Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Культура и природа




 

3.1. Понятие природы

Природа (от греч. physis, от phyen – возникнуть, быть рожденным; то же лат. natura, от nasci) – все сущее, весь мир в многообразии его форм. Мы называем природой окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его обнаружений. Природа – это все существующее во Вселенной, живой и неживой мир. Это все в мире, что не создано руками человека.

Она напоена ароматами. Запах источает каждый камень, каждая травинка, каждый кустик и цветок. Напомним: природа – это тот язык, на котором Бог разговаривает с человеком. В те далекие времена люди жили, как животные. Возможно, они не различали всех цветовых оттенков, но хорошо распознавали запахи природы, считали, что слышат «запах крови» и могут по нему отличить врага от друга.

Природа удивляет нас разнообразными загадками, мы восхищаемся ею, открывая ее тайны. Один исследователь рассказывал, как он разглядывал ярко-розовый цветок наподобие сирени. Ученый осторожно коснулся ветви, цветок рассыпался и переместился на другую ветку. Как выяснилось, это были насекомые, образовавшие цветок, который не существовал в природе. Они располагались на ветви так, что составляли соцветие с зеленой верхушкой. Мир природы затейлив и изобретателен.

Оторвавшись от природы и создав свой мир, люди многое приобрели, но одновременно и потеряли. Там, где животное поступает инстинктивно, полагаясь на природу, человек нередко оказывается в растерянности. Ему никто и ничто не подсказывает, как вести себя в той или иной ситуации. Приходится быстро соображать, призывать на помощь собственную волю. Воля – способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Воля – это терпение, это напряжение сил. Взгляните на атлета, который пытается поднять штангу. Прежде чем «взять вес», он старается сосредоточиться, ощутить волю к победе. В любой жизненной ситуации человек способен поступить как существо мыслящее, ответственное. Он может отойти в сторону, отказаться от задуманного, может начать все сначала.

Человек как существо мыслящее и сознательное может планировать свое будущее. Благодаря разуму и воле он может выбирать, как ему поступить в том или ином случае. Животное не выбирает, оно просто существует. Человек же преодолевает препятствия и нередко самого себя, поднимается по ступенькам знаний, проявляет мужество и благородство. Ему приходится своими поступками доказывать, что он человек, а не бездумное, пассивное создание – у него есть разум и воля.

 

3.2. Различное отношение к природе в разных культурах

Поклонение природе. В древности человек был беззащитен перед силами природы. Он был жалок и бесконечно слаб среди окружающих его мамонтов, тигров, диких лошадей, огромных змей, плавающих ящеров и других животных. Они постоянно угрожали ему как на суше, так и в воде.

Человек видел природу в непрерывном движении: солнце восходило, шло по небосводу и как бы проваливалось за «край земли»; двигались по небу звезды и луна, меняющая свою форму. Ясное небо сменялось тучами и облаками, гремел гром и сверкали молнии. Небо осыпало людей кометами. Недра Земли извергали огненные лавы. Землетрясения меняли лик окружающей природы. Рождались и умирали люди и все живые существа… Все – от смены времен года до сновидений – было полно таинственности.

Первобытным людям казалось, что вся природа одушевлена, наполнена невидимыми добрыми и злыми духами. Считалось, что каждое дерево, каждый источник, каждая река, каждый холм имели своего духа-хранителя. Прежде чем срубить дерево, разрыть гору, перегородить ручей, человек обязан был попросить об этом природу, принести жертву, получить согласие Бога.

Прошли тысячелетия. Люди многому научились у природы, смогли использовать ее прежде таинственные для них силы в своих интересах. Человек почувствовал силу своего разума, накапливал знания о природе и заставлял ее служить своим интересам. Общество стало подчинять себе природу.

Покорение природы. еловек жил и живет в природе. Она оказывала огромное воздействие на жизнь древних людей. И не только угрожала человеку, но и щедро отдавала ему свои плоды. Не случайно первые человеческие поселения, древнейшие царства возникали вокруг рек и морей. Говорят, например, что Нил создал Египет. Действительно, огромное влияние этой реки сказалось на всей жизни египтян: в хозяйстве и в искусстве, в архитектуре и науке, в устройстве государства и в религиозных культах.

Природные условия играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. В ее недрах скрыты огромные богатства. Уголь, железная руда, нефть, золото… Как изменилась бы наша жизнь, если бы природа не располагала этими богатствами! Реки и океаны отдают нам свои богатства, помогают перебираться в другие места, вести торговлю. Однако человек не ограничивается только тем, что дает природа. Когда человек начал возводить свой собственный мир (то есть создавать орудия труда, строить жилища), он, по существу, сделал первый шаг к разрыву с природой. В этом смысле можно сказать, что человек «выломился» из природы, стал беглецом.

Перейдя от каменных орудий к железным, научившись создавать станки и машины, человек начал осознавать себя хозяином природы. С изобретением громоотвода, человек решил, что он “приручил” молнию. Люди уже не ждали милостей от природы, они хотели взять их у нее. Природа перестала быть для них храмом, она стала мастерской. Над нею надстраивался другой мир, мир, который создавался руками людей. Напомним, что его называют «второй природой», культурой.

Культура – это совокупность всех человеческих достижений. Это то, что создано разумом и руками человека. Река – это природа, мост через реку – культура. Стон – это природа, человеческая речь – культура. Водопады – это природа, электростанции – это культура. Камень – это природа, топор – это культура. Кусок железа – природа, плуг – культура.

Особенно быстро подчинение природы человеком проходило в европейских странах. Уже более тысячи лет (с IХ века) европейцы, можно сказать, “выжимают соки” из природы: они распахивали большие участки земли и, получив 2 – 3 урожая, истощив землю, бросали ее, вырубали и выжигали леса под новые поля. Они хотели от природы только брать и брать, полностью поставив ее себе на службу. Изменение отношений между природой и человеком заметно, в частности, по тому, как постепенно менялось оформление календарей. До IХ в. на календарях рисовали просто человеческие фигурки. А затем на них появились изображения людей, занятых разным трудом: изображение пахаря, жнеца, лесоруба. Человек и природа здесь уже разъединены. Человек рубит лес, он покоряет природу. Изобретя различные механизмы и машины, он почувствовал себя в роли ее господина.

Европейцы издавна стремились раскрыть тайны природы, узнать ее законы и подчинить себе. Они не столько любуются красотой природы, сколько пытаются ее исследовать. Их отношение к природе чем-то напоминает поведение ребенка, который взял в руки новую игрушку. Она красивая и загадочная. Можно, разумеется, восхищаться ею. Но неплохо бы заглянуть, – что там внутри. И дитя начинает разбирать игрушку, ломать ее, вытаскивать пружину, вату….

Другой ребенок отрывает мухе крылышки. Ведь интересно знать, как поведет себя насекомое, если его лишить крыльев. Ясное дело, она уже не полетит. Но это надо еще проверить, проследить… Это, разумеется, жестоко. Но не случайно Фрэнсис Бэкон, английский философ, сравнил ученого с палачом, который выведывает тайны у природы. Вместе с тем складывалось и иное мировоззрение: опасливое отношение к насилию над природой.

Тот же Ф. Бэкон констатировал: поистине, если «чудом» мы называем власть над природой, то оно, это чудо, всего более являет себя в бедствиях. Согласно Паскалю, природа повторяет себя: зерно, брошенное в землю, плодоносит; мысль, посеянная в восприимчивый ум, также плодоносит. Все создано великим Творцом: корни, ветви, плоды…

Отношение к природе на Востоке. Может быть, такое отношение к природе было свойственно всем людям? Ведь человек – властелин природы. Однако обратим свой взор в страны Азии, на Восток. Здесь уже в глубокой древности отношение к природе было совсем иным. Дао (кит. – Бог, путь, разум, слово) – одно из важнейших понятий китайской философии. Согласно философии Лао-цзы, «дао» означает всеединое. Дао – вечно единое, неизменное, непреходящее, существующее всегда и вовеки веков. Согласно принципу Дао человек не должен покорять Вселенную. Отсюда другое понятие – «недеяние». Это следует понимать так: каждый человек не должен ничего менять в том порядке, который обусловлен Дао.

Китайские мыслители, например, считали, что человек не имеет права вмешиваться в существующий в природе порядок. Он должен приспособиться к нему, найти в нем место для себя. Древние люди старались не подниматься высоко в горы, – ведь это изменит воздух на ее вершине и может, к примеру, вызвать движение снега или ветра… В Китае недоверчиво относились ко всякого рода приспособлениям, сделанным людьми. Существует, например, китайская притча (притча – это рассказ с нравоучением): крестьянин налил воду в шкурки и бережно обвязал края веревкой. Мудрец спрашивает его: почему он не воспользуется коромыслом. Крестьянин отвечает: с коромыслом, конечно, удобнее. Но ведь я могу стать пленником этого коромысла. Лучше пользоваться тем, что дала природа.

Или, предположим, вы оказались в Древней Индии. Вы шли по дороге и не заметили, как наступили на какого-то жука, вы очень торопились добраться до храма. Но загубить живое существо в Индии считалось страшным грехом, ибо все живое священно… Э. Фромм в работе «Иметь или быть?» сравнивает два стихотворения, чтобы показать разницу в восприятии природы на Западе и на Востоке.

Одно из этих стихотворений (хокку – жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие) принадлежит японскому поэту ХVII века Басё (1644–1694). Другое написал английский поэт ХIХ в. Теннисон. Оба поэта описали сходные переживания: свою реакцию на цветок, увиденный во время прогулки. Теннисону, как представляется, необходимо обладать цветком, чтобы постичь природу и людей, и в результате этого обладания цветок погибает. Басё все же хочет просто созерцать, причем не только смотреть на цветок, но стать с ним единым целым – и оставить его жить.

Экологическая катастрофа. Разум и воля людей, приобретенные знания и труд сделали жизнь современных людей совершенно не похожей на жизнь далеких предков. Благодаря строительству современных жилищ, созданию современной одежды и бытовой техники, изобретению телевизоров и компьютеров жизнь людей стала легче, интереснее, продолжительнее. Сегодня трудно представить себе человеческое общество без самолетов, ракет, кораблей, компьютеров. Миллионы автомобилей, сотни тысяч самолетов и морских судов, тысячи искусственных спутников Земли позволяют людям преодолевать любые расстояния, но они все оказывают и сильное «давление» на природу, загрязняют и истощают ее. Достижения людей в освоении природы стали угрожать самой природе.

Сотни тысяч лет природа казалась человеку неумолимой грозной силой, пока сам он был слаб. Но, создав мощные орудия воздействия на природу, человек превратился по отношению к ним в великана, который поставил задачу стать ее покорителем. В наше время это господство привело к опасной болезни природы.

Несмотря на всю серьезность положения, в отчаяние впадать не надо. В истории человеческого общества уже не раз бывали такие ситуации, когда деятельность человека приводила к тяжелому положению природы. Но разум человека находил выход из этих ситуаций и этим спасал и ее, и себя. «Жить согласно природе!» – этот девиз был известен еще в глубокой древности. Но человек на то и человек, что он вырывается из-под власти природы и создает свою, «вторую природу». При этом он несет ответственность за свою деятельность.

 

3.3. Возможности устранения конфликта между природой и культурой.

При определении культуры нельзя исключить человека. Культуру, скажем, нельзя свести к преобразованной людьми природе, ибо в такой трактовке упускается из виду сам человек. Традиционная культурология постулировала, что культура надстраивается над естественно-природным началом и в этом качестве противостоит ему. Отношения между культурой и природой, стало быть, выступают как, в основном, враждебные, непримиримые, ибо культура сковывает природные возможности человека. Сбросить оковы культуры означает в этой системе рассуждений вернуться к «непреобразованной», «неокультуренной» природе.

Если культура восходит к изначальному человеческому влечению, устремлению, порыву, то надо выявить данный импульс и соотнести его с наличной культурой. Правильно угаданный антропологический запрос может сегодня помочь в «исправлении» культуры, в устранении ее дефектов. Таким образом, антропологически ориентированные культурологи рассматривают отношения между природой и культурой в существе своем как невраждебные, доступные гармонизации.

Нужно ли срывать цветок на поляне ради того, чтобы его просто понюхать и бросить или воткнуть его в волосы? Можно ли смотреть спокойно на то, как хулиганы мучают собаку? Зачем в азарте охоты убивать маленьких тюленей? Не преступление ли оставлять в лесу тлеющий костер? Не является ли вообще преследование и убийство зверей недостойным человека занятием? Хорошо ли просто так, из озорства, разорять птичьи гнезда?

Как природное существо, человек не может жить вне природы. Он нуждается в кислороде, который вырабатывают растения, в пище, произрастающей в природе, его ноги должны соприкасаться с землей. Даже, улетая в космос, люди дышат там земным воздухом, пьют земную воду, едят земную пищу.

Природа является для людей не только источником жизни, источником богатства общества, она вызывает у нас чувство восхищения своей красотой, проявлениями своей силы и мощи. Этому посвящены многочисленные произведения литературы, музыки, живописи и др.

Чтобы сохранить жизнь на земле, не навредить собственной жизни, жизни и здоровью близких и любимых людей, каждый должен бережно относиться к природе, понимать, что мы с ней неразрывно связаны. Если жизнь на земле зародилась недавно, если ученые не могут обнаружить ее на других планетах, как же трепетно мы должны относиться к ней здесь и сейчас!

Об опасности фрагментарного постижения природы предупреждал, в частности, немецкий поэт и философ И.В. Гёте. Взамен он предложил целостный подход к природе. Однако такой подход возможен при условии, что философское истолкование природы не будет изолированным от других ее интерпретаций. Надо, чтобы натурфилософия сопоставлялась с социальной философией, с философской антропологией. Тогда выявятся новые возможности и в самой натурфилософии. С этой точки зрения можно обратиться к предложенной рядом отечественных ученых идее коэволюции, то есть совместного развития природы и общества.

Общество развивается по своим законам. Его становление не может не соотноситься с предписаниями природы. Но общество, которое пренебрегает природой, пытается покорить ее, оказывается обреченным. Однако возможен и другой сценарий. Социальные процессы, вся жизнь человека строятся в полном согласии с природой. Эволюция реализуется совместно. Человек – неотторжимая часть природы. Это и есть идея коэволюции.

Многие мыслители чувствовали огромную опасность, которую несет в себе насилие человека над природой. Среди них Ж.Ж. Руссо, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев. А. Швейцер, Э. Фромм, К. Ясперс. Коэволюционное взаимодействие человека с природой является, по существу, императивом, велением времени и необходимым моментом экологического воспитания. Некоторые ученые считают, что термин «коэволюция» несостоятелен. Разумеется, природа и общество развиваются по разным законам. Однако сама идея гармонизации природного и социального процесса представляется достаточно плодотворной.

В трансперсональной психологии и культурологии выражено принципиально новое отношение к природе. Если мир един, и мы можем ощущать состояние всего живого, переживать в трансперсональном опыте то, что заключено в камне, черепахе, в могучем дубе, то это не позволяет нам порабощать природу или относиться к ней эксплуататорски.

 

ЛИТЕРАТУРА

Культурология. XX век. Антология. — М., 1995.

Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973.

Проблемы философии культуры. Под ред. Келле Р. Ж. — М., 1984.

Самосознание европейской культуры XX века. — М., 1991.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.