Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слепцова Екатерина Вячеславовна




Словарь основных психологических и педагогических терминов

Учебно-методическое обеспечение курса

11.1 Рекомендуемая литература (основная)

1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. Питер. 2008

2. Кравченко А.И. Психология и педагогика. Учебник. Проспект. 2009

3. Немов Р.С. Психология. Учебник. Высшее образование. 2008

11.2 Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М. ИЦ, 1999.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995.

3. Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М., 1996.

4. Краткий психологический словарь /Под ред. Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. – Ростов на\Дону, “Феникс”, 1998

5. Милорадова Н.Г. Психология. Учебное пособие в трех книгах: Методология познания психологической реальности. На пути к продуктивному мышлению. “Я” – в зеркале психологических характеристик. – Жуковский, ЛИНК, 1999

6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – 640 с.

7. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. Леонтьева Д.А., Щур В.Г. – М.: Смысл, 1997

8. Российская педагогическая энциклопедия. – М., т. I, II, 1993-99 гг.

9. Слепцова Е.В. Психология и педагогика. Учебно-методическое пособие – Краснодар: ЮИМ, 2009. – 80 с. – с.67

10. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. Интерпракс, 1995

 

Абсолютность – отношение между (абсолютным) понятием и его непосредственным содержанием.

Абстрагирование – это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными.

Абстрактность – отвлеченность.

Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.

Адаптация ощущений – понижение или повышение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Благодаря адаптации ощущения, бывшие резкими и сильными при первоначальном раздражении рецептора, затем при непрерывном действии того же раздражения ослабевают и могут даже совсем исчезнуть.

Адлер (Adler) Альфред (1870-1937) – австрийский врач и психолог, создатель системы индивидуальной психологии. С 1915 доцент Венского университета, с 1929 профессор психологии Колумбийского университета (Нью-Йорк). Отрицая биологизм З. Фрейда, наделял личность социальными побуждениями. Центральное место в концепции А. отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у человека комплекса неполноценности и средств его компенсации. Главной задачей воспитания считал нейтрализацию чувства неполноценности за счёт направления его в полезное для общества русло и укрепления «социального чувства».

Акцентуация характера – значимое отклонение черты характера данного индивида от среднестатистической нормы. Как правило, принято различать умеренную и патологическую, дезадаптивную степень акцентуации.

Анализатор – термин, введенный И.П. Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности. Существуют: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный анализаторы, анализаторы внутренних органов.

Аналогия (от греч. analogia – соответствие) – вид умозаключения; выявление свойств одного предмета на основании его сходства с другим. Аналогия содействует переносу знаний по образцу, когда выполнение аналогичных заданий выступает условием формирования умения решать задачи данного типа. Аналогия способствует расширению познавательных возможностей, однако Аналогию необходимо сочетать с более строгими формами доказательства.

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение) – происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренные в биологическом, психическом и социо-культурном плане.

Апперцепция (от лат. аd – к и perceptio – воспринимаю) – влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида.

Аспирантура (от лат. аspiro – стремлюсь, стараюсь приблизиться) – форма подготовки научно-педагогических и научных кадров; первая ступень послевузовского профессионального образования, ведущая к получению ученой степени кандидата наук, и основная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях и научных учреждениях.

Ассоциация (от лат. аssociatio – соединение) – связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, представлениями, чувствами и пр.); основное понятие ассоциативной психологии. Различают А. по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту.

Аттестация (от лат. аttestatio – свидетельство) – основная форма государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях; аттестационные испытания для определения уровня знаний обучаемого по отдельным дисциплинам, циклам дисциплин (текущая аттестация), а также практической и теоретической подготовленности выпускников к выполнению образовательных задач, установленных ГОС (итоговая государственная аттестация); оценка педагогических кадров по заранее разработанным критериям в соответствии с их должностными обязанностями.

Аттракция (от англ. аttraction – притяжение, тяготение) – установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность.

Аффекты (от лат. аffectus – душевное волнение, страсть) – сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.

Беседа – в педагогике, вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. По характеру организуемой познавательной деятельности различают репродуктивную беседу (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом) и эвристическую (организация поисковой деятельности учащихся, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач); в психологии, метод психолого-педагогического исследования. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности – мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, отношения к среде, коллективу и пр. Результаты, полученные методом беседы, не поддаются формализации и статистической обработке и позволяют лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака.

Бессознательное – теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного: 1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; 2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности; 3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.

Валидность – обоснованность методики; это одна из основных психометрических характеристик психодиагностической методики, указывающая на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству. В широком смысле валидность включает сведения о поведении и психических явлениях, которые находятся в причинной зависимости от диагностируемого свойства. Аналогичным образом можно говорить о валидности тестового задания.

Введенский Александр Иванович (1856-1925) – русский философ и психолог. Разработал на основе учения И. Канта философскую систему логицизма. В книгах «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» отвергал экспериментальный подход к анализу душевной жизни.

Вестибулярная система – структурно-функциональная система, предназначенная для восприятия и анализа пространственной информации. Ее основой выступила система распознавания направления силы гравитации, имеющаяся у большинства беспозвоночных, которая в процессе эволюции оформилась в аппарат полукружных каналов, за счет которого поступает информация о положении головы и тела и направлении движения.

Внимание – процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, непроизвольное, представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей и послепроизвольное, возникающее на основе внимания произвольного и заключающееся в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.

Воля – способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания.

Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс превнесения какого-либо свойства предметов другой области. Также различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах, активное, дивергентное.

Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Воспитание – многозначно; его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; в широком педагогическом смысле – как целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; в узком педагогическом смысле – как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определённых качеств, взглядов, убеждений; в ещё более узком значении – решение конкретных воспитательных задач. По содержанию одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие – нравственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, третьи – добавляют правовое воспитание, половое воспитание и полоролевое, экономическое, экологическое воспитание. По институциональному признаку можно выделить семейное воспитание, религиозное воспитание, социальное воспитание и дизсоциальное воспитание. С точки зрения характера отношений участников воспитания, его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений. По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное воспитание, свободное воспитание, демократическое воспитание.

Восприятие – процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

Воспроизведение – актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей. Различается непроизвольное воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи, и произвольное, обусловленное реализацией особой задачи. В любом случае воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями.

Выготский Лев Семенович (1896-1934) – отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. До второй половины 20-х гг. занимался проблемой восприятия искусства, выделяя в эмоциональной сфере воспринимающего то или иное произведение искусства два разнонаправленных аффекта, противоположность которых снимается в катарсисе, являющимся основой эстетических реакций. В работе «Исторический смысл психологического кризиса» приступил к анализу общих проблем методологии и теории психологии и построению методологии марксистской психологии. Занимался проблемами дефектологии в созданной им лаборатории психологии аномального детства (1925-1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическую речь («Мышление и речь», 1934). Ввел понятие зоны ближайшего развития.

Высшая нервная деятельность – нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. В качестве основной теоретической модели для анализа высшей нервной деятельности выступает рефлекс, посредством которого происходит реагирование организма на воздействия окружающего мира. Основными механизмами работы являются нервные процессы возбуждения, за счет которого могут образовываться и функционировать новые временные связи, и торможения, которое может обусловливать угасание условного рефлекса, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным. Выделяют следующие основные законы высшей нервной деятельности: 1. Образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным; 2. Угасание временных связей при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным; 3. Иррадиация и концентрация нервных процессов; 4. Взаимная индукция неравных процессов; 5. Формирование динамических cтeреотипов, представляющих собой сложные динамические системы рефлексов. Формирование и угасание временных связей происходит в коре больших полушарий головного мозга, а нервные центры важнейших безусловных рефлексов локализованы в подкорковых отделах мозга, за счет которых достигается высокий уровень активности нервных клеток коры больших полушарий.

Вытеснение – форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит устранение неприемлемых влечений и переживаний из сознания.

Гербарт Иоганн (1776-1841) – немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. В качестве элементов сознания рассматривал представления. Для объяснения их статики и динамики, в частности их силы, ясности, говорил о необходимости применения математики. Согласно Гербарту, в сознании можно выделить три области: ясного сознания, просто сознания и бессознательного, между которыми существуют переходы (пороги). Так, возможен переход представлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представления и количества связей данного представления с прошлым опытом, а также обратный переход представления в область бессознательного, получивший название вытеснения.

Гештальт (от нем. gestalt – форма, структура) – основное понятие гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания (кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии). Образование гештальтов обусловлено действиями законов расчленения психологического поля.

Гештальтпсихология – психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи критического реализма и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, поле, в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.

Гиперфункция памяти – состояние памяти, связанное обычно с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых наркотиков или гипнотическим воздействием. Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний.

Горе – это специфический психический процесс, реакция на утрату значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего.

Гуманистическая психология – ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках: 1. Человек целостен; 2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; 3. Главной психологической реальностью являются переживания человека; 4. Человеческая жизнь единый процесс; 5. Человек открыт к самореализации; 6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Дарвин Чарльз (1809-1882) – английский естествоиспытатель, автор теории естественного отбора. В психологической области занимался проблемами инстинктивного поведения, онтогенеза поведения и сознания, приспособительной роли эмоциональных реакций.

Дауна болезнь (Down L., 1866) – форма олигофрении; характерны задержка умственного и физического развития, соматические изменения, специфический облик (микробрахицефалия, близкое расположение и косой разрез глаз, широкая и запавшая переносица, полуоткрытый рот, неправильная форма ушей). Умственное недоразвитие различной степени: от не резко выраженной дебильности до идиотии. Проявление врожденной трисомии 21-й хромосомы.

Дебильность – умственная отсталость в такой степени, когда ребёнок может обучаться по специальным (коррекционным) программам образовательных школ VIII вида, овладевать несложными рабочими профессиями.

Демократизация – внедрение демократических принципов в образовательную систему.

Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно-исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. В структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъект к деятельности, цели как прогнозируемые результаты этой деятельности и операциональные аспекты, с помощью которых деятельность реализуется.

Диагностика педагогическая – компонент структуры образовательной программы, при этом роль диагностики состоит в коррекции педагогического процесса; процедура выявления уровня готовности к какому-либо виду деятельности, в том числе к учебной деятельности определенного содержания и уровня сложности. В более узком употреблении термин обозначает процедуру и совокупность способов проверки успешности освоения учебного материала.

Диагностика психологическая (психодиагностика) – 1. Установление психологического диагноза – описание состояния объектов, которыми в различных отношениях могут выступать отдельная личность, группа или организация; 2. Область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Дистресс (от греч. dys приставка, означающая расстройство + англ. stress – напряжение) – стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье, автор Г. Селье.

Диверсификация (от лат. diversus – разный; facere – делать разнообразие, разностороннее развитие; позднелат. – изменение, разнообразие) – обозначает «расширение сфер деятельности, номенклатуры продукции в процессе концентрации на межотраслевом уровне»; в педагогическом тезаурусе употребляется наравне с термином «инновация» и означает «построение разнообразия» в образовании.

Диспут (полемика) – метод обучения, при котором контроль почти полностью осуществляется его участниками. Используется при проведении заключительных занятий по определенным темам учебной программы. Преимуществом метода является возможность свободного обмена мнениями между участниками обсуждения. Способствует пробуждению активного мышления обучающихся, прививает им навыки анализа и поиска правильного решения, умения аргументировать суждения, правильно строить умозаключения.

Докторантура – одна из ступеней послевузовского образования, имеющая целью подготовку научных и научно-педагогических работников высшей квалификации на соискание ученой степени доктора наук. Задачей докторантуры является создание условий, необходимых для завершения исследований, и на их основе защиты докторской диссертации наиболее активными учеными, кандидатами наук, имеющими значительные научные результаты.

Душа – понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на внутреннюю жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти. Идеи всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа – активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин Д. стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

Жест – элемент пантомимики, выполняемый при помощи действий руками. Подразделяются на иллюстративные, обслуживающие какую-либо высказываемую мысль, и выразительные, свидетельствующие об эмоциях или намерениях человека. Ряд жестов приобрел ритуализированное значение.

Заблуждение – отношение несовпадения объективной истинностной характеристики знания с его субъективной оценкой в категориях истины и лжи; это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Причиной возникновения заблуждений является сложность решаемых проблем, в ситуациях неполной информации.

Забывание – активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материал, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.

Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: 1. Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных неравных связей, их прочность, легкость дифференцировок; 2. Анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.

Запечатление – специфическая форма обучения. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его фиксация без сознательной установки на это.

Запоминание – активный процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет, прежде всего, за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.

Идентификация (от лат. identificare – отождествлять) – отождествление; установление совпадения чего-либо с чем-либо.

Идентификация личности – механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, им. Ориентация на другого человека как на образец существенно повышает показатели социального научения.

Идея-фикс – разновидность невроза, проявляющаяся, прежде всего, в навязчивых идеях.

Идиотия – наиболее глубокая умственная отсталость с отсутствием pечи и дpугих психических функций. Больные беспомощны, нуждаются в надзоpе и уходе. Pезко снижены и извpащены pеакции на окpужающее. Они не pазличают съедобного от несъедобного. Инстинкт самосохpанения отсутствует. Pезко снижены все виды чувствительности. Движения плохо кооpдиниpованы. Пpи отсутствии pечи они поpой издают нечленоpаздельные звуки. Чужую pечь не понимают. Hаpушено самообслуживание. Тpудовые навыки не выpабатываются. Очень легко возникает аффект злобы.

Изард (Izard) Кэррол (род. 1923) – американский психолог. Защитил докторскую диссертацию в Сиракузском университете в Нью-Йорке. Профессор психологии Делаверского университета. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций выделил три уровня: нейрофизиологический, экспрессивный, субъективный. Дал описание таких фундаментальных эмоций, как: интерес, возбуждение, радость, удивление, горе, страдание, депрессия, гнев, отвращение, презрение, страх, тревожность, стыд, застенчивость, вина.

Изобретательство – творческий процесс, приводящий к новому решению задачи в любой области техники, культуры, здравоохранения или обороны, дающий положительный эффект.

Имбецильность – умственная отсталость в такой степени, когда ребёнок может овладевать речью и усваивать несложные навыки самообслуживания и обслуживающего труда. У детей с И. наблюдаются глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы. Определённая часть детей с И. может овладеть простейшими навыками чтения, письма, счёта. После специального обучения они могут работать в специально организованных мастерских.

Индивидуальность (от лат. indiduum – неделимое, особь) – понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

Индивидуальность личности – совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые порождаются в ходе его жизни в обществе при наличии необходимых антропогенетических предпосылок; результат наполнения возможностей индивида конкретным культурно-историческим содержанием.

Инсентивность – показатель деятельности учащихся в педагогическом процессе, выражающийся в степени их интереса к усвоению информации, вызванного с помощью постановки вопросов, оценки ответов.

Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение, наитие) – совокупность врождённых компонентов поведения и психики человека и животных.

Интеллект – высокое развитие познавательных способностей, эрудированность, прозорливость.

Интеллектуальная мономания (бред) – крайняя степень расстройства мышления.

Интеракция – взаимодействие партнеров, направленное на организацию и осуществление совместной деятельности.

Интернальный (внутренний) локус контроля – (см. локус контроля).

Интроверсия – сдержанность, замкнутость, застенчивость, спокойствие. Интроверт предпочитает быть отдаленным от всех, кроме самых близких людей. Интроверт старается планировать все свои действия заранее, любит во всем порядок и держит свои чувства под строгим контролем.

Интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) – метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую, систематическую и феноменологическое самонаблюдение.

Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований.

Истощение – последняя стадия общего адаптационного синдрома (Г. Селье), непрекращающееся длительное воздействие стресса, характеризующееся дистрессом (см. дистресс).

Квалификация – уровень и вид профессиональной подготовленности специалиста.

Классно-урочная система обучения – организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и образовательными программами. Уроки проводятся по твёрдому расписанию, составленному на основе учебного плана. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытные участки.

Когнитивная психология – направление в психологии, возникшее в начале 60-х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Коллектив (от лат. сollectivus – собирательный) – социальная общность людей, объединённая на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Коменский (Komensky, Comenius) Ян Амос (1592-1670) – чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Деятельность К. была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всём мире». Теорию всеобщего универсального образования К. изложил в «Великой дидактике» (1633-1638), ставшей осн. теоретической базой средней ступени образования. Цель воспитания К. видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.

Коммуникационное поле – это совокупность инструментов информационного воздействия на аудиторию, прямо или косвенно формирующие ее характер и влияющие на все ее составляющие.

Коммуникация – общение в широком смысле; связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе.

Коммуникация невербальная (от лат. verbalis – устный и лат. соmmunicatiо – общаться) – поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению. Выделяют следующие формы: паралингвистические компоненты, к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи. Кроме того, в качестве эмоциональных индикаторов (в частности напряжения) могут выступать запинки, оговорки, паузы и молчание; мимические выражения; кинестетические выражения (поза, телодвижения); движения глаз (частота и длительность фиксации глаз другого человека); проксемику (характеристики межличностной дистанции).

Компетентность – уровень достижений индивида (кандидата, исполнителя) в области определенной компетенции.

Компетенция – область деятельности, значимая для эффективной работы организации в целом, в которой индивид (кандидат, исполнитель) должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально-важные качества личности.

Конгруэнтность (в пед. технологии) – степень совпадения жестов с речевыми высказываниями учителя в процессе пед. общения.

Конкретность – это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.

Контроль – наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.

Конфликт (лат. сonflictus – столкновение) – предельно обострённое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. К. подразделяются на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые). Внутриличностный К. – столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т.п. Проявляется в неустойчивом настроении, повышенной ранимости и т.п. Если внутриличностный К. носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведении, снижения результатов деятельности; возможно возникновение на его почве неврозов. Межличностные К. возникают в тех случаях, когда люди преследуют несовместимые цели, придерживаются несовместимых ценностей и норм или в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной цели. К. – социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

«Концепция» личности – совокупность теоретических представлений, согласно которым психологическое ядро личности есть индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности.

Креативность (от лат. creatio – созидание) – изобретательность мышления («творческость»), творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) – советский психолог, автор одного из вариантов деятельностного подхода в психологии. В конце 20-х гг., работая у Л.С. Выготского и используя идеи культурно-исторической концепции, исследовал процессы памяти. В начале 30-х гг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно-смысловой сферы личности, методологии и истории психологии.

Либидо (лат. libido – желание, влечение, страсть) – первоначально одно из основных понятий психоанализа, предложенное З. Фрейдом (S. Freud) для обозначения сексуальных (преимущественно бессознательных) влечений. В современной сексологии понятие «либидо» используют обычно как синоним понятия «половое влечение» у человека.

Лидерство (от англ. leader – ведущий) – ведущее влияние члена группы – лидера на группу в целом. В социальной психологии выделяются две осн. лидерские роли. Роль делового лидера включает действия, направленные преимущественно на решение поставленной перед группой задачи (например, реализация трудовой, учебной деятельности). Роль эмоционального лидера содержит действия, относящиеся главным образом к сфере межличностного общения в группе. Лидер способен в значимых ситуациях оказывать существенное влияние на поведение остальных участников, руководить ими. Однако понятия «Л.» и «руководство» не совпадают. В отличие от руководителя, лидер не назначается официально, не наделяется формально к.-л. полномочиями и не несёт законной ответственности на состояние дел в группе.

Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Локус контроля (от лат. locus – место и controle – проверка) – теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный (внутренний) локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный (внешний) локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством.

Лонгитюдное исследование (от англ. longitude – долгота) – длительное и систематическое наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса одних и тех же педагогических явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы.

Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970) – американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой выделил пять основных уровней потребностей: 1. Физиологические; 2. Потребности в безопасности; 3. Потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; 4. Потребность в уважении и признании; 5. Потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов. При этом вводится предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребности нижележащих уровней. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей, сред которых особенно выделил независимость, креативность, философское мировосприятие, демократичность в общении, продуктивность. В дальнейшем видоизменил свою модель мотивации на основе идеи о качественном различие двух классов потребностей: потребностей нужды и потребностей развития.

Медитация (от лат. meditatiо – размышление) – измененное состояние сознания. Может вызываться различными причинами, как внешними (прием наркотиков, нарушение обмена веществ, гипоксия, гипогликемия), так и внутренними (сенсорная депривация, специальные упражнения). При этом поступление сигналов через телесную организацию индивида блокируется или направленно сужается, и сознание освобождается от мыслей, образов и чувств, которые связаны с внешним миром. Происходит расширение сознания до космического.

Меланхолик – тип темперамента в классификации Гиппократа. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

Менеджмент в образовании (педагогический) – это управление образовательным процессом, федеральными, региональными, муниципальными органами образования, а также внутришкольное управление. Комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

Мимика (от греч. mimikos – подражательный) – выразительное движение мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Нередко М. учителя действует на учащихся гораздо сильнее, чем слова. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его настроение, отношение, поэтому педагог должен уметь показывать только то, что относится к делу.

Мнение – это точка зрения, выраженная в форме определенных суждений, идей и представлений.

Мобилизация (франц. mobilisation, от лат. mobilis – подвижный) – приведение в действие, сосредоточение сил и средств для достижения определённой цели.

Моделирование – метод исследования объектов на их моделях – аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов – физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов.

Мозг – центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками. У позвоночных животных и человека различают головной мозг, помещенный в полости черепа, и спинной, находящийся в позвоночном канале.

Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.

Морфология человека (от греч. morphe – «форма», lоgos – «учение, наука») 1) в широком понимании – учение о строении человеческого тела в связи с его развитием и жизнедеятельностью; включает анатомию, эмбриологию и гистологию человека. 2) В узком смысле – раздел антропологии, изучающий вариации половозрастных, этнотерриториальных, конституциональных, профессиональных и других особенностей человеческого тела, а также отдельных его частей и органов. По морфологическому признаку выделяют следующие типы: астенический – характеризуется длинными конечностями, тонкими костями, длинной шеей, слабо развитой мускулатурой; мезоморфный тип – широкая грудь, длинное туловище, плотная мышечная структура, большая мышечная сила; атлетический тип характеризует крепкое сложение тела. Ему соответствуют темпераменты, отличающиеся сдержанностью (которая может сменяться вспыльчивостью); Пикнический тип (от греч. pyknos – плотный, крепкий) – характеризующееся низким ростом, круглой головой, короткими конечностями и шеей, широкой грудью, выступающим животом и склонностью к отложению жира; Эктоморфный тип имеет сравнительно короткую верхнюю часть тела, длинные руки и ноги, узкие ступи и кисти, а также небольшой корпус и относительно узкие плечи. Эктоморфы обычно имеют длинные тонкие мышцы, которые наращиваются крайне медленно, и весьма ограниченные запасы жира; Эндоморфный тип характеризуется гибкой мышечной системой, круглым лицом, короткой шеей, широкими бедрами и значительными запасами жира. Эндоморф так же легко наращивает мышечную массу, как и мезоморф.

Мотив (от лат. moveo – двигаю) – материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

Мотивация – система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного.

Мотивация достижения – стремление человека к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом. Для диагностики мотивации достижения очень часто используются проективные стратегии, в частности разработанную Д. Мак Клелландом и его сотрудниками методику, которую в дальнейшем усовершенствовал Г. Хекхаузен.

Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражениям действительности. Различают следующие виды мышления: визуальное мышление – способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов, формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров. Наглядно-действенное мышление – форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая, прежде всего, практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, в котором отношения между элементами проблемной ситуации предстают в достаточно схематизированном виде. Наглядно-образное мышление – мышление, в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно-действенного мышления, данный вид мышления основан на использовании определенных перцептивных эталонов, на основе которых возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов. Таким образом, в представлениях, которыми оперирует наглядно-образное мышление, выражаются не только ситуативно возникающие связи, но также более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации. Практическое мышление – мышление, в котором решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности. В отличие от теоретического мышления здесь не ставится задача выработки новых методологических средств, которые можно переносить в принципиально иные ситуации.

Наблюдение – восприятие того или иного процесса, имеющее целью выявление неизменных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс наблюдения – это один из основных методов сбора эмпирической информации, имеющий общенаучное значение и активно используемый, в частности, в психодиагностике. Различают, по крайней мере, два вида наблюдения: а) поисковое – направленное на первичный анализ (выделение) признаков и элементов наблюдения, построение категориальной схемы для последующего стандартизованного наблюдения. б) стандартизированное – основывается на использовании уже выработанной схемы наблюдения, в рамках которой известно, какой признак (элемент наблюдения) относится к определенной диагностической категории. Особенно трудным видом наблюдения является включенное наблюдение, когда наблюдатель должен одновременно активно взаимодействовать с объектом наблюдения (клиентом, пациентом), устанавливая с ним контакт, поддерживая беседу. Включенное наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает.

Направленность – устремленность, сосредоточенность в каком-нибудь направлении.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека в относительно независимых от него ситуациях.

Негативизм (от лат. negatio – отрицание) – нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться, как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.

Независимость – тенденция полагаться на свое собственное мнение, конкурировать, соревноваться с другими людьми, в крайней степени выраженности – враждебность.

Обобщение – познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий приемов познавательной деятельности и знаков.

Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Образование – необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры. Различают следующие виды образования:

Высшее образование – совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры.

Дополнительное образование – термин имеет три значения: 1. приобретение учащимися учебного заведения дополнительных знаний, умений и навыков, не предусмотренных обязательными программами обучения; 2. любая форма неформального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование; 3. любая форма формального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование. Дополнительное образование (формальное или неформальное) является важнейшей составляющей системы непрерывного образования.

Начальное общее образование – обязательная первая ступень общего образования и необходимое условие для продолжения обучения на последующих ступенях в общеобразовательном учреждении; имеет целью воспитание и общее развитие детей (обучающихся), научение их чтению, письму и счету, формирование у них первоначальной системы знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения, в том числе учебных навыков и мотивации к обучению.

Непрерывное образование – образование, получаемое по дополнительным программам общего и/или профессионального образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной классификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности.

Специальное образование – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых работнику определённой профессии и квалификации.

Среднее специальное образование – одна из форм профессионального образования; имеет целью подготовку непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определённой квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующей теоретической подготовки.

Обучающийся (ученик) – лицо, зачисленное в установленном порядке в учебное заведение для получения общего или профессионального образования по определенной образовательной программе. К обучающимся относятся: учащиеся, студенты, курсанты, аспиранты, докторанты, слушатели и др. категории обучающихся.

Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание. Понятие «обучение» многозначно. Свойство обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем. Кибернетика понимает обучение ещё шире, говоря, например, о самообучающихся системах. В ходе социального развития обучение становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта. Главные составляющие процесса обучения – преподавание и учение. В их единстве заключается осн. дидактическая функция обучения. В элементарной форме отношение «преподавание – учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика. Однако только к такому взаимодействию не сводится. Ученик в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения. Управляющая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю. Отношение «преподавание – учение» определённым образом реализуется и в заочном обучении. Деятельность преподавания в этом виде О. представлена в виде письменных заданий, учебников и т.д.

Обучение групповое – вариант непосредственного педагогического общения между обучающими и обучаемыми в учебно-воспитательном процессе, имеющий две разновидности: фронтальную (например, работа учителя с классом) и звеньевую (бригадную).

Обучение дифференцированное (лат. differentia – разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

Обучение индивидуальное – осуществление учебного процесса с учётом особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на эффективность их обучения.

Обучение проблемное – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов: 1. Возникновение познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале; 2. Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач. Система проблемного обучения включает в себя информационные, не требующие творческой активности личности, и тренировочные, включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения, этапы обучения. Различают три формы проблемного обучения: проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и решает ее; совместное обучение, при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися; творческое обучение, при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение. Наиболее оптимальным материалом для моделирования проблемных ситуаций является история науки и техники.

Обучение фронтальное – деятельность учителя, нацеленная на управление учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Учитель организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы.

Общение – взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности.

Олигофрения – форма умственной отсталости. Характеризуется тотальностью (недоразвитыми оказываются все нервно-психические процессы) и иерархичностью психологического дефекта (в большей степени наблюдаются нарушения подвижности внутренних процессов в интеллектуально-речевой сфере и в меньше степени в сенсомоторной). Интеллектуальный дефект при олигофрении может иметь различную степень тяжести, в соответствии с которой выделяют три группы: идиотию (IQ не больше 20), имбицильность (IQ = 20-50) и дебильность (IQ = 50-70).

Онтогенез – развитие индивида на протяжении его жизни.

Организация (от франц.organisation – от ср.-век. лат. organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю) – 1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением; 2) Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Применяют к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, фиксируя динамические закономерности, т.е. относящиеся к функционированию, поведению и взаимодействию частей; обычно соотносится с понятиями структуры, системы, управления.

Отвлечение (см. Абстракция).

Ощущение – построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. Наиболее распространенной является классификация по модальности. Сюда входят зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения.

Ощущения вестибулярные – чувствительность, обеспечивающая анализ информации о положении и перемещениях тела в пространстве.

Ощущения вкусовые – ощущения, возникающие при воздействии различных растворимых веществ на вкусовые рецепторы, расположенные у позвоночных главным образом на поверхности языка, а также в слизистой оболочке ротовой полости. Основные вкусовые ощущения: горькое, сладкое, кислое, соленое. Вкус влияет на аппетит и пищеварение, зависит от физиологического состояния. При некоторых болезнях и с возрастом может меняться или утрачиваться.

Ощущения зрительные – чувствительность, обусловленная воздействием внешних раздражителей на рецепторы сетчатки глаза.

Ощущения кинестетические – ощущения, дающие субъекту информацию о движении и положении его собственного тела. Возникают при раздражении рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. На основе кинестетической чувствительности могут формироваться межсенсорные связи – например, зрительно-двигательные, определяющие пространственное видение (зрение пространственное); или кожно-кинестетические, играющие очень важную роль в процессах осязания. На базе ощущений кинестетических оказывается возможной компенсация нарушенного зрения у слепых или слуха у глухих, а также компенсация речи при ее нарушениях.

Ощущения обонятельные – результат восприятия и анализа информации о веществах, соприкасающихся со слизистой оболочкой носовой полости.

Ощущения тактильные (осязательные) – форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы, и состоящих из клеток соединительной ткани капсул. Различный характер




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.192 сек.