Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы методики изучения воспитательного процесса




Вопросы длясамопроверки и размышления

1. В чем специфика школы как воспитательной системы?

2. Воспитательная система школы как саморазвивающаяся
система. Как управлять развитием этой системы?

3. Что дает педагогам-практикам анализ опыта конкретных
воспитательных систем?

4. Как опыт авторских школ (воспитательных систем) обога­
щает теорию педагогики?

Рекомендуемая литература

АхметоваД.З. Школа-комплекс как социально-педагогичес­кая система. Казань, 1997.

Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспи­тательных системах. СПб.. 1996.

Брускова Е. Семья без родителей: социально-педагогичес­кая система Германа Гмайнера (ЗО5 — детские деревни). М., 1993.

Воспитательная система современной школы: опыт, поис­ки, перспективы / Сост. Л.К. Балясная. М., 1995.

Воспитательная система школы... В кн.: Караковскш В.А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000. Гл. 2.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М, 2000. Тема 5. Системы воспитания: общее и особенное.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.

Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. М., 1995.

Каракоескии В.А. Теория и практика воспитательных сис­тем: В 2 кн. М., 1993.

Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. М, 1993.

Методология, теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. М., 1996.

Поташник М.М. Инновационные школы России: становле­ние и развитие. М., 1996.


6,2. Основы методики изучения воспитательного процесса 363

Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1980. Т. 2.

Тубельский А,Н. Школа самоопределения: первый Шаг: В 2 т. М., 1995.

Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999-

Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. М., 1996.

Подлинная жизнь личности до­ступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно рас­крывает себя.

М. М. Бахтин

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

В бурно меняющихся условиях совре­менной действительности (общест­венной и школьной) у школьных пе­дагогов заметно возрос интерес к на­учно-педагогическим и психологическим методикам изу­чения личности учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меня­ется обстановка в мире и в нашей стране, поменялись ценностные ориентации в обществе, изменились корен­ным образом стратегия и тактика обучения и воспитания в школе, усложняются науки о ребенке, меняются взгля­ды на воспитание и развитие детей с учетом современ­ных реалий, появились некоторые негативные явления, с которыми не считаться нельзя.

Воспитывать детей сегодня трудно еще и потому, что труднее их изучать: «водораздел поколений»-возрос не только из-за разного возрастного видения мира (как было всегда), но и из-за того, что у сегодняшних «отцов и де­тей» резко, а порой диаметрально противоположны цен­ностные ориентации -- политические, экономические,-культурологические, социальные, бытовые, личностно-психологические. Но не только это. Живущие в современ­ных реалиях дети (подростки, юношество) отличаются


364 Глава VI. Организация воспитательного процесса ]*_ школе

еще и своей закрытостью от мира взрослых: у них своя субкультура, в которой они живут и куда не хотят нико­го пускать, особенно родителей и педагогов. И, видимо, в качестве защиты, имеют две маски: дома и в школе. На глазах родителей и педагогов они одни (живут и действу­ют по принципу «как надо» — они это хорошо знают), а наедине с собой и в кругу «приятных» сверстников — они

другие.

Не будем голословны: покажем на примере из жизни. Студентка-первокурсница, выпускница иедкласса, отлич­ница, общественница, любимица педагогов и, видимо, родителей доверительно дает для прочтения уважаемому педагогу свой необычный дневник -- записную книжку «Переписка друзей». Из нее видна вся эта «другая», скры­тая от взрослых жизнь. Там есть все, от чего как родите­ли, так и педагоги могут впасть в состояние шока. При­ведем некоторые выдержки из сопроводительного пись­ма преподавателю:

«...Какими целями я была движима, давая Вам наши записи? Ну как это лучше выразить... Вы -- школьный учитель, сталкивались с самыми разными подростковы­ми проявлениями. Может быть, я, тайная поклонница на­туралистического образования и воспитания, лишний раз окунаю Вас в мир отношений нас, тинейджеров, друг с другом, чтобы посмотреть, как Вы отнесетесь к нам, на­шей сущности, нашим проблемам? Может быть. Вы так уверенно говорили о том, что Вас ничем не испугать -

неужели?

Вы спросите: а что же страшного в том, что там есть?

Знаете, как Борис Моисеев определяет проблему на­шего времени? Нет? Онанизм, вот как. Буквально: никто не нужен. Сидит на какой-нибудь дискотеке такое суще­ство в углу, ни в ком не нуждается, пусто все, ничего нет. Нирвана, блин. Вечный кайф. И вот такое наше об­щение — попытка спасения от этого, последняя зацепка друг за друга. Последняя — потому что последний школь­ный год. Нужно успеть.

Успели ли? Не знаю, сейчас столько всего происхо­дит. Хочу надеяться, что да. Кто-то потерян. А кто-то нет. Скажете: Господи, да все через этот стресс потери при­вычной обстановки проходят; привыкните, обживетесь,


6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса 365

сдружитесь, в институте обычно друзей -находят. Но: ЧУМА XXI века — ОНАНИЗМ. Мы все такие — понимаете? Это данность — равнодушие.

Да, уходим мы от этого не лучшими способами. Но мы такие. Лучше смешение эмоций, путаница, чем пол­ное отсутствие их, как у меня, например. Я не извиня­лась за мат: это не желание приукрасить речь, это отно­шение к жизни.

Вряд ли я открыла для Вас Америку... Думаю, Вы зна­ете это не хуже меня, но немножко под другим углом зрения. Так вот: если не знаете — знайте, а если знаете -это иллюстрация рассказа на тему «Мир глазами подрост­ка», или уж я не знаю...

Ну, не только так. Это и картина становления челове­ка в этом мире, и описание форм отношений, и просто детская философия... Впрочем, зачем я Вам все это рас­сказываю, Вы это и так видите. И вообще, не верьте тому, что я говорю о мотивах доверия Вам сей рукописи: нуж­но было — вот и дала, а уж как Вы все воспримите — Ваше дело.

Просто хотелось кое-что объяснить. Надеюсь, что не зря».

Вот такое письмо. Грустно, больно, неожиданно, труд­нодоступно и непонятно, неверно — клевета, мол, на всех детей... Разная гамма чувств у думающего воспитателя. Но как же мудрый совет: «знать, что воспитывать»? И это так. Но как «знать»?

После приведенного письма трудно писать параграф о методике изучения детей. Трудно, потому что официаль­ные методики исследования должны быть положены на тонкое педагогическое мастерство, мудрую тактику, обще­ния с детьми и молодежью, на гуманное отношение к воспитанникам и принятие их такими, какие они есть. Чтобы оказывая педагогическую поддержку, помочь взрос­леющему человеку преодолеть трудные «болезни роста».

«ПАКЕТ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИК»

В арсенале современного школьного педагога богатые и разнообразные ме­тодики научного исследования — пе­дагогические, психологические, социологические, этичес­кие... В последнее время они стали доступны, особенно с введением в школу психологической службы. И воспита-


 

366 Глава VI. Организация воспитательного _проиесса в_школе

тель (классный руководитель) должен их осваивать, мак­симально приспосабливая к условиям реального воспи­тательного процесса; выбирая те или иные методики в зависимости от цели изучения учащихся, классного кол­лектива, хода и результативности воспитательного про­цесса (изучение их при первоначальном знакомстве, про­веряя эффективность использованных средств и методов воспитания, подводя итоги за определенный период вре­мени...); группируя их по своему усмотрению; «вплетая» в ткань учебно-воспитательного процесса, превращая из методов изучения в методы воспитательного воздействия... Таким образом, у каждого школьного педагога скапли­вается собственный набор — «пакет школьный методик» изучения и воспитания учащихся, ученического коллек­тива и учебно-воспитательного процесса.

Есть целый ряд условий, которые необходимо выпол­нять: «скрытые» педагогические цели и задачи, необхо­димость полученных результатов для конкретных реаль­ных дел (классных часов, дискуссий, пресс-конференций, творческих вечеров, уроков человековедения, практику­мов по самовоспитанию...); отсутствие педагогического «давления», создание ситуаций и обстановки, распола­гающей учащихся к «свободному выбору» (умозритель­ному, эмоциональному, поведенческо-деятельностному); создание условий взаимного влияния учащихся друг на друга; повторяемость отдельных методик (для сравнения результатов, выявления тенденций развития); право на анонимность или работу цод псевдонимом; соблюдение высокой степени педагогического такта, смысл которо­го—в принципе «Не навреди!» И еще одно, самое главное условие, методическое правило, выраженное еще А.С. Ма­каренко: «Знание воспитанника должно прийти к воспи­тателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной по­мощи ему (подчеркнуто нами. — Л.М.)...Каждое узнава­ние чего-либо нового о воспитаннике немедленно долж­но претворяться в практическое действие». Приведем здесь некоторые примеры возможного использования различ­ных методик.

Это прежде всего целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школь-


6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса

ников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности, качествах личности и т.д.: наблюдение (целенаправленное, с фиксацией коли­чественных характеристик в тетради классного руково­дителя), беседа (с постановкой цели -- как изучения, так и воспитательного воздействия); опросники, интер­вью, анкеты, тесты (цель их — не только выявление оп­ределенных качеств личности, общественного мнения и отношений учащихся к чему-либо, но и сбор содержа­тельного материала для различных форм воспитательной работы, а также для выявления индивидуального свое­образия каждого воспитанника). К примеру, простейший опрос на тему «Что.я люблю и что я ненавижу» позво­лит классному руководителю увидеть своеобразие внут­реннего мира и душевного состояния учащихся, их «не­похожесть» и определить характер индивидуального воз­действия.

Прекрасным подспорьем для изучения детей и инди­видуального и дифференцированного подхода могут стать самые разнообразные тесты. Школьники их любят, с удо­вольствием принимают участие в тестировании. К при­меру, тест «Кто я»* дает возможность учащимся (и педа­гогу) изучить себя по восьми параметрам: экстраверт-интраверт, циклотомик-шизотомик, соматоник-церебро-тоник-висцеротоиик, сила «Я» — слабость «Я» (степень эмоциональной устойчивости), общительность — лидер­ство — конформизм, женственность — мужественность, лживость — правдивость (корректурная шкала). Есть тес­ты, которые предполагают не только воздействие, но и выработку определенной стратегии и тактики самовоспи­тания, содержат целую систему упражнений для самосто­ятельного психологического и педагогического тренинга. Например, тест «Стратегический, оперативный и такти­ческий жизненный анализ»** и тест «Что Вы за пти­ца?»***, содержащий рекомендации-упражнения для раз­личных типов характеров по развитию позитивных качеств

* В кн.: Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1994. ** В кн.: Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М., 1992.

*** В кн.: Козлов И.И. Как относиться к себе и людям (Практическая психология на каждый день). М., 1992.


368 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

и устранению негативных. Есть специальные подборки

тестов для школьников*.

Хороший материал для изучения индивидуальности

учащихся и включения их в воспитательный процесс

классному руководителю дают следующие методики:

>* недописанного тезиса (предложения, рассказа, сочине­ния...). Например, «Хорошая жизнь — это...», «Прин­ципиальный человек всегда...», «Чтобы иметь друзей, надо...», «Нельзя позволять унижать себя, ибо...», «Ког­да я вижу недостатки человека, то я...», «Я не согла­сен с тем, что говорят, будто...» и др.;

>• «тезис и мнение по нему». Например, «Гордый человек - это всегда скромный человек», «Чтобы воспитать счастливого человека, надо «приготовлять его не для счастья, а к труду жизни» (К.Д. Ушинский), «Горе -учитель мудрых» и др.;

з* «альтернативный тезис» типа «Дисциплина — это сво­бода. Дисциплина — это неволя»; «Друзей должна быть очень много. Друзей должно быть мало (один-два), но верных»; «Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга» и др.;

>• «метод ранжирования» (расстановки в порядке очеред­ности по степени личностной значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, веселый, гуманный, целеустремленный, здоровый, великодуш­ный, красивый, мужественный и т.д.;

>~ «цветограмма» (раскрашивание дней недели, часов дня... соответственно настроению, душевному состоянию человека), позволяет воспитателю, классному руково­дителю не только знать, но и корректировать с помо­щью определенных воспитательных воздействий эмо­циональное состояние своих воспитанников;

>• «метод обобщения независимых характеристик» позво­ляет «высветить» разносторонние «грани» личности воспитанников, когда их характеризуют разные люди -родители, сверстники (активисты, друзья, любящие и неуважающие их одноклассники), учителя, просто зна-

* Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В.Орлова. Киев,

1996.


6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса 369

комые люди. С использованием этого метода нередко происходит как бы «акт открытия человека». Недаром еще Лихтенберг высказал интересную мысль: «Посто­янно оказывается, что так называемые «дурные люди» от более основательного их изучения выигрывают, а «хорошие» — теряют»;

>• «социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе» позволяет классному руково­дителю, периодически повторяя его (как минимум два раза в год), узнать многое о классе в целом и о каж­дом ученике: кто из учащихся лидер, «звезда», пред­почитаемые, принятые, изолированные («изгои»); кто кого предпочитает в свободном выборе; каковы отно­шения между девочками и мальчиками; каковы у кого выборы вне классного коллектива; какие группировки в классе и каковы их взаимоотношения; сколь спло-г ченным является коллектив; каков его воспитательный потенциал (в зависимости от того, кто в лидерах и предпочитаемых); как лучше строить в классе отноше­ния «ответственной зависимости»; как распределять от­ветственность за определенные поручения; как комп­лектовать группы для выполнения определенных класс­ных дел; как организовать группы взаимопомощи; как рациональнее рассадить учащихся в классе для учеб­ной работы. И многие-многие другие вопросы. Возможно использование специальных психологичес­ких, педагогических, этических игр для изучения и вос­питания учащихся. Например, этическое «буриме», «дру­жеские объявления» («Я... ищу друга, который был бы...»), игра «Я подарю тебе... потому что...» (по цепочке прохо­дят все учащиеся класса) и др.

ИДЕИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОПЫТНО-ЭКСПЕРИ­МЕНТАЛЬНОГО

Вся система учебно-воспитательной работы школьного педагога может быть организована как опытно-экс­периментальная. Разумеется, если пе­дагог относится к своей работе твор­чески, занимая позицию учителя-ис­следователя. При этом в основу такого подхода должны быть положены некоторые идеи, реализация которых обязательна:


1


370 Глава У]. Организация воспитательного процесса в школе

>- определение, констатация проблемы, цели, объекта, предмета исследования, постановки задач (все в двух аспектах -- теоретическом и практическом, т.е. кон­кретном содержании и методике воспитательного про­цесса с классом и отдельными учащимися; при этом доведение до сознания учащихся сути вводимой по-новому деятельности);

>• изучение состояния проблемы в психолого-педагоги­ческой теории, в опыте коллег, в школьной практике;

>• организация на основе этого всей воспитательной и исследовательской работы; внедрение результатов в практику воспитания, изучение их эффективности и корректировка всего воспитательного процесса;

>- фиксация хода и результатов, с одной стороны, в тет­ради классного руководителя (ход и результаты вос­питательного процесса) и оформление научно-иссле­довательских результатов (в научных докладах, статьях, выступлениях на педсоветах и педагогических чтени­ях, в научно-методических материалах для школьного методкабинета, в статьях для педагогических газет и журналов, в диссертациях на соискание ученой степе­ни кандидата и доктора педагогических наук).

ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ НАУЧ­НО-МЕТОДИЧЕС­КОЙ РАБОТЫ

Приведем здесь примеры некоторых проблем в качестве проблем опытно-экспериментальной работы, осуще­ствляемой в ходе воспитательной ра­боты. Проблемы могут стать научно-методической темой всего школьного педагогического коллектива, работа над которой осуществляется всеми педагогами (у каждого свой аспект) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной (или научно-методической) работе:

О система воспитательной работы классного руководи­теля (воспитателя) в современных условиях; О духовное развитие школьников в учебно-воспитатель­ной работе; О личностная ориентированность учебно-воспитательного

процесса школы.

О инструментовка воспитательного процесса как процесса самопознания и самовоспитания учащихся;


6.2. Основы_методики изучения воспитательного процесса 371

О корректировка индивидуального пути развития лично­сти школьника в условиях учебно-воспитательного про­цесса;

О самоактуализация воспитателя и воспитанника (ков) в едином процессе жизнедеятельности и воспитания;

О использование воспитательного потенциала современ­ного детского движения и детско-юношеских органи­заций;

О новые возможности воспитания учащихся в процессе обучения в современной школе;

О формы и методы использования воспитательного по­тенциала учреждений дополнительного образования;

О социокультурная среда школы и процесс воспитания в школе;

О неформальные объединения, молодежная субкультура и процесс школьного образования;

О психолого-педагогические и методические проблемы школьного самоуправления, их решение в реальной школьной практике;

О уровень обученности "и уровень воспитанности: срав­нительный анализ, проблемы и их разрешение;

О динамика изучения и развития уровня воспитанности школьников с 1-го по 11-й класс;

О педагогический мониторинг и повышение качества вос­питания в современной школе;

О эффективность воспитания в различных типах авторс­ких школ (конкретно — по выбору);

О стимулирование здорового образа жизни как основа воспитательного процесса;

О творческая индивидуальность школьного педагога и воспитательный процесс;

О явление «сопротивления воспитанию» в педагогичес­ком процессе современной школы и его преодоление;

О развитие личности школьника в системе работы шко­лы (класса) по... (и далее указание проблемы, профи­ля школы или класса: например, по «Эстетическому воспитанию», «Организации туристко-экскурсионной работы», «Приобщению детей к театральной деятель­ности», «Экологическому воспитанию», «Приобщению школьников к ТРИЗу — творческому решению изоб­ретательских задач» и др.);


 

372_ Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

О система воспитательной работы с классом на основе курса «Человековедение» (9— П-е классы). Возможно и множество других проблем, определяе­мых как интересами школьных педагогов, так и необ­ходимостью организации учебно-воспитательного про­цесса.

ГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

С научно-педагогической точки зре­ния, таким образом, одной из сто­рон деятельности воспитателя явля­ется гностическая деятельность, т.е. проверка и оценка результатов педа­гогического процесса, анализ его хода и эффективности, учет этого анализа в дальнейшем по­строении воспитательного процесса.

В последнее время в теории и методике воспитания стали использовать понятие «педагогический монито­ринг» в связи с гностической деятельностью воспита­теля.

Под понятием «педагогический мониторинг» пони­маются «диагностика*, оценка и прогнозирование пе­дагогического процесса; отслеживание его хода, резуль­татов, перспектив развития»**.

Педагогический мониторинг, таким образом, как бы пронизывает всю деятельность педагога в воспитатель­ном процессе. «Планируя свою работу, педагог создает замысел, проект, прообраз педагогического процесса, который он организует, и вносит коррективы в свой проект, отслеживая его реализацию на практике. В оп­ределенный момент появляется необходимость подвес­ти итоги, проверить результаты, сопоставить «замы­сел» с реализацией, сравнить достигнутое сейчас и ра­нее. Проанализировав результаты, педагог строит новые планы, привлекает новые средства, продумывает новые варианты взаимодействия с воспитанниками»***. Такова методика педагогического мониторинга.

* Педагогическая диагностика (греч. — способность распознавать) — проиесс постановки диагноза, установление уровня воспитанности, об­разованности и развития детей и подростков.

** Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 258.

*** Стефановская Т.А. Там же. С. 334—335.


6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.