое. Общее смысловое понятие включает в себя весь комплекс сведений, используемых в целях охраны окружающей среды. Маркетинговое понятие включает в себя ту часть общего, которая используется для обеспечения потребителей (пользователей) и прочих заинтересованных сторон достверной информацией об экологичности рассматриваемых объектов (процессах, их продукции и услугах) и применяется добровольно для формирования, на этой основе устойчивого потребительского спроса на экологичные товары. Появление и применение эко-маркировки (эко-заявлений) такого рода было обусловлено следующими основными факторами: 1) возросшей чувствительностью людей к проблемам сохранения среды обитания и готовностью по мере возможности лично содействовать этому процессу; 2) стремлением общества к созданию условий, способствующих разработке, производству и использованию изделий, в меньшей степени загрязняющих окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла; 3) возможностью использования, в той или иной мере, экологических характеристик производственных процессов, продукции и услуг предпринимателями в качестве основного или дополнительного фактора конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг. Международное сотрудничество в этой области осуществляется в контакте с функционирующими в ней общепризнанными международными и национальными организациями, например в рамках Подкомитета 3 «Экологическая маркировка» Технического Комитета 207 Международной организации по стандартизации, Глобальной сети в области эко-маркировки и др. Существуют общие требования к изображению эко-маркировки. Она должна: 1) быть яркой, чтобы эффективно выделять маркируемую продукцию из общего числа предметов, находящихся в обращении; 2) быть способной в сжатой образной форме передавать установленную смысловую нагрузку; легкоузнаваемой и запоминающейся; 3) быть пробуждающей чувства осознания важности природоохранной деятельности, отражать нравственное начало этой деятельности; 4) быть достаточно технологичной для обеспечения возможности ее промышленного тиражирования без ущерба для качества изображения. На практике эко-маркировку товаров можно условно разделить на следующие основные группы: 1) по характеру передаваемого сообщения (степени реализованности природоохранной функции): а) условная, т. е. требующая выполнения каких-либо дополнительных условий для реализации своего природоохранного назначения; б) безусловная, которой может считаться маркировка, сообщающая об уже сделанном вкладе в охрану окружающей среды. Так, например, заявление о том, что изделие на сколько-то процентов состоит из вторичных материалов, является безусловным, а вот идентификационная маркировка материалов, пригодных для вторичной переработки, — условным, потому, что для реализации этого природоохранного свойства нужна действующая система сбора, сортировки и переработки отходов таких материалов; 2) по виду декларирования: а) программы одобрения, проводимые третьей стороной (Тип I по международной классификации в стандартах ИСО 14000); б) самодекларации информационного характера (Тип II по международной классификации в стандартах ИСО 14000); в) количественная информация, характеризующая продукцию на стадиях ее жизненного цикла, предоставляемая поставщиком и основанная на подтверждении приводимых данных независимой стороной (Тип ПТ по международной классификации в стандартах ИСО 14000); 3) по предметному признаку: а) информация об экологичности; б) информация о натуральности; в) информация по поддержке и пропаганде природоохранных действий; г) информация о возможности ущерба для окружающей среды, путях его предотвращения. Информация об экологичности сообщает о безвредности или пониженной вредности для окружающей среды (за счет отсутствия вредных веществ, применения природощадящих технологий, сниженного количества выбросов и пр.) предметов (товара, процесса или производственной системы) в целом или их отдельных свойств. Среди других используемых критериев экологичности: компостируемость, способность к разложению в обычных природных условиях, пригодность конструкции к разборке для последующей переработки, увеличенный срок службы, возможность использования отходов для получения энергии, пригодность для вторичной или многократной переработки, использование вторичного сырья, сниженное потребление ресурсов (энергии, воды и др.), возможность многократного использования, снижение количества отходов. Самый распространенный знак эко-маркировки — это знак «Зеленая точка», часто встречающийся на упаковке, изображен на рис. 36 Рис. 36. «Зеленая точка» Осенью 1990 г., после того как Министерство окружающей среды ФРГ выступило с проектом Декрета об упаковке (и отходов от нее), около 100 компаний из сфер розничной торговли, производства потребительских товаров и упаковки объединились, чтобы основать специализированную компанию для решения проблем, связанных с требованиями упомянутого Декрета, а также со сбором и утилизацией бытовых отходов от упаковки посредством их вторичной переработки. Финансовая основа этой системы — продажа права маркирования утилизируемой в ее рамках упаковки специальным знаком «Зеленая точка». Этот знак означает, что: 1)соответствующая промышленность или компания дает гарантию приема и вторичной переработки маркированного упаковочного материала; 2)производитель или продавец маркированного товара подписали с компанией контракт на использование знака «Зеленая точка» и оплачивают соответствующий лицензионный сбор; 3)после использования маркированная знаком упаковка является собственностью одной из организаций, действующих в рамках «Дуальной системы». На практике расходы на маркировку этим знаком (т. е. в принципе на утилизацию использованной упаковки), скорее всего входят в конечную стоимость товара и таким образом перекладываются на плечи рядовых потребителей. Как правило, контракт на право использования знака «Зеленая точка» заключается с изготовителем товаров, но иногда он может быть заключен и с торговой организацией. При этом учитываются только определенные виды упаковочных материалов — те, на которые существует гарантия вторичной переработки. В настоящее время «Зеленая точка» используется в ФРГ, Франции, Бельгии, Ирландии, Люксембурге, Австрии, Испании и Португалии. Имеются также данные о намерении других европейских стран внедрить у себя подобную систему, обсуждение связанных с этим вопросов происходит и в России. Так что победное шествие «Зеленой точки» по Европе продолжается. При этом на упаковках товаров в России иногда встречаются комбинированные знаки, включающие изображение «Зеленой точки» с соответствующими буквенными и цифровыми обозначениями, прочими знаками (рис. 37.), а иногда ее даже объединяют с заявлениями Информация о натуральности продукции (используемых сырья и процессов изготовления), например продукты, полученные натуральными способами, к примеру, выращенные без применения химикатов, произведенные без искусственных пищевых добавок, что, как правило, отражается при рекламе этих продуктов, в том числе в виде маркировки на упаковке (рис. 38.). К информации по поддержке и пропаганде природоохранных действий относятся призывы к бережному отношению к окружающей природной среде в целом и ее отдельным объектам, помощи природоохранным организациям и т. п. Знаки этой группы чаще всего встречаются на упаковках потребительских товаров, и их смысл, как правило, сводится к обращениям в поддержку деятельности природоохранных организаций (или к информации о такой поддержке, как правило, осуществляемой предприятиями и организациями), призывам не сорить, поддерживать чистоту, сдавать соответствующие предметы для вторичной переработки. Примером такого знака может служить следующий изображенный на рис. 39. Информация о возможном ущербе для окружающей среды и путях его предотвращения входит в состав маркировки опасных веществ, материалов и связанных с ними изделий, используемой на международном и европейском уровнях. Отдельные знаки, отражающие опасность предмета для окружающей среды, по смыслу имеют экологический характер и находятся на пересечении областей предупредительной и экологической маркировки. При этом они, как правило, не попадают в область распространения систем классической эко-маркировки и регулируются нормативными требованиями по обеспечению безопасного обращения продукции, использования процессов и оказания услуг. Примерами таких знаков могут служить: 1) знак «Опасно для окружающей среды», используемый в рамках законодательства ЕС о классификации, упаковке и маркировке опасных веществ и препаратов; 2) знаки в виде перечеркнутых мусорных баков. Подтверждением такого понимания смысла подобных знаков может служить, например, инструкция по эксплуатации телевизоров компании THOMSON, где последний из знаков сопровождается следующим текстовым сообщением в отношении элементов питания для пульта дистанционного управления: «Охраняйте окружающую среду! Не выбрасывайте батарейки, обращайтесь в магазин, продавший вам оборудование, который может заниматься их приемом в целях последующей переработки»; 3) специальный знак для обозначения веществ, представляющих опасность для морской флоры и фауны при их перевозке по водным путям. Несмотря на то что первоначально в нормативных документах отсутствовало понятие «экологическая маркировка», в отношении ее элементов все же действовали (и продолжают действовать) определенные отдельные меры законодательного и нормативно-технического регулирования в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации, рекламы, предотвращения недобросовестной конкуренции, товарных знаков. Правила маркировки грузов в России регулируются ГОСТом Р 51474-99 и ГОСТом 14192-96, в соответствии с которыми транспортная маркировка, наноси
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |