Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Романова О.П., Политыко Е.А. Негативное влияние информационных технологий на молодежь




NEGATIVE EFFECTS OF INFORMATION TECHNOLOGY FOR YOUTH

Ключевые слова: молодежь, информационные технологии, Интернет, Интернет зависимость

Key words: youth, information technologies, Internet, Internet dependence

Рассматривается одна из самых распространенных поведенческих форм зависимости – Интернет зависимость. Отмечается негативное влияние информационных технологий на молодежь. Предлагаются мероприятия по изменению направленности психологической зависимости в высших учебных заведениях.

Considered one of the most common behavioral forms of dependence - Internet addiction. Negative impact of information technology on young people. Available actions for change in the direction of psychological dependence in higher educational institutions.

 

Информационные технологии изменили социальные отношения. Сегодня общение между людьми, обмен информацией, как поиск работы, так и сама работа, отдых, досуг и др. перенесены в виртуальный мир.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется распространением Интернета, особенно среди молодежи. Россия занимает 7 место в мире по количеству пользователей сети Интернет (60 миллионов человек - 43% населения страны) [1]. При проведении авторами социологического исследования в ТюмГНГУ 72,9% респондентов отметили, что свободное время часто проводят в Интернете, а 13,5% - находятся в сети «онлайн» практически всегда, и такое же количество посещает Интернет редко, при необходимости. Для Тюменской области, в целом, эти показатели ниже - около 50% молодежи постоянно пользуются интернетом, а 7% - от случая к случаю [2, с. 159].

В современном мире получили широкое распространение поведенческие формы зависимости (аддикции): «телемания»; трудоголизм; забота о собственном здоровье (следование диетам, изнурение себя физическими упражнениями и т.п.); страсть к азартным играм; стремление к частой смене половых партнеров; привычка к посещению магазинов и приобретению товаров длительного пользования; бесконечные разговоры по телефону и др. [3, с. 297]. В последние годы предметом исследования российских [4, 5, 6] и зарубежных исследователей [7, 8] стала зависимость от Интернета. Учитывая рост молодых пользователей Интернета в мире и России, проблема Интернет-зависимости является особо значимой, так как активно идет процесс социализации молодежи.

В научной литературе сложилась расширенное понимание зависимости от Интернета, которое включает [9, с. 92]:

· обсессивное пристрастие к работе с компьютером (игры, программирование и др.);

· компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;

· паталогическая привязанность к азартным играм в Интернете, онлайновым аукционам, электронным покупкам;

· зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, ведущая к виртуализации жизни, семьи, друзей;

· зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах.

Авторы согласны с Войскунским А.Е. что, Интернет-зависимость, прежде всего, связана с гиперболизацией поведения: нежеланием отвлечься от работы в Интернете; резкой эмоциональной реакцией на замечания по поводу продолжительной работы за компьютером со стороны окружающих; пренебрежением работой, учебой; тратой на Интернет всех имеющихся денег; забывчивостью. про личные, деловые встречи, еду, сон, здоровье; потерей друзей, семьи, не виртуального круга общения; злоупотреблением кофе, энергетическими напитками для поддержания тонуса для работы на компьютере; возникновением состояния тревоги, депрессии при невозможности работы в Интернете и наоборот, ощущением эмоционального подъема, эйфории, когда садится за компьютер и др. [9, с. 91].

Западные исследователи разработали типологию зависимости от компьютера. Так, Шоттон М.А. выделяет три ее разновидности [10, с. 119-120]:

- «сетевики» (networkers), характеризующиеся оптимизмом, социальной активностью, позитивным настроем к другим людям, наличием друзей, в том числе другого пола, компьютер для них хобби – способ поиска удаленных баз данных, участие в ролевых групповых играх и т.п.;

- «рабочие» (workers) – используют современные, дорогие компьютеры для программирования, прекрасно учатся, обладают креативностью, строгими принципами – негативно относятся к компьютерному пиратству;

- «исследователи» (explorers) – наиболее многочисленная группа, которая активно занимается программированием, созданием сверхсложных программ, поддерживает компьютерное пиратство и хакерство, не амбициозны, равнодушны к социальным критериям жизненного успеха, имеют более низкий уровень образования, по сравнению с другими группами, но превосходят их по объему знаний.

Эти типы существуют и в нашей стране. В то же время, как подчеркивают немецкие психологи (О.Зееманн, Ф.Д.Зееманн, Р.Боернер и др.) необходимо разделять зависимость от Интернета и компьютера [8, с. 571]. На наш взгляд, Интернет-зависимость приобретает большую значимость для молодежи, учитывая востребованность ресурсов в Интернете и их доступность для студентов вузов и колледжей. Среди пяти наиболее активно используемых в нашей стране 2 и 4 места занимают социальные сети (в контакте, одноклассники), остальные связаны с доступом к электронной почте (mail.ru, yandex.ru, rambler.ru). Не возможно не согласиться с тем, что если для взрослых информационные технологии открывают возможности для работы, общения, в том числе профессионального, то молодые пользователи воспринимают их как средство развлечения, самовыражения, расширения контактов. Это наглядно показывают ресурсы, используемые молодежью: социальные сети – MySpace, Facebook, в контакте, одноклассники и др. (дают возможность общаться с друзьями, обмениваться фотографиями, послушать музыку или посмотреть видео о жизни молодежи); YouTube (представляет персональные видеоклипы); средства мгновенного обмена сообщениями или IM (IM – Instant messenger); сервисы VoIP - телефонная связь через Интернет, Skype (позволяет участвовать в видео- и аудио-конференциях); блоггинг (Blogging - блог можно определить как онлайновый дневник, который может легко создать любой желающий) [11].

При всех положительных моментах (доступность, широкий круг общения, возможность контролировать свои действия, не выходить из дома и др.), следует отметить, прежде всего, негативное влияние социальных сетей на развитие личности молодого человека, проявляющееся в:

формировании зависимости от виртуального мира. Компьютерная зависимость молодежи, как наиболее уязвимой социальной группы в экономическом, социокультурном, личностном плане приводит к их погружению в наиболее приемлемый для него виртуальный мир, теряется связь с реальностью;

создании в виртуальном мире той жизни, которая нравится и дает возможность нарушения норм без ответных санкций со стороны общества и ведет к переносу созданных в виртуальном мире социальных норм в реальную жизнь, разрушая моральные устои общества;

общении в социальных сетях, которое сводится к коммуникации, уничтожая ценность духовного взаимодействия, так как оно осуществляется на примитивном уровне. Это подтверждают и другие исследователи. Так, Данилова М.А. обобщая результаты анкетирования [12, с. 245] отмечает, что – большинство молодых респондентов в сети не обсуждает ничего серьезного, а просто болтают с друзьями, знакомыми. Основные темы общения: сплетни, бытовые проблемы, разговоры ни о чем. В результате у молодежи происходит формирование негативных качеств: без духовности, равнодушия, лени, зависти и, в конечном счете, жестокости и агрессии.

Учитывая высокий уровень негативных последствий, система образования должна использовать позитивный потенциал Интернета для социализации молодежи и преодоления психологической зависимости. Новые технологии обучения в вузах создают для этого хорошие возможности. Преподаватель может привлекать студентов для:

- поиска материалов, разработки, чтения мультимедийных лекций (студенты могут презентовать, на лекции, подготовленные ими части);

- создания совместных компьютерных деловых игр, практических заданий;

- написания статей, научных работ;

- проведения социологических и других исследований.

Широкие возможности открывает Интернет для проверки знаний через различные контролирующие системы, например, Эдукон, проведения консультаций по курсам, совместной подготовки студентами группы заданий и др.

 

Список литературы

1. Самые популярные и посещаемые сайты России. Электронный ресурс. Режим доступа - URL: http://site-top100.narod.ru/Russia.html. (Дата обращения 09.09.2014).

2. Статистический ежегодник [Текст]: Стат. сб. в 4 ч., ч.4 (П) /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. – Тюмень, 2010. – 364 с.).

3. Короленко, Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия [Текст]: /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – М., Екатеринбург: 2000.

4. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития [Текст]: //Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 1991. - № 1. - С. 8-15

5. Войскунский, А.Е, Феномен зависимости от Интернета [Текст]: //Гуманитарные исследования в Интернете /под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2000. - С. 100-131.

6. Мюррей, К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии [Текст]: / К.Мюррей //Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А Е. Войскунского. – М., 2000. - С.132-140.

7. Yang, D.J. Graving your next web fix [Text]: /D.J.Yang // U.S. News& World Report. - 2000. - V. 128. Issue 2. - P.41.

8. Seemann, O., Seeman, V.D., Boerner, R. et al. Psybertherapy on the Internet and its implications for psychiatry, psychotherapy, and psychosomatics [Text]: //European J. of Medical Research. - 1998. - V. 3(12). - P. 571-576.

9. Войскунский, А.Е., Актуальные проблемы зависимости от интернета [Текст]: /А.Е.Войскунский //Психологический журнал. - 2004. - № 1 - С.90-100.

10. Shotton, M.A. Computer Addiction? A Study of Computer Dependency [Text]: /M.A. Shotton. - L.: Taylor and Francis. 1998.

11. Янков, А.В. Поведение молодежи в сети (по материалам интернет-источников). Электронный ресурс. Режим доступа - URL: http://vmo.rgub.ru/foreign/review/teen_act. Php. (Дата обращения 09.09.2014).

12. Данилова, М.А. Феноменология Интернет: стратегии использования сети в повседневной жизни [Текст]: /М.А. Данилова //Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. - №2(32). - Вып. 1. - С. 243-248.

Сведения об авторах

Романова Ольга Павловна, доцент, Тюменский государственный нефтегазовый университет, [email protected], 8(3452)453526

Политыко Елена Александровна, студентка, Тюменский Государственный нефтегазовый университет, [email protected], 89324789644

Romanova O.P., Associate Professor, Tyumen State Oil and Gas University, [email protected], 8(3452)453526

Polityko E.A., the student, Tyumen State Oil and Gas University, [email protected], 89324789644

 

УДК 346

Сайфуллин Ф.Ф.

Saifullin F.F.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.