Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер, его свойства и черты




А.

Слабый

Неуравновешенный

Инертный

Рис. 6.1 Типы нервной системы по И П. Павлову 182

В последующем учение И.П. Павлова было развито и дополнено. Исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и др., проведенные в 50—60-х гг., показали, что «сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических изменений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И.П. Павловым»1.

Так, оказалось, что сила нервных процессов является показателем не только работоспособности нервной системы, но и ее чувствитель­ности (сенситивности). Если работоспособность нервной системы оп­ределяется верхним «пределом» силы нервной системы, то уровень ее чувствительности соответствует нижнему «пределу».

Значительно расширилось и понятие подвижности, которое стало означать подвижность не только в узком смысле этого слова (как спо­собность нервных процессов переходить из одного состояния в другое), но и как лабильность, характеризующуюся скоростью возникновения и прекращения нервных процессов. Так было выявлено еще одно важ­ное свойство нервных процессов — динамичность, выражающаяся в легкости, быстроте генерации процессов возбуждения или торможения.

В настоящее время традиционные комбинации свойств нервной системы дополнены новыми свойствами, наметилась 12-мерная класси­фикация свойств нервной системы человека на основе сочетаний по крайней мере восьми первичных (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и соответственно к тормо­жению) и четырех вторичных (уравновешенность по силе, подвижнос­ти, динамичности и лабильности) свойств2.

Кроме указанных выше были выявлены и другие свойства нервной системы, связанные с темпераментом:

реактивность — свойство нервной системы, проявляющееся в не­произвольности реакций различной интенсивности в ответ на какие-либо посторонние воздействия;

активированность (активность) нервной системы — свойство, свидетельствующее о том, насколько энергично человек воздействует на окружающий мир, познает его, преодолевает препятствия на пути к поставленной цели.

Реактивность и активированность характеризуют энергетический уровень поведения человека. Их соотношение показывает' чем в боль­шей степени определяется поведение человека — случайными фактора­ми (настроение, поведение окружающих и т.д.) или его стойкими наме­рениями, убеждениями. Преобладание реактивности нередко наблюда­ется в поведении так называемых «случайных», «ситуационных» право­нарушителей.

Пластичность и противоположное этому свойству — ригидность нервных процессов выражают подвижность либо инертность нервной

1 Небылицын В Д Указ соч С 183 Подробнее см. Русалов В М Биологические основы индивидуально-психологичес-

ких различии. М., 1979 С 78

системы, определяют, насколько человек легко, гибко приспосабливает­ся к изменяющейся обстановке (ситуации). Пластичность — професси­онально важное свойство темперамента, необходимое юристу, посколь­ку оно влияет на гибкость его поведения при выборе различных форм реагирования.

Экстравертированностьинтровертированность — характе­ристика индивидуально-психологических различий, также в определен­ной мере связанных с темпераментом, проявляющаяся в большей обра­щенности человека либо на внешний, окружающий мир, либо на свой внутренний мир, что также в значительной мере влияет на его поведение.

Между свойствами нервной системы и темпераментом существует тесная и неоднозначная взаимосвязь. От одного и того же свойства нерв­ной системы может зависеть несколько различных свойств темперамен­та. В результате этого образуются своеобразные симптомокомплексы различных свойств нервной системы, коррелирующих между собой. При­чем в совокупности различных признаков того или иного свойства один из них является ведущим, определяющим. Этим во многом объясняются достаточно прочные компенсаторные возможности психики, позво­ляющие человеку приспосабливаться к окружающей среде.

Ввиду большого разнообразия сочетаний различных свойств нерв­ной системы наряду с четырьмя традиционными типами темперамента, которые в чистом виде встречаются крайне редко, существует большое количество промежуточных типов, различных вариантов темперамента. Поэтому проблема четкого деления людей по общим признакам нервной системы, исходя только из четырех типов темперамента, уступила место более углубленному изучению отдельных свойств нервной систе­мы, лежащих в основе индивидуального темперамента конкретного че­ловека, у которого могут наблюдаться черты разных традиционно выде­лявшихся ранее типов темперамента

И тем не менее, основываясь на анализе перечисленных выше свойств, все же полезно дать следующую общую психологическую харак­теристику четырем традиционно описываемым в литературе типам тем­перамента с тем, чтобы потом их использовать при сравнительном анали­зе индивидуально-психологических особенностей различных людей.

Итак, обладатель сангвинического темперамента характеризует­ся несколько пониженной сенситивностью, высокой реактивностью и активностью, уравновешенностью, эмоциональной подвижностью, пластичностью, лабильностью, экстравертированностью, что проявля­ется в гибкости поведения.

Обладатели этих свойств темперамента обычно весьма деятельны, продуктивны в работе, особенно если она вызывает у них живой инте­рес. Они подвижны, легко приспосабливаются к новым условиям, умеют легко вступать в контакты с людьми, однако испытывают затруд­нения при выполнении длительных, монотонных операций.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, высокой реактив­ностью и активностью с преобладанием реактивности, повышенной

эмоциональной возбудимостью, ригидностью, экстравертированностью, ускоренным темпом реакций.

Холерики нередко демонстрируют повышенную возбудимость, не­уравновешенность поведения, определенную цикличность в работе — от страстного увлечения делом до полной апатии, сопровождающейся временной бездеятельностью. При отрицательном воспитательном воз­действии в поведении холерика чаще могут проявляться: несдержан­ность, неспособность к самоконтролю в эмоционально напряженных си­туациях, агрессивность в конфликтных ситуациях, что может стать одним из условий, способствующих совершению такими лицами проти­воправных действий насильственного характера.

Флегматик характеризуется пониженной сенситивностью, низкой реактивностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимос­тью, замедленным темпом реакций, интровертированностью.

Люди, наделенные чертами флегматического темперамента, обычно спокойны, более уравновешенны, основательны в работе, успешно тру­дятся там, где требуется методичность, упорство, кропотливое отноше­ние к делу.

Из недостатков флегматика следует отметить некоторую инерт­ность, малоподвижность, необходимость дополнительного времени для переключения от одного вида занятий на другой.

Меланхолический темперамент обусловлен слабым типом нерв­ной системы. Темперамент меланхолика характеризуется повышенной сенситивностью, невысокой реактивностью и низкой активностью, ри­гидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, отрицательной окраской эмоций, эмоциональной ранимостью, интровертированностью.

В силу того, что торможение у меланхолика преобладает над про­цессами возбуждения, сильные отрицательные раздражители могут воз­действовать деструктивным образом на его поведение и деятельность в целом. Поэтому люди, наделенные в значительной мере свойствами меланхолического темперамента, чаще испытывают тревогу, страх, нередко переоценивают характер угрозы, легче становятся жертвами правонарушений насильственного характера. Иллюстрацией темпе­раментов может служить карикатура известного датского художника X. Бидструпа «Четыре темперамента» (рис. 6.2). По тому, как реагиру­ют на смятую шляпу ее владельцы, можно определить тип темперамен­та каждого из них.

Учет особенностей, свойств темперамента в профессиональ­ной деятельности юриста. Каким образом оценивать свойства темпе­рамента? Данный вопрос оказывается не таким простым. В психологичес­кой литературе высказывается обоснованное возражение против цен­ностного подхода к тому или иному темпераменту, тем более против того, чтобы делить их на «плохие» и «хорошие», «лучшие» и «худшие»1.

1 См., например- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М 1982 С. 162-164.

Рис. 6.2. Четыре темперамента (X. Бидструп)

Более продуктивным представляется иной подход к оценке того или иного темперамента, его отдельных свойств — с точки зрения изучения адаптивных возможностей индивида в процессе поддержания им равно­весия между организмом и средой. Поэтому с социальной, тем более с правовой, точки зрения темперамент не подлежит оценке, так как не определяет социальную ценность человека, поскольку не связан с его

мировоззрением, убеждениями, правосознанием. «Никакой темпера­мент не служит препятствием для развития общественно ценных свойств личности, равно как и отрицательных ее свойств. Генетически детерминированные свойства темперамента — это лишь предпосылки воспитания, обучения, формирования характера, развития умственных и физических способностей»1.

Исходя из основных динамических свойств нервной системы, тем­перамента человека, необходимо видеть, к какой деятельности он более всего предрасположен. В этом состоит одно из направлений учета чело­веческого фактора в решении вопроса о повышении эффективности и качества труда любого работника, в том числе, разумеется, и юриста.

Правоохранительная деятельность, как и любая другая, имеет свои особенности2. С ними коррелируют различные свойства темперамента. Она предъявляет определенные требования к психике, нервной систе­ме, темпераменту юриста. Игнорирование этих факторов, психологи­ческая неподготовленность к их воздействию на психику, избыток отри­цательных раздражителей при определенных свойствах темперамента может приводить к неоправданно повышенной нервно-психической на­пряженности, к различным психосоматическим расстройствам. Напри­мер, установлено, что у высокореактивных индивидов быстрее наступа­ет фаза перегрузки, нервного истощения. Напряжение, являющееся для низкореактивных людей оптимальным, у высокореактивных может вы­звать резкое снижение эффективности их деятельности.

Способность организма противостоять отрицательным воздействи­ям внешних факторов во многом определяется свойствами нервной сис­темы, темперамента. Например, труд человека со слабым типом нерв­ной системы, быстрее истощающего свои нервно-психические ресурсы в эмоционально насыщенных ситуациях, будет менее продуктивен, осо­бенно по временным показателям. А такие сопутствующие данному типу свойства темперамента, как низкая активность, ригидность, повы­шенная эмоциональная возбудимость, эмоциональная чувствитель­ность, значительно осложняют выполнение функциональных обязан­ностей юристом с указанными свойствами темперамента и нервной сис­темы, создают для такого человека дополнительные трудности в работе и скорее всего отрицательно отразятся на ее результатах и на состоя­нии его здоровья.

В этой связи в литературе высказываются различные мнения о воз­можности успешно заниматься любой, в том числе и следственной, де­ятельностью независимо от типа нервной системы и темперамента. Так, А.Р. Ратинов полагает, что нет оснований ставить вопрос «о наиболее предпочтительном для следственной работы типе высшей нервной дея­тельности или темпераменте», поскольку «различные ситуации в одной

1 Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответствен­ность: (О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). М., 1982. С 21.

2 Подробнее см. главу 11 учебника.

и той же деятельности делают предпочтительными разные темперамен­ты». В принципе, это правильно, поскольку «отрицательные в той или иной ситуации расследования свойства темперамента компенсируются положительными, нейтрализуются соответствующими навыками и при­вычками. Темперамент человек может обуздать и подчинить своему ха­рактеру»1.

Да, в общем это так. Но какой ценой будет достигнуто «обуздание» темперамента? Не лучше ли заранее выявить у данного человека симп-томокомплекс свойств его темперамента, нервной системы, более пред­располагающий к другой, менее напряженной деятельности? В против­ном случае недооценка этого фактора в дальнейшем может привести та­кого субъекта к нервно-психическим, соматическим заболеваниям либо побудит его перейти на другую работу ввиду утраты для него привлека­тельности юридической профессии. Тот факт, что 30% опрошенных следователей высказали мнение о том, что они ошиблись в выборе про­фессии2, говорит о многих просчетах при отборе абитуриентов в юриди­ческие вузы страны, в том числе и о недооценке индивидуально-психо­логических особенностей личности будущих следователей.

Следователь должен быть осведомлен о свойствах своей нервной системы и темперамента, уметь компенсировать отрицательные прояв­ления отдельных свойств, поскольку нет людей, наделенных только по­ложительными свойствами. И в этом отношении следует полностью со­гласиться с точкой зрения А.Р. Ратинова. Однако когда человек облада­ет целым симптомокомплексом отрицательных с точки зрения профес­сиональных требований к нему свойств, видимо, нецелесообразно ори­ентировать его на работу в правоохранительных органах, требующую тех свойств нервной системы, темперамента, которых у него нет и для компенсации которых он не располагает необходимыми компенсатор­ными возможностями. Поэтому правы те авторы, которые считают, в частности, что следователь должен обладать определенными свойства­ми психики, темперамента, которые не осложняли бы, а напротив, об­легчали его и без того чрезвычайно сложную профессиональную дея­тельность.

В настоящее время со всей очевидностью установлено, что свойст­ва нервной системы, темперамента оказывают существенное влияние на успешность деятельности, особенно в профессиях, предъявляющих повышенные требования к нервной системе3. Более того, для некоторых профессий (и к ним вполне можно отнести профессию следователя, про­курора, судьи) слабая нервная система может рассматриваться как про­фессиональное противопоказание.

Таким образом, темперамент с его свойствами следует оценивать не абстрактно, а с точки зрения адаптивных возможностей человека к

' Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. С. 72.

2 См.: Найденов В.В. Советский следователь. М, 1980. С. 59.

3 См.: Гуревич КМ. Профессиональная пригодность и свойства нервной системы.

М., 1970.

тому или иному виду профессиональной деятельности с типичными для этой деятельности ситуациями, предъявляющими к психике человека определенные повышенные требования.

Руководителю органа юстиции следует правильно оценивать свой­ства темперамента своих подчиненных, умело распределять между ними функциональные обязанности, организовывать их взаимодейст­вие, например при групповом методе ведения следствия, таким образом, чтобы свойства темперамента разных следователей дополняли друг друга, взаимно компенсировали свои отрицательные особенности в сложных следственных ситуациях.

Известно, например, насколько отличается с динамической сторо­ны расследование преступлений, которое начинается с ведения розыска преступника «по горячим следам» при получении сигнала о происшед­шем убийстве, разбойном нападении, изнасиловании, от расследования так называемых «хозяйственных» преступлений, совершенных в сфере экономики.

Если расследование первых характеризуется быстроменяющейся обстановкой, мобильным, оперативным принятием и выполнением так­тических и процессуальных решений по делу, то расследование вторых обычно не носит столь динамичный характер, поскольку установление истины по таким делам во многом определяется кропотливой работой с бухгалтерскими, финансовыми документами.

В первом случае большое значение имеют свойства, которые в своей традиционной совокупности объединяются сангвиническим и хо­лерическим темпераментами: высокая активность и реактивность, эмо­циональная подвижность, пластичность и т.п. Во втором случае наряду с активностью не менее важную роль играют свойства, присущие флег­матику с его уравновешенностью и основательностью в работе, способ­ностью к методичному выполнению однотипных операций, необходи­мых, например, при внимательном изучении большого объема докумен­тов, хозяйственных операций и т.п.

Как в том, так и в другом случае весьма ценным свойством темпера­мента, которое традиционно относилось к меланхолическому темпера­менту (слабому типу нервной системы), является повышенная сенси-тивность (чувствительность), лежащая в основе интуиции. Более того, как сейчас установлено, индивиды со слабой нервной системой в усло­виях монотонной работы демонстрируют более высокую эффектив­ность, допускают меньшее количество ошибок. «При переходе от моно­тонной, однообразной деятельности к деятельности с элементами «дра­матизма», т.е. с нерегулярным возникновением раздражителей, нерав­номерным распределением сенсорной нагрузки, наличием неожидан­ных стимулов, стрессовых ситуаций, преимущества получают лица с сильной нервной системой»1.

1 Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий М, 1979. С. 270—271.

Такой же дифференцированный подход можно наметить и при срав­нительном психологическом анализе следственных действий, например осмотра места происшествия и допроса, особенно в остро конфликтных ситуациях.

Говоря о таких профессионально важных для юриста свойствах темперамента, как активность, динамичность, уравновешенность, сен-ситивность, эмоциональная подвижность, пластичность, мобильность, следует также выделить экстравертированность, которая лежит в осно­ве такой черты характера юриста, как коммуникабельность, определяет его умение устанавливать психологические контакты с различными людьми, оптимальным образом поддерживать и в нужном русле разви­вать с ними общение. Неразвитость этого свойства, нежелание форми­ровать в себе эти качества могут стать серьезной преградой для успеш­ного выполнения своих обязанностей лицом, занимающим должность следователя, прокурора и т.д.

Общепризнанно, что прирожденные свойства нервной системы, темперамент наряду с другими, и в первую очередь с социальными фак­торами играют важную роль в формировании личности. Однако пра­вильно отмечается, что «быстрота реакции, подвижность нервных про­цессов имеют одинаковое отношение как к плохим, так и к хорошим по­ступкам человека»1. Свойства нервной системы, темперамента не влия­ют на содержательную сторону личности, а отражают лишь динамичес­кую характеристику поведения, на что мы уже обращали внимание.

Однако крайние варианты некоторых свойств темперамента при не­благоприятных условиях формирования личности нередко бывают свя­заны с нежелательными формами поведения, особенно в детском и юно­шеском возрасте. При отсутствии направленного воспитательного воз­действия такие крайние черты темперамента, как гипервозбудимость, психомоторная нестабильность, могут серьезно затруднять процессы социальной адаптации. Например, индивид с неуравновешенным типом нервной системы, со значительным преобладанием процессов возбуж­дения над процессами торможения, наделенный гиперактивностью, к тому же еще и не получивший должного воспитания и в силу всех этих обстоятельств не сформировавший в себе привычку корректировать не­достатки своего темперамента, сложнее адаптируется к новым для него условиям, труднее привыкает к требованиям дисциплины и правопоряд­ка, существенно ограничивающим его произвольную и плохо управляе­мую активность. Эмоциональная невыдержанность, эффективность таких лиц может стать причиной межличностных конфликтов в семье, на работе, в общественных местах и т.п.

Таким образом, свойства темперамента нередко проявляются в спо­собах совершения преступления, в тех импульсивных действиях, кото­рые в экстремальной обстановке совершения противоправных действий хуже поддаются сознательной волевой регуляции. Более заметны свой­ства темперамента в преступлениях, носящих остроконфликтный ха-

Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. М., 1968. С. 20.

рактер (убийства, нанесение телесных повреждений и т.п.), сопровож­дающихся яркими проявлениями аффективно окрашенных эмоций, ко­торые бывает трудно скрыть от окружающих.

В ходе проведения допроса, других следственных судебных дейст­вий необходимо учитывать свойства темперамента свидетелей, потер­певших, обвиняемых (подсудимых), чтобы наиболее продуктивно разви­вать с ними в нужном направлении диалог.

Когда мы оказываемся не в состоянии объяснить логику поведения человека, когда трудно бывает с позиций житейской психологии понять причины его поступков, мы начинаем (нередко подсознательно) обра­щать внимание на характер субъекта, пытаемся найти в нем объяснение его действиям, иногда настолько противоречивым, жестоким и несораз­мерным тем внешним поводам, которые толкнули его к их совершению, что наш здравый смысл, обыденное сознание оказываются бессильны­ми. И только изучив характер человека, постепенно начинаем понимать подлинные причины его поступков и поведения, их мотивы.

Что же тогда представляет собой характер человека? Каким обра­зом он влияет на то, как мы ведем себя, на мотивы, побуждающие нас к той или иной деятельности? Попытаемся ответить на все эти вопросы.

Понятие о характере. Характер, как известно, имеет тесную связь с темпераментом, который является его природной основой, дина­мической стороной. Более того, характер развивается на базе темпера­мента. Поэтому он, как и темперамент, достаточно устойчивое личност­ное образование.

История развития представлений о характере уходит далеко в глубь веков. Еще древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) предлагал определять характер человека по его лицу, внешности, имею­щей сходство с различными видами животных. В последующем взгляды на характер и подходы к его изучению, естественно, менялись. Одни ученые связывали особенности характера с соматическим типом че­ловека (Э. Кречмер, Шелдон и др.), другие видели в характере конгло­мерат различных черт, образованных сексуальными влечениями (3. Фрейд и др.), связанных со стремлением к господству (А. Адлер), с влечением к самостоятельности и равновесию (К.Г. Юнг). Третьи виде­ли в характере предрасположенность к той или иной форме деятельнос­ти (эстетической, практической и т.п.).

Трудности в определении характера побуждали представителей одних научных школ отождествлять характер с понятием личности, других — интерпретировать характер в качестве моральной оценки личности, относя учение о характере в область этики, давая различные, порой противоречивые, оценки процесса формирования характера то как сугубо социального образования, то как наследственно предопреде­ленной структуры личности.

В отечественной психологии под влиянием марксистского объясне­ния сущности личности как совокупности общественных отношений сформировался подход к интерпретации характера как выражения ин­дивидуально-специфического способа отношения и действия (Б.Г. Ана­ньев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов и др.).

Все сказанное выше предопределило то, что до настоящего времени не сформировано единого взгляда на характер, нет общепризнанной его формулировки. И это надо иметь в виду при изучении данной темы. Наиболее приемлемым определением характера для юридической пси­хологии, с учетом тех целей и задач, которые она решает, является сле­дующее определение: Характерэто совокупность устойчивых ин­дивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедея­тельности, поведении человека в виде его отношения к окружаю­щим людям, к самому себе, к делу, другим различным обстоятель­ствам бытия.

Как считает А.Ф. Лазурский, характер представляет собой целост­ное образование воедино слитых свойств индивида. В нем «все перепле­тено так тесно, что трудно, почти невозможно изучать отдельные каче­ства, не изучая всего человека»'.

Характер проявляется в деятельности, общении, в манере поведе­ния человека. В нем выражается отношение субъекта к явлениям обще­ственно-трудовой, личной жизни в различных ситуациях, в которых субъект проявляет себя в целом как личность. Эти отношения формиру­ют индивидуальный стиль поведения.

Зная характер индивида, легче прогнозировать его поведение в любых, самых неожиданных ситуациях. И наоборот, по тому, как ведет себя субъект, каким способом, например, обвиняемый совершил пре­ступление, можно в определенной мере судить о его характере и в зави­симости от этого выбирать тактические приемы допроса, более целена­правленно вести розыск преступника, решать вопросы, связанные с его наказанием и перевоспитанием.

Характер в отличие от темперамента обусловлен не только свойст­вами нервной системы, наследственными факторами, но он также фор­мируется и в условиях активного воздействия на человека социально-культурной среды, зависит бт воспитания, общественных, межличност­ных отношений, в которые он вовлечен и в которых активно участвует.

Свойства, черты характера. Существуют различные подходы к описанию, классификации свойств, черт характера. Условно их можно сгруппировать следующим образом.

Черты, в которых отражается отношение человека к другим людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым, к лицам противо­положного" пола, к людям, которые к нему относятся хорошо или на­строены враждебно).

Аналогичный подход может иметь место и при изучении отношений субъекта к различным формальным и неформальным группам, в кото-

1 Лазурский А.Ф. Классификация личностей. 2-е изд. М., Пг., 1923. С. 310.

рых протекает его жизнедеятельность. Эти отношения помогают выяв­лять такие свойства характера, как доброжелательность, отзывчивость, общительность, коллективизм либо, напротив, высокомерие, зависть, агрессивность, жестокость, эгоцентризм, конфликтность, авторитар­ность и властолюбие, аутизм (замкнутость), индивидуализм.

Черты, в которых проявляется отношение человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности, собственному здоровью и т.п.). Они тесно переплетаются с чертами характера, прояв­ляющимися в отношениях с людьми. По тому, как человек относится к себе, можно сказать и о его отношении к окружающим. Отношение к другим людям во многом формирует отношение человека к самому себе. К таким чертам характера относятся: скромность, отзывчивость, альт­руизм и, напротив, эгоизм, высокомерие, самолюбие, тщеславие, обид­чивость и т.д., которые проявляются в самооценке личности.

Черты, выражающие отношение к делу, работе, служебной, профессиональной деятельности (трудолюбие, добросовестность, ак­куратность, леность, безответственность и т.п.). Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них необхо­димо также выделить черты характера, выражающие отношение к дис­циплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.

Черты, в которых отражается отношение к вещам, матери­альному благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие, бережли­вость и некоторые другие).

Кроме того, черты характера иногда довольно ярко проявляются в отношениях индивида к различным общественно-политическим инсти­тутам, праву. Иногда в каких-то случайно возникших обстоятельствах характер может буквально засверкать своими удивительными гранями сквозь призму отношений человека к животным, природе, к произве­дениям искусства, литературы. Узнав о том, как относится к ним субъ­ект, можно иногда сделать предварительные выводы о его отзывчивос­ти, доброте, чувствительности либо о совершенно противоположных качествах.

В характере человека проявляются его потребности, интересы, убеждения, мировоззрение. По отдельным свойствам характера иногда можно определить, что именно доминирует в структуре ценностей чело­века: духовные или материальные, узкокорыстные потребности, интере­сы; имеют ли общественно-полезную направленность его убеждения, мировоззрение или в их основе лежат стяжательство, стремление к обо­гащению любыми средствами вплоть до нарушения нравственно-этичес­ких или уголовно-правовых норм.

Как уже отмечалось, значительное влияние на характер человека оказывают свойства его темперамента. Так, темперамент определяет в характере такие его черты, как уравновешенность, подвижность, дина­мичность, активность.

Акцентуации характера. Количество разнообразных черт, осо­бенностей, свойств характера у людей достаточно велико. Какой-либо единой классификации их нет. Поэтому все зависит от того, какой прин-

13-37

цип берется за основу, чтобы тем или иным образом сгруппировать раз­личные варианты особенностей и свойств характера человека. Причем, как отмечает А.В. Петровский, «вариативность черт характера проявля­ется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности... Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказы­вается у крайней границы нормы, возникает так называемся акцентуа­ция характера»1.

Проблема акцентуированных свойств характера человека (употребляются также термины: акцентуация характера, акцентуиро­ванная личность) представляет профессиональный интерес не только для психологов, но и в неменьшей степени для юристов, особенно рабо­тающих в сфере борьбы с преступностью, поскольку некоторые типы акцентуаций лежат в основе дезадаптивного типа личности, близкого к кругу лиц, наделенных психопатиями разной степени выраженности. Однако, несмотря на свою близость к ним, акцентуации характера — это тем не менее варианты психической нормы (в отличие от патологи­ческих типов характера — психопатий). Особенность акцентуаций со­стоит в том, что акцентуированные или крайние варианты отдельных свойств характера психически здорового человека, пограничные с психопатиями, особенно ярко проявляются только в определенных, сложных для субъекта обстоятельствах, предъявляющих «повышен­ные требования к месту наименьшего сопротивления в характере дан­ного типа»2.

Данное обстоятельство нередко способствует различным асоциаль­ным формам поведения, тем более при отсутствии должного сдержива­ющего воспитательного воздействия в отношении лиц, наделенных та­кими чертами.

В контексте рассматриваемой проблемы возникает по крайней мере три вопроса. Что представляют собой с психологической точки зрения лица, наделенные акцентуированными свойствами характера? Каким образом выявляются эти особенности характера и как они влияют на поведение человека, в том числе в конфликтных ситуациях, требующих правового регулирования? То есть возникает необходимость в подобных случаях дать рассматриваемому психическому явлению квалифициро­ванную оценку, которая послужила бы основанием для правильного разрешения целого ряда правовых вопросов, тем более что новый Уго­ловный кодекс содержит достаточно много правовых норм, понятий и терминов с психологическим содержанием, которые имеют отношение к рассматриваемой проблеме акцентуированных свойств характера (ак­центуированных личностей).

В качестве иллюстрации приведем некоторые из таких формулиро­вок Уголовного кодекса РФ:

Петровский А.В. Введение в психологию. С. 456.

2 Личко А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. Изд. 2-е Л., 1983. С. 9; см. также: Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

психическое расстройство, не исключающее вменяемости (ч. 2 ст. 22);

• деяние, совершенное по легкомыслию (ч. 1,2 ст. 26);

• несоответствие... психофизиологических качеств требованиям экс­тремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (ч. 2 ст. 28);

• лишение права... заниматься определенной деятельностью,...если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного пре­ступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права... заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47);

• при назначении наказания учитываются характер и степень обще­ственной опасности преступления и личности виновного... (ч. 3 ст. 60);

• совершение преступления с особой жестокостью... (п. «и» ч. 1 ст. 63, п. «д» ч. 2 ст. 105, п. «в» ч. 2 ст. 131).

Очевидно также и то, что установление экстремальных состояний психики участников как уголовного, так и гражданского процесса в ряде случаев также невозможно без изучения индивидуально-психоло­гических, в том числе, разумеется, и характерологических, особеннос­тей личности субъектов различных правоотношений, а именно:

аффекта у виновного при совершении убийства (ч. 1 и 2 ст. 107), при причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потер­певшего (ст. 113);

беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего) по делам об изнасилованиях (ч. 1 ст. 131), о насильственных действиях сексуаль­ного характера (ч. 1 ст. 132);

такого состояния гражданина, участника сделки, когда он не был способен понимать значения своих действий или руководить ими (ч. 1 ст. 177ГКРФ).

Таким образом, знакомство с различными типами акцентуаций ха­рактера, знание закономерностей их проявления и особенностей их воз­действия на поведение участников процесса поможет не только юриди­чески грамотно квалифицировать содеянное, но и понять механизм совер­шения противоправных действий виновным, причины поведения потер­певшей стороны, принятия тех или иных решений участниками граждан­ско-правовых сделок и обоснованности их претензий друг к другу.

Как считает один из ведущих исследователей данной проблемы А.Е. Личко, акцентуация характера (акцентуированные свойства харак­тера) — «это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избира­тельная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воз­действий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим»1. Поэтому акцентуация всегда предполагает усиление степени выражен­ности определенной черты характера субъекта на фоне других особен­ностей, свойств его характера. Вследствие этого данная черта и стано­вится акцентуированной2. Это усиление степени выраженности опреде-

 

1 См.: Личко А.Е. Указ. соч. С. 10.

2 Леонгард К. Указ. соч. С. 15.

ленной черты, эта ее своеобразная «уязвимость» обычно обнаружива­ются только под воздействием каких-то одних стрессогенных (психоген­ных) факторов, и то лишь в определенных условиях. И тогда мы видим, какие трудности социальной адаптации испытывает субъект, какие по­буждения в его мотивационной сфере являются ведущими, какие формы социально-дезадаптивного поведения для него наиболее харак­терны именно с данной формой акцентуации.

Все же другие воздействия на психику, сознание человека, не на­правленные на наиболее уязвимые точки характера человека, обычно переносятся им без осложнений, не доставляя никаких неприятностей ни ему самому, ни окружающим.

Из этого следует, что «каждый тип акцентуации характера имеет свое слабое место, свою «ахиллесову пяту». Если психическая травма, эмоциональный стресс или просто трудная ситуация в жизни задевает эту уязвимую черту, то возникают разного рода срывы — от невроти­ческих реакций до состояния тяжелой и длительной психической дез­адаптации с асоциальным поведением»1. Таким образом, диагностика определенного вида акцентуации характера человека позволяет прогно­зировать его поведение, особенно в социально неблагоприятных, ослож­ненных ситуациях. Да и сам субъект, знающий «трудности» своего ха­рактера, может при желании сознательно осуществлять волевой само­контроль за своим поведением, вовремя подавляя те или иные нежела­тельные для себя и окружающих формы реагирования.

И последнее не менее важное замечание, которое необходимо сде­лать: проявление акцентуированных свойств характера может получить не только негативную оценку, но и свидетельствовать о социально поло­жительных качествах личности, о невозможности совершения субъек­том определенных форм противоправного поведения, например, из ко­рыстных, хулиганских побуждений, с особой жестокостью и т.д.

Виды акцентуаций характера. Рассмотрим наиболее распро­страненные акцентуированные свойства характера, представляющие интерес для судебной практики.

Так, для субъектов, имеющих крайне возбудимый — гипертимный тип характера с присущими ему чертами (большая подвижность, ак­тивность, избыточная общительность, повышенная речевая продуктив­ность, стремление к лидерству), отрицательными обстоятельствами, провоцирующими, по существу, проявление негативных форм поведе­ния, являются отсутствие неформальных контактов и строгая регламен­тация образа жизни. При наличии неблагоприятного социального влия­ния, серьезных дефектов воспитания такие «возбудимые» личности легче вовлекаются в групповые формы развлечений, сопровождающие­ся употреблением спиртных напитков, азартными играми, с последую­щей трансформацией этих развлечений в групповые преступления про­тив общественного порядка, против жизни и здоровья граждан. Лица с

подобными чертами характера более других склонны к групповым фор­мам противоправного поведения и нередко сами становятся вдохновите­лями правонарушений не только ради развлечений, из корыстных по­буждений, но и ради желания самоутвердиться среди своих сверстни­ков, из желания пережить ощущения, связанные с риском1.

Помимо «чистого» гипертимного типа характера встречаются и раз­личные смешанные с ним типы. Наиболее распространенным из них яв­ляется гипертимно-неустойчивый тип характера. Кроме него из­вестны: гипертимно-истероидный (демонстративный) тип личнос­ти, для которой склонность к демонстративному поведению, стремле­ние произвести впечатление на других являются ведущими; гипертим-но-эксплозивный тип личности, в структуре характера которой доми­нируют раздражительность, гневливость, агрессивность, вспыльчи­вость, аффективная окрашенность эмоций. Однако их агрессивные, им­пульсивные, эмоционально насыщенные реакции, внешне напоминаю­щие взрывчатость эпилептоидов, о которых речь пойдет впереди, не носят такого глубокого, застойного характера, как у последних. Поэто­му лица, наделенные чертами характера по гипертимному типу, весьма отходчивы, не злопамятны, легко прощают причиненные им обиды.

Близким к гипертимному является неустойчивый тип акцентуа­ции характера, нередко выступающий как смешанный гипертимно-не­устойчивый тип. «Все дурное словно липнет к ним», образно характери­зует таких людей А.Е. Личко. Они довольствуются примитивными раз­влечениями и живут без каких-либо устойчивых жизненных планов на будущее. Их эмоции крайне нестабильны. Субъекты с такими чертами характера чаще других противятся требованиям дисциплины и в силу этого в большей мере нуждаются в контроле. Любимыми развлечения­ми таких лиц являются азартные игры, быстрая езда и т.п. Как считает Личко, молодые люди с чертами характера, относящимися к неустойчи­вому типу акцентуации, наиболее подвержены противоправному пове­дению. Так, среди обследованных им подростков с чертами неустойчи­вого типа характера 75% совершали противоправные действия.

О том, что у субъекта ярко выражены свойства характера по гипер­тимному (гипертимно-неустойчивому) типу, обычно свидетельствует высокое значение шкалы 9 MMPI, в том числе в сочетании с пиком по шкале 4 в психологическом профиле личности (70 Т-баллов и выше).

С возрастом у таких лиц черты характера могут трансформировать­ся в циклоидный тип акцентуации. Субъекты, характер которых отли­чается свойствами циклоидной акцентуации, чаще других без видимых причин бывают раздражительны, в большей мере подвержены апатии, беспричинным переменам настроения без какого-либо серьезного пово­да. То они весьма деятельны и болтливы, то вдруг становятся медли­тельными, скупыми на слова, подавленными. Причем такая смена на­строения может вызываться не только значимыми для них событиями, но и происходить под влиянием каких-то трудноуловимых обстоя-

1 Личко А.Е., Лаекай И.Ю. Акцентуации характера у подростков // Психологи­ческий журнал. 1987. Том 8, № 2. С. 113.

См.: Личко А.Е. Указ. соч. С. 94—95.

 

тельств. Циклы смены настроения у них могут различаться от несколь­ких дней, недель до нескольких месяцев и даже лет (у людей преклон­ного возраста). В фазе субдепрессивного состояния они избегают меж­личностных контактов, погружаясь в мир собственных представлений и переживаний. Им труднее адаптироваться к новой обстановке, в эмоци­ональном отношении они более ранимы, быстрее переутомляются. В это время все у них буквально как будто валится из рук.

Попадая в условия коренной ломки привычного жизненного стерео­типа, например на военную службу, лица данного круга более подвер­жены затяжным субдепрессивным реакциям, которые могут приводить к суицидным попыткам по различным, даже малозначительным пово­дам. Поэтому такие субъекты требуют к себе большего внимания, ока­зания определенной психокоррекционной помощи и поддержки.

Близким к описанному выше типу характера является сенситив­ный тип акцентуации. Лица, наделенные свойствами сенситивной ак­центуации, отличаются чрезмерной чувствительностью, повышенной впечатлительностью. У них резко выражено чувство собственной не­полноценности, снижен уровень притязаний. В поведении они робки, излишне застенчивы, замкнуты. Их слабым звеном является обострен­ное восприятие отношений к ним со стороны окружающих. Неперено­симой для них оказывается ситуация, в которой они становятся объек­том насмешек, подозрений в каких-то неблаговидных поступках, не­справедливых обвинений. По этой причине лица данного круга могут совершить самоубийство даже по ничтожному поводу.

Среди различных акцентуаций определенный профессиональный интерес для юриста может представлять психастенический тип ак­центуации характера, напоминающий своими отдельными чертами (повышенная чувствительность, впечатлительность, замкнутость, за­стенчивость), сниженным уровнем стрессоустойчивости (толерантнос­ти к стрессу) сенситивный тип акцентуации. Однако главной отличи­тельной чертой психастенического варианта характера является повы­шенная тревожность, мнительность. Поэтому такой характер нередко называют еще тревожно-мнительным. Причем применительно к лич­ности таких субъектов тревожность, о которой мы подробно писали в предыдущей главе, рассматривается не только как психическое состоя­ние, в котором они нередко пребывают по поводу самых различных, порой совершенно малозначительных, обстоятельств, но и как ведущее свойство их характера, накладывающее свой заметный отпечаток на принятие ими решений, на их поведение в целом. Из-за этого такие люди гораздо труднее бывают для самих себя, чем для окружающих1.

В то же время лица данного круга отличаются более развитым чув­ством ответственности, совестливостью. Они обязательны, добросо­вестны в делах, тщательно выполняют свои обязанности и при развитом интеллекте, достаточных знаниях обычно являются хорошими исполни-

телями, которые не нуждаются в дополнительном контроле. Однако при принятии решений они часто проявляют склонность к необоснованным сомнениям, навязчивому беспокойству, вследствие чего бывают нере­шительны. Ситуации с непредсказуемым исходом, с быстрой сменой привычной обстановки, неупорядоченные, не поддающиеся планирова­нию для лиц с тревожно-мнительным характером являются стрессовы­ми1. «Всякие перемены и нарушения привычного стереотипа жизни переносятся ими с трудом. В этих случаях еще больше обостряются все психастенические черты характера: тревожность, неуверенность в себе, склонность к сомнениям»2. Вот почему обстановка, которая резко меняется и может расцениваться ими как опасная для их жизни и здо­ровья, может неожиданно привести их к аффективному срыву. Таким людям гораздо труднее контролировать свое поведение в экстремаль­ных условиях, в ситуации необходимой обороны.

Поучительным примером, иллюстрирующим недооценку судом пси­хастенической акцентуации характера у подсудимого, послужившей причиной вынесения неправосудного приговора, является уголовное дело по обвинению одного молодого человека в совершении убийства, которое суд необоснованно квалифицировал по пункту «г» ст. 102 УК РСФСР (умышленное убийство с особой жестокостью).

К автору этих строк обратилась гражданка Н., которая рассказала, что ее сын за совершенное им убийство с особой жестокостью приговорен к 12 годам лишения свободы. Не отрицая самого факта совершенного им убийства, Н. никак не могла согласиться с тем, что суд квалифицировал его действия, как совершенные с особой жестокостью, поскольку сын, по ее словам, «всегда был мягким, добрым, отзывчивым, никогда никому не при­чинял зла». Безусловно, ее доводы нуждались в проверке.

Судя по материалам уголовного дела, кратко обстоятельства совершен­ного Н. преступления выглядели следующим образом. Между Н. и его со­курсником по институту Д., который оказался его случайным попутчиком на рыбалку, ночью во время следования к месту подледного лова рыбы воз­никла ссора. Поводом для нее послужили слова, сказанные Н. в ответ на реплику Д. о том, что его, Д. никто не уважает в институте:

— Ты сам в этом виноват!

Будучи в нетрезвом состоянии, Д. обиделся на Н. и пригрозил ему, что «замочит» его. Последний, не предполагая, что тот действительно имеет се­рьезные намерения его «замочить», бросил:

— Ну что ж, попробуй!

После этого Д. неожиданно для Н. выхватил у себя из-за пояса турист­ский топор и нанес Н. удар по голове, причинив последнему небольшую (2 см) рану в теменной области головы. От удара топор вылетел из руки Д., после чего он ударил Н. еще один раз кулаком в плечо. От этого удара Н.

1 См.: СобчикЛ.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования лич­ности: Методическое руководство. С. 42—45.

' См.: Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области примене­ния). С. 74.

Мельников В.М., Ямполъский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. С. 92.

'

потерял равновесие и упал на снег. В этот момент его рука случайно косну­лась топора. Н. схватил его, вскочил и стал, защищаясь, наносить им удары Д. Всего на трупе погибшего было обнаружено 28 телесных повреждений на голове, спине, других частях тела различного происхождения. На ос­новании только лишь объективного критерия (28 повреждений на теле убитого) и не оценив должным образом субъективную сторону содеянно­го (из приговора даже не видно, какие суд установил мотивы и цели убийства!), суд пришел к выводу о том, что Н. совершил убийство «с осо­бой жестокостью».

В ходе проведения по делу судебно-психиатрической экспертизы у Н. была выявлена акцентуация характера по психастеническому типу («повы­шенные чувства тревожности, совестливости, застенчивости, непрерывный контроль за собой»).

Как видно из этого примера, отмеченные психиатрами в акте экспертизы характерологические особенности личности Н. полностью противоречили версии суда о возможности убийства Д. подсудимым Н. «с особой жестокос­тью». Однако на указанное противоречие в судебном заседании не было об­ращено никакого внимания и оно не было устранено (объяснено) в суде. Эксперт-психолог также не дал своей научно аргументированной оценки данному существенному противоречию, так и не устраненному в ходе судеб­ного следствия.

В связи с рассматриваемым примером уместно привести слова известно­го немецкого ученого в области пограничной психиатрии К. Леонгарда, пи­савшего о «тревожных (боязливых) личностях». «Временами к (их) робости присоединяется пугливость, которая может иметь чисто рефлекторный ха­рактер, но может быть и проявлением внезапного страха. Чем ярче выраже­на пугливость, тем более вероятна сопровождающая ее повышенная возбу­димость автономной нервной системы, усиливающая соматическую реак­цию страха, которая через систему иннервации сердца может сделать страх еще более интенсивным».

По существу, данная мысль ученого применительно к рассматриваемым обстоятельствам является убедительным подтверждением того, что Н. в мо­мент неожиданного на него нападения оказался в состоянии аффекта страха, которым (но отнюдь не особой жестокостью!) и можно было объяс­нить большое количество телесных повреждений на трупе убитого.

К сожалению, несмотря на жалобы ни областной суд, судивший Н., ни Верховный Суд РСФСР, ни соответствующие надзирающие прокурорские инстанции вплоть до Генеральной прокуратуры СССР, не посчитали нуж­ным пересмотреть вынесенный неправосудный приговор в отношении Н. И только лишь постановлением Пленума Верховного Суда СССР частично была устранена судебная ошибка: приговор был изменен и действия винов­ного были переквалифицированы с пункта «г» ст. 102 на ст. 105 УК РСФСР, по которой Н. вместо 12 лет было назначено 2 года лишения свободы, кото­рые он к этому моменту уже отбыл, и его освободили из-под стражи.

В последующем при психологическом обследовании автором этих строк освобожденного из-под стражи Н. с применением тестовых методик MMPI, 16-ФЛО в его психологическом профиле в качестве ведущих оказались шкалы 7, 3, 2, 1 (более 70 Т-баллов) по MMPI, а также были выявлены сред­ние, ниже средних значения факторов Е, F, Н по 16-ФЛО, что достаточно

Леонгард К. Указ. соч. С. 131.

объективно и убедительно подтверждало наличие у него ярко выраженных психастенических свойств характера, несовместимых с формами поведения, отличающихся «особой жестокостью».

Выявление психастенических, сенситивных свойств характера может также иметь важное значение по делам о преступлениях против половой неприкосновенности личности. Так, например, установление у потерпевшей (потерпевшего), подвергшейся изнасилованию, насильст­венным действиям сексуального характера, акцентуации характера по психастеническому, сенситивному типам может косвенно (разумеется, с учетом всех других обстоятельств исследуемого события) подтверж­дать, что она действительно могла находиться в психически беспомощ­ном состоянии (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132 УК РФ). Это особенно важно иметь в виду в тех спорных случаях, когда есть основания полагать, что подозреваемый оговаривает потерпевшую, утверждая противополож­ное, будто их интимные отношения развивались по взаимному согла­сию, и не он, а она его оговаривает и шантажирует.

Особое место среди различных акцентуаций характера занимает так называемый эпилептоидный тип, названный так за чисто внешнее сходство некоторых его черт с отдельными чертами характера эпилеп­тиков: их гневливостью, раздражительностью, вспыльчивостью, склон­ностью к импульсивным поведенческим реакциям. Это один из самых трудных и неблагоприятных для социальной адаптации, воспитательно­го воздействия и социальной коррекции типов людей, занимающий вто­рое (после неустойчивого типа) место по количеству лиц, подвержен­ных противоправному поведению (по данным Личко 61 %)'. К. Леонгард называет их «возбудимыми» личностями, черты характера которых фор­мируются в связи с их недостаточной управляемостью. Решающим для образа жизни и поведения таких лиц является, по его мнению, «не бла­горазумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, ин­стинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказывается разу­мом, не принимается во внимание»2.

Наиболее яркими чертами характера таких лиц являются: избыточ­ная агрессивность, гневливость, аффективная без достаточных поводов окрашенность настроения, импульсивность, постоянная конфликтность с окружающими. Поводами для конфликтов могут быть самые незначи­тельные ущемления их интересов. Аффекты у таких лиц часто сопро­вождаются безудержной яростью, жестокими избиениями жертвы, не­смотря на ее слабость и беззащитность. Причем во время аффективного состояния возбудимая личность не столько эмоционально напряжена, сколько сосредоточена на самом аффекте. При отсутствии внешнего по­вода такие лица ищут тех, на ком можно сорвать зло. Иногда обладате­ли такого характера проявляют садистские наклонности, становятся, по словам К. Леонгарда, «зверски жестокими», чему нередко способствует

Личко А.Е. Указ. соч. С. 54. 2 Леонгард К. Указ. соч. С. 93.

их физическая сила, которая значительно возрастает под влиянием аф­фективного возбуждения и сниженного самоконтроля.

По наблюдениям Личко, подростки с акцентуированными чертами характера по эпилептоидному типу легко переходят грань между обыч­ными правонарушениями и совершением опасных преступлений с нане­сением ножевых ранений, сексуальной агрессией, совершением грабе­жей, краж со взломом и т.п. Многие правонарушения совершаются ими в группе.

Говоря о таких лицах, следует отметить, что эпилептоидные черты характера у них до поры до времени могут быть скрыты от окружаю­щих. Нередко они могут выглядеть даже подчеркнуто корректными, ги­персоциальными, выделяться своей сверхаккуратностью, педантизмом в соблюдении правил поведения, в других же ситуациях могут неожи­данно проявить крайнюю озлобленность, какую-то непонятную, как будто немотивированную жестокость, изощренную мстительность.

Кроме того, у некоторых лиц данного круга вспышки аффективно окрашенного гнева сменяются депрессивным состоянием, которое так же, как и возбуждение, требует своей разрядки, порой толкающей субъ­екта на самоубийство.

Еще одной особенностью лиц с эпилептоидными чертами является характер их мышления, который также влияет на их поведение, форми­рует определенный тип личностного реагирования. Их мышление отли­чается излишней скрупулезностью, педантичностью, тяжеловесностью, замедленностью мыслительных процессов. «Задавая простейшие вопро­сы, приходится подолгу ждать ответа. Если же предоставить такому че­ловеку возможность говорить, не перебивая его, то замедленность про­является в чрезмерной обстоятельности. Они рассказывают о мелких подробностях, «размазывают» их, а на информацию по существу их все равно приходится «наводить»1. «Не должен вводить в заблуждение и тот факт, — пишет далее К. Леонгард, — что эпилептоиды не раскаива­ются в своих преступлениях... Ведь истинное раскаяние предполагает взвешивание, анализ, в результате чего можно осознать значение про­ступка и представить себе его возможные последствия. Эпилептоидам такой анализ не свойствен»2.

Тем не менее более смягченный эпилептоидный вариант характера человека позволяет ему не идти на обострение отношений с окружаю­щими, создавая поведенческие трудности только лишь для самого себя. Его излишняя скрупулезность, педантичность, эмоциональная холод­ность может восприниматься окружающими всего лишь как «трудный» характер. Такие люди могут быть даже достаточно социально благопо­лучными. Но когда мы с ними общаемся, нельзя не обратить внимание на то, как они не могут что-либо рассказывать, не начав издалека, не вплетая в канву своего повествования массу ненужных, не относящих­ся к делу подробностей. Перебивать их, напоминать, чтобы они были

1 Леонгард К. Указ. соч. С. 92.

2 Там же. С. 100—101.

«ближе к делу», равносильно тому, чтобы заронить у них подозрение в том, что их не желают слушать, не уважают и т.п. (не путать со стар­ческой болтливостью).

В более сложных случаях, особенно при расследовании преступле­ний, установление эпилептоидных черт характера имеет значение прежде всего для понимания мотивационной сферы личности, процесса мотивации, механизма, причин совершения противоправных действий, которые по своей агрессивности, жестокости нередко бывают столь не­адекватны их внешнему поводу, что порой, особенно на уровне обыден­ного сознания, вызывают сомнения относительно болезненных наруше­ний психики у виновного. И лишь после заключения психиатров о пси­хическом здоровье направленного на судебно-психиатрическую экспер­тизу такого обвиняемого делаются попытки с помощью судебных психо­логов докопаться до подлинных психологических причин его поведения, объясняемых особенностями его характера, мотивационной сферы.

Выявление эпилептоидных черт характера в структуре личности ви­новного (разумеется, в совокупности с другими обстоятельствами, с объ­ективной стороной преступления) может служить дополнительным дока­зательством того, что, к примеру, убийство (изнасилование) действи­тельно совершено «с особой жестокостью» (п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Интересным с точки зрения выраженности эпилептоидных черт характе­ра и влияния их на поведение человека представляется личность осужден­ного к высшей мере наказания военнослужащего Ф., курсанта одного из военных училищ МВД, совершившего преступление, предусмотренное п. «г», «д» и «з» ст. 102 УК РСФСР, в тот период, когда открыто об этом писать было нельзя.

Как видно из материалов уголовного дела, у Ф. во время учебы в учили­ще сложились неприязненные отношения со своими однокурсниками по учебной группе. Последние, несмотря на завышенную самооценку Ф. и его весьма высокий, но совершенно не соответствующий его возможностям уро­вень притязаний быть неформальным лидером в группе по учебе, весьма средне оценивали его способности и не скрывали этого. Поскольку Ф. не уда­валось учиться лучше других в группе, его товарищи по учебе открыто подшу­чивали над ним и, иронизируя, уничижительно называли его «Федькой» (хотя Ф. звали Анатолием), что обижало и задевало самолюбие последнего.

Особенно конфликтными складывались у Ф. отношения со старшим учебной группы, бывшим войсковым сержантом 3., который, видя стремле­ние Ф. к неформальному лидерству в группе, стал предъявлять к нему по сравнению с другими курсантами повышенную требовательность и даже придирчивость, говоря Ф., что ему «надо еще послужить в войсках, повзрос­леть, а потом уж поступать в училище» (Ф. был принят в училище сразу после школы).

И наконец, третий, более скрытый и глубокий конфликт, о котором знали немногие, развивался у Ф. с отцом и мачехой, которые категорически возражали против его стремления жениться во время учебы на втором курсе училища.

Не умея гибко вести себя, будучи неспособным адекватно оценивать свои скромные способности и возможности, Ф. шел на обострение кон­фликтных отношений со всеми. Товарищи по учебе, несмотря на его настой­чивые требования прекратить давать друг другу прозвища, открыто в глаза

и за глаза продолжали звать его «Федькой». Старший группы сержант 3. за малейшие нарушения дисциплины постоянно объявлял ему наряды вне оче­реди, что небезосновательно воспринималось Ф. как явные придирки к нему. А отец с мачехой стояли на своем, предупредив сына, что если он все же вопреки их воле женится, то они порвут с ним всякие отношения. Одна­ко внешне ничто не предвещало надвигающейся трагической развязки.

Трагедия произошла во время несения караульной службы. В первом часу ночи в караульном помещении раздались автоматные очереди. Ф. пер­вым убил сержанта 3. Затем такая же участь постигла еще пятерых его со­курсников, находившихся в караульном помещении. Двое других получили тяжкие огнестрельные телесные повреждения. В завязавшейся перестрелке был тяжело ранен и сам Ф.

По делу была назначена комплексная судебная психолого-психиатричес­кая экспертиза. Психиатры признали, что Ф. во время совершения преступ­ления был вменяем, никакими психическими заболеваниями и расстройст­вами психики не страдал.

В распоряжение экспертов помимо самого обвиняемого были представ­лены материалы уголовного дела, из которых были видны черты и свойства характера Ф., их внутренняя противоречивость, акцентуированность по эпилептоидному типу, особенно обострившиеся в период, непосредственно предшествующий преступлению, в результате воздействия внешних фру-стрирующих факторов на наиболее восприимчивые, чувствительные места в его психике, мотивационной сфере личности.

Судя по характеристике из местной школы, Ф. считался там одним из лучших учеников, был выбран старостой класса. В числе ведущих свойств его характера отмечались «сильная, целеустремленная воля, проявляемая в любом деле», аккуратность, добросовестность, трудолюбие, профессиональ­ная ориентация стать работником органов МВД. Также в целом положи­тельно оценивался он и по службе в военном училище.

Те, кто знал его ближе, говорили о том, что он с пяти лет после смерти матери воспитывался мачехой, которая достаточно жестко обращалась с ним («била куда попало и чем попало, иногда палкой, совком по голове», — как он показал на суде). Дома на него как на старшего ребенка в семье воз­лагались многочисленные обязанности. Особенно обращала на себя внимание еще с детства его «чрезмерная аккуратность, доходящая до педантизма».

По показаниям курсантов, Ф. «обладал исключительно сильной волей, являлся человеком эгоистичным. Не имея особых способностей, он за счет большей усидчивости, работы над собой, добивался успехов в учебе и поэ­тому не мог терпеть курсантов, которые были способнее, учились не хуже его, хотя и значительно меньше занимались».

В ходе психологического обследования Ф. «в структуре его личности были выявлены такие черты инфантильной психики, как чрезмерная прямо­линейность и негибкость суждений в сочетании с тенденцией к самоутверж­дению, искаженная самооценка, что свидетельствовало о недостаточной психической зрелости его личности. В характере Ф. установлено преобла­дание эпилептоидных черт, таких, как эмоциональная холодность, жесто­кость, склонность к накоплению отрицательных эмоций, злопамятность, инертность, педантизм, приверженность к аккуратности и порядку».

1 Психологическая часть заключения комплексной судебной психолого-психиатри­ческой экспертизы составлена врачом-психологом Ленинградской детской психиатричес­кой больницы Л.И. Лычагиной.

Кроме того, эксперт-психолог констатировала, что испытуемый в пери­од, непосредственно предшествующий совершенному им преступлению, на­ходился в состоянии фрустрации, в которой он «отходит от наиболее адап­тивных форм поведения и реагирует преимущественно в экстрапунитивной (внешнеобвиняющей) манере, направляя агрессию на социальное окруже­ние». В поведении Ф. она усмотрела «привычные для него стереотипы дея­тельности, прежде всего гиперкомпенсацию, т.е. стремление ликвидировать отставание в любой области. Другой особенностью проявления психичес­кой деятельности Ф. следует считать реакции психически незрелой личнос­ти, проявившиеся в его неспособности избрать тактику гибкого реагирова­ния в травмирующих его ситуациях. В конечном итоге это способствовало накоплению отрицательно окрашенных эмоций и осознанию Ф. сложившей­ся ситуации как конфликтной, в которой давлению подверглась наиболее значимая для него потребность: стремление к самоутверждению».

Наличие эпилептоидной акцентуации характера Ф. проявилось доста­точно наглядно и в его поведении на суде. Вот некоторые фрагменты из его показаний: «Меня стали называть «Федькой». Я говорил, чтобы меня звали по имени. Я считаю это издевательством. Выходом из создавшегося положе­ния было покончить с собой, но это было бы расценено всеми как малоду­шие. Поэтому я решил рассчитаться со своими обидчиками — убить их, а потом уже покончить с собой. Я решил, что это хотя и преступление, но иного выхода у меня нет. У меня была такая злость и ненависть к своим обидчикам, что я к ним был беспощаден...» и т.п. Характерным для личнос­ти Ф. был и его отрицательный ответ на вопрос председательствующего в судебном заседании: раскаивается ли он в совершенном преступлении? На что он не только не выразил раскаяния, но и заявил, что если бы ему снова пришлось решать, как поступить, то он сделал бы то же самое.

Вопросы, которые получили отражение в материалах рассмотрен­ного выше уголовного дела, имеют не только чисто уголовно-правовое значение. Они имеют отношение и к другой весьма важной для юриди­ческой психологии проблеме: профессиональному психологическому отбору в правоохранительные орг




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.22 сек.