Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ цикличности товарного рынка




Расчетные показатели

Расчетные показатели

i            
  44,00 0,50 -0,30 0,09 -13,25
43,97

 

  46,00 0,33 -0,48 0,23 -21,95
46,69

 

  49,00 0,25 -0,60 0,36 -29,50
48,62

 

  36,00 2,00 0,30 0,09 10,84
34,69

 

  31,00 3,00 0,48 0,23 14,79
31,97

 

  30,00 4,00 0,60 0,36 18,06
30,04

 

  236,00   0,00 1,36 -21,00  

Таким образом, искомая трендовая модель имеет вид:

. (3.3.12)

Графики на рис. 3.3.6 показывают хорошее приближение расчетных уровней объемов продаж к данным уровням.

 

 

Рис. 3.3.6. Эмпирические и расчетные уровни объема продаж товара Х

Проверим найденные значения параметров на статистическую значимость. Эмпирические значения критерия для параметров и вычисляются соответственно по формулам:

и, (3.3.13)

где

и. (3.3.14)

Составим расчетную табл. 3.3.12.


· 100% Таблица 3.3.12

i           · 100%
  0,50 1,39 44,00 43,97 0,00 0,068
  0,33 1,82 46,00 46,69 0,48 0,015
  0,25 2,05 49,00 48,62 0,14 0,008
  2,00 0,10 36,00 34,69 1,72 0,038
  3,00 1,74 31,00 31,97 0,94 0,030
  4,00 5,38 30,00 30,04 0,00 0,01
  10,08 12,48     3,28 0,160

Подставляя в формулы (3.3.14) и (3.3.13) суммы в итоговой строке табл. 3.3.9, получим:

,

,

,.

В табл. П4 находим критическое значение при уровне значимости 0,01 и по числу v =4. Так как 106,3>4,604<60,05, найденные МНК-оценки параметров следует признать статистически значимыми с вероятностью 0,99.

Средняя ошибка аппроксимации:

 

свидетельствует об адекватности построенной модели.

Средняя ошибка аппроксимации адекватной трендовой модели объемов продаж характеризует устойчивость рынка. Чем меньше эта ошибка, тем устойчивее рынок.

Полагая в трендовой модели (3.3.14), получим прогнозное значение количества проданного товара в седьмом периоде, равное 29 т.

Упражнение 3.3.5. Поданным табл. 3.3.6 вычислите абсолютные и относительные показатели динамики товарных запасов, постройте адекватную трендовую модель динамики товарных запасов, найдите ее среднюю ошибку аппроксимации, сделайте прогноз о товарных запасах в седьмом периоде. Сформулируйте выводы.

Развитие товарного рынка подвержено цикличности, т. е. повторяемости тенденций его развития. Различают внутригодовую цикличность, обусловленную сезонными колебаниями, и экономическую цикличность, отражающую закономерности рыночной ситуации в течение нескольких лет.

На первом этапе выявления внутригодовой (сезонной) цикличности рынка выбираются те его параметры, которые подвержены наибольшим колебаниям и строятся их ряды динамики за несколько лет. Для исключения влияния случайных факторов каждый из построенных рядов усредняется, вычисляются его индексы сезонности и средние индексы сезонности. По средним индексам сезонности строится сезонная волна. Построенные сезонные волны характеризуют сезонную цикличность рассмотренных параметров рынка.

Пример 3.3.7. Изучим сезонную цикличность продажи товара Х по данным, приведенным в табл. 3.3.13.

Таблица 3.3.13

Количество проданного товара Х, т

Кварталы Годы
       
I        
II        
III        
IV        
         

Вычислим индексы сезонности по формуле:

, (3.3.15)

где i и j – номера соответственно квартала и года;

– среднее количество проданного товара,

и запишем их в табл. 3.3.14.

Таблица 3.3.14

Индексы сезонности, %

Кварталы   Годы
     
I      
II      
III      
IV      

Вычислим среднеквартальные индексы сезонности:

%,

%,

%,

%.

По средним индексам построим сезонную волну (рис. 3.3.7).

 

 

Рис. 3.3.7. Сезонная волна

Анализ сезонной волны показывает, что с первого по третий кварталы количество проданного товара уменьшалось, а с третьего по четвертый квартал оно увеличивалось. При этом максимальный объем продаж наблюдался в первом квартале (на 39% выше среднегодового уровня), минимальный – в третьем квартале (на 53,3% ниже среднегодового уровня), объем продаж четвертого квартала близок к среднегодовому уровню.

Упражнение 3.3.6. Изучите сезонную цикличность продажи товара Х по данным следующей таблицы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.