Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские основания науки. Неклассическая философия наук




Неклассическая философия наук

Классическая и неклассическая философия науки

Позиция Классическая философия науки Неклассическая философия науки
Предмет научного познания Законы бытия и его различных областей (сущностный уровень бытия) Ученые, объединенные в коллективы исследователей различного рода, мощности и организационной структуры
Структура научного познания Философия (наука наук): а) науки о природе, обществе, познании; б) эмпирическое знание (факты) в) теоретическое познание (теории) Науки: а) естественные, социальные, гуманитарные, технические, технологические; б) математика; в) логика; г) комплексные, междисциплинарные, фундаментальные, прикладные исследования; д) опытно-конструкторские разработки; е) эмпирическое и теоретическое знание; ж) метатеории
Методы научного исследования Философские (интуиция, припоминание, рефлексия, диалектический метод, феноменологический анализ и др.). Рассудочные (анализ, синтез, дедукция, индукция, классификация, аналогия и др.). Теоретические (аксиоматический, конструктивно-генетический, системный, математический, объяснение, предсказание и др.). Самые разные в зависимости: а) от типа объекта (область исследования); б) исследовательской задачи. Методологический плюрализм. Конструктивная свобода. Методологическое творчество  
Закономерности измерения и развития научного знания Кумулятивный рост, когнитивный прогресс (от изучения структуры объектов к изучению их динамики и развития) Эволюционные и революционные изменения. Интеграция и дифференциация. Усложнение структуры науки, ее зависимость от социокультурных и практических условий
     
Неопозитивизм Постпозитивизм
Наука имеет теоретический характер Верно
Дескриптивные науки содержат теории и факты Верно
Базисом науки являются факты Неверно, базисом науки являются теории, точнее, проблемы в их составе
Факты фиксируются органами чувств и выражаются базисными предложениями, они не зависят от теории Неверно. Базисные предложения науки выводятся из теорий. При фиксации фактов чувственный компонент имеет вторичное значение
Благодаря вероятностной индукции восходят от фактов к теории Это иллюзия
Объяснение фактов предполагает подведение сингулярных высказываний под универсальные Верно. Гипотетико-дедуктивному способу объяснения нет альтернативы. Объяснение фактов предполагает использование теорий-гипотез
Теория нуждается в проверке Верно
Теория подтверждается Неверно. Теория подкрепляется
Наука имеет дело с фактами Неверно. Наука имеет дело с проблемами
Теория должна соответствовать фактам Неверно. Из теории должны выводиться базисные предложения
Теория верифицируется Неверно. Она фальсифицируется
Научное знание отличается от ненаучного Верно, всегда можно провести границу между научным и ненаучным знанием
Отличить научное знание от ненаучного позволяет верификация Неверно. Указанное отличие позволяют провести фальсификация теорий и их сравнение друг с другом
Наука начинается с логического анализа языка Логический анализ языка – один из моментов научного знания
Классическая наука Неклассическая наука Постнеклассическая наука
Однозначный детерминизм (законов, отношений) Вероятностный детерминизм (детерминизм с мерой) Индетерминизм (кооперативные, резонансные отношения между объектами и и их состояниями)
Трансцендентальный индивидуальный субъект научного познания Трансцендентальный социальный субъект научного познания Эмпирический (индивидуальный или коллективный) субъект научного познания
Абсолютная истина как возможность и цель научного познания Относительная истина как возможность и цель научного познания Обоснованная и практически полезная гипотеза как реальная цель научного познания
Универсальность (всеобщий характер) научных законов и теорий Партикулярность (органический характер сферы действия и области применимости) любых научных законов и теорий Идеализированный характер любых научных законов и теорий
Онтологическая первичность – необходимость Онтологическая первичность – вероятность Онтологическая первичность – случайность
Приоритетный тип научных законов – динамические (однозначные) Приоритетный тип научных законов – статические и вероятностные Не существует объективного приоритетного типа законов, все научные законы являются идеализациями и схематизациями реальности
Элементаризм (целое – аддитивная сумма элементов) Системность (целое больше суммы частей) Холизм (целое – целесообразное взаимодействие частей)
Исходное начало научного познания – чувственный опыт Исходное начало научного познания - мышление Исходное начало научного познания – здравый смысл
Монотеоретизм (возможна только одна истинная теория об одном и том же объекте) Комплементарность (дополнительность) (возможно несколько истинных теорий об одном и том же объекте) Плюрализм (возможно в принципе неорганиченное число теоретических представлений и описаний одного и того же объекта
Доказательность научных законов и теорий Подтверждаемость научных законов и теорий Утверждаемость научных концепций (на основе познавательного творчества и когнитивной воли ученого)
Предмет научного познания – объект (как «вещь в себе») Непосредственный предмет научного познания – абстрактный объект Предмет научного познания – сконструированная мышлением реальность
Научная теория – дедуктивно-упорядоченный текст Научная теория – частично логически структурированный текст Научная теория – нарратив (повествование, рассказ, story)
Базисная лингвистическая характеристика научного знания – текст Базисная лингвистическая характеристика научного знания – контекст Базисные лингвистические характеристики научного знания – интертекст и гипертекст
Элементарная единица научной теории – понятие Элементарная единица научной теории – термин Элементарная единица научной теории – знак, символ
Возможен и существует универсальный научный метод Методологический плюрализм Научное познание – особый лингвистический способ самовыражения и творчества
Научное знание ценностно нейтрально Научное знание частично ценностно обусловлено Научное знание – результат когнитивного творчества ученого
Логическая гомогенность научного текста Частичная логическая гомогенность научного текста Логическая и лингвистическая гетерогенность научных текстов
Познавательный догматизм (объективная истина о предмете познания существует и она одна) Разумный скептицизм (может быть, возможно, не одна истина) Ирония и самоирония в отношении любых претензий на абсолютную объективную истину
Интернализм (научное знание развивается прежде всего по своим внутренним законам) Умеренный интернализм (единство внутринаучных и социокультурных факторов в развитии научного знания) Когнитивный экстернализм (наука – это сплав знаний, воли и творчества ученых, испытывающий влияние самых разных социальных факторов)
Сциентизм (наука – главная сила общественного прогресса) Социокультурность (наука – один из факторов общественного прогресса) Гуманизм (наука должна служить человеку и находиться под его контролем)
Объективность научного знания Субъект – объективность научного знания Консенсуальность научного знания



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.