Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 17: Интеграция экономики России и других стран СНГ в мировое хозяйство




 

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация “человеческого фактора”.

Суть российской внешней политики в отношении стран “дальнего зарубежья” на протяжении последних пяти лет может быть выражена одной фразой: переход от надежд на равноправное партнерство к защите своих национальных интересов.

Принципиально новым фактором международных отношений стало окончание “холодной войны”. Крупные внешнеполитические инициативы, вынужденно предпринятые М. Горбачевым в годы “перестройки”: отказ от глобального противоборства с капитализмом и идеологизированных симпатий к социалистическим и “антиимпериалистическим” странам (так называемое “новое мышление” – 1987 г.); ликвидация в два раза большего, по сравнению с американским, количества ракет средней дальности в Европе (с 1987 г., в течение трех лет); отказ от поддержки региональных конфликтов в мире и вывод советских войск из Афганистана (февраль 1989 г.); прекращение контроля за восточноевропейскими союзниками, приведшее к падению в странах Восточной и Юго-Восточной Европы коммунистических режимов (1989 – 1990 гг.); заключение советско-американского договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), несмотря на пропорциональность сокращений более выгодного американской стороне (июль 1991 г.); односторонний роспуск ОВД – Организации Варшавского договора и прекращение деятельности СЭВ (весна-лето 1991 г), означавший потерю военно-поли-тических союзников; наконец, отказ от военного присутствия в Европе и начало вывода с территории бывших союзников советских войск (с 1991 г.), - свидетельствовали о прекращении военно-политического противостояния Востока и Запада, социализма и капитализма. Окончательно похоронил советское военное и политическое могущество на мировой арене роспуск СССР.

Двухполюсная картина мировой политики, сложившаяся после окончания второй мировой войны, рухнула. США остались единственной сверхдержавой. Но российские лидеры так и не признали, что Россия, оставаясь ядерным государством, перестала быть великой державой, и в течение нескольких лет питали иллюзии о возможности равноправных отношений с ведущими странами мира.

Спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программ экономических реформ, но в дальнейшем ни одна из реформ, так и не была доведена до логического завершения, а значит, и не дала положительных результатов.

При переходе к рынку и отказе государства от регулирования экономики добиться сбалансированности государственного бюджета можно было за счет сокращения и даже ликвидации нескольких расходных статей. Во-первых, сократить военные расходы (в связи с прекращением военного противостояния с Западом) и государственный аппарат. Во-вторых, прекратить выделение дешевых кредитов государственным предприятиям для поддержания производства и субсидирование централизованного импорта (главным образом, продовольствия). В-третьих, инвестиции предприятиям для развития производства осуществлять не из государственного бюджета. Это позволило бы снижать расходы на социальные нужды.

Осуществление в стране финансовой стабилизации оказалось чрезвычайно затруднено тем, что не существовало скоординированной экономической политики.

Важным показателем перехода к рыночной экономике является формирование финансовой инфраструктуры, включающей в себя банки, страховые компании, валютно-финансовые биржи, различные кредитные организации. Все они обслуживают денежный рынок; рынок капитала (ценных бумаг: акций, государственных облигаций, векселей) переживает стадию формирования.

В первые два года реформ основной формой торговли промышленным оборудованием и сырьем стали прямые сделки между производителями, зачастую в натуральной форме (бартер). После введения конвертируемости рубля бартер стал уменьшаться. Независимые коммерческие посредники не сыграли существенной роли в оптовой торговле, хотя в середине 1992 г. их было зарегистрировано более 20 тысяч.

Огромный сельскохозяйственный сектор свидетельствовал об экономической отсталости, а большой промышленный сектор и минимальный сектор услуг – о структурных перекосах. В этом смысле структура экономики России была более отсталой, а чем в крупных латиноамериканских странах, Мексике, Бразилии, Аргентине. Переориентация экономики на удовлетворение потребностей населения и приближение ее структуры к нормальной рыночной должны были состоять в сокращении промышленного производства группы А (сырье и средства производства) и расширении торговли, услуг и финансовой сферы. При этом необходимо было создать много новых мелких предприятий торговли и сервиса.

Спад поразил не только технически отсталые отрасли (легкую, стройматериалов), но и высокотехнологичные: приборостроение, судостроение, электронную, электротехническую, которые были ориентированы прежде всего на военное производство. Провал конверсии на этих предприятиях, утрата ими перспективных научно-технических разработок и квалифицированного персонала, вкупе с деградацией машиностроения угрожают деиндустиализацией страны, потерей ею статуса развитой промышленной державы.

Интеграция России в мировую экономику проходит таким образом, что за ней закрепляется статус экспортера топлива и сырьевых материалов (не первичных – руды, а лишь в минимальной степени переработанных – стали и цветных металлов). 41% всего экспорта составляют топливно-энергетические ресурсы (нефть и нефтепродукты, газ), увеличивается доля металлов и уменьшается доля готовых изделий.

На мировом рынке высокотехнологичных изделий доля России составляет менее 1% (доля США – 21%, Японии – 16%, стран Юго-Восточной Азии – 9%). Россия утратила свои позиции в мировом экспорте оружия: СССР довел свою долю до 38%, Россия сейчас осуществляет 10% продаж оружия на мировом рынке. Только с 1995 г. Россия начала постепенно наращивать экспорт оружия, стараясь возвратиться на утраченные рынки. Производя около 25% мирового объема урана, Россия продает лишь 4% от его мировых продаж. Ведущие страны Европы и США через посредство международных финансовых организаций, преследуя свои естественные интересы, косвенно стимулируют развитие энергосырьевых отраслей и тормозят экспортный потенциал России в области готовой продукции, особенно связанной с высокими технологиями. Явно прослеживается намерение западных предпринимателей перенести на территорию России производства, сильно загрязняющие окружающую среду. Не случайна высокая доля иностранных инвестиций в цветную металлургию, химическую и целлюлозно-бумажную промышленность, то есть в те производства, которые из-за ужесточающихся экологических норм свертываются в развитых странах Запада.

Одной из серьезных финансовых проблем является внешняя задолженность.. 17 мая 1993 г. Россия взяла на себя обслуживание внешнего долга Советского Союза, получив в наследство также и оставшиеся у Госбанка СССР незначительные активы и советскую собственность за рубежом. Задолженность стран “третьего мира” Советскому Союзу составляла более 150 млрд. долларов, но рыночная цена этого долга – от силы 10%. Большинство этих стран не признавали своего долга или были не в состоянии платить, лишь Индия, Вьетнам и Алжир стали рассчитываться с Россией поставками товаров.

Традиционно источником валюты для покрытия внешней задолженности являлась внешняя торговля. В 1991 г. СЭВ – экономическая ассоциация социалистических стран – прекратил свое существование, и внешняя торговля стала вестись почти полностью на основе расчетов валютой.

Прогрессировавшая в течение 1991 г. дезинтеграция экономик союзных республик и последовавший в декабре окончательный распад СССР нарушили многолетние хозяйственные связи между предприятиями, вели к нарастанию кризиса во всех государствах СНГ.

С 1991 г. началось снижение общего объема валютной внешней торговли (экспорт + импорт), которое продолжилось и в 1992 г. – первой половине 1993 г. Главной причиной этого в условиях новой независимой России было сохранение единого денежного пространства с другими республиками бывшего Советского Союза, отсутствие границ и таможен (“открытость” границ). В соответствии с межгосударственными соглашениями Россия поставляла странам СНГ энергоносители и важнейшие производственные ресурсы – цветные, черные, редкие металлы. И зачастую эти ходовые (и оплаченные по низким внутренним ценам предоставленными Россией же кредитами) экспортные товары реэкспортировались за пределы СНГ. Шел огромный поток контрабанды дешевых российских стратегических товаров (особенно металлов) через Эстонию. Россия не только не получала от этого экспортной выручки, но и несла прямые валютные потери, так как цены на цветные металлы на мировом рынке упали.

В июле 1993 г. Россия ввела собственную национальную валюту, единое денежное пространство со странами СНГ перестало существовать, межгосударственная торговля с ними переходила на долларовые расчеты. И положительный баланс торговли со странами СНГ оставил 5,2 млрд. долларов. Внешняя торговля со странами дальнего зарубежья также имела положительное сальдо. Положительный баланс был достигнут, при продолжавшемся снижении и экспорта и импорта, за счет того, что импорт падал быстрее.

Отношения с зарубежными партнерами.

Развал старой системы внешней торговли нарастал со времен перестройки: в конце 1986 г. была ликвидирована государственная монополия внешней торговли, и отраслевые министерства получили право торговать на мировом рынке. С 1988 г. (по Закону о государственном предприятии 1987 г.) такое же право получили крупные государственные предприятия, и их количество постоянно росло.

Основных проблем в организации внешнеторгового оборота было две. Первая – огромная разница внутренних и мировых рыночных цен на основные экспортные товары. Вторая – необходимость вернуть экспортную выручку в страну. Обе были связаны с необходимостью ввести рыночную конвертируемость рубля.

В январе 1992 г. все предприятия получили право свободно заниматься внешнеторговой деятельностью. В отношении импорта была проведена полная либеризация: в первой половине 1992 г. не было ни квот (т.е. ограничений количества), ни даже тарифов (т.е. пошлин, налогов) на импорт.

Со второй половины 1992 г., стремясь получить доходы в бюджет (на чем настаивали Минфин и МВФ), Россия ввела единый тариф на импорт, составлявший 15% от стоимости. Затем были установлены дифференцированные тарифы на разные товары, а импортные квоты и лицензии отменены.

Сложнее проходила либерализация экспорта. В отношении неглавных экспортных товаров, внутренние цены на которые были отпущены, с января 1992 г. был установлен свободный экспортный режим. На экспорт других товаров: нефти и нефтепродуктов, природного газа, угля, электроэнергии, цветных металлов, целлюлозы, пшеницы, алкогольных напитков, рыбы и леса, - составлявших 70% российского экспорта, сохранялись квоты и лицензии. Квоты на экспорт определяло Министерство экономики, чтобы не оставить российский рынок без важнейших товаров, соблазн вывоза которых был очень велик, так как их внутренние цены составляли лишь 1% мировых. Соперничество экспортных фирм за квоты обогащало чиновников.

В целом в России преобладает теперь рыночный способ распределения, с установлением прямых (или через коммерческих посредников) контактов между производителем и потребителем и свободным назначением цены на товары, услуги и труд.

С 1988 г. широко распространилась продажа российского сырья за границу по низким ценам – шло расхищение национального богатства, переход его из общественного достояния в частное. Поэтому Министерство внешнеэкономических связей выдавало экспортную лицензию, чтобы проверить правильность цены в контракте российского экспортера и иностранного партнера. В 1992 г. было введено новшество: экспортеры регулируемых статей экспорта должны были платить экспортные тарифы (пошлины), исчисляемые в европейских валютных единицах (ЭКЮ), чтобы покрыть большую часть разницы между внутренней и мировой ценой. Но это вызвало яростное сопротивление экспортеров: большинство искало лазейки для уклонения от уплаты, самые крупные фирмы добились от правительства статуса “специальных экспортеров”, освобожденных от налога.

Естественным решением этой проблемы была либерализация цен внутреннего рынка на главные экспортные товары. Эти цены росли, несколько сократился перечень стратегических товаров, снизились экспортные налоги и уменьшилась привлекательность статуса “специального экспортера”. С 1 января 1995 г. квотами ограничивается около 5% наименований экспорта, как правило, это товары, экспорт которых осуществляется в соответствии с международными договорами России.

В целом российская внешняя торговля стало соответствовать требованиям Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), и осенью 1993 г. Россия подала заявление о приеме в ГАТТ. Участие в этой организации позволяет получить принятые в международной торговле льготы, в частности, режим наибольшего благоприятствования. Но в связи с общей финансовой неустойчивостью, а также из-за введения ряда протекционистских пошлин на импорт вопрос о приеме России в ГАТТ был отложен.

С началом денежного этапа приватизации правительство надеялось на приток иностранных капиталов. В августе 1994 г. был достигнут пик иностранных инвестиций: зарубежные компании приобрели за месяц акций российских предприятий на сумму 500 млн. долларов. Иностранцы предпочитали вкладывать деньги в отрасли с быстрой окупаемостью вложений и гарантированной валютной выручкой. Первоначально это были предприятия торговли и общественного питания, отели, затем все больше – сырьевой сектор.

Между тем иностранные предприниматели считают основными причинами, сдерживающими их участие в российской экономике, общую экономическую и политическую нестабильность в стране, коррумпированность и бюрократизм государственных чиновников, преступность.

МВФ.

Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял 103,9 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась в 56,5 млрд. долларов.

Несмотря на это 1 апреля 1992 г. президент США Дж. Буш и канцлер Германии Г. Коль от имени семи наиболее развитых западных стран заявили, что в 1992 г. России будет оказана финансовая помощь в размере 24 млрд. долларов. На практике в отношениях с Россией Запад поступал как кредитор, стремящийся к возвращению своих денег, но отнюдь не заинтересованный в появлении сильного конкурента на мировых рынках.

Финансовая помощь реформам, как ее представлял Запад, могла заключаться в отсрочке и льготах по выплате уже имевшихся долгов. 27 февраля правительство России подписало с Международным валютным фондом, представлявшим интересы кредиторов, вспомогательную программу, дававшую отсрочку в выплате долгов и обеспечивавшую кредитование закупок продовольственного зерна за рубежом. В качестве жесткого условия такого соглашения МВФ (Международный валютный фонд) потребовал, чтобы реформы в России были направлены на достижение двух стратегических целей: полную либерализацию цен и ликвидацию бюджетного дефицита.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.