Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перформативы и дескриптивы




Конфликт перформативов и дескриптивов проявляется также в лите­ратуре. Попытавшись чётко разграничить эти виды высказываний, Остин столкнулся с трудностями; проблематичность разграничения перформативов и дескриптивов может быть понята как важная черта функционирования языка. Если всякое высказывание – это и перформатив, и констатация, если оно включает в себя и описание положе­ния вещей, пусть в неявной форме, и лингвистический акт, то отношения между тем, о чём говорится в высказывании, и тем, какое действие оно производит, не всегда гармоничны и бесконфликтны. Чтобы посмотреть, каковы эти отношения в сфере литературы, вер­нёмся к стихотворению Роберта Фроста «Тайна сидит»:

Мы водим хоровод и предполагаем,

А Тайна в центре сидит и знает.

Стихотворение построено на противопоставлении предположения и знания. Чтобы разобраться, каков смысл этого противопоставления, какие качества приписываются противоположным понятиям, нам нуж­но задаться вопросом о том, каков модус самого стихотворения – мо­дус предположения или знания. «Предполагает» оно, подобно «нам», водящим хоровод, или «знает», подобно Тайне. Можно сказать, что стихотворение, будучи продуктом человеческого воображения, слу­жит примером предположения, родственным хороводу, но лаконич­ный, афористический характер стихотворения и уверенность в том, что Тайна действительно «знает», позволяет считать его примером знания. Так что сомнения остаются. Но что стихотворение говорит нам о знании? Вообще говоря, тайна есть нечто, что можно знать или не знать, объект знания, который метонимия (ассоциация по смежнос­ти) превратила в его субъект – то, что знает, а не то, что знает кто-то. Олицетворяя отвлечённую идею, Тайну (чему способствует и заглавная буква, с которой начинается здесь это слово), стихотворение совершает риторическую операцию и ставит объект знания в позицию субъекта. Таким образом, мы видим, что риторическое предположение в состоянии сотворить того, кто знает, сделать тайну субъектом, персонажем этой маленькой драмы. Тайна, которая знает, порождена актом предположения, который перемещает тайну с пози­ции объекта (Кто-то знает тайну) в позицию субъекта (Тайна знает). Таким образом, в стихотворении показано, что его констатирующая функция (констатируется тот факт, что Тайна знает) находится в зави­симости от перформативного предположения, которое превращает тайну в субъект, который предположительно «знает». Здесь говорится, что Тайна знает, но показывается, что это предположение.

На этой стадии развития теории перформативов переосмысляется контраст дескриптива и перформатива: констатация - это язык, кото­рый показывает вещи такими, какие они есть, называет уже существу­ющие вещи, а перформатив - это риторическая операция, языковой акт, использующий лингвистические категории дескриптива для со­здания чего-то нового, не для описания мира, а для его реорганиза­ции. Такое соотношение перформатива и констатации можно счесть «апорией»11. Апория - это суждение, которое содержит противоре­чие, кажущееся непреодолимым, «тупик». Апорией является вопрос о том, что появилось раньше, курица или яйцо: курица рождается на свет из яйца, но яйцо производит курица. Единственный способ пока­зать, что язык играет перформативную роль и организует мир, заклю­чается в использовании констатирующего высказывания, как, например, следующее: «Язык организует мир». И, наоборот, за исклю­чением речевого акта, не существует иного пути заявить о констатиру­ющей прозрачности языка. Утверждение как акт с необходимостью требует только одного - представить вещи такими, каковы они есть. Но если вы хотите показать обратное (показать, что стремление пред­ставить вещи такими, каковы они есть, означает навязать миру неко­торые категории), вы можете сделать это только с помощью утверждения о том, что есть факт и что таковым не является. Только прибегнув к констатирующим высказываниям, мы можем доказать, что акт утверждения или описания по своей сути перформативен.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.