Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологический кризис




С появлением цивилизации, и особенно государства, деятельность человека стала носить определенный вред окружающей его природной среде. Но до середины ХХ века этот вред был весьма незначительным и исправимым. Например, в раннее средневековье новые леса в Европе росли быстрее, чем человек успевал вырубать старые. Но взрывные темпы роста населения и еще более высокие темпы роста производства и потребления материальных благ положили конец этой идиллии.

Реальностью стали:

· деградация, вследствие злоупотребления удобрениями и химическими средствами борьбы с вредителями зерновых, миллионов гектар некогда плодородной земли;

· сведение на дрова тропических лесов – “легких планеты” и наступление пустынь;

· истощение озонового слоя из-за превышающих допустимые нормы выбросов в атмосферу фреонов;

· комплексное загрязнение воздуха, воды и почв токсичными и радиоактивными промышленными отходами;

· варварское уничтожение (на мясо и сырье) многочисленных видов животных и рыб.

В результате окружающей среде нанесен серьезный ущерб, который, в свою очередь, ведет к росту заболеваемости, особенно дыхательных путей и онкологической.

Ответственность за ухудшение окружающей среды несут прежде всего экономически развитые страны, ведь именно на их долю приходится более 2/3 всех потребляемых человечеством природных ресурсов и менее 20% населения.

Но и в развивающихся (слаборазвитых) странах соединение нищеты и стремительного роста населения наносит серьезный ущерб природе. В частности, рисовые поля и домашний скот, дающие пропитание двум миллиардам человек, служат основными источниками выбросов в атмосферу метанола, способствующего формированию “парникового эффекта”. Индустриализация и модернизация в этих странах проводится зачастую отнюдь не на базе новейших экологически чистых технологий.

Следует учитывать и тот факт, что некоторые виды ресурсов, например нефть, уголь, газ, руды металлов, исчерпаемы. Расчеты, произведенные в середине 70-х специалистами Римского клуба, едва не посеяли настоящую панику – по их данным, основные ресурсы должны были исчерпаться уже к 1995 – 2025 году. И хотя дальнейшие исследования показали. Что ресурсов, о которых идет речь, хватит еще лет на 100, особых оснований для самоуспокоения у человечества нет. Экологические проблемы действительно остры и носят глобальный характер.

Если в XXI веке не будут найдены пути их эффективного решения, этот век действительно может оказаться последним в земной истории человечества.

 

Дополнительная литература:

1. История мировой экономики./ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 1999.

2. Березин И.С. Краткая история экономического развития. – М., 1998.

 

Тесты по теме:

Выберите на Ваш взгляд правильные ответы

1. В 1990-е гг. развитие мировой экономики и международных экономических отношений характеризовалось:

а) дальнейшим укреплением экономического могущества мировой системы социализма;

б) изменением соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений;

в) устойчивым ростом производства в странах СНГ.

2. К основным факторам, обусловливающим процесс глобализации, относятся следующие:

а) производственно-технический;

б) экономический;

в) транспортный;

г) социологический;

д) социальный;

е) экологический;

ж) политический.

3. Постиндустриальное общество типично для:

а) стран СНГ;

б) новых индустриальных стран;

в) отсталых стран;

г) высокоразвитых стран.

4. Высокие темпы НТП во второй половине XX века привели:

а) к расширению технологического обмена;

б) развитию ТНК;

в) росту ассигнований на НИОКР;

г) обострению глобальных проблем.

5. Кризис экономического развития мировой экономики характеризуется:

а) снижением уровня жизни населения;

б) ростом безработицы;

в) ростом инфляции;

г) социальной напряженностью в обществе;

д) стабильным ростом основных экономических показателей;

е) замедлением темпов развития отдельных стран и регионов;

ж) структурным кризисом.

6. Процесс интернационализации означает:

а) достижение определенной степени единства торговли производства и кредитно-финансовой сферы национальных государств, входящих в мирохозяйственную систему, несмотря на наличие национальных границ;

б) формирование многоуровневой мировой системы хозяйственных связей, объединяющей отдельные страны в глобальный мировой комплекс;

в) растущую связь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем;

г) организацию единого экономического пространства;

д) поиск и захват национальной экономикой своей «ниши» в мировой экономике;

е) развитие устойчивых экономических связей между странами, выход воспроизводства за национальные границы.

 

Итоговый тест по дисциплине «История экономики»

Выберите все верные ответы.

1. Какая из экономических школ явилась родоначальницей историко-экономической науки:

а) классическая политэкономия;

б) институционально-социологическая;

в) марксистская;

г) ордолиберальная;

д) старая историческая школа;

е) новая историческая школа?

2. Наиболее древние формы хозяйственной деятельности человека связаны:

а) с земледелием;

б) со скотоводством;

в) с торговлей;

г) с ремеслом;

д) с охотой;

е) с собирательством.

3. Какое техническое достижение античности имело наибольшее значение для дальнейшего развития экономики:

а) стремя;

б) колесный плуг;

в) жатвенная машина;

г) водяное колесо;

д) гончарный круг;

е) муфельная печь?

4. Укажите понятия, внутренне не присущие восточной модели феодальной экономики:

а) протекционизм;

б) эквивалентный обмен во внешней торговле;

в) экономическая зависимость крестьянства;

г) коммунальные революции;

д) многоукладность хозяйства;

е) господство частной собственности на землю.

5. Метод безналичного перевода денег известен:

а) с античного времени;

б) с эпохи первоначального накопления капитала;

в) с эпохи промышленного переворота и начала индустриализации;

г) со времени появления первых коммерческих банков;

д) с эпохи великих географических открытий;

е) со второй половины XX века.

6. Назовите причины первенства английской экономики по сравнению с другими странами в XVII в.:

а) раннее зарождение мануфактур;

б) географическое положение;

в) хозяйственная культура общества;

г) успехи в мореплавании;

д) меркантилистская политика;

е) быстрое завершение процесса первоначального накопления капитала.

7. Традиционная модель индустриализации:

а) развивается в условиях натурального хозяйства;

б) характеризуется нулевым приростом;

в) существовала в Японии, США и Германии;

г) определяла приоритет политических факторов в экономической политике;

д) требует наличия механизмов перераспределения национального дохода;

е) обусловливается жестким регулированием ценообразования.

8. Создание в России единой денежной системы началось с деятельности:

а) Василия III;

б) Ивана III;

в) Петра I;

г) Екатерины II;

д) Елены Глинской;

е) Николая II.

9. Выберите сходные черты в развитии экономики Англии, Франции и России в пер. половине XIX в.:

а) завершение промышленного переворота;

б) развитие фондового рынка;

в) сохранение внеэкономического принуждения крестьян;

г) быстрое развитие легкой промышленности;

д) усиление государственного регулирования экономики;

е) первые экономические кризисы перепроизводства

10. Важнейшей чертой мировой экономики конца XIX-начала XX вв. стала:

а) милитаризация экономики;

б) концентрация капитала и производства;

в) возникновение монополий;

г) господство политики фритредерства;

д) стабилизация финансовой системы развитых стран;

е) возникновение колониальной системы.

11. Создание современной структуры банковской системы России относится:

а) к 60-м гг. XIX в.;

б) к началу XX в.;

в) к периоду нэпа;

г) к 80-м гг. XX в.;

д) к середине 90-х гг. XX в.;

е) все ответы неверны.

12. "План Дауэса" определял:

а) сущность территориального спора между Германией и Бельгией;

б) ограничение численности немецкой армии;

в) порядок отсрочки платежей;

г) возможность урегулирования территориальных претензий СССР к Финляндии;

д) государственный бюджет Германии как главный источник погашения репарационных платежей;

е) условия предоставления Германии кредита.

13. Из предложенного хронологического ряда истории экономики России исключите даты, логически не связанные с другими:

а) 1704;

б) 1766-1769;

в) 1839-1843;

г) 1861;

д) 1922-1924;

е) 1959-1965.

14. Какой из кризисов перепроизводства получил название "Великой депрессии":

а) кризис 1825 г.;

б) кризис 1929-1933 гг.;

в) кризис 1969-1971 гг.;

г) кризис 1974- 1975 гг.;

д) кризис 1980-1982 гг.;

е) кризис 1992-1993 гг.

15. "План Маршалла" предусматривал:

а) формирование механизма самоокупаемости восстановления европейской экономики;

б) усиление обороноспособности Европы;

в) погашение военных кредитов европейских стран;

г) реализацию плана "Пакс Американа";

д) формирование рынка сбыта для американского наукоемкого производства;

е) преимущественное развитие аграрного сектора Европы.

16. Назовите приоритеты неоконсерватизма в экономической области:

а) собственная предприимчивость;

б) господство частной собственности;

в) рост государственного сектора в экономике;

г) расширение социальных программ;

д) снижение налогов;

е) уменьшение государственного регулирования.

17. Неудача "перестройки" М. Горбачева в СССР в большей степени связана:

а) с незавершенностью структурных преобразований;

б) с реформой ценообразования;

в) с нереформированностью государственного сектора;

г) с расширением сферы теневой экономики;

д) с распадом СЭВ;

е) с мировым энергетическим кризисом.

18. Выберите основные черты неоэтатистской модели смешанной экономики:

а) большой государственный сектор в экономике;

б) стремление к сбалансированности госбюджета;

в) большие социальные расходы государства;

г) индикативное планирование;

д) централизованное планирование;

е) преобладание монетарных рычагов регулирования.

19. Как в России решался вопрос о собственности на землю в соответствии с Декретом о земле 1917 г.?

а) национализация всей земли с последующей сдачей в аренду крестьянам;

б) национализация всей земли, уравнительное распределение с последующим справедливым переделом;

в) национализация всей земли, создание только государственных хозяйств;

г) продажа земли крестьянам по низким ценам;

д) передача земли в частную собственность крестьянам в соответствии с установленными нормами.

20. Какую цель преследовал П.А. Столыпин при проведении аграрной реформы в начале XX в. в России?

а) ускорение развития в России капиталистических производственных отношений;

б) оздоровление российской экономики;

в) быстрое создание среднего класса в деревне;

г) либерализацию самодержавия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.