Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И налогообложения на равновесный уровень дохода




Увеличение государственных расходов и/или снижение налогообло­жения сдвигают вверх линию С + I + G + NX и ведет к росту дохода до уровня У. Снижение государственных расходов и/или увеличение нало­гообложения сдвигают вниз линию С + I + G + NX и ведет к снижению дохода до уровня У".

Так, если правительство приняло решение увеличить на 20 млрд. долл. государственные закупки (а делается это за счет средств бюдже­та), то линия С + I + G + NX переместится выше, в положение (С + I + G + NX)'. Например, AG = 20 млрд. долл.; предельная склон­ность к потреблению (МРС) = 0,80; предельная склонность к сбереже­нию (MPS) = 0,20; мультипликатор (к) при этих условиях равен 5. При­рост дохода составит: ДУ = AG х к = (20 х 5) = 100 млрд. долл. Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расхо­дов финансируется не за счет притока налоговых поступлений. Ис­точником государственных расходов является в нашем примере бюджет­ный дефицит. Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достижения уровня полной занятости.

Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов. График совокупных расходов при этом сдвинется вниз, до положения (С + I + G + NX)".

Стабилизировать совокупный спрос на уровне, соответствующем полной занятости, можно и другим способом. Речь идет о манипулиро­вании налогообложением. Например, государство вводит аккордный налог, т. е. налог постоянной величины, который дает одну и ту же сум­му налоговых поступлений при любых размерах национального дохода. Это - известное упрощение, так как в реальности в большинстве стран используется прогрессивная система налогообложения, т. е. с ростом дохода увеличивается налоговая ставка.


Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика

Что произойдет с расходами на потребление и сбережение после введения этого налога? Естественно, если уменьшится располагаемый доход (У- Т), то сократятся и потребление, и сбережение. Потребление уменьшится, но не ровно на 20 млрд. долл. Почему? Нужно вспомнить о МРС и MPS. Если МРС - 0,8, то потребление сократится: 20 х 0,8 = 16 млрд. долл. Сбережения также уменьшатся: 20 х 0,2 = 4 млрд. долл. В итоге произойдет уменьшение дохода: А 7 х МРС х к = 20 х 0,8 х 5 = 80. Следовательно, график совокупных расходов С + I + G + NX (см. вновь рис. 22.4) сдвинется вниз (в этом случае на 16 млрд. долл.), и равновесный уровень национального дохода, учитывая эффект мультипликатора, сни­зится в 5 раз. И наоборот, уменьшение аккордного налога поднимет вверх график совокупных расходов и увеличит национальный доход. Итак, пра­вительство при борьбе со спадами может как увеличивать государствен­ные расходы, так и снижать налоги.

Что же сильнее воздействует на экономику? В нашем примере на­глядно видно, что больший стимулирующий эффект оказывает полити­ка государственных расходов (произошло изменение дохода на 100 млрд. долл.). При этих мерах происходит непосредственное воздей­ствие на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает косвен­ное воздействие на уровень национального дохода, так как затрагивает величину располагаемого дохода (У- 7"). (На рис. 22.4 изменение нало­гов на 20 млрд. долл. вызвало смещение графика С + I + G + NX только на величину 16 млрд. долл.).

Итак, д ис крец и онная стиму лир у ющая налогово- б юдже т ная по­л ити ка предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Напротив, д ис крец и онная с держ и ваю щ ая налого­во- б юдже т ная пол ити ка предполагает снижение государственных рас­ходов и/или рост ставок налогов.

Стимулирующая политика, как отмечалось выше, может сопровож­даться бюджетным дефицитом, т. е. превышением текущих расходов го­сударства над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами и, соответственно, циклической безработицей. Это - главная цель. Но не будем забывать о лагах.

Правительство, принимая решение о проведении дискреционной фискальной политики (т. е. сознательно изменяя величину государствен­ных расходов или ставок налогов), должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в экономике начался спад, и такое нежелательное из­менение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей нало­гово-бюджетной политикой?

Так мы подходим к сложнейшей проблеме в проведении налогово-бюджетной политики: про б ле м е вы б ора вре м ен и. «Дорого яичко к Хри­стову дню!» - гласит русская поговорка. Так и налогово-бюджетная сти-


 




Глава 22


алогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика


 


 

мулирующая политика хороша именно в период спада. Но, о том, что происходит с ВВП в текущем квартале, мы узнаем из отчета статисти­ческих служб лишь в конце квартала. Проведем аналогию: о том, что человек заболел гриппом, он узнает не в тот самый момент, когда в его организм проник вирус, а лишь тогда, когда начали проявляться симп­томы болезни. Политика экономической стабилизации должна полагать­ся на прогнозы, а краткосрочные экономические прогнозы, по выраже­нию американского экономиста П. Хейне, не только точной наукой, но и уважаемым ремеслом трудно назвать. Предположим, произошло резкое падение цен на акции. Что это - спад? Нужно немедленно начинать сти­мулирующую налогово-бюджетную политику? А если это вызвано не экономическими, а политическими причинами? И вот государство нач­нет наращивать государственные расходы и только вызовет инфляцию, потому что на самом деле никакого спада не было. Но даже если госу­дарство точно определило, что в экономике начался спад (вспомним об известных нам из гл. 19 опережающих показателях экономической конъ­юнктуры), нужно еще время, чтобы продумать конкретные фискальные мероприятия, альтернативы, последствия введения новых законов. На­логовые законопроекты и программы государственных расходов нужно провести через парламент. Другими словами, мы видим большой лаг между осознанием проблемы и принятием конкретного решения (извес­тный нам лаг принятия решения - см. гл. 17). И вот нужный момент бу­дет упущен. Американские экономисты любят подчеркивать, что спад 1974-1975 гг. на самом деле начался еще в конце 1973 г. Налоговый за­конопроект, направленный на борьбу с ним, Конгресс принял только в марте 1975 г. Но было уже поздно. К тому времени спад пошел на убыль, началось оживление и подъем американской экономики, и во многом стимулирующая налогово-бюджетная политика способствовала раскручиванию инфляции. Фактор времени важен и при сборе налогов: в период высокой инфляции поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохо­да и уплатой налога (так называемый эффект Та н з и -Ол и веры1. о кото­ром подробнее см. гл. 23).

Итак, фактор времени осложняет дискреционную налогово-бюджет­ную политику. Но этого недостатка лишен другой тип макроэкономичес­кой политики, а именно недискреционная, или автоматическая налого­во-бюджетная политика: здесь отсутствует лаг принятия решений.

Ав т о м а ти че с кая налогово- б юдже т ная поли ти ка - э т о ав т о м а т и­
че
с кие из м енен и я в у ровне н алоговых
по
сту плен и й, незав исим ые о т пр и ня­
ти я решений прав ит ель ст во м. Ведь за-, _.

; Эффект назван по имени

конодательныи орган определяет только современных экономистов Вито ставки налогов, а не размер налоговых Танзи и Хулио Оливеры.


 

Рис. 22.5. Налоговое бремя и встроенные стабилизаторы

поступлений. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия ав т о м а ти че с к и х, или в ст роенных ст а би л и за т о­ров, т. е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реаль­ного ВВП на изменения совокупного спроса. Главные из них - пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. На рис. 22.5. мы можем увидеть механизм действия такого встроенного стабилизатора, как прогрессивное налогообложение.

Наклон ломаной кривой 7 на каждом из ее участков зависит от став­ки налога (f). Налоговые поступления при каждом уровне дохода опре­деляются по формуле: Ух г = Т. Например, если доход (У) составляет 500 млрд. долл., то при налоговой ставке 0,2 (20%) налоговые поступления составят 100 млрд. долл. При более высоком уровне дохода повышается и налоговая ставка и кривая Г становится более крутой; наоборот, при сни­жении дохода величина t уменьшается и кривая Т принимает более по­логий вид. В точке £ - сбалансированный бюджет, т. е. Т = G.

По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, нало­говые поступления автоматически также уменьшаются. Ведь с меньших доходов платится и меньше налогов. При этом налоговые поступления сокращаются автоматически (ведь налоговые ставки уже установлены законодательной властью на определенный период). Вспомним, что по­доходный налог и налог на прибыль корпораций в странах рыночной экономики - основная часть доходов бюджета. Эти налоги взимаются по прогрессивной шкале. И если во время спада доходы уменьшаются, то одновременно происходит и уменьшение налогового бремени. Иначе говоря, в период спада легче становится налоговый пресс и тем са­мым смягчается экономический спад. Кроме того, во время спада и со­провождающей его циклической безработицы увеличившийся бюджет-


_______________________________________ Глава 22

ный дефицит означает, что автоматически увеличивается общая сумма пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, бла­годаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят опреде­ленные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.

Напротив, во время бума (подъема) в экономике налоговые поступ­ления автоматически возрастают - все из-за той же прогрессивности налогообложения. Налоговый пресс усиливается, и тем самым сдержива­ется экономический подъем. Да и автоматически уменьшаются пособия по безработице. Следовательно, «размах качелей» (то есть колебаний сово­купного спроса), как и в случае со спадом, оказывается меньшим. Таким образом, бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздей­ствие, а бюджетные профициты (излишки) - сдерживающее воздей­ствие на экономику. Бюджетный дефицит помогает бороться со спадом (безработицей), а бюджетные профициты - бороться с перегревом эко­номики, с инфляцией.

Экономисты-теоретики положительно оценивают роль недискреци-онной, или автоматической, налогово-бюджетной политики, полагая, что она в послевоенный период играла роль стабилизатора и способство­вала более плавному развитию экономики западных стран.

И все-таки надо подчеркнуть, что встроенные стабилизаторы не могут вообще на 100% предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса (и в сторону уменьшения, и в сторону повышения). Но они способ­ны уменьшить размах колебаний, по некоторым оценкам, приблизитель­но на 1/3.

1 Имеется в виду пятое изда­ние этого учебника, переведен­ное на русский язык и вышедшее в издательстве «Прогресс» еще в 1964 г., откуда и приводится ци­тата (см. С. 384 указанного изда­ния). В последнем, 16 издании «Экономики» П. Самуэльсона и В. Нордхауса этих слов П. Саму­эльсона нет.

П. Самуэльсон в своем известном учебнике «Экономика»1 проводит интересную и поучительную аналогию между автоматической налогово-бюджетной политикой и действием автопилота: «В настоящее время ав­топилот может держать самолет почти стабильно, пока пилот дремлет. Но, если произошло что-то необычное, пилот должен снова взять руль. Еще никто не нашел приспособления, обладающего всей гибкостью че­ловека. Точно так же и в социальной сфере: ни одна нация еще не достигла той стадии, чтобы создать для себя на­бор конституционных процедур, которые исключили бы необходимость проведе­ния дискреционной политики».

На практике правительства промыш-ленно развитых стран проводят комбини­рованную налогово-бюджетную политику, сочетающую дискреционные и недискре-ционные методы.


Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.