Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Петрова Е. П. Формирование морали Трезвости у детей – миссия школы




Formation of children’s sober morality
is the mission of school

Ключевые слова: Трезвость, социальное программирование, информационно-психологическая защита, социальный заказ, школа

Keywords: Sobriety, social engineering, informational-psychological protection, social request

В данной работе представлены результаты анализа ситуации в школах и дано обоснование необходимости информационно-психологической защиты детей от программирования на самоотравление интоксикантами. Описаны методы формирования трезвого мировоззрения.

In this paper the school situation analysis results are presented and the necessity of children’s informational-psychological protection from self-poisoning by toxicants is explained. The methods of sober morality formation are described.

 

В данной работе используется понятие психологической устойчивости, под которым понимается наличие следующих качеств:

1. Коммуникативность – способность результативно взаимодействовать с окружающим миром.

2. Позитивный настрой к жизни – устойчивую позицию любви к жизни.

3. Патриотизм – любовь к родному дому, родному поселению, родной республике и родной стране, способность взять на себя ответственность за Родину.

4. Социальная активность – как способность отстоять свои права и принимать активное участие в жизни страны, республики, родного края.

5. Информированность. Именно такая, которая позволит выпускнику различать правду и ложь, добро и зло; которая способна развиться при наличии критического мышления, при способности анализировать полученную информацию.

6. Нравственность – как совокупность оценок происходящих событий, способная защитить личность от разрушительного влияния. За основу формирования нравственности мы берём воспитание способности к различению, например, таких категорий, как добро и зло, правда и ложь.

7. Трезвость – естественное, данное от рождения, творческое состояние человека, семьи, общества в целом. Которая необходима, как фундамент, т. к. все остальные качества без Трезвости не способны развиться в полной мере, вследствие заниженной способности мыслить на высоких абстрактно-логических уровнях [1]. В свою очередь только наличие морали Трезвости, способно сберечь ребёнка трезвым и в дальнейшей, взрослой жизни.

8. Мораль Трезвости – одна из базовых компетентностей человека. Это знания, обычаи, правила, законы, писанные и неписанные, это умения, навыки и действия, позволяющие человеку, семье, обществу, народу сохранить своё естественное состояние Трезвости навсегда, а также утвердить (вернуть) Трезвость, если она утрачена.

Для сохранения Трезвости у детей и формирования морали Трезвости, необходимой мерой является комплексное воздействие по информированию всех участников воспитательного процесса о причинах самоотравления людей интоксикантами. В данном вопросе особенно остро стоит тема информационного воздействия на детей не столько через СМИ и внешние по отношению к семье источники, сколько в первую очередь через родителей и школу. Именно в семье и из семейных традиций формируются его будущие привычки, которые, в свою очередь, он передаст своим детям и из которых те впоследствии сформируют свои семейные традиции. В то же время именно школьный учитель чаще всего становится первым наибольшим авторитетом, после родителей, для малыша, пришедшего в школу.

Всякий раз, когда разговор заходит об образовании, мы вспоминаем три его кита: обучение, воспитание, развитие. Необходимо заострить внимание на воспитании – среде, в которой растёт человек. Это подчеркивается и в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ (от 12 декабря 2012 г.): «Школа не просто передает набор знаний. Думаю, вы со мной согласитесь: качественное обучение без воспитания невозможно. Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты, и в первую очередь она должна быть современной» [2].

Как бы мы не старались обучать ребенка, если среда внутри школы не соответствует необходимым требованиям – время тратится зря. А формирование морали Трезвости как раз и является той опорой, которая позволит создавать среду для обучения детей.

На данном этапе, Федеральная программа «Развитие воспитательной компоненты в образовательных учреждениях» (письмо Министерства Образования РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09) [3] чётко определяет наличие социального и государственногозаказа по формированию у детей некоторых ценностей при помощи воспитания в следующих направлениях:

• гражданско-патриотическое;

• нравственное и духовное воспитание;

• воспитание положительного отношения к труду;

• интеллектуальное воспитание;

• здоровьесберегающее воспитание;

• социокультурное и медиакультурное воспитание;

• культуротворческое и эстетическое воспитание;

• правовое воспитание и культура безопасности;

• воспитание семейных ценностей;

• формирование коммуникативной культуры;

• экологическое воспитание.

Наряду с воспитанием в вышеуказанных направлениях важнейшей составляющей социального заказа является воспитание Трезвого мировоззрения у детей. Исходя из этого, видится необходимость создания такой программы для работы со школьниками, которая дала бы обществу желаемый эффект.

Согласно «Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» [4]: «Алкогольную продукцию потребляет значительное количество подростков», поэтому «необходимо разработать нормативную правовую базу для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на пропаганду ценностей здорового образа жизни, включая разработку и реализацию специальных медиапроектов для различных групп населения (молодежь, работники сферы образования, женщины, политики и руководящие работники)». Среди целей Концепции: «привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни».

К мерам по реализации государственной политики относятся среди прочих:

· «разработка и установление механизма координации информационных и обучающих программ и проведение кампаний по формированию здорового образа жизни среди различных слоев населения и возрастных групп»;

· «пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи»;

· «укрепление нравственности и самосознания у детей и молодежи в целях развития у них способности эффективно противостоять употреблению алкогольной продукции».

Данные меры входят в комплексный подход при проведении уроков Трезвости.

В условиях современного общества при постоянной борьбе с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией и асоциальным поведением, и существующей форме профилактики, ситуация в корне не меняется. Это дает основания заявить о недостаточной эффективности такой формы работы. Запугивание детей, запреты, как и полное замалчивание, привлекают внимание к отравляющим веществам и отклоняющемуся поведению. Всё это заставляет по-новому смотреть на предупреждение самоотравления интоксикантами.

В соответствии с задачей поставленной государством перед образованием в рамках социального образовательного заказа на сегодня только при наличии в обществе Трезвости возможно реализовать этот заказ. А при наличии морали Трезвости у ребёнка повышается его интеллектуальный потенциал и вероятность его самостоятельного развития и обучения. Главная воспитания – готовить ребёнка к будущей жизни. Когда его нравственность достигнет достаточного уровня, можно с уверенностью заявить: он самостоятельно выучит урок, подготовится к контрольной, сдаст экзамен.

Сегодня каждое учебное заведение поставлено перед необходимостью самостоятельно строить свою образовательную систему на основе выявления социального запроса в образовании.

Исходя из вышесказанного, социальным образовательным запросом от президента до родителей, можно выделить следующее направление. Школа должна готовить психологически устойчивого гражданина, готового вступить в новую жизнь. Соответственно, основными задачами, для достижения поставленных целей являются:

· Создание в школе Территории Трезвости.

Согласно «Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», согласно социальному заказу, в каждой школе, безусловно, должна быть территория Трезвости. И утвердить таковую возможно только открыто заявляя о необходимости этого шага. Территория Трезвости – это такая территория, где не только отсутствуют алкогольные табачные яды и другие интоксиканты, но и отсутствует вероятность программирования детей на самоотравление, где имеет место воспитание и пропаганда трезвого образа жизни.

· Обучение детей, родителей и учителей теории Трезвости.

На заседаниях клубов для детей и родителей, на родительских собраниях и собраниях родительских комитетов есть возможность определить способы взаимодействия в создании трезвого будущего для каждого ребёнка. В течение учебного года следует проводить уроки Трезвости для учащихся 3-11 классов, и игровые занятия по формированию морали Трезвости для 1-2 классов, так как именно уроки Трезвости дают опору для развития всех тех качеств, на которые ориентирует Федеральная программа «Развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях». После проведения уроков Трезвости 97% старшеклассников хотят жить в Трезвости и хотят, чтобы в России утверждалась и сохранялась Трезвость [5].

· Привлечение родителей к участию в жизни детей.

На заседаниях клубов для детей и родителей возможно повысить их психологическую компетентность и компетентность в вопросах формирования трезвых убеждений у детей. Через клубы, родительские собрания, индивидуальные консультации возможно выяснить потребности и проблемы тех и других в отношениях между собой и наладить взаимодействие родителей с детьми.

· Проведение внеурочной работы и работы в рамках классных часов и двадцатиминуток с детьми, на темы: Трезвость, здоровье, нравственность, патриотизм.

В течение года в школе можно проводить двадцатиминутные беседы по соответствующим темам перед уроками. Это может делать каждый обученный классный руководитель.

· Интеграция информации, ориентированной на воспитание Трезвости, в школьные предметы. Это позволит с новой точки зрения посмотреть на школьный урок в русле информационного воздействия на детей.

Таким образом, мы имеем основания предполагать следующие результаты:

1. Внедрение системы обучения морали Трезвости создаст благоприятные условия для развития учащихся, что повлечёт за собой как развитие личности, так и устойчивое развитие в будущем навыков умений и компетенций, необходимых гражданину РФ.

2. Комплексный характер системы обучения теории Трезвости создаст условия как для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника, так и для полноценного развития всех участников учебно-воспитательной работы в сфере Трезвости.

3. Гуманистический смысл теории Трезвости состоит в том, что она не просто предполагает деятельность всех участников процесса, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их творческих способностей и стабильной личности.

4. Так же итогом работы с детьми станет психологически устойчивая, социально активная личность на выходе из образовательного учреждения.

 

Список литературы

1. Попов Л.Е. Пить или жить - вот в чём вопрос. (Научные основы трезвого образа жизни) / Л.Е. Попов. – Томск: Ротапринт ТГУ, 1986. – 43 с.

2. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] // сайт Президента России. – URL: http://www.kremlin.ru/.

3. Развитие воспитательной компоненты в образовательных учреждениях / письмо Министерства Образования РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09.

4. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 №2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96236 (дата обращения: 02.09.2014).

5. Загумённый В.А. Методика и результаты анкетирования школьников на уроках Трезвости / В.А. Загумённый // материалы XI научно-практической конференции. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – С. 48-57.

Сведения об авторе

Петрова Екатерина Петровна, психолог, член Чувашской республиканской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Чувашия», [email protected], тел. +7-987-126-9778.

Petrova Ye.P., psychologist, member of Chuvashia Republic public organization of promoting and preserving Sobriety “Trezvaya Chuvashiya”, [email protected], tel. +7-987-126-9778.

 

 

УДК 316.624-053.81

Романова О.П., Политыко Е.А.

Romanova O.P., Polityko E.A.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.