Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции литературы




Врождённые свойства или следствия читательского взгляда?

Все пять рассмотренных тезисов о природе литературы характеризу­ются одной и той же чертой (я упоминал о ней выше): они выделяют такие свойства литературного произведения, или присущие ему ка­чества, которые можно рассматривать и как следствия той функции, которую мы приписываем тексту, считая его литературным произве­дением. По-видимому, обе эти концепции не могут считаться исчерпывающими. Качества литературы не сводятся ни к объективным свой­ствам, ни к следствиям особой фокусировки читательского взгляда. Этому есть причина, которую высветили маленькие мысленные экспе­рименты, проведенные нами в начале главы. Язык сопротивляется, когда мы пытаемся произвольно воздействовать на него. Трудно во­образить строчки «Мы водим хоровод...» предсказанием судьбы, запечённым в печенье с сюрпризом, а «Тщательно размешайте...» – бодрым стихотворением. Когда мы смотрим на текст как на литературное произведение и ищем в нем закономерности, согласованности, мы встречаемся с сопротивлением языка. Мы должны считаться с ним, преодолевать его. Наконец, «литературность» литературы может зак­лючаться в напряженности взаимодействия языкового материала и стан­дартных представлений читателя о том, что такое литература. Но я го­ворю об этом с осторожностью, так как анализ пяти точек зрения на природу литературы позволяет заключить, что любое качество, которое мы считаем важным свойством художественного произведения, не является определяющим, так как обнаруживается в иных дискурсах.

Эту главу я начал с замечания о том, что теория литературы в 1980–1990-х гг. не уделяла особого внимания различию между художествен­ными и нехудожественными произведениями. Но теоретики задума­лись о литературе как исторической и идеологической категории или, точнее, о функциях, которые ей приписывались. В Англии XIX века идея литературы была чрезвычайно важна, и художественные произведе­ния воспринимались как особый тип текста с определёнными функ­циями. Служа учебным материалом в колониях Британской империи, они были призваны внушить местным жителям идею величия Англии и их счастливой причастности к историческому процессу цивилиза­ции. В метрополии литература должна была противостоять эгоизму и материализму, поощряемым новой капиталистической экономикой, предлагать среднему классу и аристократии другие ценности, давать рабочим такое место в культуре, которое обусловливало бы их подчи­ненное положение. Литература должна была учить людей объектив­ным оценкам, поддерживать ощущение величия нации, воспитывать терпимость между общественными классами, наконец, выступать в роли замены религии, которая, как представлялось, утратила способность объединять общество.

Тексты, которые были бы способны осуществлять вышеперечислен­ные функции, должны обладать особыми качествами. Как можно опи­сать такого рода литературу? Решающее значение в ней должно иметь назидание. Литературное произведение (например, «Гамлет») – это, как правило, история вымышленного персонажа, которая является примером для подражания (а иначе зачем её читать?); в то же время в ней наблюдается тенденция к расширению смыслов, поэтому читатели и критики говорят об «универсальности» литературы. Структура лите­ратурных произведений такова, что в них проще видеть рассказы о «при­роде человека» вообще, нежели определять более узкие категории, ко­торые они непосредственно описывают или освещают. «Гамлет» – это о принцах, о людях Возрождения, об углубленных в себя молодых лю­дях или о людях, чьи отцы погибли при подозрительных обстоятельствах? Если все эти варианты нас не удовлетворяют, то нам легче не искать конкретного ответа, а по умолчанию принять идею универсаль­ности. Романы, стихи, драмы кажутся исследованиями явлений, при­меры которых они нам представляют, и в то же время вовлекают чита­теля в размышления и заботы повествователя и персонажей.

Но сочетание универсальности и обращённости литературы ко всем тем, кто может читать на данном языке, придаёт ей важную национальную функцию. Бенедикт Андерсон в книге по политической истории «Вооб­ражаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма», которая приобрела статус влиятельной теории, гово­рит, что литературные произведения, в первую очередь романы, по­могли созданию национальных сообществ, поскольку объединили широкий круг читателей и остаются в принципе открытыми для всех, кто владеет языком. Андерсон пишет: «Художественная литература глубоко и беспрестанно проникает в действительность, создавая примечательное ощущение сообщества в условиях анонимности, харак­терное для современных наций». Например, представить персонажей, повествователей, сюжеты, темы английской литературы как потенци­ально универсальные значит способствовать созданию открытого, но сплоченного воображаемого сообщества, в которое приглашаются войти, например, жители британских колоний. Иными словами, чем более универсальна литература, тем сильнее её национальная функ­ция. Утверждение универсальности видения мира, предложенного Джейн Остин, делает Англию совершенно особой страной, где прини­маются стандарты вкуса и поведения и, что ещё важнее, устанавлива­ются моральные предписания и общественные условия, в которых разрешаются этические проблемы и формируется личность.

Литература представлялась особым феноменом, который может благотворно воздействовать не только на социальные низы, но и на аристократию и средний класс. Представление о литературе как эстетическом объекте, посредством которого мы можем стать «лучше», связано с определенной концепцией субъекта, который теоретики называют «независимым субъектом». Индивидуальность определяет­ся не общественным положением и интересами, а своей единственной единственностью, субъективностью (рациональностью и нрав­ственностью), не детерминированной социальными факторами. Эсте­тический объект, оторванный от практических целей и содержащий особого рода рефлексию, помогает нам стать независимыми субъек­тами путём свободного и нетенденциозного использования вообра­жения, сочетающего знание и суждение. Согласно этой концепции, литература побуждает читателя решать сложные вопросы, не идя на поводу у поспешных суждений, обращаться к своему разуму, совер­шая нравственный выбор, оценивать поведение человека (в том чис­ле и собственное поведение) как бы со стороны. Чтение способствует беспристрастности, обостряет чувства, учит видеть тонкие различия и в то же время – помнить о своей общности с людьми, живущими в других условиях. В 1860 году один педагог писал: «Когда мы знако­мимся с идеями и требованиями интеллектуальной элиты народа, наши сердца начинают биться в унисон с сердцами всего человечества. Мы обнаруживаем, что никакие классовые, партийные, мировоззренчес­кие различия не в состоянии уничтожить способность гения завора­живать и учить, что над всем шумом, треволнениями, грохотом и суе­той повседневных забот, дел и споров лежит чистая и сверкающая область истины, где все мы можем встретиться и образовать единство».

В последних теоретических изысканиях содержится (и это неуди­вительно) критика такой концепции литературы. Новейшие исследо­ватели сосредоточивают свое внимание в первую очередь на идее мистификации, которая призвана отвлекать трудящихся от тяжёлых жизненных условий, открывая им доступ в «высшие сферы», то есть предлагая им несколько романов, дабы предотвратить их выход на баррикады; как полагает Терри Иглтон. Но, изучая представления об общественной значимости литературы, о том, как она функционирует в качестве социального механизма, мы находим аргументы, с которы­ми нам исключительно трудно согласиться.

Литературе приписывались диаметрально противоположные функ­ции. Является ли литература идеологическим оружием, комплек­сом текстов, которые заставляют читателя принять иерархическое устройство общества? Если в произведении утверждается, что женщина может найти счастье только в браке; что классовое расслоение есте­ственно, а добродетельная служанка может стать женой лорда, то такие тексты как бы узаконивают исторически сложившиеся установления. Или же в литературе идеология обнажается, подвергается сомнению? Например, в произведении ярким и впечатляющим образом показыва­ется тот узкий выбор, который предоставлен женщине историей, что раскрывает нам глаза, даёт возможность не воспринимать данную ситу­ацию как должное. Оба толкования правдоподобны: литература может быть как инструментом идеологии, так и инструментом разрушения пос­ледней. И снова мы видим колебание между потенциальными «свой­ствами» литературы и вниманием, которое и выявляет эти свойства.

Мы также встречаемся с обратными трактовками взаимоотноше­ний между литературой и действием. Теоретики отстаивают мнение о том, что литература предполагает чтение в уединении и рефлексию, что удерживает читателя от общественной и политической деятель­ности, от осуществления перемен. В лучшем случае, она поощряет не­зависимость, признание сложности мира, в худшем – пассивность и апатичное приятие существующего порядка вещей. С другой стороны, литература исторически воспринималась как опасное явление: она подвергает сомнению авторитет власти и общественные установле­ния. Так, Платон считал необходимым изгнание поэтов из идеального государства, так как они могут лишь причинить вред, а романы долгое время представлялись источником неудовлетворённости человека тем жизненным жребием, который достался ему по наследству, и стремле­ния к чему-то новому – скажем, к жизни в большом городе, к ярким романтическим приключениям или к революции. Демонстрируя чита­телям классовые, половые, расовые, национальные и возрастные кри­терии самоидентификации, книги могут пропагандировать чувство «товарищества», что ослабляет стремление к борьбе. Но они могут породить и чуткость к несправедливости, которая приводит к обостре­нию социальных конфликтов. На протяжении всей истории человече­ства литературные произведения считались источником изменений: например, роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», бестселлер своего времени, вызывал у читателей чувство отвращения к рабству, которое в конце концов вылилось в Гражданскую войну.

В главе 7 я вернусь к проблеме самоопределения и его следствий: какую роль играет самоидентификация читателя с литературными ге­роями и повествователем? А пока мы отметим сложность и многооб­разие литературы как общественного института и социальной дея­тельности. В итоге литература предстаёт как общественное установ­ление, основывающееся на возможности высказывать всё, что только можно себе представить. Вот сущность того, что есть литература: все ортодоксальные представления, всякое убеждение, всякая ценность могут быть высмеяны, спародированы в литературном произведении, представлены в ином, иногда устрашающем свете. Литература всегда ставила под сомнение прежние представления и содержание ранее созданных текстов, прибегала к художественному преувеличению. Здесь можно указать, например, на романы маркиза де Сада, в кото­рых автор пытался изобразить, что могло бы происходить в мире, в котором люди следовали бы исключительно своим необузданным инстинктам, или на «Сатанинские стихи» Салмана Рушди, вызвавшие ярость мусульман из-за использования священных имен и мотивов в сатирическом, пародийном контексте. Всё, что когда-либо считалось осмысленным, литература способна превратить в нонсенс, взглянуть на явления со стороны, представить их таким образом, что их адек­ватность, законность их существования окажется под вопросом.

Литература всегда была занятием культурной элиты. Её иногда на­зывают «культурным капиталом»: изучение литературы даёт нам ме­сто внутри культуры, оно может принести нам разнообразные выгоды, позволит нам иметь дело с людьми, обладающими более высоким со­циальным статусом. Но задачи литературы нельзя свести к этой кон­сервативной общественной функции: она вовсе не хранительница «семейных ценностей». Она способна сделать привлекательным лю­бое преступление – от восстания Сатаны против Бога в «Потерянном Рае» Мильтона до совершённого Раскольниковым убийства старухи-процентщицы в «Преступлении и наказании» Достоевского. Она зовёт к противостоянию ценностям капиталистического мира, отрицанию практицизма и купли-продажи. Литература есть голос культуры в той же мере, что и информация. Это и сила энтропии, и культурный капитал. Она зовёт к чтению и побуждает читателей задуматься над смыслом прочитанного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.