Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страхование - это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью)




Все небанковские финансово-кредитные организации конкурируют между собой в части привлечения средств юридических и физических лиц, используя привлекательные условия и набор оказываемых дополнительных услуг. Все вместе эти организации непосредственно конкурируют с банками в области сбережения вкладов населения.

Финансово-кредитная организация - государственная или частная, коммерческая организация, уполномоченная осуществлять финансовые операции по кредитованию, депонированию вкладов, ведению расчетных счетов, купле и продаже валюты и ценных бумаг, оказанию финансовых услуг и др.

Главным элементом финансовой системы являются государственные финансы. Они представляют собой фонды, находящиеся в распоряжении государства. Средства из этих фондов направляются не только на финансирование расходов на государственный аппарат, на оборону но и на воспроизводственный процесс, в т.ч. на воспроизводство постоянного капитала и человеческих ресурсов и на социальные цели, что находит свое отражение в увеличении внутреннего потребления и дальнейшего развития товарного рынка.

ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА

Тема 10. Финансово-кредитные организации как важнейший элемент инфраструктуры рынка

 

Финансово-кредитная система в рыночной экономике является важнейшей составной частью товарного рынка, выполняющей функции по обслуживанию товарных потоков посредством обеспечения расчетов за товарно-материальные ценности, снижения коммерческих рисков, принимаемых на себя участниками обмена товарами и услугами, обеспечения воспроизводства материально-технической базы товарного рынка.

Финансово-кредитная система формируется из отдельных финансовой и кредитной систем. Под ее воздействием формируется тесно связанный с товарным рынком финансовый рынок, предметом обращения на котором являются денежные ресурсы, ценные бумаги, иностранная валюта. Он предоставляет субъектам товарного рынка выбор источника финансирования или выгодного вложения временно свободных средств.

Финансы являются важным элементом хозяйственных отношений, который обеспечивает формирование и использование денежных ресурсов в ходе перераспределения национального дохода, служат для удовлетворения потребностей в т. ч. товарного рынка в расширенном воспроизводстве, в процессе которого они также создаются. Финансы обеспечивают движение денежных средств от конечных потребителей к государственному бюджету и обратно через различные фонды, что позволяет повышать покупательную способность и осуществлять оборот денежных средств на товарном рынке.

Через финансовую систему товарный рынок косвенно воздействует на темпы и пропорции общественного производства и на социально-экономические процессы, происходящие в обществе. В этом реализуется контрольная функция финансов, т.к. товарный рынок в процессе своего функционирования использует широкий перечень материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Финансовая система состоит из финансов государства (общегосударственный бюджет), местных финансов, финансов предприятий; финансов общественных организаций, финансов внебюджетных фондов; финансов населения.

За счет местных финансов финансируются расходы на решение проблем местного уровня. Финансы предприятий обеспечивают процесс производства и воспроизводства на предприятии, т.е. совокупность форм и методов их создания и использования. В финансах субъектов товарного рынка отражается вся их хозяйственная деятельность. Финансы населения формируются из доходов граждан и являются источником денежных средств, используемых для приобретения товаров на рынке. Внебюджетные фонды различаются по целевой направленности как благотворительные, направляемые на оказание социальной помощи, на техническое развитие и на другие цели.

Элементы финансовой системы взаимосвязаны. Например, финансы предприятий и населения являются источниками ресурсов для государственных финансов, пополняемых за счет налогов и прочих платежей. С другой стороны, государственные финансы за счет их распределения составляют часть финансов населения и предприятий. Финансы населения пополняются также за счет заработной платы и дивидендов, формируемых за счет финансов предприятий. С другой стороны, финансы населения служат источником финансов предприятий через формирование их уставных фондов.

Роль финансово-кредитной системы в рыночной экономике определяется прежде всего возможностью более полного использования субъектами товарного рынка денежных, материальных и нематериальных средств и финансовых инструментов (прежде всего, ценных бумаг) для повышения эффективности деятельности предприятий в долгосрочной перспективе, обеспечения высоких темпов их развития и повышения конкурентоспособности.

Эти средства могут быть инвестированы как в расширенное воспроизводство основных фондов, так и в увеличение оборотных средств предприятия.

Часть финансов предприятия, направляемая на эти инвестиции, является наиболее активной формой вовлечения накопленного капитала в развитие. Другая часть капитала представляет собой страховой резерв для обеспечения непрерывности хозяйственной деятельности.

Улучшение конкурентоспособности и позиций субъектов товарного рынка является следствием прироста реального капитала, достигаемого в результате рационального распределения финансов предприятия.

При этом действие инвестируемых средств может быть усилено за счет более полного использования человеческих ресурсов, возможностей окружающей среды и других факторов.

Субъекты товарного рынка определяют приоритеты распределения собственных финансов, при необходимости прибегая к внешним источникам финансирования. При этом главным становится показатель капиталоотдачи, от которого зависит эффективность хозяйственной деятельности.

Финансовые ресурсы, имеющиеся у предприятий, являются объектом рыночных отношений, Их использование происходит на рыночных принципах, т.е. владелец самостоятельно определяет направления вложений исходя из стоимости ресурсов на рынке и возможной эффективности рассматриваемого им проекта. В различные периоды времени предпочтение собственника может быть отдано как вложениям в объекты товарного рынка, так и вложению средств на депозитные банковские счета и в финансовые инструменты с целью получения более высокого дохода в зависимости от риска проекта, возможности его быстрого превращения в наиболее ликвидную форму (денежную).

Активное управление финансами позволяет субъектам товарного рынка увеличивать свои конкурентные преимущества, более полно реализовывать цели развития, оптимизировать структуру капитала и соотношение собственных и заемных используемых ресурсов, и решать задачи внутреннего социального развития, при этом повышая собственную эффективность, расширяя производственные возможности, в т. ч. за счет внедрения технологических новинок.

Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает в себя бюджетную систему (финансовая часть), банковскую систему (кредитная часть), а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Бюджетная система включает республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.

В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.

Кредитную систему представляют собой банки и небанковские финансово-кредитные учреждения. Они одновременно являются субъектами финансового рынка и субъектами товарного рынка, представляя широкий спектр услуг по осуществлению операций между различными субъектами товарного рынка.

Роль кредитной системы в рыночной экономике заключается в значительной мере в квалифицированном перераспределении временно свободных кредитных ресурсов от предприятий, которые имеют временный излишек их, предприятиям, которые испытывают в них недостаток. В рыночных условиях кредитная система осуществляет привлечение временно свободных ресурсов из различных источников и распределение привлеченных средств среди многочисленных заемщиков, к которым относятся, прежде всего, субъекты товарного рынка. Предприятия, входящие в кредитную систему, за счет установления цены предоставляемых средств в виде процентной ставки на основе спроса и предложения по заемным средствам, способствуют вложению ресурсов в наиболее эффективные направления хозяйственной деятельности. Кроме того, они способствуют оптимизации и минимизации возникающих коммерческих рисков и, косвенно, - ускорению оборота используемых средств.

Субъекты товарного рынка в целях получения средств для собственного развития осуществляют на рынке операции по увеличению собственных средств из внешних источников, прежде всего за счет эмиссии и размещения акций, а также прибегают к привлечению заемных ресурсов, основным видом которых является привлечение банковских кредитов. Некоторая часть кредитов предоставляется небанковскими финансовыми учреждениями (фонд финансовой поддержки предпринимателей, например). Часть потребности в необходимых для развития ресурсах предприятие может получить за счет эмиссии и размещения на рынке собственных облигаций.

Использование субъектами товарного рынка заемных средств позволяет достаточно быстро обеспечить рост объема деятельности предприятия, увеличить сумму прибыли и объем собственного капитала за счет расширения масштабов деятельности ми ее диверсификации.

Предприятие, стремясь к максимизации прибыли, будет вкладывать ресурсы в деятельность, заимствуя их, пока прибыль от их реализации будет превышать объем выплачиваемых процентов по привлеченным средствам. В условиях рыночной экономики стоимость этих ресурсов является саморегулируемой величиной, определяемой влиянием объема предлагаемых ресурсов и спроса субъектов товарного рынка.

При наличии длительной и положительной кредитной истории предприятия обладают достаточно широкими возможностями привлечения заемных средств. В то же время целесообразно сохранять разумное соотношение между используемыми собственными и заемными средствами, чтобы избежать повышенных финансовых рисков и угрозы банкротства.

Среди финансово-кредитных организаций выделяются банки и специализированные небанковские финансово-кредитные учреждения, к которым относятся инвестиционные фонды и компании, пенсионные государственные и негосударственные фонды, финансовые компании, сберегательные учреждения, страховые компании, строительные общества и финансово-строительные компании, а также кредитные агентства.

Эти организации в последние годы заняли ведущее место на национальных рынках кредитных ресурсов развитых стран. Они в значительной мере составили конкуренцию банкам в аккумуляции сбережений населения и стали важными игроками на рынке заемного капитала. Рост их значимости по перераспределению свободных денежных средств был вызван ростом доходов населения в развитых капиталистических странах; активным развитием рынка ценных бумаг, оказанием этими учреждениями специальных услуг, которые не могут предоставлять банки. Кроме того, страховые компании и пенсионные фонды аккумулируют денежные сбережения населения на более длительные сроки по сравнению с банками, а соответственно, могут инвестировать их на долгосрочной основе.

Специализированные небанковские учреждения накапливают средства населения, приобретают облигации, выпускаемые государством и корпоративными участниками финансового рынка, являются держателями всех видов акций, а также занимаются предоставлением ипотечных и потребительских кредитов и оказанием кредитной взаимопомощи. При этом отмечается не только высокий уровень конкуренции между ними и банками, но и среди различных видов небанковских финансовых учреждений.

Инвестиционный фонд (компания) - акционерное общество, деятельность которого заключается в привлечении средств за счет выпуска собственных акций и в инвестировании средств в банковские вклады, ценные бумаги государства, промышленных и других корпораций. Таким образом, они осуществляют непрямое финансирование различных сфер экономики. Инвестиционные фонды (компании) в форме закрытого акционерного общества осуществляют выпуск акций в конкретном количестве и продают их по рыночной цене только при первичном размещении. Инвестиционные фонды (компании) в форме открытого акционерного общества, называемые также «взаимные фонды», выпускают акции постоянно, прежде всего для привлечения новых покупателей. Эти акции могут свободно обращаться на вторичном рынке. Постоянная эмиссия позволяет инвестиционным фондам открытого типа увеличивать свой денежный капитал и постоянно направлять инвестиции в ценные бумаги. Кроме средств от продажи акций источником средств для операций, проводимых инвестиционными компаниями, являются акционерный капитал и резервные фонды. Степень развития инвестиционных фондов (компаний) напрямую зависит прежде всего от развития рынка ценных бумаг. В то же время риск инвесторов значительно увеличивается при негативных явлениях на этом рынке. Непосредственным примером служит поведение рынка ценных бумаг во время финансового кризиса(2007-2009 г.г.), в результате которого потерпели крах многие инвестиционные фонды (компании), а спасением для других стал переход в собственность государства. Характер активных операций инвестиционных фондов (компаний) отличается от операций других кредитно-финансовых институтов. Почти все их активы составляют акции различных корпораций – как простые, так и привилегированные, и облигации. При этом отдельные инвестиционные фонды могут специализироваться на различных видах перечисленных выше финансовых инструментов, а также на финансовых инструментах, выпускаемых корпорациями различных отраслей. Главным достоинством инвестиционных компаний (фондов) является возможность привлечь средства индивидуальных инвесторов (населения) за счет низких цен на собственные акции, что позволяет привлечь дополнительные средства в экономику и сделать мелкого инвестора причастным к владению пакетом акций. Однако, в условиях ухудшения конъюнктуры индивидуальные инвесторы несут значительные потери, не обладая при этом защитой от коммерческих рисков. Одной из форм инвестиционных компаний являются взаимные фонды денежного рынка (Money Market Mutual Funds), которые работают с краткосрочными ценными бумагами (краткосрочными федеральными и муниципальными облигациями, бумагами частных корпораций и т.п.), получившие распространение в США и Канаде. Финансирование операций этих фондов осуществляется за счет средств, полученных от продажи акций, цена которых составляет от 1 доллара США, что позволяет привлечь большее число мелких инвесторов. При этом длительное время уровень доходности по акциям взаимных фондов был значительно выше процентных ставок по вкладам в коммерческих банках.

Пенсионные фонды аккумулируют средства, поступающие как от рабочих и служащих корпораций и предприятий, так и от самих корпораций и предприятий – субъектов товарного рынка. Как правило, взносы рабочих и служащих составляют от 20 до 30% всех поступлений. Эта доля зависит от величины корпораций и предприятий, осуществляющих перечисления, и законодательства стран, чьими резидентами являются пенсионные фонды. Организационная структура пенсионного фонда в отличие от структуры других кредитно-финансовых учреждений не предусматривает акционерной, кооперативной или паевой формы собственности.

Существуют как государственные пенсионные фонды, так и негосударственные.

Государственные пенсионные фонды, как правило, создаются на уровне центрального правительства и местных органов власти. Их средства формируются за счет бюджетов различных правительственных уровней и взносов рабочих и служащих. Государственная собственность фонда предполагает соответствующие вложения в государственные ценные бумаги.

Частное пенсионное обеспечение возникло как противовес неудовлетворительному государственному социальному обеспечению, и на его развитие оказало влияние стремление корпораций и предприятий привлечь наиболее квалифицированную рабочую силу на свою сторону.

Такие пенсионные фонды создаются в частных корпорациях, которые юридически и фактически являются их владельцами. Однако затем пенсионные фонды передаются в доверительное управление коммерческим банкам, что позволяет им сконцентрировать достаточно большие пакеты акций корпораций и в дальнейшем участвовать в управлении этими корпорациями. Корпорация может также заключить соглашение со страховой компанией, по которому последняя получает пенсионные взносы и обеспечивает в дальнейшем выплату пенсий. В этом случае пенсионный фонд создается в рамках страховой компании.

Поскольку основной задачей пенсионных фондов является обеспечение средствами лиц нетрудоспособного возраста, постольку основу пассивов составляют средства, аккумулируемые на длительный срок, сопоставимый с продолжительностью трудовой активности человека – 10 и более лет. Это предполагает соответствующие вложения средств в ценные бумаги с длительным сроком и в то же время – в активы с невысоким уровнем риска, прежде всего правительственные ценные бумаги, в коммерческую недвижимость.

В частных пенсионных фондах, в отличие от государственных, приоритет в формировании активов отдается ценным бумагам частных корпораций (до 80%). Это позволяет пенсионным фондам входит в состав советов акционеров некоторых корпораций и оказывать влияние на принимаемые решения.

Благотворительные фонды также получили развитие среди субъектов торгового рынка в развитых странах. Это связано прежде всего со стремлением предпринимателей оптимизировать налогообложение получаемых доходов. Создание благотворительных фондов происходит в основном по инициативе самих собственников и корпораций. За счет принадлежащих им средств финансируется социальная сфера, и тем самым обеспечивается перелив денежных средств от субъектов товарного рынка в образование, культуру, науку и т.п. минуя бюджетную сферу. Полученные средства до распределения благотворительные фонды вкладывают в различные ценные бумаги (до 90%) и недвижимость, получая дополнительные доходы. Этим самым они поддерживают деятельность субъектов товарного рынка.

Кроме оптимизации налогообложения жертвователи благотворительных фондов получает возможность повысить свой имидж и обеспечить рекламу. Средства, направленные благотворительными фондами в образование, позволяют субъектам товарного рынка получать дополнительные дивиденды в виде привлечения на работу грамотных менеджеров, тем самым увеличивая стоимость используемого человеческого капитала.

Финансовые компании в классическом виде осуществляют операции в сфере потребительского кредита в двух основных направлениях: финансирование продаж в рассрочку и личного финансирования. Первые осуществляют продажу товаров длительного пользования в кредит, а вторые выдают ссуды потребителям. Источником средств финансовых компаний являются ресурсы, полученные за счет выпуска собственных ценных бумаг, а также за счет краткосрочных кредитов банков.

Функционирование финансовых компаний направлено на формирование и удовлетворение спроса потребителей на различные товары. В связи с этим многие крупные корпорации создают дочерние финансовые компании для проталкивания собственной продукции. В значительной мере это касается производителей автомобилей.

В случае невозможности совершения очередной оплаты за приобретенный в рассрочку товар либо внесения очередной платы по полученной ссуде, имущество потребителя (заемщика) переходит в собственность компании.

Для финансирования жилищного строительства создаются специализированные организации – ссудосберегательные ассоциации или ипотечные компании, строительные общества и т.п. Они представляют собой кредитные товарищества, ресурсы которых формируются за счет средств пайщиков - физических лиц. Основным видом деятельности этих организаций является представление ипотечных кредитов под жилищное строительство. Тем самым они опосредствованно стимулируют спрос на строительные материалы, товары длительного пользования, оказывая влияние на товарный рынок.

Ссудо-сберегательные ассоциации осуществляют аккумуляцию сбережений населения с целью последующего осуществления долгосрочного кредитования строительства и финансирования мероприятий по покупке жилых домов. Изначально сбережения домашних хозяйств и срочные вклады являлись основными источниками денежных средств для этой категории депозитных учреждений США. Ныне они предлагают еще и чековые депозиты, а также депозитные счета денежного рынка (MMDAs) которые предусматривают ограничение на количество выписываемых чеков. Многие современные ссудо-сберегательные ассоциации являются «взаимными» ссудо-сберегательными товариществами и, таким образом, принадлежат самим вкладчикам, а не группе акционеров. Данный вид кредитно-финансовых организаций привлекает значительное количество вкладов физических лиц, пользуясь их потребностью в решении жилищных проблем и предлагая более высокие ставки по привлекаемым денежным ресурсам.

Кроме того, например, в США созданы специальные организации - федеральные кредитные агентства, которые занимаются предоставлением кредитов ссудо-сберегательным ассоциациям.

В развитых странах в настоящее время действуют также кредитные союзы и кредитные товарищества. Первые кредитные союзы представляли собой кредитные кооперативы, организуе­мые определенными группами частных лиц или мелких кредит­ных учреждений. При этом они могли создаваться по двум вариантам:

- организованные группой физических лиц по профессиональному или территориальному признаку в целях предоставления краткосроч­ного потребительского кредита;

- в виде добровольных объедине­ний ряда самостоятельных кредитных товариществ, например судо-сберегательных товариществ, обществ взаимного кредита, кооперативов и т. д.

Капитал кредитных союзов формировался путем оплаты паев, периодических взносов их членов, а также выпуска займов, а основными операциями являлись и являются сегодня:

- привлечение вкладов и выпуск займов;

- предоставление ссуд под обеспечение своим членам, учет векселей;

- торгово-посреднические и комиссионные операции;

- консультационные и аудиторские услуги для своих членов.

Привлечение сбережений кредитным союзом во вклады практически ничем не отличается от внесения денег на сберегательный счет в сберегательном банке или ссудо-сберегательной ассоциации.

Кредитные товарищества как разновидность специализированных кредитно-финансовых институтов создавались в целях кредитно-расчетного обслуживания своих членов: кооперативов, аренд­ных предприятий, малого и среднего бизнеса, физических лиц. Капитал кредитных товариществ формировался путем покупки паев и оплаты обязательного вступительного взноса, который при выбытии не возвращался. В числе основных операций таких товариществ были: привлечение вкладов физических и юридических лиц; размещение займов; ссудные операции; комиссионные услуги; торгово-посредническая деятельность.

Среди учреждений, которые обслуживают операции субъектов товарного рынка, следуют назвать клиринговые центры, товарную биржу, фондовую биржу, валютную биржу.

Клиринг представляет собой систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств. Этот зачет осуществляется через банки или специальные клиринговые учреждения, которые создаются для ускорения и оптимизации расчетов между банками и другими кредитными учреждениями, с другими государствами, повышения достоверности и надежности расчетов, развития и обеспечения новых форм безналичных расчетов. Клиринговое учреждение должно обеспечивать прием и передачу данных по каналам связи, их надежную защиту от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения, контроль достоверности данных на всех этапах.

Сеть клиринговых учреждений, оснащенных современными программно-техническими средствами и системами передачи данных, функционирующих на единой нормативно-правовой базе, образует клиринговую систему.

В состав клиринговых операций входят: прием расчетных документов и их ввод, идентификация и контроль поступающих расчетных документов на наличие плательщика и получателя, контроль наличия заявленной к платежу суммы на счете плательщика, открытие и ведение счетов клиентов, сортировка расчетных документов для проводки и последующей рассылки, осуществление проводок с зачетом взаимных платежей.

Осуществление клиринговых операций поддерживается привлечением депозитов и предоставлением краткосрочных кредитов, открытием и ведением счетов, осуществлением расчетов, оказанием брокерских и консультационных услуг, осуществлением лизинговых операций, приобретением права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принятием рисков исполнения таких требований и инкассированием этих требований (форфейтинг), а также выполнением этих операций с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг).

Форфейтинг - форма кредитования внешнеэкономических операций в виде покупки у экспортера векселей, акцептованных импортером. При форфейтинге продавец переуступает свои требования к покупателю конкретному кредитному учреждению. Форфейтор требует от импортера предоставления банковской гарантии или сам принимает на себя риск за дополнительную плату – скидку (дисконт), предоставляемую владельцем векселя, от номинала. Размер дисконта оговаривается сторонами при заключении сделки, зависит от текущих процентных ставок и рисков и составляет обычно около 1- 1,5%. От обычного учета векселей банками форфейтинг отличается тем, что предполагает переход всех рисков по долговому обязательству к его покупателю - форфейтору.

Эта операция интересна прежде всего экспортерам товаров и услуг капитального назначения: техники, машин, транспортных средств, оборудования, услуг по строительству инженерных объектов за рубежом, экспортирующим свою продукцию и предоставляющим покупателям торговые кредиты (отсрочку платежа). Компания-экспортер получает деньги за свою продукцию сразу и может их направить на развитие бизнеса. Импортер рассчитывается самостоятельно с форфейтером. Форфейтинг позволяет сократить дебиторскую задолженность продавца, улучшить структуру баланса, ускорить оборот капитала.

По договору факторинга одна сторона (кредитор) уступает другой стороне (фактору) денежное обязательство своего должника с получением от фактора суммы в размере денежного обязательства должника с дисконтом (разницей между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору).

Предметом уступки по договору факторинга может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее денежное требование), так и денежное требование, срок платежа по которому наступит в будущем (будущее денежное требование).

В случае уступки будущего денежного требования фактор вправе требовать его исполнения только после наступления срока платежа по такому требованию.

Факторинг обычно используется для финансирования на 90 - 180 дней. При этом всегда остается определенный риск для экспортера, т.к. кредитные учреждения обычно принимают только до 80% долга и требуют сохранения права регресса к кредитору в случае неплатежеспособности должника. Процент по факторингу обычно выше, чем при форфейтинговой форме финансирования.

Валютные и фондовые биржи в условиях рыночной экономики организуют проведение операций на валютном рынке и рынке операций с ценными бумагами. В результате этих операций субъекты товарного рынка получают возможность обеспечения собственной внешнеэкономической деятельности в части продажи и покупки иностранной валюты, а также привлечения дополнительных денежных средств путем размещения ценных бумаг и торговли ими на вторичном рынке.

Биржи организуют биржевую торговлю валютными ценностями и эмиссионными ценными бумагами, обеспечивают участникам биржевых торгов необходимые условия для торговли, определения курса и рыночной цены и их публикации, регулирование деятельности участников биржевых торгов, обеспечение им дополнительных услуг по хранению, учету и расчетам по валютным ценностям и ценным бумагам. Для этого они могут осуществлять следующие виды деятельности: деятельность по организации финансовых рынков; деятельность в области связи; деятельность по технической защите информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи; депозитарная и клиринговая деятельность, деятельность по организации торговли ценными бумагами.

 

 

Тема 11. Банковские системы

Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и коммерческие банки.

Национальный банк является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством и независим в своей деятельности, имея непосредственную подотчетность Президенту Республики Беларусь.

Национальный банк в своей деятельности руководствуется следующими целями:

защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Для достижения этих целей Национальный банк выполняет следующие основные функции:

1. Разработка Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь и обеспечение ее проведения. Основные направления включают в себя краткую характеристику состояния экономики; важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития; основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики, оценку и анализ их выполнения в текущем году; мероприятия по совершенствованию банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

2. Эмиссия денег посредством выпуска в обращение безналичных и наличных денег. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банкнот и монет. Безналичная эмиссия денег осуществляется путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком государственных ценных бумаг и осуществления операций, направленных на увеличение золотовалютных резервов.

3. Регулирование денежного обращения путем установления порядка ведения кассовых операций, порядка работы банков с денежной наличностью, правил хранения, инкассации и перевозки ценностей, осуществления эмиссионно-кассовых операций.

4. Регулирование кредитных отношений путем установления объема кредитов, предоставляемых банкам Национальным банком в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики, системы рефинансирования банков, размера резервных требований, ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка, предельных процентных ставок по депозитным операциям банков.

5. Организация функционирования платежной системы посредством установления правил осуществления платежей и расчетов в безналичной и наличной формах, тарифной политики, управления ликвидностью.

6. Осуществление валютного регулирования и валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Национальный банк устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам, регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь, устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов, осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами, правила биржевой торговли иностранной валютой, порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы валютных ценностей, контролирует осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

7. Осуществление регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзор за ней, в т.ч. на консолидированной основе, путем установления нормативов безопасного функционирования и проверок деятельности, анализа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов.

8. Выполнение функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка и эмиссия ценных бумаг, осуществление операций с ними, а также выдача согласия банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям на осуществление операций с ценными бумагами, в т.ч. с векселями и финансовыми деривативами.

9. Государственная регистрация банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензирование их деятельности, ее регулирование, контроль по безопасного и ликвидного осуществления, а также надзор за ней.

10. Установление правил и порядка осуществления банковских операций, требований по осуществлению внутреннего контроля, порядка составления статистической отчетности, разработка национальных стандартов финансовой отчетности, методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе.

11. Установление правил ведения операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и иностранной валютой и осуществление этих операций, в т.ч. для пополнения золотовалютных резервов.

12. Хранение, инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей. Под инкассацией понимается сбор перечисленых ценностей из касс юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и сдача их в кассы банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Под перевозкой понимаются перевозка ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка их клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

13. Организация составления платежного баланса Республики Беларусь и участие в его разработке, анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикация соответствующих статистические данные и материалов анализа и прогнозирования.

14. Контроль обеспечения безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

Национальный банк самостоятельно или совместно с другими органами государственного управления принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения органами управления, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка, назначаемое Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров, назначаемый Правлением Национального банка.

Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в соответствующем порядке, и имеющей на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять банковские операции:

привлечение денежных средств и драгоценных металлов во вклады у физических и юридических лиц с заключением договора банковского вклада (депозита), согласно которого банк принимает от вкладчика денежные средства и обязуется возвратить вкладчику денежные средства, а также выплатить начисленные по вкладу проценты на условиях и в порядке, определенных этим договором;

размещение привлеченных денежных средств и драгоценных металлов от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности с заключением договора, существенными условиями которого являются сумма и валюта кредита, максимальный размер общей суммы предоставляемых кредитополучателю денежных средств, срок и порядок предоставления и погашения кредита, размер процентов за пользование кредитом и порядок их уплаты, способ обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, ответственность кредитодателя и кредитополучателя за неисполнение (ненадлежащее исполнение) ими обязательств по кредитному договору;

открытие и ведение банковских счетов, в т.ч. в драгоценных металлах. Для осуществления этих операций между банком и субъектом хозяйствования заключается договор текущего (расчетного) банковского счета. Согласно этому договору банк обязуется открыть другой стороне текущий (расчетный) банковский счет для хранения денежных средств, драгоценных металлов и совершения операций. Владелец счета в соответствии с договором предоставляет банку право использовать временно свободные денежные средства и драценные металлы, находящиеся на счете, с уплатой процентов, определенных законодательством Республики Беларусь или договором, и уплачивает банку или небанковской кредитно-финансовой организации вознаграждение (плату) за оказываемые ему услуги.

По текущему (расчетному) банковскому счету банк осуществляет следующие операции:

· зачисление на счет денежных средств, поступивших на имя его владельца;

· перечисление со счета денежных средств иным лицам; выдачу со счета наличных денежных средств;

· иные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь или договором текущего (расчетного) банковского счета;

· осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания. Расчеты могут проводиться в безналичной или наличной форме. Под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк, его филиал (отделение) в безналичном порядке. Они осуществляются в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо.Расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода проводятся на основании платежных инструкций, выдаваемых посредством представления расчетных документов (платежного поручения, платежного требования, платежного требования-поручения), использования платежных инструментов при осуществлении соответствующих операций (чека, банковской пластиковой карточки, других инструментов). Расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода могут быть проведены также на основании договора между банком и клиентом, содержащего сведения, необходимые для осуществления банковского перевода. Платежное поручение является платежной инструкцией, согласно которой один банк (банк-отправитель) по поручению клиента (плательщика) осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк-получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару). Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк. Аккредитив - обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя. Аккредитив считается внутренним, если в качестве банка-эмитента и бенефициара выступают резиденты. Аккредитив считается международным, если одна из сторон, участвующих в расчетах по аккредитиву, является нерезидентом. Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя осуществить платеж указанной в нем суммы чекодержателю;

· валютно-обменные операции и купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней. К валютно-обменным операциям относятся операции по обмену иностранной валюты на официальную денежную единицу Республики Беларусь и обратно по установленным обменным курсам и операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам на валютных биржах и на внебиржевом валютном рынке;

· выдача банковских гарантий и поручительств за третьих лиц. В силу банковской гарантии банк (гарант) дает по просьбе другого лица (принципала) от своего имени письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями гарантии денежную сумму. Обязательными условиями банковской гарантии являются условия, содержащие указание на наименование принципала, бенефициара и гаранта; ссылку на договор или иной документ, в которых предусмотрена необходимость выдачи банковской гарантии; максимальную денежную сумму, подлежащую уплате; срок действия банковской гарантии; условия уплаты бенефициару денежной суммы;

· доверительное управление денежными средствами, драгоценными металлами и камнями в соответствии с которым физическое или юридическое лицо (вверитель) передает банку (доверительному управляющему) на определенный срок денежные средства в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление переданными денежными средствами в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя);

· выпуск в обращение банковских пластиковых карточек. Банковская пластиковая карточка - платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение расчетов в безналичной форме за товары (работы, услуги), получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

· выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета – сберегательных книжек, депозитных и сберегательных сертификатов;

· финансирование под уступку денежн требования (факторинг). Суть операции факторинга, кот осуществляет банк как фактор, не отличается от сущности операций факторинга, осуществляемой специализированной небанковской финансовой орг-цией;

· предоставление физическим и (или) юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей. По договору банковского хранения одна сторона (хранитель - банк) обязуется за вознаграждение хранить переданные ей другой стороной (поклажедателем) документы и ценности и возвратить их поклажедателю в сохранности;

· инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней. Эти операции предназначены как непосредственно для обслуживания участников товарного рынка, так и для обслуживания операций самого банка, например, с Национальным банком;

· лизинговая деятельность, в т.ч.

- финансовый лизинг, при котором новое имущество передается банком на срок пользователю, с переходом его в собственность пользователя после выполнения обязательств по договору лизинга

- возвратный лизинг, при котором новое или подержанное имущество пользователя передается ему же после продажи банку на согласованный срок с возвратом после выполнения обязательств по договору лизинга. При этом пользователь получает дополнительные оборотные средства и продолжает пользоваться имуществом;

· консультационные и информационные услуги;

· выпуск (эмиссию), продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами.

Банки не вправе осуществлять производственную и торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для их собственных нужд, и страховую деятельность в качестве страховщиков.

Основными принципами банковской деятельности являются:

· независимость банков в своей деят-ти, невмешательство со стороны гос органов в их работу,за исключением случ,предусмотренных законодательными актами РБ;

· разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством;

· обязательность соблюдения установленных Национальным банком нормативов безопасного функционирования:

- минимального размера уставного фонда или нормативного капитала;

- предельного размера имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка;

- нормативов ликвидности, достаточности нормативного капитала банка, ограничения кредитных рисков, ограничения валютного риска, участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций;

· обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка;

· обеспеч банковск тайны по операция,счетам и вкладам(депозитам)клиентов;

· обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.

Банк не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам банков, за исключением случаев, если оно само приняло на себя такие обязательства либо иное предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

На банк могут быть возложены контроль за ведением клиентами кассовых операций, а также функции агента валютного контроля.

Банки могут выполнять поручения Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, осуществлять операции с бюджетными средствами и проводить расчеты по ним, обеспечивать целевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, выделяемых для выполнения республиканских и местных (региональных) программ.

Взаимоотношения банков с клиентами строятся на основе банковского законодательства и заключенных договоров.

Банки самостоятельно определяют условия заключения сделок, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.

Банковское законодательство Республики Беларусь - система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений. К актам банковского законодательства относятся:

законодательные акты Республики Беларусь;

распоряжения Президента РБ, которые носят нормативный характер; постановления Правительства РБ; нормативные правовые акты Национального банка РБ (далее - Нацбанк); нормативные правовые акты, принимаемые Национальным банком совместно с Правительством РБ или республиканскими органами государственного управления на основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законодательных актов РБ.

Отношения, регулируемые банковским законодательством, составляют систему экономических общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Банковское законодательство определяет принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также устанавливает порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Тема 12. Классификация страхового дела и страхование коммерческой деятельности. Страховая компания и страховая деятельность коммерческих организаций в условиях риска

Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика).

Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае, не влекут чьей-либо гражданско-правовой ответственности.

Страхование охватывает различные объекты и субъекты страховых отношений, формы организации деятельности в силу определений правовых норм и сложившейся практики. Для упорядочения разнообразных отношений и явлений, в отношении которых организуется страховая защита, и создания единой и взаимосвязанной системы необходимой становится классификация страхования.

Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно.

В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство страховой защиты всех форм собственности, доходов и других интересов предприятий, организаций, фермеров, арендаторов, граждан.

Страхование - это отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование представляет собой экономическую категорию, точнее - финансовую категорию. Его сущность заключается в распределении ущерба между всеми участниками страхования. Это своего рода кооперация по борьбе с последствиями стихийных бедствий и противоречиями, возникающими внутри общества из-за различия имущественных интересов людей, вступивших в производственные отношения.

Между страхователем и страховщиком возникают отношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.