Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Общее представление о психических состояниях




Лабораторное занятие № 4

Цель: рассмотреть методы исследования психических состояний человека.

Организационная форма занятия: лабораторное занятие.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

  1. Общее представление о психических состояниях.
  2. Структура и основные характеристики психических состояний.
  3. Классификация психических состояний.

4. Общая характеристика функциональных состояний. Основные подходы к определению функциональных состояний.

5. Психологическая характеристика работоспособности. Факторы, влияющие на работоспособность.

6. Психологическая характеристика утомления. Переутомление. Синдром хронической усталости.

Методические рекомендации:

По первому вопросу: студент должен охарактеризовать психические состояния как объект и предмет психологического исследования в феноменологическом, функциональном, онтологическом, системном подходах. При характеристике понятия «психические состояния» студент должен опираться на тексты Н.Д. Левитова, Ю.Е. Сосновниковой, В.А. Ганзена, А.О. Прохорова. Студенту необходимо выделить ключевые слова, посредством которых описывается явление психического состояния, уметь сопоставлять различные точки зрения на природу явления и на его понимание. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Герасимова И.В. Психические состояния как общепсихологическая проблема: Хрестоматия. – Владивосток: ДВГМА, 2001; Куликов Л.В. Психические состояния. - СПб.: Питер. 2000; Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964; Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. – Горький, 1975; Ганзен В.А. Систематика психических состояний человека / В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко // Вестник Ленинград. ун-та. Сер. 6. Вып. 1. – 1991.

По второму вопросу: студент должен охарактеризовать 4 структурных уровня психических состояний (В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко, Ю.Е. Сосновикова): социально–психологический, психологический, психофизиологический и физиологический; знать основные характеристики (активационные, тонические, тензионные, временные, эмоциональные, полярность), общие (регулятивная, интегративная, формирующая, функция дифференциации, отражения) и специфические функции психических состояний (защитная функция состояния утомления, антиципирующая – состояния тревоги, охранительная функция страха и др.). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Куликов Л.В. Психические состояния. - СПб.: Питер. 2000; Соломин В.П., Шатров О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В. Психологическая безопасность. - М.: Дрофа, 2008.

По третьему вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о классификации психических состояний по преобладанию психических процессов (гностические, эмоциональные, волевые); по видам деятельности, в котором проявляются психические состояния (трудовые, учебные, спортивные); по влиянию на деятельность и поведение (оптимальные, стрессовые, депрессивные, внушенные); по степени выраженности (поверхностные, глубокие); по эмоциональному знаку воздействия (положительные, нейтральные, отрицательные); по длительности (кратковременные, продолжительные); по степени осознанности (неосознанные, сознательные); по преобладанию рассудочного или эмоционального компонента (эмоциональные, комбинированные, интеллектуальные); по степени активации организма (астенические, стенические); по уровню системного проявления (физиологические, психофизиологические, психологические и др. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психических состояний человека // Вестн. ЛГУ. Сер. 6. Вып.I. – Л., 1991; Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964; Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. – Горький, 1975.

По четвертому вопросу: студент должен уделить внимание генезису понятия «функциональное состояние», его трактовке в современной психологической науке; охарактеризовать комплексный, эргономический, психофизиологический и нейрохимический подходы к определению функциональных состояний. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005; Куликов Л.В. Психические состояния. - СПб.: Питер. 2000; Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984.

По пятому вопросу: студент должен раскрыть значение понятия «работоспособность» через понятие «функциональные возможности организма» (функциональная диагностика), а также через производительность труда (прямые показатели эффективности и качества деятельности), охарактеризовать стадии работоспособности (стадия врабатывания, стадия оптимальной работоспособности, стадия утомления, стадия «конечного порыва»), факторы, влияющие на работоспособность и способы поддержания и повышения работоспособности. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984.

По шестому вопросу: студент должен дать общую характеристику утомлению, хроническому утомлению, переутомлению, описать психологические показатели утомления, раскрыть значение синдрома хронической усталости (СХУ). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Виноградов М.И. Физиология трудовых процессов, М., 1966; Розенблат В.В. Проблема утомления, М., 1975; Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.: МГУ, 1984; Розенблат В.В. Проблемы утомления. - М., 1975.

Ход проведения лабораторного занятия:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.