Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста




Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотно­шений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависят от целей, которые стоят перед ним, от характера вопросов, требующих разрешения Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно без какой-либо посторонней помо­щи, другие же могут применяться только лишь специалистами в облас­ти психологии, как это, например, бывает при проведении судебно-пси-хологическои экспертизы, в ходе профессионального психологического отбора лиц на службу в правоохранительные органы, а также абитури­ентов в некоторые юридические учебные заведения

Остановимся на группе методов, которыми широко пользуются не только психологи в своих исследованиях, но и сами юристы в своей практической деятельности в процессе расследования преступлении, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде

Беседа. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в про­цессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отно­шении к тем или иным событиям, людям И хотя с помощью беседы да­леко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения

Во время беседы юристу следует произвести благоприятное впечат­ление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес к об­суждаемым вопросам, желание отвечать на них и участвовать в диало­ге Кроме того, беседа помогает юристу продемонстрировать свои поло­жительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях Поэтому она является важным инструментом налажи­вания и поддержания психологического контакта с лицами, которых предстоит допрашивать

Вопросы, относящиеся непосредственно к личности того, с кем про водится беседа, не следует задавать в самом ее начале Лучше, если они

возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы

Наблюдение. В психологии различают прямое и косвенное наблю­дение По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение под­разделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаи­модействия — включенное и невключенное (со стороны) наблюдение

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опо знания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения

Наряду с этим следователь использует информацию и от опосредо­ванного наблюдения Сопоставление результатов непосредственного и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в различ­ных условиях позволяет получить дополнительную информацию

В ходе наблюдения юрист может столкнуться и с наиболее распро­страненными ошибками (так называемый гала-эффект, или эффект ореола), приводящими к преувеличению или преуменьшению выражен­ности наблюдаемых им фактов, с «ошибками усреднения», с ошибками, возникающими в результате логически некорректных умозаключений, под воздействием профессиональной деформации, эффекта группового, внушающего давления

В целях повышения достоверности наблюдения, нейтрализации ошибочных суждении необходимо строже относиться к своим выводам, объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не подда­ваясь искушению судить о сложных явлениях на основании первых, порой поверхностных впечатлениях1

Метод самонаблюдения (интроспекции). Данный метод воз­ник на рубеже XIX—XX вв Он состоит в том, что исследователь одно­временно является и испытуемым, наблюдающим за собой, и лицом, фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента В практической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомога­тельный характер

Самонаблюдение может использоваться юристом как метод самопо­знания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особен­ности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собствен­ное поведение, вовремя нейтрализовывать у себя, например, проявле­ние ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими пере­грузками

Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из рас­пространенных методов изучения личности Например, следователь в соответствии со ст 183 УПК РСФСР вправе производить следствен-

1 Подробнее см Петровский А В Введение в психологию С 88—96

ный эксперимент. В некоторых случаях целью такого эксперимента яв­ляется получение данных о способности лица воспринимать то или иное явление, какой-либо предмет в определенных условиях. В результате этого следственным путем удается получить информацию психологи­ческого содержания о качественной стороне процессов восприятия у свидетеля, а также и по некоторым другим вопросам.

Широко используется экспериментальный метод при проведении судебно-психологической экспертизы в целях исследования психичес­ких процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания. С помощью специально разработанных экспериментально-психологи­ческих методик (тестов) исследуются количественные и качественные характеристики психических процессов.

«Биографический» метод. Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социально-психологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих данного субъекта, во время бесед с ним выясняются сведения о его родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболеваниях, травмах, характере. В необходимых случаях изучаются различные ме­дицинские документы, характеристики из школы, с места работы, лич­ное дело, письма, дневники и т.д.

Метод обобщения независимых характеристик. Перечислен­ные выше методы существенно дополняются методом обобщения неза­висимых характеристик. Данный метод позволяет увидеть личность во всех ее проявлениях, оценивать человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение. Так, например, чтобы наи­более полно охарактеризовать субъекта, совершившего преступление, бывает недостаточно одной лишь характеристики с его последнего места работы. Существенно дополнят представление о нем характерис­тики с других мест, где он учился или работал, мнение о нем его род­ных, знакомых. И хотя в каждой из этих характеристик могут содер­жаться элементы одностороннего подхода к оценке его личности, в целом же, поскольку все эти сведения независимы друг от друга, они позволяют составить о виновном объективное мнение.

Анализ результатов деятельности. Данный методв совокупности с другими особенно широко применяется при изучении личности разыс­киваемых преступников. Например, по результатам преступной деятель­ности судят не только о степени общественной опасности содеянного, но и об определенных характерологических особенностях личности, интел­лекте, психическом состоянии, в котором мог находиться обвиняемый в момент совершения преступления, о мотивах преступления.

В последние годы в качестве разновидности данного метода стал применяться метод составления психологического портрета пре­ступника, с помощью которого составляется психолого-криминалисти­ческая характеристика разыскиваемого преступника, включающая в

себя не только его психологические, но и поведенческие и даже чисто внешние, физические признаки.

Весьма эффективным методом изучения личности является судеб-но-психологическая экспертиза, которой специально посвящена глава 7 учебника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.