Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Сложность материала: роль объема материала




Пенчев (1903) установил, что при заучивании стихотворений, состоящих из 16 строк, целостный метод оказывается более эффективным; однако когда нужно заучить стихотворение из 24 или 32 строк, то лучшие результаты дает заучивание по частям. Точно так же целостный метод создает преимущества при заучивании рядов из 8-24 бессмысленных слогов (Стефенс, 1900; Пенчев, 1903; Уайли, 1928), но теряет свое относительное превосходство, когда ряд достигает 32 слогов (Пехштейн, 1926). Однако значимость результатов, полученных в этих исследованиях, весьма относительна, поскольку количество испытуемых часто было недостаточным, а условия проведения экспериментов не идентичными.

Единственной работой, в которой объем запоминаемого материала являлся объектом систематических изменений, было исследование Орбисона (1944). Несколько групп испытуемых заучивали по целостному методу и методу заучивания по частям ряды из 8, 12, 16 и 24 пар (слово и бессмысленный слог). Для того чтобы избежать эффектов, связанных с расположением заучиваемых сочетаний, последние предъявлялись всякий раз в новом случайном порядке. При целостном заучивании каждый раз предъявлялся весь ряд и заучивание продолжалось до первого правильного воспроизведения. При заучивании по частям ряды были разделены пополам (4-4, 6-6, 8-8, 12-12); испытуемые заучивали вначале первую половину ряда до первого безошибочного воспроизведения; затем точно такЫе - вторую; потом обе половины повторялись вместе, пока не достигался критерии первого безошибочного воспроизведения всего ряда. В табл. XIV приведены данные о среднем количестве предъявлений, необходимых для достижения критерия научения.


Таблица XIV. Среднее число предъявлений сочетаний, потребовавшихся для безошибочного воспроизведения

Можно заметить, что, когда ряд состоит из 8 пар, оба метода заучивания являются одинаково эффективными, но по мере того, как увеличивается число заучиваемых пар, метод заучивания по частям становится более эффективным и экономичным, чем целостный метод.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.