Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя




Рис. 27.3.торговля в условиях озрастающих издержек

ых, невыгодна полная специализация и, во-вторых, в результате конку­ренции между странами издержки выравниваются.

Предположим, что, как и в предыдущем примере с постоянными из­держками, Аргентина занимает такое положение на кривой своих про­изводственных возможностей, что соотношение издержек составляет 1 т зерна = 0,5 т сахара (точка А на рис. 27.3). Но сейчас ресурсы уже полностью не взаимозаменяемы для альтернативного использования, как это подразумевалось в случае с постоянными издержками, и кривая производственных возможностей становится выпуклой. Вот почему по мере того, как Аргентина будет специализироваться на зерне и расши­рять его производство, соотношение издержек 1 т зерна = 0,5 т сахара будет увеличиваться. Другими словами, ей понадобится пожертвовать более, чем 0,5 единиц сахара для производства дополнительной еди­ницы зерна и, следовательно, каждая последующая единица зерна бу­дет стоить дороже.

Отсюда следует, что по мере специализации и увеличения производ­ства зерна будет достигнута точка А', в которой соотношение издержек на производство сахара и зерна сравняется с мировой ценой (1 т зерна = 1 т сахара). В этой ситуации основания для углубления специализа­ции и расширения торговли - различия в соотношении издержек - ис­черпают себя, и дальнейшая специализация поэтому будет экономичес­ки нецелесообразной.

Таким образом, теория сравнительных преимуществ при предполо­жении о возрастающих издержках приводит к более реалистичному вы­воду, что максимизации выигрыша от внешней торговли происходит при частичной специализации.


 




 


Глава 27

§ 2. Теория международной торговли

Хекшера-Олина

Теория сравнительных преимуществ объясняет направ­ления международной торговли межстрановыми различиями в относи­тельных издержках, но оставляет в стороне ключевой вопрос: в силу чего возникают эти межстрановые различия? Стремясь ответить на этот вопрос, в 20-30-е гг. XX в. шведский экономист Эли Хекшер и его уче­ник Бертиль Олин развили теорию международной торговли. По их мне­нию, межстрановые различия в относительных издержках объясняются тем, что, во-первых, в производстве различных товаров факторы ис­пользуются в различных соотношениях и, во-вторых, неодинакова отно­сительная обеспеченность стран факторами производства.

Согласно теор ии Хек ш ера-Ол и на, страны будут стремиться экспор­тировать товары, требующие для своего производства значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относитель­ном избытке, и небольших затрат дефицитных для них факторов, в об­мен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции. Таким образом в косвенной форме экспортируются избыточ­ные факторы и импортируются дефицитные факторы производства, т. е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобиль­ность факторов производства в масштабах мирового хозяйства. Необ­ходимо подчеркнуть, что речь здесь идет не о количестве имеющихся у стран факторов производства, а об относительной обеспеченности ими (например, о количестве пригодной для обработки земли, приходящей­ся на одного работающего). Если в данной стране какого-либо фактора производства относительно больше, чем в других странах, то цена на него будет относительно ниже. Например, если труд является относи­тельно избыточным фактором, то, при прочих равных условиях, уровень заработной платы будет ниже. Следовательно, и относительная цена того продукта, в производстве которого этот дешевый фактор использу­ется в большей степени, чем другие факторы, будет ниже, чем в других странах. Таким образом и возникают сравнительные преимущества, ко­торые определяют направления внешней торговли.

Известный американский экономист В. Леонтьев в середине 1950-х гг. предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав мо­дель межотраслевого баланса «затраты-выпуск», построенную на осно­ве данных по экономике США за 1947 г., он показал, что в американс­ком экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Учитывая, что в первые послевоенные годы


Теория сравнительных преимуществ и протекционизм

в США, в отличие от большинства их торговых партнеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработ­ной платы был значительно выше, в соответствии с теорией Хекше­ра-Олина США должны были бы экспортировать капиталоемкие то­вары, а импортировать - трудоемкие. Другими словами, эмпирически полученный результат явно противоречил тому, что предполагала тео­рия Хекшера-Олина, и потому получил название «парадок с Леонтье­ва». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадок­са в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).

Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили раз­вить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди ко­торых можно отметить следующие:

неоднородность факторов производства, прежде всего, труда, ко­торый может существенно различаться по уровню квалификации. В ре­зультате в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность не вообще труда, а труда высококва­лифицированного, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую значительных трудовых затрат неквалифициро­ванных работников. Можно сказать, что в случае парадокса Леонтьева, из США экспортировались весьма своеобразные «трудоемкие» товары, в производстве которых использовался труд, впитавший в себя большие затраты «человеческого капитала».

значительная роль природных ресурсов, которые часто могут уча­ствовать в производственных процессах только в ассоциации с боль­шим количеством капитала (например, в отраслях добывающей про­мышленности). Это в определенной мере объясняет, почему экспорт из многих развивающихся стран, богатых природными ресурсами, являет­ся капиталоемким, хотя капитал в этих странах и не является относи­тельно избыточным фактором производства.

влияние на международную специализацию политики, проводимой государством, которое может ограничивать импорт и стимулировать про­изводство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсив­но используются относительно дефицитные факторы производства.

§ 3. Выигрыш от внешней торговли

Теория международной торговли, в частности, теория сравнительных преимуществ, утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния. Вместе с тем, одним


 




Глава 27

из ключевых является вопрос, как распределяется этот выигрыш. С од­ной стороны, очевидно, что он не может распределяться равномерно между странами, поскольку его размер зависит от того, на каком уровне установятся мировые цены. С другой стороны, выигрыш от внешней тор­говли, который получает страна в целом, распределяется внутри стра­ны между потребителями и производителями, экспортерами и импорте­рами также не поровну. Наконец, следует иметь в виду, что в результате специализации происходят изменения в распределении ресурсов меж­ду отраслями и, следовательно, изменяются доходы владельцев факто­ров производства.

Рассмотрим условный пример (см. рис. 27.4). Пусть две страны -Аргентина и Бразилия - производят один и тот же продукт - зерно. Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения в двух странах таковы, что равновесие на рынке зерна в Аргентине устанавливается при цене 120 долл. за 1 т, а в Бра­зилии - при цене 200 долл. за 1 т. Цена на зерно в Бразилии выше, чем в Аргентине, поэтому аргентинским производителям должно быть выгод­но экспортировать свою продукцию, а потребителям в Бразилии - поку­пать более дешевое импортное зерно. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все за­висит от того, на каком уровне установится мировая цена. Зная характери­стики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, мы теперь можем определить размеры предложения зерна на экспорт, спроса на импортное зерно и, следовательно, уровень равновесной мировой цены. Важно подчеркнуть, что в условиях свободной торговли внутренние цены изменяются до уровня мировой цены.


0 60 0 б) в) Распределение выигрыша от внешней торговли

Аргентинским производителям (см. рис. 27.4в) будет выгодно расши­рять производство зерна и экспортировать его, если мировая цена бу-


Теория сравнительных преимуществ и протекционизм

дет выше первоначальной внутренней цены в Аргентине (Pw > 120). Чем выше будет мировая цена, тем больше производители в Аргентине бу­дут расширять предложение зерна, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители в Аргентине будут сокращать предъяв­ляемый на рынке спрос. Таким образом, размеры предложения зерна на мировом рынке (Sx) будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке Аргентины, возникающей в условиях роста цен на зерно: Sx- SA- DA.

С другой стороны, бразильским потребителям (см. рис. 27.4а) будет выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него бу­дет ниже первоначальной внутренней цены в Бразилии (Pw < 200). Чем ниже будет мировая, а следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше потребители в Бразилии будут увеличи­вать спрос на зерно, но одновременно бразильские производители бу­дут сокращать объем предложения. Таким образом, величина спроса на зерно на мировом рынке (DM) будет определяться разницей между спро­сом и предложением на внутреннем рынке Бразилии, возникающей в условиях падения цен на зерно: DM = DB- Se.

На рис. 27.46 показаны кривые спроса на импорт и экспортного предложения, которые пересекаются в точке, соответствующей цене равновесия на мировом рынке. В нашем примере равновесие на миро­вом рынке достигается при цене 150 долл. за 1 т зерна. При такой цене избыточный спрос в Бразилии (80 - 20 = 60) соответствует избыточному предложению в Аргентине (90 - 30 = 60). При более высокой цене пред­ложение зерна на мировом рынке превысит спрос, что будет способ­ствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, спрос пре­высит предложение, и мировая цена будет расти, пока не достигнет рав­новесного значения.

Модель спроса и предложения позволяет показать, что хотя свободная торговля является взаимовыгодной для стран в целом, однако внутри этих стран одни группы населения выигрывают, а другие проигрывают.

Вл и ян и е вне ш ней т орговл и на и н т ере с ы по т ре бит елей. До уста­новления торговых отношений между странами потребители в Бразилии покупали 50 тыс. т зерна по цене 200 долл. за 1 т, а потребители в Ар­гентине - 60 тыс. т по цене 120 долл. за 1 т. Приобретая зерно по этим ценам, потребители получали выигрыш (избыток потребителя): для по­требителей зерна в Бразилии он был равен области d (рис. 27.4а), а для потребителей в Аргентине - области g + h + к (рис. 27.4в).

После установления торговых отношений Бразилия становится им­портером зерна и цена на ее внутреннем рынке снижается с 200 до 150 долл. за 1 т. В результате потребители увеличивают закупки зерна с 50 до 80 тыс. т, и их совокупный выигрыш теперь составляет область


 





Глава 27


Теория сравнительных преимуществ и протекционизм


 


а + Ь + с + d, из которого область а + b + с - это чистый выигрыш, полу­ченный в результате внешней торговли. Обратная картина наблюдается в Аргентине как стране-экспортере зерна. Внутренняя цена в Аргентине повышается со 120 до 150 долл. за 1 т, что приводит к падению спроса на зерно и, соответственно, его закупок. Потребительский излишек в Аргентине теперь равен только области к, и, значит, потребители несут чистые потери от внешней торговли в размере области д + п.

Таким образом, в результате развития международной торговли по­требители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возмож­ность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене, а в стране-экспортере - проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок.

Вл и ян и е межд у народной торговл и на и н т ере с ы производ и те­лей. До установления внешнеторговых отношений производители в обе­их странах получали выигрыш от продажи зерна по установившейся на рынке цене (избыток производителя): в Бразилии он был равен области а + е, а в Аргентине - области f + j.

После установления внешнеторговых отношений аргентинские про­изводители зерна становятся экспортерами и получают дополнительные стимулы для увеличения объемов производства в виде более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. В этих новых условиях их совокуп­ный выигрыш составляет область (f + j + g + h + i), а чистый выигрыш от развития торговли - (д + h + /'). Что касается бразильских производите­лей зерна, то они, в силу меньшей конкурентоспособности своего про­изводства, уступают свои позиции на внутреннем рынке иностранным конкурентам и сокращают производство. Их совокупный выигрыш теперь составляет только область е, т. е. они несут чистые потери в размере области а.

Таким образом, в результате развития международной торговли про­изводители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранных производите­лей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. С другой стороны, производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.

Из м енен и е благо с ос т оян и я в т оргующих с транах в цело м. Если в Бразилии как стране-импортере чистый выигрыш потребителей со­ставляет область а + Ь + с, а чистые потери производителей в отрас­лях, конкурирующих с импортом, составляют область а, то совокупный эффект для страны в целом будет равен: (а + b + с) - а = b + с. В Арген­тине как стране-экспортере производители имеют чистый выигрыш в размере д + h + /, а потребители, напротив, теряют область д + h. Следо­вательно, чистый эффект для благосостояния экспортирующей страны


составит: (д + h + i) - (д + h) = /'. Конечно, следует иметь в виду извест­ную некорректность такого непосредственного сравнения выгод и потерь разных групп населения, поскольку их субъективные оценки могут суще­ственно различаться (один доллар потерь для бедного человека, оче­видно, значит гораздо больше, чем один доллар дополнительного выиг­рыша для человека состоятельного). Поэтому здесь речь идет лишь о первоначальном чисто стоимостном подходе к исследованию послед­ствий внешней торговли, когда мы исходим из предпосылки равной цен­ности единицы денег для разных людей, независимо от уровня их бла­госостояния. Этот подход затем может быть дополнен более углублен­ным социально-экономическим, политическим и т. д. анализом.

В целом, мы еще раз видим, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако, если в стране-импортере этот чи­стый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосо­стояния обеспечивается за счет большого выигрыша производителей, хотя потребители несут потери. Этот вывод принципиально важен для объяснения причин государственного вмешательства в сферу внешней торговли.

Ра с пределен и е вы и грыша о т т орговл и м ежд у ст рана ми. Как можно видеть из рис. 27.4а, размер чистого выигрыша страны-импорте-ра (область b + с) зависит от физического объема импорта (80 - 20 = 60) и того, насколько понизилась цена (200 - 150 = 50). Аналогично, вели­чина чистого выигрыша страны-экспортера (область /' на рис. 27.4в) зависит от физического объема экспорта (90 - 30 - 60) и того, насколь­ко повысилась цена (150 - 120 = 30).

Для того, чтобы наглядно показать распределение выигрыша от тор­говли между странами, удобнее использовать графики спроса и пред­ложения на мировом рынке (рис. 27.46), где имеется вся необходимая для этого информация: равновесный объем экспорта/импорта и уровни цен до и после установления торговых отношений. Легко убедиться, что на этом графике чистый выигрыш страны-импортера равен площади между кривой спроса на импорт DM и линией мировой цены, а чистый выигрыш страны-экспортера - площади между линией мировой цены и кривой экспортного предложения Sx.

Поскольку объем внешней торговли у обеих стран одинаков, распре­деление выигрыша зависит только от того, насколько в этих странах из­менились цены. Если в стране-экспортере цены выросли на X процен­тов (относительно мировой цены), а цены в стране-импортере снизились на У процентов, то

выигрыш страны-экспортера _ _Х_ выигрыш страны-импортера ' У


 



44*



Глава 27

В нашем примере цена в Бразилии упала на: (200 - 150)/150 х 100 = 33,3%, а цена в Аргентине выросла на: (150 - 120)/150 х 100 = 20%. По­этому в результате выигрыш Бразилии оказался больше на 66,7%.

Таким образом, хотя международная торговля и является взаимовы­годной, выигрыш от нее распределяется между странами неравномер­но. Больше выигрывает та страна, в которой цены изменились в боль­шей степени. Другими словами, чем ниже эластичность спроса на им­порт или экспортного предложения, тем больше выигрыш от торговли.

§ 4. Международная торговля

и распределение доходов

Как уже было показано, международная торговля делит общество на тех, кто в результате выигрывает, и тех, кто теряет. Однако до сих пор мы анализировали эту проблему с точки зрения разделения общества на потребителей и производителей. Теория Хекшера-Олина дает возможность оценить последствия развития внешней торговли для владельцев различных факторов производства, поскольку изменения от­носительных цен на товары приводит к росту вознаграждения одних факторов производства за счет других.

Порождаемое международной торговлей изменение структуры наци­онального производства означает изменение и структуры спроса на факторы производства. Отрасли, которые начинают быстро развивать­ся, предъявляют спрос на дополнительные ресурсы, а отрасли, где объем производства сокращается, будут эти ресурсы высвобождать. В результате, в кра т ко с рочно м пер и оде внешняя торговля обусловлива­ет перераспределение доходов в зависимости от того, в какой отрасли занят данный фактор производства: растут доходы тех, кто связан с от­раслями, ориентированными на экспорт, и падают доходы в отраслях, конкурирующих с импортом.

Однако, чем более длительный промежуток времени мы рассматри­ваем, тем большую роль играет мобильность факторов производства, их переливы из отрасли в отрасль. Владельцы факторов производства стремятся приспособиться к изменившейся структуре спроса и найти себе применение в растущих отраслях, поэтому со временем на рынках факторов производства восстанавливается нарушенное равновесие между спросом и предложением, и уровень доходов постепенно вырав­нивается. Тем не менее, это не значит, что в долгосрочном периоде уровни доходов возвращаются к своему прежнему уровню, существовав­шему до начала внешней торговли. Дело в том, что поскольку изначаль­но разные факторы использовались в производстве экспортной и импор-


Теория сравнительных преимуществ и протекционизм

тозамещающей продукции в разной степени, изменение в объемах про­изводства обусловило неравномерность в изменении спроса на факто­ры производства. Другими словами, факторы производства, которые высвободились в отрасли, конкурирующей с импортом, не соответство­вали по своей структуре той, которая требовалась расширявшимся экс­портным отраслям. Поэтому в долго с рочно м пер и оде развитие внеш­ней торговли приводит к увеличению доходов владельцев того фактора производства, который интенсивно используются в экспортных отрас­лях, и к падению доходов фактора производства, который интенсивно используется в отраслях, конкурирующих с импортом.

Важно отметить, что в долгосрочном периоде предложение факто­ров производства не остается постоянным: увеличивается запас капи­тала, по мере роста населения растет и предложение трудовых ресур­сов, разрабатываются новые месторождения полезных ископаемых, в хозяйственный оборот могут вовлекаться новые земли. Однако предло­жение разных факторов производства увеличивается в разной степени, что обусловливает различия в динамике производства в разных отрас­лях. Пусть, например, страна экспортирует трудоемкую продукцию и импортирует капиталоемкую. Если происходит опережающий рост пред­ложения труда, то будет наблюдаться расширение производства и, сле­довательно, доходов в экспортных отраслях. Одновременно с этим мо­жет произойти сокращение производства и доходов в конкурирующем с импортом капиталоемком производстве, поскольку растущий экспорт­ный сектор будет «оттягивать» на себя часть занятого там капитала.

В 1955 г. английский экономист Т. Рыбчинский доказал теорему со­отношения роста предложения факторов и увеличения производства, известную как т еоре м а Ры б ч и н с кого: растущее предложение одного из факторов производства приводит к увеличению производства и доходов в той отрасли, где этот фактор используется относительно более ин­тенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, где этот фактор используется относительно менее интенсивно.

Одним из конкретных проявлений закономерности, описываемой те­оремой Рыбчинского, является так называемая «голланд с кая б олез н ь» - опасные последствия для национальной экономики разработки новых месторождений полезных ископаемых, проявляющиеся в упадке тради­ционных отраслей промышленности. Когда в 1970-е гг. Голландия нача­ла разработку месторождений природного газа в Северном море, быст­рое увеличение объемов добычи газа сопровождалось переливом ре­сурсов в эту отрасль из отраслей обрабатывающей промышленности, что приводило к сокращению в них объемов выпуска и экспорта. Анало­гичные процессы наблюдались также в Великобритании, Норвегии и дру­гих странах, где велась интенсивная разработка новых месторождений. Другим фактором «голландской болезни» может стать повышение обмен-


 




Глава 27


Теория сравнительных преимуществ и протекционизм


 


 


Р

Ра Р„

нога курса национальной валюты в результате растущего экспорта природ­ных ресурсов, что снижает конкурентоспособность на мировом рынке продукции традиционных отраслей промышленности (подробнее о воз­действии обменного курса на объемы экспорта и импорта см. гл. 28).

§ 5. Государственное регулирование

международной торговли

Несмотря на то, что свободная торговля приводит к воз­растанию экономического благосостояния всех стран - как экспортеров, так и импортеров, - на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмеша­тельства государства. История международной торговли одновременно представляет собой и историю развития и совершенствования про т ек­ц и он и з м а - государственной политики ограничения внешней торговли в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические ин­тересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. Кро­ме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Поэтому, несмотря на то, что за послевоенные годы в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и созданной на его основе Всемирной торговой органи­зации (ВТО) была проделана большая работа по ослаблению протекци­онизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая политика по-прежнему остается одним из основных направлений государственно­го регулирования экономики.

Инструменты, используемые государством для регулирования меж­дународной торговли, можно разделить на т ар и фные (основанные на использовании таможенного тарифа) и не т ар и фные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т. д.).

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является т а м оженная по ш л и на ( т ар и ф) на импорт, представляющая собой госу­дарственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше ми­ровой цены.

Поскольку развитие свободной торговли затрагивает интересы различ­ных групп людей, изменяя их благосостояние, очевидно, что и государ-


О S, S2 D2 Dj q

Рис. 27.5. Последствия введения

таможенного тарифа на импорт

ственная внешнеторговая политика, ограничивающая свободную торговлю, также должна оказывать воздействие на уровень благосостояния этих групп людей.

Покажем сначала последствия введения тарифа на импортные то­вары для благосостояния потребителей. Продолжая использовать уже известный нам пример, рассмотрим рынок сахара в Аргентине (см. рис. 27.5, где Dd - кривая спроса на сахар, a Sd - кривая внутреннего пред­ложения). Предположим, что мировая цена на сахар Pw ниже внутрен­ней цены равновесия, поэтому Аргентине будет выгодно импортировать этот продукт. Если первоначально в Аргентине существует режим сво­бодной торговли, то цена на сахар на ее внутреннем рынке не будет от­личаться от мировой цены. По этой цене национальные производители могут обеспечить предложение сахара только в размере S,, тогда как величина спроса оказывается значительно больше и составляет Dv Раз­ница между спросом и предложением при внутренней цене, равной ми­ровой, покрывается импортом сахара, объем которого в этом случае будет равен (D: - S,).

Предположим теперь, что правительство Аргентины в целях защиты национальных производителей от иностранной конкуренции устанавли­вает таможенный тариф размером 7 за 1 т импортируемого сахара. Цена импортного сахара на внутреннем рынке возрастет на величину Т и составит Pw + Т. Импорт сокращается, и поскольку часть спроса на сахар оказывается неудовлетворенной, потребители предъявляют повы­шенный спрос на отечественную продукцию.

Однако, введение таможенного тарифа приводит к росту цены не только импортируемого продукта. Ведь именно низкий уровень мировой цены делал аргентинских производителей сахара недостаточно конку­рентоспособными, и они были заинтересованы во введении тарифа для того, чтобы цена на импортный сахар стала выше, и тем самым их соб-


 




Глава 27

ственная продукция - более конкурентоспособной. Но расширение про­изводства и сбыта сопряжено с ростом издержек, и оно будет выгодно аргентинским производителям лишь в том случае, если вырастет цена и на их продукцию.

Таким образом, наряду с подорожанием импортного сахара, проис­ходит рост цен и на сахар отечественного производства. Через некото­рое время равновесная (с учетом импорта) цена на внутреннем рынке устанавливается на новом более высоком уровне: Pd = Pw + Т. В резуль­тате, введение тарифа и последующее повышение цен приводит к тому, что отечественное производство сахара возрастает до S2, внутреннее потребление снижается до D2, а импорт сокращается до величины (D2 - S2).

От введения таможенного тарифа в первую очередь страдают потре­бители, так как они вынуждены платить дороже за ве с ь сахар (отече­ственный и импортный) и, следовательно, потреблять его меньше. Ч ис­т ые по т ер и по т ре бит елей от введения тарифа образуют область (а + b + с + d).

Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам оте­чественных производителей товаров, конкурирующих с импортом. С од­ной стороны, они могут расширить продажи, так как импортные товары становятся дороже и потребители предъявляют растущий спрос на оте­чественную продукцию. С другой стороны, как уже было показано, по­дорожание импортных товаров позволяет отечественным производите­лям также повысить цены и получить дополнительный выигрыш. Размер дополн ит ельного вы и гры ш а про и звод ит елей в отрасли, конкуриру­ющей с импортом, соответствует области а.

Мы видим, что дополнительный выигрыш производителей от введе­ния импортного тарифа (область а) существенно меньше, чем потери потребителей (область а + Ь + с + d). Это объясняется тем, что отече­ственные производители выигрывают от повышения цен только на свою продукцию, в то время как потребители платят дороже за весь приобре­таемый продукт.

Кроме того, что таможенный тариф оказывает воздействие на бла­госостояние потребителей и производителей, он также является важным ист очн и ко м дохода для го су дар ст венного б юдже т а. Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа на объем импорта: Т х (D2- S2), или область с. Говоря о доходах государства от введения таможенного тарифа, необходимо иметь в виду, что одновременно госу­дарство будет нести и определенные расходы, связанные с разработ­кой самого тарифа, ведением необходимой документации, содержани­ем таможенной службы и т. д. Другими словами, доходы от тарифа час­тично будут «съедены» самой тарифной системой, следовательно, чис­тый эффект для государства будет меньше, чем ожидалось.


Теория сравнительных преимуществ и протекционизм

Проведенный анализ показал, что введение таможенного тарифа на импорт приводит к перераспределению доходов от потребителей в пользу государственного бюджета и производителей в импортозамещаю­щих отраслях.

Вместе с тем, мы видим, что совокупный выигрыш производителей и государства, равный (а + с) оказывается меньше, чем проигрыш потре­бителей, составляющий (а + to + с + d). Таким образом, введение тамо­женного тарифа на импорт приводит к чистым по т еря м б лаго с о ст оя­н и я о бщ е ст ва, соответствующим области (b + d). Как видно из рис. 27.5, для того, чтобы количественно оценить эти чистые потери, надо знать размер вводимого тарифа, а также сокращение объема импорта или эластичность спроса на импорт по цене.

Возникновение чистых потерь от тарифа объясняется двумя причи­нами: во-первых, потребители вынужденно сокращают потребление про­дукции, поскольку она становится дороже (область d); во-вторых, сни­жается эффективность распределения ресурсов, поскольку расширяет­ся производство у недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм с более высоким уровнем издержек (область to).

Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешне­торговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ос­лабла. В послевоенный период в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барье­ров: так, средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах снизился с 40-50% в конце 1940-х гг. до 4-5% в начале 1990-х гг., а в результате реализации соглашений «уругвайского» раунда переговоров ГАТТ он должен составить около 3%. Однако степень воздействия государства на международную торгов­лю за эти годы фактически даже возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. По оценкам, их в настоящее время существует не менее пятидесяти. Осо­бенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 1990-х гг. в среднем 14% то­варов, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ог­раничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее «прозрач­ными», чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают зна­чительную неопределенность в международной торговле. В связи с этим, одной из важнейших задач, стоящих перед ВТО, является посте­пенная отмена количественных ограничений или так называемая тари­фикация (замена количественных ограничений тарифами, обеспечива­ющими эквивалентный уровень защиты).

Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения


 




Глава 27

Рис. 27.6. Последствия установления квоты на импорт

внешней торговли является квота. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну ( им портная кво т а) или выво­зу из страны (эк с пор т ная кво т а) за определенный период. Как прави­ло, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее л и ценз и­ рован и я, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ог­раниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензи-рованную торговлю.

Рассмотрим в качестве примера экономические последствия уста­новления квот на импорт. Предположим, что страна является импорте­ром зерна (см. рис. 27.6., где Dd - спрос на зерно в данной стране, a Sd - внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внут­ренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна Pw. При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю по­требность страны в зерне, и объем импорта составляет D,- Sr Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с уче­том импорта может быть представлено в виде кривой Sd + Q. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложени­ем: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутрен­ней цены до Pd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до S2, но одновременно спрос сокращается до D2.

Мы можем теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния общества. Потребители в результате роста цены несут потери (область a + b + c + d + e). Отечественным производителям вве­дение квоты выгодно - они расширяют объемы производства и реали­зуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнитель­ного выигрыша составит область а. Область с + d представляет собой


Теория сравнительных преимуществ и протекционизм

либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидае­мому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш им­портеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.

Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b + е, т. е. резуль­таты воздействия квоты и таможенного тарифа на уровень благосостоя­ния идентичны. Разница лишь в том, что при введении тарифа государ­ство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.

Почему же в этом случае государство часто предпочитает использо­вать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять про­дажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным ин­струментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламен­тируется национальным законодательством и международными согла­шениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую поли­тику более селективной, поскольку путем распределения лицензий го­сударство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

Вместе с тем, использование квот на импорт может приводить к до­полнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определен­ную долю национального рынка, квота может способствовать монополи­зации экономики. С другой стороны, само распределение лицензий ред­ко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров, и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем - к развитию коррупции.

В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить коли­чественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия пла­тежного баланса.

§ 6. Аргументы за и против протекционизма

Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются практически всеми странами мира. Это объяс-


Глава 27


Теория сравнительных преимуществ и протекционизм


 


няется, с одной стороны, наличием эффекта перераспределения дохо­да и, следовательно, значительных (и влиятельных) групп населения, для которых политика протекционизма выгодна. Эти группы населения могут оказывать давление на государство в пользу ограничения торгов­ли, и такое давление часто приносит свои плоды, тем более, что и са­мому государству таможенный тариф и некоторые нетарифные меры протекционизма приносят немалый доход.

С другой стороны, проведенный выше анализ базировался лишь на количественной оценке изменения благосостояния в отдельной отрасли и только в краткосрочном периоде. Однако как сторонники, так и про­тивники протекционизма используют целый ряд дополнительных аргу­ментов, которые не всегда поддаются простой количественной провер­ке и поэтому требуют особого рассмотрения.

С тиму л и рован и е про и звод ст ва и у вел и чен и е заня т о сти. Сторон­ники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, со­хранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стра­не и тем самым стимулирует рост производства и занятости.

Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффек­тивности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, созда­ет условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновремен­но он создает и новую занятость (связанную, например, с закупкой, про­дажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции). Нако­нец, государство может обеспечить поддержку отечественных произво­дителей и более эффективным, чем протекционизм, методом, с мень­шими потерями для благосостояния общества.

На рис. 27.7. показаны в сравнении последствия установления та­моженного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии произво­дителям. Если сохраняется режим свободной внешней торговли и произ­водители получают субсидию, то увеличение отечественного производ­ства достигается без повышения цен, и следовательно, потребители по­терь не несут. Выигрыш производителей составляет область (с + d), a затраты государства на субсидию - область (а + Ь) - (Ь + с + d). Таким образом, общие потери от предоставления субсидии составят область Ь, тогда как потери от введения тарифа больше и составляют область (Ь + е).

За щит а м олодых о т ра с лей. Часто приводится аргумент, что протек­ционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающие­ся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уро­вень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.