Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа как воспитательная система




Вопросы для самопроверки и размышления

1. Понятие «воспитательные технологии». Его отличие от ме­тодики воспитания.

* См. Маленкова Л.И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000; Я - человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспи­тании. М., 1996.

** Сеяевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьни­ков. М., 1999.

*** Эти технологии наиболее подробно разработаны группой педаго­гов Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым, Д.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др. См.: Краткий справочник по педагогической технологии. М.,1997; Питю-ков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.


12. Заказ №1233.



Глава V. Основы методики воспитания


 


2. Педагогические технологии и педагогическая техника, их
специфика; как связаны эти два понятия?

3. Основные характеристики воспитательных технологий, их
специфика, противоречивый характер.

4. Проанализируйте конкретные воспитательные технологии,
отметьте их позитивные стороны.

Рекомендуемая литература

Байкова Л.А., Гребенникова Л, Н. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. И., 2001.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, "воспитателям, учителям. М., 1997.

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1992.

Католиков А.А. Дом моих детей. М., 1997.

Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989.

Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1987.

Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. 2-е изд. М., 1988.

Пит/оков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.

Селевко Г.К. Авторские программы, педагогические техно­логии, инновационные школы. Ярославль, 1997.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Щуркова Н.Е., Золекер О.П. Педагогическая студия. М., 1993.

Щуркова Н.Е, Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.

Юдин В.В. Педагогическая технология. Ярославль, 1997.


ГЛАВА VI

Организация воспитательного процесса в школе

Больше всего НЕ хотелось бы, что­бы педагоги и администрация школ, прочитав что-то из методической ли­тературы, решили бы «взять на воору­жение» понравившуюся культурную мо­дель или ее отдельные элементы. Это отнюдь НЕ новое мышление. Опасность состоит в том, что отказавшись от од­ной догматической парадигмы, мы мо­жем попасть в ловушку другой — не­догматической.

Н.Б. Крылова

•Не прием, не метод, а система яв­ляется ключевым понятием в педаго­гике будущего.

Л. И. Новикова

О ПОЛЬЗЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Сегодня практически общепризнан­ным в педагогике является тезис о том, что эффективным и продуктив­ным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы*. «Это понятие, "- пишут в своей книге известные теоретики и практики воспитания В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова, --в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей пе­дагогике. Причин этому несколько. Одна из них заключа­ется в том, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», будь то «опорные сигналы», «коммунарская методика», «дидактический театр», «педагогика сотрудничества», по­степенно терпит поражение...» Не случайно А.С. Мака-


* Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспи­тание... Воспитание! М., 1996. С. 11.


356 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

ренко еще на заре новой школы критиковал «логику уеди­ненного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы за­манчивыми они не казались, а система является ключе­вым понятием в педагогике будущего». И в этой системе -не педагог-одиночка, даже очень талантливый, а коллек­тив единомышленников, создающий систему и развиваю­щий ее.

Размышляя о реальной практике воспитания, А.С. Ма­каренко утверждал, что корень многих бед в воспитании кроется в том, что школа не представляет собой систему. Внимательно вчитаемся в его заметки*: «...неопределен­ность воспитательного процесса в школе, распыленность педагогических сил, боязнь смелого почина снижает эф­фективность даже талантливых учителей...

...наша школьная сеть, которой вправе гордиться стра­на, представляет собой в педагогическом секторе распы­ленную массу одиночек-учителей и в ученическом — мас­су разрозненных классов, лишь механически связанных соседством в общем школьном здании. Школы как еди­ного коллектива, как целостного учреждения не знают у нас ни педагоги, ни семья, ни советская общественность. И именно в этом также корень многих бед...

...Ученик знает только свой класс, между классным коллективом и... обществом нет связующего звена — бо­лее широкого коллектива, нет самой школы как единого общественного организма... Между тем совершенно оче­видно, что каждый ученик должен жить не только инте­ресами своего маленького классного кружка, а должен воодушевиться общими школьными целями, -переживать общие школьные радости...»

ЧТО ЗНАЧИТ «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ»

С точки зрения современной теории воспитания, «воспитательная система -упорядоченная совокупность компо­нентов воспитательного процесса (це­лей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой им среды), дающая общий эффект»**.

* Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. М., 1951.Т.5. С. 375-376. ** Евтушенко С,В. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспек­тивы. М., 1998. С. 127.


 

 

6.1. Школа как воспитательная система

Понятие «воспитательная система», по мнению В.А. Ка-раковского*, отражает один из наиболее фундаменталь­ных факторов педагогической действительности: школа предстает как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоор­ганизации. В этой системе изменяется и взгляд наличность педагога: он перестает выступать непосредственным источ­ником и причиной воспитательного процесса. Воспитатель­ная система, будучи однажды «запущена», затем ежеднев­но и ежечасно порождает в жизни школы ситуации, име­ющие педагогическое содержание... Педагоги, создавшие систему, освобождаются от изнурительной необходимос­ти быть в курсе всех дел, всех событий, от необходимос­ти лично контролировать все и вся в жизнедеятельности детей. Безусловно, сознательная педагогическая деятель­ность воспитателя важна, но она не единственная.

В такой системе удается преодолеть отчужденность де­тей от всего происходящего в школе, устранить напря­женность взаимодействия учителя и учащихся, индиви­дуальное и коллективное сознание школьников — один из определяющих факторов их жизнедеятельности. Дети выступают в качестве субъектов воспитания. На этом ос­новании В.А. Карковский дополняет определение воспи­тательной системы школы: это «целостный социальный организм, упорядоченный относительно противоречиво­го единства педагогических и непедагогических целей (то есть целей самих детей)». В этом сложностьчсоздания сис­темы, но в этом и залог ее успешности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОСТРОЕ­НИЯ ВОСПИТА­ТЕЛЬНОЙ СИСТЕ­МЫ ШКОЛЫ

Организационно-методические основы

школы как воспитательной системы

таковы:

>* единая концепция развития шко­лы, ее устав и программа, пакет основных документов; структура внутришкольного управления — деятельность

администрации, педагогического совета, совета шко-

* В кн.: Управление воспитательной системой школы: проблемы и ре­шения / Под ред. ВА. Караковского и др. М., 1999. С. 127—136.


358 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

лы, различных органов педагогического, родительского и ученического самоуправления, советов обществен­ности, попечительских советов и т.д., направленная на достижение цели и решения задач воспитания учащих­ся;

>- общешкольные традиции, основные дела, функциони­рование общешкольных организаций, объединений;

>• назначение и воспитательные функции каждого субъек­та педагогического процесса;

>• планирование (перспективное и календарное) в совре­менной школе;

>- анализ результатов и внедрение их в дальнейшую прак­тику;

>• научно-методическое обеспечение школы как воспи­тательной системы.

В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, от­мечая сложность структуры воспитательной системы шко­лы, выделяют следующие ее компоненты:

>- цели, т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается;

>• деятельность, обеспечивающая ее реализацию;

>~ субъект деятельности, ее организующий и в ней уча­ствующий;

>• рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

>^ среда системы, освоенная субъектом;

>- управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему;

>- развитие этой системы*.

IIIКОЛА КАК РАЗВИ­ВАЮЩАЯСЯ И САМО­РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Школа как социально-педагогичес­кий организм -- система развиваю­щаяся. Под ее развитием понимается осуществление целеустремленных и планомерных позитивных качествен­ных изменений. При этом источником развития школы (как и любой системы) является противоречие между ха-

* Караковский В.А,, Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспи­тание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных сис­тем. М, 1996. С. 13.


 

 

6.1. Школа как воспитательная система

осом и упорядоченностью «с одной стороны, развитие системы есть движение по направлению к целостности, к тотальности, к полной упорядоченности, а с другой -целостность есть смерть системы, остановка в ее разви­тии»*. Многие факты из практики свидетельствуют об этом. Какая бы четкая, логичная, результативная система шко­лы ни сложилась, всегда по мере ее развития проявляет­ся неудовлетворенность отдельных личностей (педагогов или детей) необходимостью подчиняться общему ходу жизни. Это рано или поздно приводит к изменениям, вве­дению новшеств. В этом — ключ понимания воспитатель­ной системы как системы саморазвивающейся. Современ­ные исследователи школы как развивающейся воспита­тельной системы используют науку синергетику**. Это новая междисциплинарная теория, в основе которой ле­жат общие закономерности самоорганизации развиваю­щихся систем.

ПРИМЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В настоящее время в нашей стране сложились различные воспитательные системы. Функционируют они в раз­ных условиях: и в больших городах, и в сельской местности. Созданы они усилиями творчески работающих коллективов, возглавляемых педагогами-ма­стерами. В этих системах характерным является то, что де­ятельность и общение детей, детей и взрослых носит гу­манистический характер, который и определяет суть си­стемы. Приведем примеры некоторых воспитательных си­стем***.

...В общей концепции гимназии № 1504 г. Москвы (ди­ректор Н.А. Шарай) генеральная (общая стратегическая) цель выражена так: «Саморазвивающаяся, здоровая ду­хом, телом и умом высоконравственная личность, обла­дающая богатой внешней и внутренней культурой, спо-

* Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999. С. П.

** См.: Синергетика и управление / Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999. С. 233—242.

*** Многочисленные примеры гуманистических воспитательных сис­тем см.: Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1998; Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.


360_ Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

собная к творческой, преобразующей и полезной деятель­ности, обладающая способностями и потребностями к самопознанию, самоопределению, самореализации, са­морегуляции в совместном и личном развитии».

...У В.А. Караковского (директора школы № 825 г. Мос­квы) для школы как воспитательной системы отобраны следующие общечеловеческие ценности:

человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей»;

семья — начальная структурная единица общества, пер­вый коллектив ребенка и естественная среда развития; труд — основа человеческого бытия; знания — как основа приобщения к подлинной культуре; Отечество - - патриотическое чувство, историческое мышление;

земля — общий дом человечества (планетарное мыш­ление).

...Интересна система сельской школы поселка Царева Вологодской области (директор А.А Огарков — педагог-эн­тузиаст, убежденный, что возрождение России начинается с глубинки, с периферии и корень этого — укрупненная сельская школа, дающая разностороннее развитие и воз­можность самоактуализации). В школе 160 учащихся и 24 педагога. Школа-комплекс, работающая под девизом «Ин­теллект будущего» на базе передового хозяйства — агрофир­мы «Северагрогазпром». В школе личностно-ориентирован­ное обучение, творческие классы, клубы, секции, научное общество учащихся, система самоуправления, гуманисти­ческие отношения в детском и педагогическом коллекти­вах... Все педагоги ведут научно-методическую работу, шко­ла оформляется как экспериментальная площадка.

...В последнее время появились воспитательные систе­мы детских учреждений для проблемных детей (сирот, инвалидов, с недостатками в развитии, одаренных...). Примером может служить воспитательная система лечеб­но-профилактического санатория «Прометей» для соци­ально-педагогической реабилитации детей с ослабленным здоровьем*. Суть воспитательной системы в разрабатыва-


 

 

6.1. Школа как воспитательная система

емых долговременных игровых программах «Следопыт», «Русский сувенир», «Город», «Кругосветное плавание», «Познай себя», «Театр и время».., представляющих со­бой комплекс связанных единой тематикой малых форм, приемов, охватывающих четыре основные сферы: оздо­ровительную деятельность, учение, труд, творческую де­ятельность по интересам в сфере досуга.

...В некоторых регионах имеются попытки обобщения различных воспитательных систем в единую систему мик­рорайона, района, города...

НЕКОТОРЫЕ ИДЕИ ПО СОЗДАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Опыт подобного типа гуманистичес­ких воспитательных систем стал объ­ектом пристального внимания со сто­роны педагогов-практиков, исследо­вателей, органов народного образо­вания. Растет количество опытных образцов. Опыт этот, ставший объектом анализа и размышлений, помогает ре­шать проблему эффективности воспитания.

В настоящее время стало актуальным создание и совер­шенствование школьных воспитательных систем и в на­шей стране, и за рубежом. Опыт зарубежных школ «со справедливыми сообществами», «школами без неудачни­ков» привлекает все большее внимание педагогов. Вновь берутся на вооружение идеи Р. Штейнера, О. Кольерга, Г. Френе, У. Глассера и др. Одновременно усиливаете ин­терес к идеяям и опыту С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого и т.д., к опыту наших лучших современных школ.

Н.Б. Крылова* предостерегает от ошибок: «При жела­нии можно достаточно быстро спроектировать Идеальную Культурную Модель Будущей Школы, но с момента за­мысла и начала процессов проектирования до реализа­ции идеи с помощью сообщества, способного к уникаль­ным формам жизнедеятельности, пройдут годы. Поэтому основными рекомендациями (в которых так нуждаются учителя) являются следующие:

1. НЕ используйте готовые модели;


 


* Подробно в кн.: Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М, 1998. С. 304-313.


* Новые ценности образования: культурные модели школ / Под ред. Н.Б. Крыловой. М., 1997. С. 248.


362 Глава VI Организация воспитательного процесса в школе

2. НЕ внедряйте модели;

3. НЕ загоняйте школу в моделируемую систему.
Еще К.Д. Ушинский утверждал, что передается не опыт,

а идея опыта. А опыт создается собственными усилиями коллектива единомышленников в единстве теории и прак­тики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.