Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д. Другие факторы, влияющие на целостное заучивание и заучивание по частям




Исследование Орбисона убедительно показало влияние объема заучиваемого материала на относительную эффективность целостного метода и метода заучивания по частям, по крайней мере при применявшемся в данном исследовании заучивании вербального материала. Однако на эффективность методов заучивания оказывает влияние и множество других переменных, роль которых еще недостаточно изучена. Мы считаем необходимым остановиться здесь на трех вопросах.

Первый касается феноменов переноса и интерференции, которые могут возникать при заучивании по частям, особенно в тех случаях, когда задача непривычна для субъекта. Если задача подразделяется на множество последовательно заучиваемых частей А, В, С,..., N, то между частями задачи будут возникать проактивные и ретроактивные эффекты, оказывающие облегчающее или тормозящее действие на заучивание, которые психологи рассматривают в рамках общей теории переноса (см. главу XIII данного труда). Эти эффекты зависят от количества частей, их объема и сходства. Можно считать, что конечный результат - положительный или отрицательный - взаимодействия этих феноменов влияет на относительную эффективность методов заучивания (При исследовании научения в лабиринте у человека Пехштейн (1917) установил, что большая эффективность метода заучивания по частям в значительной степени определяется эффектами переноса. Но в опыте Пехштейна задача была непривычна для испытуемых. Хейневолт (1931, 1934) показал, что, когда испытуемые (крысы и люди) проходили предварительную тренировку, целостный метод оказывался более эффективным).

Второй вопрос касается непосредственно объединения отдельно заучиваемых частей в единое целое. Есть все основания считать, что последняя фаза метода заучивания по частям - то есть повторение (А-В-С-D) после раздельного заучивания (А), (В), (С), (D) - предполагает (при любой задаче) определенную реорганизацию этой задачи, уровень сложности которой может быть различным. Бывает даже, что продолжительность этой последней фазы - или число допускаемых при этом ошибок - оказывается больше, чем суммарная продолжительность - или число ошибок - при заучивании частей (Так, в одном из опытов Хейневолта (1934) по научению в лабиринте у человека общее время упражнения при научении по частям разделилось на две неравные части: 36,9% времени соответствовало научению по частям в 4-х коридорах лабиринта и 63,1% - объединению этих частей. Пехштейн (1917) показал, что 80% ошибок, допускаемых при научении по частям, приходится на завершающую фазу научения). Общеизвестный факт, что после того, как заучены отдельно все части задачи, необходимо еще некоторое дополнительное упражнение, прежде чем будет достигнут желаемый критерий усвоения, свидетельствует о том, что при объединении в целое отдельно заучиваемые части задачи утрачивают какие-то из присущих им вначале особенностей.

Говоря о научении по частям в лабиринте, Пехштейн (1917) отмечает, что на стадии объединения частей "начало" второй части уже не является для испытуемого привычным "входом" в знакомый лабиринт, а "конец" первой части перестает восприниматься как "цель", то есть место выхода из лабиринта для человека и место получения вознаграждения для животного. Размещая части одну за другой, модифицируют тем самым некоторые их особенности, уже ставшие привычными для испытуемого; структура создаваемого из этих частей целого обладает уже новыми особенностями, обусловливающими необходимость перестройки поведения. В этом плане сложная задача может восприниматься уже не как состоящая из отдельных частей, а, скорее всего, как оригинальная, хотя и аналогичная прежней (Хейневолт, 1934).

В отличие от метода заучивания по частям при целостном методе структура задачи с самого начала упражнения остается неизменной, и тем самым раз усвоенные правильные ответные реакции сохраняют свой характер "хороших ответов" вплоть до полного усвоения задачи.

И наконец, последним вопросом, на котором мы хотели бы остановиться, является вопрос о роли мотивации при целостном научении и научении по частям. При заучивании материала целостным методом часто требуется большое число повторений, прежде чем можно будет констатировать заметное улучшение в запоминании. Заучивание материала целиком требует гораздо больше времени и усилий, чем заучивание по частям. Иначе говоря, при заучивании по частям гораздо быстрее, чем при заучивании в целом, обеспечивается подкрепление правильных ответов. Принципом подкрепления и объясняются, по-видимому, преимущества метода заучивания по частям (Кингсли, 1946). Однако, с другой стороны, реорганизация частей внутри более обширного целого приводит, как мы уже отмечали, к устранению ранее установленных "ближайших целей"; это может вызывать, по крайней мере в некоторых случаях, реакции фрустрации, временно дезорганизующие деятельность испытуемого и ухудшающие его результаты. Разумеется, у человека, когда он сознательно прибегает к методу заучивания по частям для того, чтобы лучше запомнить материал, каждый последовательный этап составляет в сущности вторичную цель, способствующую достижению конечной цели деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.