Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовое учение Х.Вольфа




Политико-правовое учение Х.Томмазия

 

Значительный вклад в освобождение юриспруденции от влияния богословия внес Христиан Томмазий (1655 – 1728), который при этом оставался глубоко верующим человеком. Основные положения его политико-правового учения таковы:

1) Основным содержанием дарованного людям Богом естественного закона является требование не делать другим членам общества того, чего человек не желает самому себе;

2) Этот принцип коренится в самой природе человека, и соблюдение его каждым из членов общества ведет к всеобщему счастью, а нарушение его людьми – затрудняет этот путь;

3) Причиной создания государства является не воля Бога, а договор людей, стремящихся преодолеть преграды на пути к достижению всеобщего счастья – до этого момента люди жили в естественном состоянии, не зная частной собственности и властного принуждения;

4) Неразумие людей порождает столкновение между людьми и препятствует их совместному движению к счастью;

5) Преодолеть это неразумие можно двумя путями: либо с помощью совета (который исходит от учителя) и приказанием (которое исходит от учителя);

6) Различие между нравственностью и правом состоит в том, что нравственный совет убеждает, а выраженное законе приказание принуждает (т.е. Томмазий подчеркивает принудительную силу закона) – т.е., иначе говоря, нормы права отличаются от норм морали своим принудительным характером и возможностью применения насилия;

7) Мораль и право различаются между собой также по целям: нравственная обращена к внутреннему мира человека и воздействует на его совесть; право оберегает внешний мир и регулирует отношения между людьми в обществе;

8) Мораль стоит выше права: «Не может быть хорошим политиком тот, кто не является на деле настоящей нравственной личностью»;

9) Наилучшей формой государственного устройства является монархия, обязанная обеспечивать духовную свободу личности, не допускать преследования иноверцев (т.е. еретиков и инакомыслящих);

10) Залогом прочности монархии является ее опора на согласие народа, который имеет право на противодействие несправедливым действиям власти;

11) В рамках монархии действующие нормы права представляют собой приказы, адресованные государем своим подданным и обязательные к исполнению;

Таким образом, Томмазий балансирует между поддержкой автократии, и желанием связать ее определенными ограничениями (условными и латентными).

 

Идеи С.Пуфендорфа и Х.Томмазия получили свое развитие в учении Христиана Вольфа (1679 – 1754) – выдающегося энциклопедиста немецкого Просвещения, которого также считают крупнейшим систематизатором и комментатором философского учения Г.В.Лейбница. Он был профессором университета в г.Галле, который был вынужден покинуть из - за конфликта с местными теологами, после чего стал профессором философии в Марбурге. Был членом Французской, Британской и Шведской академий наук, и президентом Санкт – Петербургской академии.

Основные моменты политико-правого учения Х.Вольфа:

1) Главным мотивом поведения человека является его влечение к счастью;

2) Бог заложил в душу человека тягу к совершенствованию, которая побуждает его делать добро, избегать зла, и предпочитать лучшее худшему. Соблюдение всех этих предписаний является естественным законом жизни людей;

3) Обязанности (нравственные, гражданские и политические) человека дополняются правами, которые позволяют делать то, что необходимо для выполнения обязанностей;

4) Позитивные законы являются непосредственным продолжением естественного закона, и предоставляют человеку ту меру свободы, которая необходима для обеспечения обязанностей – при этом требуется жесткая регламентация всех сфер общественной жизни: экономики и воспитания, семьи и религии) - (т.е. предполагается своеобразная модель «просвещенного бюрократизма»: таким образом, слабое и зависимое от монархов третье сословие просило их обеспечить четкую правовую регламентацию его жизни – с целью получения определенных гарантий и лучшей защиты его интересов);

5) Государство представляет собой результат соглашения между отдельными семьями («домами»), вызванное неспособностью отдельной семьи обеспечивать себе все необходимые удобства для жизни;

6) Верховная власть образуется в результате сложения (аккумуляции) воль всех заключающих договор граждан, и ее обязанность – содействовать достижению общего блага народа;

7) Под тщательной опекой (и, прежде всего – правовой регламентацией) просвещенного монарха граждане смогут свободно проявлять свои индивидуальные дарования и удовлетворять естественные права (в случае покушения на них подданные имеют право на противодействие власти);

8) Для этого княжеский абсолютизм не должен иметь безграничного характера, и это ограничение обеспечивается с помощью системы сословного представительства.

Как видим, и Вольф в своих рассуждениях не вышел за рамки отвлеченно – гуманистических теорий в духе философии Просвещения, лишь фрагментарно затронув ключевые политико-правовые вопросы современной ему эпохи.

 

 

Глава 25. Политические и правовые учения в России в период укрепления абсолютизма

Во второй половине 17 в. в развитии русской государственности стали преобладать абсолютистские тенденции, которые были порождены задачами, стоящими перед государственной властью. Русская промышленность и торговля нуждались в протекционизме со стороны верховной власти для своего более динамичного развития (это было особенно актуально, поскольку Россия уступала в темпах развития передовым странам Европы). Одновременно происходили существенные изменения в самом государственном устройстве: Боярская дума прекратила свое существование и была заменена Правительствующим сенатом; вместо приказов образовались коллегии, работающие по регламентам; Патриаршество было ликвидировано и на его месте была образована Духовная коллегия, преобразованная впоследствии в Синод; в городах создавались органы городского самоуправления – магистраты. Изменился и статус высшей государственной власти – в 1721 г. Сенат совместно с Синодом просил Петра 1 принять титул всероссийского императора, и эта просьба была им удовлетворена. Поэтому именно в это время в политико-правой мысли России формируется учение о просвещенной правовой монархии, призванной наилучшим образом обеспечить «общее благо» всех своих подданных. Для достижения «общего блага» различные мыслители предлагали собственные программы политических и экономических преобразований, стремились дать политическое и правовое обоснование проводившимся реформам и самой императорской власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.