КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение системы регионов Украины и типов регионального развития
Важное место в региональной экономике принадлежит определению ее территориальной структуры, т.е. определению системы регионов и их соподчиненности. Выделение территориальных единиц является одним из важных способов регионализации территории. К системе регионов Украины относят: 1) Административно-территориальные единицы в составе автономной республики, областей, районов, городов, поселков городского типа и сел. Это наиболее распространенные регионы, охватывающие экономическую деятельность, социальные процессы и управление. Указанное деление территории Украины на регионы проведено в соответствии с целями административного управления. Однако, в пределах каждого выделенного региона решаются, прежде всего, различные экономические вопросы, поэтому это деление заслуживает внимание региональной экономики. 2) Интегральные экономические районы. Их в Украине - 8. Они выделяются на основе особенностей экономического развития разных частей территории Украины и являются объектами экономического анализа, прогнозирования и частично государственного регулирования. Их роль в перспективе может значительно возрасти, и они могут составить научную базу усовершенствования административно-территориального устройства Украины. 3) Регионы разных типов, возникшие в последний период. Среди них такие, как: а) еврорегионы «Буг» (с Польшей) - один из первых в Украине и «Карпатский» (в составе Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой областей и приграничной территории Венгрии); приграничные регионы с Россией, которые активно привлекаются в процесс формирования экономических транснациональных отношений
б) регионы, имеющие статус свободных экономических зон, территорий приоритетного развития или особого финансирования, проблемных территорий (Чернобыльская зона, депрессивные территории) и т.д. Сейчас в Украине создано 12 свободных экономических зон (СЭЗ) и 5 территорий приоритетного развития ТПР), из которых, по существующим оценкам успешными с точки зрения привлечения дополнительных инвестиций являются только 3 (Донецкая, Закарпатская и Львовская обл.) Проблемный регион – это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. Число выделяемых проблемных регионов должно быть невелико, иначе усилия государства по их поддержке окажутся размытыми и малоэффективными. Основные качественные признаки проблемных регионов: 1) особая кризисность проявления той или иной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности, экологическому равновесию 2) наличие ресурсного потенциала, использование которого особенно важно для национальной экономики 3) особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны 4) недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения. Выделяются 4 главных типа проблемных регионов: - отсталые (слаборазвитые), депрессивные и кризисные, приграничные (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Типология проблемных регионов Система мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования называется санацией (оздоровлением) территории. Целями санации являются: 1) временная консервация депрессивного состояния; 2) реструктуризация (социальная разгрузка территории, устранение причин экологических катастроф и др.); 3) тотальная санация, т.е. полный вывод из зоны депрессии промышленных объектов, переселение из нее жителей (проводится вследствие чрезвычайных ситуаций).
Средства санации проблемного региона включают: 1) действия органов власти по социальной защите населения; 2) мероприятия по банкротству предприятий; 3) регулирование миграции; 4) воздействие на чрезвычайные ситуации; 5) поддержку отраслей и территорий по каналам бюджетов и различных программ; 6)заключение многосторонних соглашений. Принципы санации территорий требуют соблюдения: 1) целевой ориентации мероприятий; 2) системности воздействия; 3) концентрации ресурсов; 4) упреждающих действий; 5) реальности выполнения; 6) контролируемости; 7) гласности. 4) Специфические региональные экономические части хозяйства: формы территориальной организации хозяйства – промпункты, промцентры, промузлы, агломерации, специализированные зоны. Различают 3 типа регионального развития: асимметричный, симметричный и нейтральный. Асимметричный (дисгармоничный) – тип регионального развития, при котором регионы, имеющие преимущество по тому или иному показателю в начале периода, в дальнейшем его наращивают, а регионы, имеющие относительное отставание, - его усугубляют. Симметричный (гармоничный) – тип регионального развития, при котором разрыв в уровне региональных показателей сокращается. Нейтральный – тип развития, при котором соотношение в уровне региональных показателей в течение периода остается неизменным.
4. Экономика региона – звено национального хозяйственного комплекса Регионализм в сфере экономики – это проявление децентрализации хозяйственной деятельности и управления, повышения роли местного самоуправления. Проблема поиска путей соединения интересов отдельных регионов с общенациональными, создания механизмов обеспечения экономических основ целостности страны и недопущения неоправданной территориальной и хозяйственной замкнутости и обособленности остается актуальной для Украины. С географической точки зрения регион всегда является частью какой-то территории, по масштабам превосходящей регион. С хозяйственной точки зрения экономика региона – это звено хозяйственного комплекса страны, размещенное на определенной части ее территории.
Характерные черты экономики региона как звена единого хозяйственного комплекса: 1) учет наиболее эффективных действий местных факторов производства: рабочей силы, природных ресурсов, экономических связей конкретных предприятий и т.д. Экономике региона присуща микроэкономическая производственная функция. 2) саморегуляция через спрос и предложение, уровень конкуренции в пределах региона, формы собственности. 3) комплексность и сбалансированность развития, широкое взаимодействие между всеми субъектами хозяйствования. 4) способность разных экономических субъектов эффективно осуществлять хозяйственную деятельность на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях. Особенности экономики региона (характерные черты) позволяют обосновать ее отличия от региональной экономики (РЭ): - по отношению к экономике региона РЭ – это макроэкономическая среда, создаваемая на национальном уровне единой монетарной системой, функционированием транспортной системы, установлением валютных курсов и др.; - РЭ решает вопросы пространственного развития национального хозяйства, в том числе и выравнивания уровней развития бедных и депрессивных регионов в пределах общегосударственной экономической системы; - если РЭ охватывает наиболее общую картину пространственного развития, то экономика конкретного региона – локальный уровень, выступая составляющей РЭ; - экономика региона не может претендовать ни на роль субъекта международного права с полными функциями, ни выполнять функции хозяйственного регулирования для других регионов, иметь полномочия в правовой сфере, присущие национальной хозяйственной системе; - регион как низовое звено хозяйства реализует социально-экономическую политику государства; - через регионы осуществляется управление экономикой страны с учетом местной специфики. Экономические отношения региона с общенациональными в значительной мере регулируются через систему управления. Исходной позицией управления хозяйственным комплексом региона является его комплексное развитие и удовлетворение на этой основе социально-экономических потребностей. Экономика каждого региона имеет свою внутреннюю структуру, механизмы управления и функционирования. Благодаря межрегиональным связям экономика отдельного региона является частью экономик других регионов и таким образом национальной экономики в целом.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |