Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурные переменные и мотивация социального контроля




Тедеши и Фелсон (Tedeschi & Felson, 1994) полагают, что угрозы и карательные меры часто применяются для того, чтобы контролировать поведение окружающих. В этом смысле агрессивные действия представляют собой всего лишь отвратитель­ные формы социального воздействия.и служат властным интересам личности, осу­ществляющей контроль. Личность, от которой исходят угрозы, добивается покор­ности, чтобы с помощью тех, кому она угрожает, достичь желаемых результатов. Такая форма насилия является не самой предпочтительной формой воздействия с учетом возможности возмездия и негативной реакции со стороны окружающих.

Тот, кто намерен прибегнуть к тактике насилия, учитывает процедурный смысл таких действий. Так, Махатма Ганди питал отвращение к проявлениям жестоко­сти при выражении протеста, но был не против применения ненасильственной так­тики сопротивления. В субкультурах менонитов и квакеров проповедуется и прак­тикуется отсутствие насилия и принуждения, а в качестве самого сурового наказа­ния для нарушителей используется избежание контактов с ними. Исследования в области возрастной психологии показали, что агрессивные мальчики, в отличие от неагрессивных, считают насилие эффективной формой контроля окружающих (Boldizar, Perry & Perry, 1989). Это значит, что установки на действенность и прием­лемость насильственной тактики делают агрессию более распространенным явлением.

Таким образом культурные различия в агрессивном поведении можно интер­претировать с учетом процедурного смысла таких действий. Есть основания пола­гать, что совокупность этих смыслов в определенной степени связана с Я-концеп-цией личности. Ким и его коллеги обнаружили, что респонденты, склонные к вза­имозависимому Я-конструированию, выражают большее отвращение к насилию или оскорблению окружающих, чем склонные к независимому Я-Конструирова­нию (Kim et а!., 1996; Kim, Sharkey & Singelis, 1994). Таким образом, судя по всему, культурные вариации вербальных проявлений агрессивности связаны с оценкой такого поведения с точки зрения Я-конструкции. Подобную связь с Я-конструи-рованием можно обнаружить при выборе стратегии разрешения конфликта (см., например, Bond, Leung & Schwartz, 1992) и других типов социального поведения, связанных с сохранением гармонии межличностных отношений.

Современные гипотезы, касающиеся культурных параметров эго, учитывают также задачи и тактику поведения индивида в ситуации социального конфликта. Маркус и Китаяма (Markus & Kitayama, 1991), обращаясь к индивидуализму и коллективизму, рассматривают концепции независимого и взаимозависимого Я. Они считают, что

для многих культур западное представление о личности, как о сущности, для кото­рой характерны определенные внутренние атрибуты и которая изолирована от контекста, не является адекватным отражением представлений об эго. Скорее эго будет рассматриваться ими как включенное в систему взаимосвязей с контекстом, иное по своей сущности, а именно, «эго взаимосвязанное с окружающими» (р. 225).

Обучи и Тедеши (Ohbuchi & Tedeschi, 1998) обнаружили, что цели и тактика японцев и американцев в ситуации конфликта различны. Возможно, опосредован­ное влияние на эти различия оказывают Я-конструкции респондентов. Японцы, принадлежащие к коллективистской культуре и предположительно склонные к более взаимозависимой Я-конструкции, демонстрируют устойчивое стремление сохранить отношения с оппонентом. Более того, они стремятся решить конфликт, используя разного рода обходные пути, например привлекая третьих лиц в каче­стве посредников и предлагая компромиссные решения. Американцы, представля­ющие индивидуалистическую культуру, обнаруживают большую склонность к решению конфликта в индивидуальном порядке и к тактике конфронтации. Если взаимозависимые Я-конструкты связаны со стремлением сохранить социальную гармонию, а независимые — с индивидуальными интересами (и, вероятно, с более пренебрежительным отношением к социальным взаимосвязям), тогда культурные различия в склонности к принудительным мерам (например, агрессивному пове­дению) можно объяснить с точки зрения Я-конструктов.

Ценность определенных объектов и потребность в них различны в разных куль­турах. Следовательно, источники конфликта и соперничества, а также цели, к ко­торым стремится индивид, воздействуя на окружающих, также различаются меж­ду собой. У мбути в Африке мужчины стремятся захватить территорию для охоты (Turnbull, 1965). Основной причиной конфликтов среди янаномо в Бразилии яв­ляется дефицит женщин (Chagnon, 1976). В обществах с коллективной формой собственности конфликты из-за собственности встречаются достаточно редко (Knault, 1987).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.