Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический анализ преступного поведения при различных формах вины




1. В литературе нередко встречается употребление терминов «пре­ступное поведение» и «преступление» в качестве синонимов. Однако такое словоупотребление будет не совсем точным, поскольку преступ­ное поведение — понятие более широкое, включающее не только само преступление как общественно опасное, противоправное деяние (дейст­вие или бездействие), «но и его истоки; возникновение мотивов, поста­новку целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступле­ния различных решений и т.д.»1.

Анализируя с психологической стороны преступное поведение, сле­дует видеть не только само преступление, но и его связи с внешними факторами, а также «внутренние, психические процессы и состояния, детерминирующие решение совершить преступление, направляющие и контролирующие его исполнение». Как пишет В.Н. Кудрявцев, преступ­ное поведение — это процесс, развертывающийся во времени и про­странстве, «включающий не только сами действия, изменяющие внеш­нюю среду, но и предшествующие им психологические явления и про­цессы, которые определяют генезис противоправного поступка»2.

2. Если схематически представить себе процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта, умышленно совершивше­го преступление, то такой процесс условно можно разделить на два ос­новных этапа.

/ этап — мотивационный. На данном этапе у субъекта под воздей­ствием возникшей потребности формируется весьма активное потреб­ностное состояние, которое может затем перейти в мотив противо­правного поведения, особенно в тех случаях, когда возникшая потреб­ность не может быть реализована законным способом.

На данном этапе нередко происходит борьба мотивов. Процессу мотивации, содержанием которого является борьба мотивов на совер­шение преступления, сопутствуют процессы целеобразования, выбор объекта, на который субъект планирует направить свои преступные действия. Первоначально мотивы и цели могут и не совпадать. Однако в последующем возможен своеобразный сдвиг мотивов на цель.

Своеобразным завершением данного этапа является прогнозирова­ние, протекающее либо в развернутом виде с мысленным проигрывани­ем ролей-образов, либо в сжатом, свернутом виде, и затем — принятие решения.

После того как решение принято, оцениваются условия, в которых будут совершаться противоправные действия с точки зрения того, на­сколько они будут способствовать достижению поставленных целей, по­дыскиваются, выбираются средства и способы, орудия совершения пре-

' Механизм преступного поведения / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М, 1981. С. 31. 2 Там же. С. 30—31.

ступления. В случае готовящегося группового преступления распределя­ются роли с их функциональными обязанностями среди его участников.

3. Поскольку сердцевиной данного мотивационного этапа является формирование мотивации преступного поведения, остановимся более подробно на данном процессе'.

Проблема возникновения и формирования мотивов противоправного поведения имеет многоплановый характер и может быть специально ис­следована в зависимости от вида преступления и других обстоятельств. Особый интерес представляют наиболее общие закономерности возник­новения и формирования мотивов преступления. При этом в мотивацион-ных процессах можно выделить следующие наиболее важные этапы.

Появление потребности как источника активности личности. Возникновению мотивов любой, в том числе противоправной, деятель­ности, как правило, предшествует появление определенной потребнос­ти. Вначале эта потребность может существовать безотносительно к тем объектам, с помощью которых она может быть удовлетворена. В последующем происходит «опредмечивание» данной потребности под воздействием тех объектов внешнего мира, которые воспринимаются лицом и отражаются в его сознании. «До своего первого удовлетворе­ния, — писал А.Н. Леонтьев, — потребность «не знает» своего предме­та, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнару­жения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и на­правляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом»2.

В результате переживания субъектом возникшей потребности как своей, личностно значимой, появляется особое, актуальное для данного субъекта потребностное состояние. Оно все с большей силой оказы­вает влияние на отношение субъекта к объектам (предметам), способ­ным удовлетворить эту потребность, что может служить основой зарож­дения в дальнейшем «напряженного мотивационного поля», «функцио­нально-энергетического, динамического потенциала человека»3. При этом потребностное состояние не обязательно должно содержать в себе признаки противоправности. В последующем при значительном рас­хождении потребностного состояния с возможностями удовлетворения потребности могут появиться отрицательные эмоции как одна из пред­посылок конфликтного противоправного поведения.

Потребностное состояние не является чем-то застывшим, заранее за­программированным. Под воздействием различных субъективных и внешних факторов потребности могут изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь, персонифицироваться в соответствии с основными структурами личности — мировоззрением, ценностными ориентациями и т.д. Потребности в онтогенезе личности претерпевают

1 Подробнее см.: Криминальная мотивация / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.. 1986. С. 116—125.

2 Леонтьев А.Н. Указ. соч. С. 190.

3 Асеев ВТ. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. С. 79, 83—84.

внутреннюю перестройку. Искажение отдельных потребностей личнос­ти, нарушение их соотношения между собой ведут к формированию двух видов систем потребностей: дисгармоничной и деформированной1. Пер­вая предполагает доминирование одних потребностей над другими, вто­рая — гипертрофию отдельных потребностей или их извращение.

Понятно, что сама по себе потребность, например в материальном достатке, не может оцениваться отрицательно. Иное дело, когда та же потребность под воздействием негативных влияний среды и антиобще­ственного мировоззрения, оправдывающего хищения, злоупотребления служебным положением, деформируется.

Таким образом, потребностная сфера большинства правонарушите­лей характеризуется нарушением равновесия между различными вида­ми потребностей и способами их удовлетворения, преобладанием в ее структуре духовно обедненных, асоциальных потребностей, которые су­щественно превосходят нормальные потребности этих лиц и в случае борьбы мотивов могут «перевесить», отрицательно повлияв на выбор целей и средств деятельности.

Переход потребности в мотив противоправного поведения. Одна и та же потребность в сознании различных людей оценивается по-разному. Субъективная значимость потребности может и не совпа­дать с ее объективным значением в общественном сознании. В зависи­мости от того, какое значение придает ей конкретный человек, она либо становится побудительной силой (мотивом), либо постепенно утрачива­ет свое актуальное значение.

Именно в человеческой пристрастности, субъективной значимости той или иной потребности человека во многом кроется секрет понима­ния на первый взгляд «загадочных» мотивов некоторых преступлений. Кому выгодно совершенное преступление (иначе: кто заинтересован в его результате?) — узловой вопрос, на который необходимо получить ответ в ходе следствия. Выявление интересов и потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью преступления, помогает опреде­лить круг лиц, возможно причастных к его совершению, обоснованно наметить версии о подозреваемых.

Вот почему преступник стремится скрыть свои истинные потреб­ности и то значение, личностный смысл, которые он придает им и своим действиям, направленным на их удовлетворение. Он не заинтере­сован раскрывать их низменный характер и даже тогда, когда личность его известна органам следствия.^Нередко, признавшись в совершенном преступлении, виновные упорно отказываются называть истинные по­буждения, прикрывая их от общества и своего окружения менее пори­цаемыми побуждениями. Это — своеобразная психологическая защита, самооправдание, перенос ответственности за происшедшее на потер­певшего, приписывание себе благородных мотивов, стремления к спра­ведливости и пр._,

См.: Кудрявцев В.Н Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 161.

Например, при изучении группы расхитителей, совершавших пре­ступления по корыстным мотивам, были получены данные, свидетельст­вующие о том, что они высоко оценивали себя по таким противополож­ным характеру их действий качествам, как «бескорыстный», «щедрый». У лиц, совершивших насильственные преступления (хулиганы, убийцы) наблюдались завышенные самооценки по качествам, характеризующим «вежливое», «предупредительное», «доброжелательное» отношение к людям. Подобные самооценки, прикрывающие низменные побуждения (мотивы), были установлены и в других группах преступников, приук­рашивающих личностный смысл совершения преступлений борьбой «за правду», справедливость и т.п.

Таким образом, личностный смысл самооценок преступников имеет как бы две стороны: одну для себя (своеобразный «рабочий вари­ант») и другую — для окружающих, выполняющую тактическую (скрыть истинные побуждения от органов правосудия, чтобы смягчить меру наказания) и нравственно-психологическую (оправдать свои по­ступки перед ближайшим окружением) функции.

На процесс преобразования потребности в мотив преступного пове­дения, помимо ее личностного смысла для субъекта, серьезное влияние оказывает конкретная жизненная ситуация, в которую активно включа­ется человек, стремящийся удовлетворить эту потребность. С этого мо­мента потребность, ранее существовавшая в качестве «внутреннего ус­ловия деятельности», преобразуется в мощный фактор, побуждающий субъекта совершить определенный поступок с учетом конкретных жиз­ненных обстоятельств. Таким образом, в процессе формирования моти­ва мы видим^своеобразный треугольник: потребностьличностный смыслситуация^ элементы которого постоянно взаимодействуют между собой. В ходе этого взаимодействия, своеобразного «примерива-ния» потребности, ее субъективной значимости (личностного смысла) и ситуации, в которой оказывается лицо, формируются мотивы деятель­ности, происходит «ситуативное развитие мотивации*.

Ситуативно обусловленное развитие мотивации имеет место и в преступном поведении. Эту ситуацию называют криминогенной. Такой ее могут сделать различные обстоятельства: неопределенность, непред­сказуемость развития события, поведения различных лиц; экстремаль­ность, быстротечность происходящих событий; конфликтный характер отношений сторон с наличием провоцирующих элементов, например в виде неправомерного поведения потерпевшего; бесконтрольность, от­сутствие должного порядка, дисциплины и т.д.

^Ситуация перед совершением преступления — это обычно ситуа­ция морального выбора, неразрывно связанная с мировоззренческой оп­ределенностью решения человека. В ситуации выбора объективные об­стоятельства и личное решение взаимообусловлены как элементы еди­ной системы объективных и субъективных факторов1. Например, для человека, имеющего высокие нравственные установки, сам по себе

1 См.: Механизм преступного поведения. С. 90—91.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.