Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривая Филлипса в краткосрочном плане




Vi U2 ип -—. и

Рис. 23.5.

ся, если безработица превышала 5,5%-ный уровень, и наоборот. В 1958 году Филлипс опубликовал результаты наблюдений и рассчитал обратную зависимость между уровнем безработицы и номинальной ставкой заработной платы. Первоначально исходное уравнение Фил­липса выглядело так, как оно представлено в формуле (9):

(и/( - и/м)/и/и= const - Ы1, (9)

где w - номинальная заработная плата в периоды t и t-1, b - параметр, отра­жающий реакцию номинальной заработной платы на изменение уровня безрабо­тицы, U - фактический уровень безработицы, const- константа. Левая часть урав­нения (9) представляет собой темп изменения номинальной заработной платы.

Таким образом, в ее первоначальном виде формула и графическое изображение кривой Филлипса связывали безработицу с изменениями денежной (номинальной) заработной платы. Расчеты Филлипса были подкреплены разработками американского экономиста Р. Липси. Несколь­ко позднее, в 1960 г. П. Самуэльсон и Р. Солоу заменили в модели Фил­липса темп прироста номинальной заработной платы, т. е. левую часть уравнения (9), на показатель инфляции к, известный нам из формулы (1) настоящей главы.

В то время в экономической науке еще не существовало понятия естественного уровня безработицы, а также гипотезы инфляционных ожи­даний, поэтому в формуле (9) они не отражены. Позднее, в 1968 г., когда в работах американских экономистов М. Фридмена и Э. Фелпса были рас­смотрены проблемы инфляционных ожиданий, концепция Филлипса была уточнена. Кроме того, потрясения экономики многих промышленно разви­тых стран в связи с энергетическим кризисом 1973-1975 гг. (резкое повы­шение картелем ОПЕК цен на нефть) побудили исследователей учиты­вать и роль шоков совокупного предложения в современной интерпрета­ции кривой Филлипса.

С учетом вклада различных ученых, о которых говорилось выше, мо­дель Филлипса отражает кривая, представленная на рис. 23.5.


 




Глава 23


Инфляция и антиинфляционная политика


 


 

Л2 Л,

Кривая Филлипса показывает обратную зависимость инфляции и без­работицы в краткосрочном плане: если при темпах инфляции «■ безрабо­тица находится на уровне Uv то снижение инфляции до уровня л2 сопро­вождается ростом безработицы до Ur

Из графика (рис. 23.5) видно, что темп инфляции л, откладываемый по оси ординат, и уровень безработицы U, отмеченный по оси абсцисс, нахо­дятся в обратной зависимости. В краткосрочном плане инфляционный рост цен и заработной платы стимулирует предложение труда и расширение производства. Об этом и шла речь при рассмотрении инфляции спроса.

Необходимо отметить, что наличие обратной зависимости между уров­нем безработицы и темпами инфляции связано со спецификой механизма инфляционных ожиданий экономических агентов. Формирование адап ти в­ных и нфляц и онных ож и дан и й происходит с учетом ее фактического уров­ня в прошлом и зависит от скорости пересмотра этих ожиданий:

71е, = Л"+ V{K+Jf), (10)

где л- фактический темп инфляции, л3 - текущие инфляционные ожи­дания, ле1 - ожидаемая инфляция в следующем периоде, v- коэффици­ент коррекции ожиданий, изменяющийся в пределах [0; 1]. При очень мед­ленном изменении инфляционных ожиданий текущая инфляция почти не оказывает на них никакого воздействия. Если v= 1, то л8 будут такими же, как текущая инфляция. Прогноз инфляции, при котором ле1 = л, называ­ется ст а т иче с ки ми ож и дан и я ми. Они являются разновидностью (част­ным случаем) адаптивных ожиданий.

Рац и ональные ожидания означают, что экономические агенты в сво­их прогнозах учитывают всю имеющуюся у них информацию о будущих ценах и в среднем не ошибаются в своих расчетах: л31 = лэ1 (х), где / = 1,.../7, а х - факторы ценообразования. Механизм рациональных ожида­ний будет рассмотрен далее.

Итак, уравнение кривой Филлипса с учетом инфляционных ожиданий и шоков совокупного предложения записывается как

я;=я.1(u-un) + г) (11)

где b - реакция инфляции на изменение фактического уровня безработицы U (вспомним, что ранее мы заменили показатель темпа изменения номинальной за­работной платы в формуле (9) на показатель инфляции к), Un - естественный уровень безработицы, ц - шок совокупного предложения.

Данное уравнение показывает, что темпы инфляции не меняются, если текущая безработица равна Un. Попытки удерживать безработицу ниже естественного уровня приводят к ускорению темпов инфляции, а выше - к замедлению. Поэтому уровень Un, отмеченный на рис. 23.5, на­зывают «не ускоряющий темпа инфляции уровень безработицы» - NAIRU (Non-Accelerating-Inflation Rate of Unemployment) (см. гл.19).

Проводя антиинфляционную политику, необходимо знать «цену» по­беды над инфляцией, т. е. определить, на сколько процентов повысится безработица, если снизить л на 1%. Этот показатель называется коэф-


О
Рис. 23.6. Стагфляция

ф и ц и ен т о м ущерба (SR) и при статических ожиданиях измеряется весь­ма просто:

SR=1/b, (12)

где 1/Ь - величина, обратная степени реакции инфляции на изменение уровня фактической безработицы в процентном выражении.

Таким образом, повышение темпов инфляции - плата за расшире­ние рабочих мест. Напротив, за снижение темпов инфляции нужно пла­тить увеличением безработицы. Однако эта зависимость не выдержала эмпирической проверки в 1970-е гг. В чем причина того, что кривая Фил­липса стала вести себя «ненормально»?

Дело в том, что в экономике США и стран Западной Европы в нача­ле 1970-х гг. динамика цен и производства отразила последствия цело­го ряда кризисных явлений. Олигополистический сговор стран ОПЕК о резком повышении цен на энергоносители вызвал энергетический кри­зис в странах-импортерах. Поэтому назревший к тому времени структур­ный кризис в США и Западной Европе обострился внешним шоком. Спа­ды производства 1973-1974 гг. и начала 1980-х, вызванные ростом из­держек, было невозможно остановить мерами кредитно-денежной поли­тики. Развивалась с тагфляц и я: рост безработицы сопровождался повы­шением темпов инфляции. На графике (рис. 23.6) ситуация стагфляции изображена смещением кривой Филлипса вправо-вверх из положения Рл1 до положения Ph3.

На рисунке изображено одновременное повышение инфляции ж,-» к2 и безработицы Ц-» U2, т. е. стагфляция, что выражается смеще­нием кривой Филлипса вправо-вверх.

В долгосрочном плане реальный объем производства и уровень за­нятости не зависят от инфляции спроса, а изменяются под влиянием внешних факторов: шоков предложения (технология, ценовые шоки) и шоков спроса. Например, внедрение новых ресурсосберегающих техно­логий снижает издержки на единицу продукции, и реальный объем про­изводства растет, повышая уровень занятости.


 





Глава 23


Инфляция и антиинфляционная политика


 


 


ПА

LRPh

LRPh

А3 А2 А,

9%

6%

(

3%

и

Un=6%

О

Рис. 23.7.

Если развитие экономики требует структурной перестройки, техно­логических нововведений, а правительство продолжает стимулировать производство, раздувая совокупный спрос, инфляция издержек загоня­ется внутрь. Несбалансированная экономика становится особо чувстви­тельной ко внешним и внутренним шокам.

Итак, краткосрочная модель Филлипса уже не соответствовала из­менившейся ситуации. В 1979 г. М. Фридменом была предложена гипо­теза е с те с твенного уровня б езра б о т ицы. Статистические данные за 1970-е и 1980-е гг. показывали, что в условиях стагфляции, просуще­ствовавшей почти до конца 1980-х гг., краткосрочная кривая Филлипса смещается вправо вверх, что соответствует инфляции издержек. Устой­чивость уровня безработицы (около 6-7%) при отсутствии ее цикличес­кой составляющей, с одной стороны, и продолжение роста темпов инф­ляции, с другой, были положены в основу модели долго с рочной кр и­ вой Филлип с а. Расхождения экономистов в толковании долгосрочной кривой Филлипса привели к возникновению двух вариантов гипотезы ес­тественного уровня безработицы - т еор и и адап ти вных ож и дан и й и т еор ии рациональных ож и даний. Обе теории показывают, как сраба­тывают инфляционные ожидания экономических агентов в процессе их приспособления к изменению экономической политики правительства в условиях полной занятости, или естественного уровня безработицы.

Рассмотрим, как описывает долгосрочную кривую Филлипса т еор и я адап ти вных ож и дан и й. Наклонные краткосрочные кривые Филлипса1 на рис. 23.7а показывают ожидаемые темпы инфляции экономических агентов на всем протяжении рассматриваемых кривых. Так, на кривой Рл, инфляционные ожидания (я6) составляют 3% в год, на кривой Рл2 ожидаемая инфляция составляет 6% и т. д. Теория адаптивных ожида­ний обосновывает краткосрочную кривую Филлипса наличием у эконо­мических агентов инфляционных ожиданий, которые не совпадают с фактической инфляцией в будущем, т. е. неверных инфляционных ожи­даний. Фактический темп инфляции (он откладывается по оси ординат) в следующем периоде каждый раз превышает ожидаемый уровень ин­фляции яе. Пока у предпринимателей и рабочих сохраняется заниженная оценка инфляции, стимулирующая фискальная и денежная политика сра­батывают, ведя в краткосрочном периоде к увеличению реального вы­пуска и снижению уровня безработицы.

Например, ожидаемый темп инфляции составляет в 1990 г. 3%, а безработица в том же году - 6%, что соответствует ее естественному уровню в точке /\, на рис. 23.7а. Политика стимулирования совокупного спроса подтягивает фактические темпы

повышения цен в 1991 г., скажем, к __________

6%-ному уровню. Однако экономические. Для упрощения анализа

агенты продолжают считать, исходя из изобразим их линейными.


 

б) долгосрочная кривая Филлип­са в соответствии с теорией рациональных ожиданий

а) долгосрочная кривая Филлипса в трактовке теории адаптивных ожиданий

Долгосрочная кривая Филлипса

предыдущего опыта, что инфляция в 1991 г. составит 3% в год. При по­вышении цен на их товары у предпринимателей появляется стимул больше производить, поэтому они начинают нанимать дополнительных работников. Это снижает уровень безработицы в краткосрочном плане, что соответствует передвижению вдоль краткосрочной кривой Филлип­са из точки А^ в точку Б1 на рис. 23.7а. В точке 61 ожидаемые темпы ин­фляции составляют 3%, а фактические уже 6%.

Напомним, что кривая Филлипса с учетом адаптивных инфляцион­ных ожиданий выглядит как в формуле (11), т. е.

«, = *», - ь {</- ия) + ц

Что же происходит в долгосрочном периоде? Со временем экономи­ческие агенты обнаруживают, что рост товарных цен и ставок номиналь­ной заработной платы был чисто инфляционным. Скорректировав свою оценку инфляции (теперь ожидаемая инфляция составит 6% на кривой Рл2), они начинают адаптироваться к новому, более высокому ее уров­ню. Работники, желая сохранить свою реальную заработную плату, тре­буют повышения номинальной ставки заработной платы. Предпринима­тели, поняв, что повышение цен не связано с расширением спроса на их продукцию, а издержки на заработную плату увеличились, сокраща­ют выпуск, по крайней мере, до прежнего уровня. Снизившаяся на вре­мя безработица снова возвращается к отметке 6%. На рис. 23.7а эта адаптация показана перемещением из точки В1 в точку Аг вследствие сдвига краткосрочной кривой Филлипса в новое положение Рп2. Если профсоюзы и правительство будут продолжать бороться за сокращение естественного уровня безработицы теми же методами, то повторится


 



37*



Глава 23


Инфляция и антиинфляционная политика


 


аналогичная история, но уже при более высоком уровне инфляции. Безработица сократится на время, пока ожидаемая инфляция ниже ее фактического уровня. Произойдет аналогичное перемещение вдоль краткосрочной кривой Филлипса, из точки А2 в точку В2. В точ­ке В2 ожидаемая инфляция составляет 6%, а фактическая уже 9%. Но как только «ложные» инфляционные ожидания (не соответствующие фактической инфляции) будут скорректированы, безработица снова вернется к естественному уровню 6%, но уже при более высоких тем­пах инфляции (9%). Итак, в долгосрочном плане экономика будет пере­мещаться из точки А1 в точку А,, затем в точку А3 и т. д., что и объясня­ет вертикальное положение долгосрочной кривой Филлипса LRPh, полу­ченной соединением этих точек.

Теор и я рац и ональных ожидан и й, выдвинутая американскими эко­номистами Дж. Мутом, Р. Лукасом и др., основана на предпосылках, близких к предпосылкам модели совершенной конкуренции (подробнее об этой теории см. гл. 26). Свободное движение ресурсов и симметрич­ная информация дает хозяйствующим субъектам возможность в точно­сти просчитать последствия предпринимаемых правительством шагов. Экономические агенты прекрасно понимают, как функционирует эконо­мика. Их инфляционные ожидания точно совпадают с фактической инфляцией в будущем, т. е. я?^= nv Другими словами, инфляционные ожидания рациональны. Когда правительство пытается применить сти­мулирующую бюджетно-налоговую или денежную политику, предприни­матели уже знают, что увеличился не спрос именно на их продукцию, а повысился общий уровень цен в стране. Банкиры закладывают инфля­ционные ожидания в номинальную ставку процента, ухудшая условия кредита для заемщиков. Рабочие не увеличивают предложения труда, так как предвидят, что ставка реальной заработной платы не изменится в следующем периоде. Стимулируемый правительством совокупный спрос не вызывает ответной реакции со стороны совокупного предложе­ния даже в краткосрочном плане. Это обусловливает перемещение эко­номической системы из положения, соответствующего точке А, в точку А2 и затем в точку А3, минуя «семейство» точек В на рис. 23.7а. Верти­кальное положение долгосрочной кривой Филлипса (LRPh) на рис. 23.76 показывает, что при наличии рациональных ожиданий естественный уровень безработицы (Un) ни в долгосрочном, ни в краткосрочном плане не чувствителен к изменению общего уровня цен. Поскольку на всем протяжении вертикальной кривой Филлипса ожидаемые и фактичес­кие темпы инфляции всегда совпадают, никакие попытки правитель­ства снизить естественный уровень безработицы мерами дискрецион­ной политики не увенчаются успехом.

Итак, сторонники теории рациональных ожиданий считают, что каль­кулирующие способности экономических агентов сводят на нет усилия


политиков по стимулированию производства методами гибкой политики. Необходимо использовать кредитно-денежную политику «по правилам», например, монетарное правило (см. гл. 20).

Анализ долгосрочной кривой Филлипса в рамках теории адаптивных и рациональных ожиданий показывает, что попытки добиться расшире­ния производства в условиях полной занятости посредством стимулиро­вания совокупного спроса неизбежно приводят к инфляционному нака­лу, который, вылившись в высокую инфляцию, может привести к серь­езным социально-экономическим последствиям.

§ 7. Антиинфляционная политика

государства

Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для всей экономики. В долгосрочном перио­де страдают все экономические агенты - домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Гиперинфляция не дает деньгам выполнять их основные функции и разрушает банковскую систему. Как же бороться с инфляцией?

1 Одно из наиболее ради­кальных предложений по ликви­дации монополии ЦБ на эмиссию денег - выдвинутая в 1975 г. Ф. Хайеком идея денационали­зации денег,т. е. введение сис­темы конкурирующих частных ва­лют (частных денег), эмитируе­мых частными коммерческими банками. Каждый эмитент будет заинтересован в том, чтобы именно его валюта пользовалась наибольшим спросом, а потому будет поддерживать ее устойчи­вость в конкурентной борьбе с другими частными эмитентами денег. См. Хайек Ф. Частные деньги. М., 1996.

Если полностью избавиться от инфляции нельзя в силу институцио­нальных причин (монополия Центральных банков на эмиссию денег1, монополизм профсоюзов и фирм), то нужно снизить ее темпы до мини­мально возможного и предсказуемого уровня. Стратегическая цель ан­тиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосроч­ном плане, а объем и структуру совокуп­ного предложения с объемом и структу­рой совокупного спроса в долгосрочном плане.

Методы борьбы с открытой инфляци­ей зависят от характера инфляции, т. е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.

Очень вы с окая инфляц и я или г и­ пер и нфляц и я пр и о б ре т ае т с а м о ус ил и­ ваю щи й с я, и нерц и онный харак т ер: во-первых, темпы инфляции становятся функцией инфляционных ожиданий л = к (if) и, во-вторых, огромная денеж­ная база даже при маленьком денежном мультипликаторе продуцирует гигантские


 




Глава 23


Инфляция и антиинфляционная политика


 


темпы роста денежной массы. Любые меры (эмиссионные или бюджет­ные, а также индексация доходов) стимулирования производства через совокупный спрос повысят инфляцию и инфляционные ожидания. По­этому при гиперинфляции невозможно привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста реального ВВП посредством на­логово-бюджетной политики. Гиперинфляция делает производство убыточ­ным, сводя на нет финансовые и налоговые льготы. Следовательно, пога­сить гиперинфляцию можно лишь монетарными методами. В первую очередь, необходимо максимально ослабить источник ее инерционности -инфляционные ожидания.

Очень опасно сбивать инфляционные ожидания введением ценовых ограничений, даже на время. Фиксирование цен в рыночной системе вы­зывает резкий дефицит товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь, способствует свертыванию производства. Рано или поздно фик­сированные цены придется отпустить и сжатая ценовая пружина выст­релит еще большей инфляцией, разбалансированностью спроса и пред­ложения. Однако, если поддерживать фиксированные цены долгие годы, то необходимо вводить жесткий и всеобъемлющий централизован­ный контроль, т. е. командно-административную систему. Поэтому в усло­виях гиперинфляции нужно фиксировать не цены, а объем денежной мас­сы. Сначала необходимо минимизировать темпы ее прироста, а затем вве­сти ежегодную фиксацию или рамки изменения объема денежной массы в течение года. Такая политика, как известно из гл. 20, называется таргети-рованием денежной массы. При этом необходимо учитывать скорость об­ращения денег, увеличение которой усиливает инфляцию. Как же ограни­чить рост денежной массы? Идеальный вариант - одновременно повы­сить норму обязательного резервирования, ограничить операции, ве­дущие к депозитарному расширению денежной массы, временно пре­кратить эмиссию. Для этого нужно устранить причины дополнитель­ной эмиссии: урегулировать структурный дефицит бюджета, сократив, прежде всего, непроизводительные расходы, прекратить индексацию доходов населения. Конечно же, такие меры непопулярны, поэтому их может проводить только сильное правительство, пользующееся доверием населения. Доверие выступает как своеобразный «ценовой якорь», сдерживающий раскручивание инфляционной спирали. В об­становке гиперинфляции это единственный способ переломить инф­ляционные ожидания, остановить инерционную инфляцию.

Следующий шаг после погашения гиперинфляции монетарными мето­дами - решение проблем реального сектора. Необходимо заняться балан­сировкой темпов роста производства, платежеспособного спроса и темпов роста цен. Вариантом такого балансирования является пол ити ка цен и за­рабо т ной пла т ы. Она заключается в ограничении движения цен ростом


номинальной ставки заработной платы, которая тесно привязывается к изменению производительности труда.1 Сторонники этой политики счи­тают, что она, во-первых, устраняет инфляционные ожидания и, во-вто­рых, ограничивает монополизм фирм и профсоюзов. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.

Третий шаг - закрепление достигнутых результатов в долгосрочном плане. При невысоких темпах инфляции уже возможно проводить про­мышленную и структурную политику, направленную на повышение про­изводительности труда и снижение издержек. Необходимо привести в соответствие структуру предложения со структурой спроса, а не только балансировать их объемы.

Необходима и профилактика инфляции. В еще более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение по­тенциального ВВП с помощью структурной и научно-технической полити­ки. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финан­сированию, а созданию экономических стимулов для повышения произ­водительности труда, внедрения новых технологий и создания новых про­изводств, преобразования старых отраслей на новой технической базе и т. д. Для проведения таких преобразований в стимулируемых отраслях необходимо создать систему льгот в налогообложении и условиях кре­дита (включая налоговые каникулы, увеличение нормы амортизации, госзаказ на конкурсной основе).

Очень важным условием антиинфляционной политики является не­зависимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алго­ритма антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам.

1 В данном случае мы не рас­сматриваем вариант политики цен и заработной платы, связан­ный с фиксацией или заморажи­ванием цен и доходов, так как это ведет к развитию подавленной инфляции, резко усиливает отло­женные ценовые (инфляцион­ные) ожидания. После отмены политики фиксации цен и дохо­дов может произойти инфляци­онный шок.

Итак, основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее ис­точников. Необходимо иметь в виду, что лаги в принятии политических решений и их лоббирование - это причи­ны монетарного раскручивания инфля­ции, так как они ведут к неэффективнос­ти бюджетных расходов, разбуханию де­нежной массы и, в конечном итоге, к ис­кажению ценового сигнала. Инерцион­ность производства, связанная с эффек­том акселератора (см. гл. 19), дискрет­ность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкооб­разное развитие экономической системы - это объективные причины немонетар-


 




Глава 23


Социальная политика государства


 


ного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане. Следователь­но, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтоже­ние инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание ее темпов на стабильно низком и, подчеркнем еще раз, предсказуемом уровне.

Основные понятия: Инфляция - открытая - подавленная - ожидаемая - неожидаемая - ускоряющаяся Критерий гиперинфляции по Кейгану Инфляция спроса Инфляция издержек Эффект Фишера Инфляционные ожидания Стагфляция Сеньораж Инфляционный налог Эффект Танзи-Оливеры Эффект Пигу Кривая Филлипса Статические ожидания Адаптивные ожидания Рациональные ожидания

inflation

- open

- repressed

- expected

- unexpected

 

Cagan criteria of hiperinflation

demand-pull inflation

cost-push

nflation Fisher effect inflationary expectation stagflation seignorage inflation tax Tanzi -Olivera effect Pigou effect Phillips curve static expectations adaptive

expectations rational e

 

xpectations


Глава 24. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

«Эволюция не может быть справедливой».

Ф. А. фон Хайек

«Коммунизм умер, потому что пренебрег человеком и попрал его права; если капи­тализм повторит эту ошибку, его ждет та же участь».

Иоанн Павел II

§ 1. Проблема справедливого распределения

в рыночной экономике

Нам уже хорошо известно, что в любой хозяйственной системе общество сталкивается с необходимостью решения трех задач: Что, Как и Для кого производить. В настоящей главе мы обратимся к последней из них. Проблема «Для Кого производить» является пробле­мой распределения произведенных благ. Говоря о с оц и альной пол ити­ ке государства, мы подразумеваем действия правительства, направ­ленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны. Об этом пойдет речь в последующих параграфах настоящей главы. Вна­чале же мы обратимся к теоретическим микроэкономическим основам социальной политики.

Рыночное распределение доходов на основе конкурентного механиз­ма спроса и предложения на факторы производства приводит к тому, что вознаграждение каждого фактора происходит в соответствии с его предельным продуктом. Этот принцип известен нам из раздела «Микро­экономика» (см. гл. 10). Естественно, указанный механизм не гаранти­рует равенства в распределении доходов, и в реальности в странах с развитой рыночной экономикой наблюдается значительное неравенство в их распределении.

В рамках позитивной экономической теории ответа на вопрос, какое именно распределение доходов справедливо, просто не существует.


 




Глава 24


оциальная политика государства


 


Вспомним, что критерий Парето-эффективности не может дать нам тео­ретическую основу решения проблемы справедливости. Мы не раз от­мечали, что одним из проявлений фиаско рынка является невозмож­ность справедливого распределения доходов, поскольку рынок - соци­ально нейтральный механизм. Математически можно определить эф­фективность по Парето (см. гл. 15), но понятие справедливости - это нормативное суждение.1 Вот почему вопрос справедливого распреде­ления доходов не оставляет равнодушными ни политиков, ни простых граждан: здесь затрагивается моральная, этическая проблема.

Принято различать ф у нкц и ональное и пер с ональное распределе­ние доходов. Функциональное распределение означает распределение национального дохода между собственниками различных факторов про­изводства (труда, капитала, земли, предпринимательства). В этом слу­чае мы интересуемся, какая доля «национального пирога» приходится на заработную плату, процент, рентные доходы, прибыль. Персональное распределение - это распределение национального дохода между граж­данами страны, независимо от того, владельцами каких факторов про­изводства они являются. В этом случае мы анализируем, какую долю национального дохода (в денежном выражении) получают, например, 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых семей.

Итак, поскольку эффективность по Парето не дает нам никакого кри­терия для ранжирования точек, лежащих на известной нам из гл.15 кри­вой потребительских возможностей (кривой достижимой полезности), мы не можем сказать, что распределение в точке А справедливее, чем в точке В (рис. 24.1).

' Под словом «распределе­ние» понимается не только рас­пределение доходов, но и рас­пределение ресурсов. В эконо­мической теории, как нам уже из­вестно, используются такие поня­тия, как аллокативная и дистри­бутивная роль рыночного меха­низма (см. гл. 5, § 10). В этой гла­ве речь пойдет, главным обра­зом, о распределении доходов.

На рисунке изображена кривая достижимой полезности в обществе, состоящем из двух известных нам из гл. 15, § 2 индивидуумов - Ани и Васи. Мы можем утверждать, что, если происходит перемещение из точ­ки К в точку М, то наблюдается улучшение по Парето. Произошло уве­личение полезности и Ани, и Васи. Но перемещение из А в В или на­оборот, т. е. скольжение вдоль кривой до­стижимой полезности, не может ничего нам сказать о более предпочтительном (с точки зрения справедливости) положении каждой из указанных точек.

Что же означает понятие «справедли­вость»? Справедливость, согласно опре­делению известного словаря современ­ной экономической теории Макмиллана -это честность, беспристрастность. Если же рассматривать справедливость в кон­тексте известной нам теории экономики


Полезность Ани

Полезность Г Васи




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.