Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Там же. С. 25. 1 страница




Психологическая концепция классового права

Право как идеологическая форма классовых отношений

В 20-е годы проблемам марксистского правопонимания и по­строения марксистской теории права был посвящен также ряд публикаций И. Разумовского1. Уже в его докладе "Социология и право" в ноябре 1923 г. (т. е. до появления книги Пашуканиса) на секции права Коммунистической Академии отмечалось, что мар­ксистская теория права должна строиться по аналогии с Марксо-вой критикой политэкономии. Отсюда и его в целом положительное отношение к работе Пашуканиса при расхождении "в некоторых частностях"2.

Для Разумовского (как и для Пашуканиса — с ориентацией на "Капитал") единственно правильный подход к построению маркси­стской теории права — это "социологическая и социалистическая критика буржуазной общей теории права"3. При этом он подчерки­вает важность теоретико-правовых исследований для правильного и конкретного понимания хода исторического развития, для теории исторического материализма в целом. "Ибо, — замечает он, — во­просы права и связи его с экономической структурой общества, послужившие, как известно, в свое время отправным пунктом для всех дальнейших теоретических построений Маркса, это — основ­ные вопросы марксистской социологии, это лучший пробный ка­мень для проверки и подтверждения основных предпосылок мар­ксистской диалектической методологии"4.

1 См. в частности: Разумовский И. Понятие права у Маркса и Энгельса // Под знаменем марксизма, 1923, № 2—3; Он же. Проблемы марксистской теории права М., 1925.

2 Разумовский И. Проблемы марксистской теории права. С. 3.

3 Там же. С. 4.

4 Там же. С. 5.

232 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

Действительно, отрицание частной собственности и права, а вместе с ними и "эгоистического" (т. е. экономически и юридически свободного) индивида имеет для всего марксизма фундаментальное значение, предопределяя остальные выводы этой социальной док­трины. И поскольку право подразумевает и свободу индивида, и его право на собственность, то можно сказать, что анализ марксистско­го отношения к праву — это характеристика сути, а не второсте­пенных аспектов марксизма.

Ряд разногласий в марксистской среде по вопросам правовой теории, по мнению Разумовского, вызывается недиалектической постановкой вопроса о правовой идеологии. Подчеркивая, что пра­во занимало Маркса и Энгельса преимущественно как идеология в различных ее проявлениях, Разумовский стремится выявить, "не­смотря на множественность проявлений, единство специфических черт правовой формы, выступающих и в отвлеченной философии права, и в конкретных правовых отношениях, и в системах законо­дательных норм"1.

В отличие от Пашуканиса, исходившего от правового субъекта как простейшей клеточки правовой ткани, Разумовский полагал, что юридический субъект — это уже слишком сложная социальная и идеологическая категория. Поэтому, считал он, в марксистской критике общей теории права аналитическому и генетическому рас­смотрению в его историческом и логическом развитии "должно под­вергнуться "простейшее правовое отношение", согласно указанию Маркса — владение, и его развитие в частную собственность, — являющуюся в ином своем аспекте, "с обратной стороны" — отно­шением господства и подчинения"2.

В целом историческое развитие правовых понятий, в той или иной степени совпадающее с логическим развертыванием правовой формы, в трактовке Разумовского выглядит так: "начиная от про­стейшего правового отношения, владения участком общественной собственности — этого наиболее раннего зародыша частной собст­венности, и кончая современной капиталистической частной собст­венностью, а затем распределением "по работе" на первой фазе коммунизма"3.

Как идеологическое опосредование (идеологическая форма) классовых материальных (экономических) отношений право, по Разумовскому, — это форма общественного сознания. Он дает сле­дующее общее определение права как идеологического способа и порядка опосредования материальных отношений в классовом об­ществе: "Порядок общественных отношений, в конечном счете от-

1 Там же. С. 4.

2 Там же. С. 18. Расходясь здесь с Пашуканисом, полагавшим, что отношения гос­подства и подчинения не укладываются полностью в правовую форму, Разумов­ский считает и эти отношения правовыми, т.е. идеологически опосредуемыми.

3 Там же. С. 135.

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

ношений между классами, поскольку он отображается в общест­венном сознании, исторически неизбежно абстрагируется, отдиф-ференцировывается для этого сознания от своих материальных ус­ловий и, объективируясь для него, получает дальнейшее сложное идеологическое развитие в системах "норм"1.

Бросается в глаза отсутствие у Разумовского здесь (да и в других его определениях и характеристиках права) какого-либо признака, специфичного именно для права. Зная данное обстоя­тельство, он в обоснование своей позиции ссылается на взаимосвя­зи между отдельными идеологиями и на недопустимость метафи­зического размежевания в праве общественных отношений и идео­логии. "Совершенно пустой абстракцией, — утверждает он, — было бы резко разграничивать между собой различные формы идеоло­гии, в особенности те из них, которые играют роль формального опосредования самого общественного строя материального произ­водства, стоят ближе всего к базису, — как право, нравственность и, в отдельные периоды, политическая идеология"2.

Отмирание "буржуазного права" означает, по Разумовскому, "смерть права как идеологии" и переход в коммунистическом об­ществе "к сознательно регулируемой и сознающей характер своей связи с материальными условиями производства системе общест­венного поведения"3. Кто, как и с помощью каких средств будет при коммунизме осуществлять это "сознательное регулирование" (без идеологии и без права), остается неясным.

Вопрос о судьбах права после пролетарской революции Разу­мовский рассматривает в плоскости использования пролетарской диктатурой отмирающих категорий буржуазного права. Судя по его рассуждениям, издание при диктатуре пролетариата новых за­конов, кодексов и т. д. не означает создания "непосредственного и нового революционного права в смысле нового типа правовой фор­мы, отныне опосредствующей материальные общественные отно­шения"4. Характеризуя новую форму экономических отношений при нэпе как "государственный капитализм в его ленинском понима­нии"5, Разумовский отмечает, что только неизбежная для товарно-капиталистических отношений форма буржуазного права может служить формальным опосредованием советской экономики. Но в эту типовую форму пролетариат может и должен, по его мысли, вкладывать свое новое классовое содержание. "Это, — поясняет он, — происходит не путем построения права по новым принципам, но путем выделения роли государства как особого "субъекта прав", определенных — в правовой же форме! — ограничений действия

1 Там же. С. 50.

2 Там же. С. 51.

3 Там же. С. 23.

4 Там же. С. 77.

5 Там же.

234 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

права и т. д. И здесь должно сказаться само материальное отноше­ние: привилегированное положение государства как наиболее мощ­ного "капиталиста"1.

Как "пережиток" буржуазного общества буржуазное право (и вообще правовая форма) будет, по Разумовскому, существовать, пока существуют отношения обмена, пока существуют классы и пролетариат как класс. И даже сознавая все иллюзии и особенно­сти правовой формы, победивший пролетариат не может (до полно­го коммунизма) окончательно отрешиться от товарно-правовой идео­логии. Пролетариат, по его словам, "не может не использовать фор­мы права для своего строительства, не может не мыслить в право­вых терминах, не может не выставлять правовых требований... Един­ственное, чего может и должен добиться пролетариат на пути пре­одоления правовой идеологии — это научиться, при помощи своего могучего оружия — диалектического метода, отличать правовое выражение от его экономической сущности"2.

Но чего стоит мышление пролетариата "в правовых терминах" в ситуации, где право просто отсутствует? И кому он должен предъ­являть "правовые требования" в условиях своей диктатуры и со­циализации собственности, исключающих право вообще, в том чис­ле и право что-то требовать? И если юридическое мировоззрение в буржуазном обществе, где действительно есть соответствующее право, — это, согласно марксизму, ложное, идеологическое воззре­ние, то что же тогда представляет собой правовое мышление про­летариата в категориях буржуазной юридической идеологии там, где уже нет права, и до тех пор, пока он сам не исчезнет как класс?

Эти и сходные вопросы, порождаемые анализом воззрений Маркса на право как идеологическую форму, остаются без надле­жащего ответа.

В целом трактовка Разумовским права как идеологического явления в условиях послереволюционной ситуации и диктатуры пролетариата была ориентирована на нэповский вариант проле­тарского использования буржуазного права. Но тут прежде всего следует отметить, что советский государственный сектор при мно­гоукладном нэпе был не "госкапитализмом" (как, со ссылкой на Ленина, считал Разумовский), а социализированным сектором, т. е. этот главный и определяющий уклад был фактором не правообра-зования, а как раз отрицания права. И допущенное при нэпе бур­жуазное право фактически действовало лишь вне рамок государ­ственного сектора, в сфере несоциализированных или частично и временно десоциализированных укладов.

Толкование Разумовского явно расходилось с этими реалиями. Отсюда и его интерпретации нэповского права в духе положений

r

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

Маркса и Ленина о буржуазном "равном праве" на первой фазе коммунизма. Эти разные вещи оказались у него отождествленными в силу их одинаковой идеологизированности, хотя нэповское бур­жуазное право — это реальность, а буржуазное "равное право" при социализме — несбывшееся предсказание. Но данное обстоя­тельство, имеющее принципиальное значение для оценки всего подхода Маркса и Ленина к праву, остается вне рамок идеологи­ческого толкования Разумовским права как формы общественного сознания.

Представления о классовом праве, включая и классовое про­летарское право, с позиций психологической теории права разви­вал М.А. Рейснер. Еще до революции он начал, а затем продолжал классовую интерпретацию и переработку ряда идей таких пред­ставителей психологической школы права, как Л. Кнапп и Л. Пет-ражицкий1.

Свою заслугу в области марксистского правоведения он ви­дел в том, что учение Петражицкого об интуитивном праве поста­вил "на марксистское основание", в результате чего "получилось не интуитивное право вообще, которое могло там и здесь давать индивидуальные формы, приспособленные к известным общест­венным условиям, а самое настоящее классовое право, которое в виде права интуитивного вырабатывалось вне каких бы то ни было официальных рамок в рядах угнетенной и эксплуатируе­мой массы."2.

Марксистские представления о классовости права Рейснер толковал в том смысле, что каждый общественный класс — не только класс господствующий, но и угнетенные классы — в соответствии с положением данного класса в обществе и его психикой творит свое реально существующее и действующее интуитивное классовое право. Уже при капитализме, по Рейснеру, имеется не только буржуазное право, но также пролетарское право и крестьянское право. Так что не "все право" запятнано "эксплуататорской целью"3. Возражая против отождествления всего права с эксплуататорским правом, Рейснер уже до революции проводил ту мысль, что у революцион­ных масс есть свое классовое интуитивное право, которое должно лечь в основу их будущего господства.

1 Там же. С. 78.

2 Там же. С. 134—135.

1 См., в частности: Рейснер М.А. Теория Петражицкого, марксизм и социальная идеология. СПб., 1908; Он же. Государство, СПб., 1911 (2-е изд. 1918); Он же. Основы Советской конституции. М., 1918; Он же. Государство буржуазии и РСФСР. М., 1923; Ок же. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. Л., 1925 дальнейшем цитировании — просто "Право").

2 Рейснер МЛ. Право. С. 20.

3 Рейснер МЛ. Теория Петражицкого, марксизм и социальная идеология. С. 159—160.

236 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

Такое правопонимание, согласно Рейснеру, подтвердилось по­сле пролетарской революции, особенно выразительно — в Декрете о суде № 1, которым деятельность новой юстиции в условиях от­сутствия надлежащего официального (позитивного) права была ори­ентирована на "революционное правосознание" победившего про­летариата.

В проведении этого декрета и пропаганде его идей, как извест­но, большую роль сыграл A.B. Луначарский1. Как положения дек­рета, так и позиция Луначарского в дальнейшем подвергались кри­тике (со стороны Стучки, Пашуканиса и др.) за использование уче­ния Петражицкого об интуитивном праве и т. д. Рейснер, отвергая эту критику, отмечал, что декрет (и соответственно — Луначар­ский) имел в виду не интуитивное право в толковании Петражиц­кого, а марксистски переработанное Рейснером классовое интуи­тивное право пролетарских масс. По словам Рейснера, это он, под­держав усилия Луначарского по организации революционной юс­тиции, указал на то, что революционное право уже есть и сущест­вует, несмотря на то, что никакое законодательство его еще не за­крепило. "Это, как выяснил я тов. Луначарскому, со ссылкой на некоторые научные материалы, — отмечал позднее Рейснер, — было интуитивное (или захватное) право наших революционных масс, которое в качестве классового права восставших содержит в себе полноту надлежащего правосознания"2. И именно этот декрет, по оценке Рейснера, стал основой нового правопорядка с его особенно­стями и классовым принципом.

Общими признаками всех типов права, согласно Рейснеру, яв­ляются, во-первых, связь права с хозяйством (где нет хозяйства, нет и права) и, во-вторых, идеологичность права (право как одна из идеологических форм). Характеризуя право как "результат хо­зяйственных, а в частности производственных отношений", Рейс­нер поясняет, что "каждый класс строит свое право на основе сво­его положения в производстве и обмене, а общий правопорядок от­ражает на себе черты той формы производства, которая в свою очередь определяет классовый порядок"3.

1 Защищая положения данного декрета в духе психологического учения об интуи­тивном праве, Луначарский в своей статье в большевистской "Правде" трактовал революцию как крах позитивного права и торжество интуитивного права трудя­щихся. В статье проводилась мысль об "истреблении всех органов старого права", подчеркивался классовый характер интуитивного права. "Свое право, — писал Луначарский, — каждый класс создает на деле, когда он применяет свою власть, когда он строит общественный мир по образу и подобию своему, т.е. в соответствии со своими коренными классовыми интересами, с одной стороны, и данными кон­кретными условиями, с другой". — Луначарский A.B. Революция и суд // Правда, 1917. 1 декабря (18 ноября).

2 Рейснер М.А. Право. С. 21—22.

3 Там же. С. 248.

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

Специальная же природа права как одной из идеологических форм состоит, по Рейснеру, в том, что правовая идеология отража­ет действительность "через равенство и неравенство и построен­ную на этом основании справедливость"1. Отсюда и определение права (данное Рейснером еще в 1912 г.) как идеологии, которая "опи­рается в нашем сознании прежде всего на понятие правды, спра­ведливости и равенства в распределении и уравнении между людьми и вещами"2. Причем такая специфичность правовой идеологии (пра­вовой формы преломления отражаемой действительности под уг­лом зрения различных классовых представлений о справедливо­сти, равенстве и неравенстве) "ничего не меняет в зависимости правовой идеологии от хозяйственного базиса, но только показы­вает нам направление, в котором происходит извращение и пре­ломление правового отражения"3.

Интуитивное право каждого класса Рейснер именует субъек­тивным правом этого класса. Критикуя этатистские представления о праве как продукте государства и субъективном праве как след­ствии объективного права (общего права, общего правопорядка), он отмечает, что, напротив, объективное право (и общий правопоря­док) формируется из компромисса различных классовых субъек­тивных прав, из классовых правопритязаний. Рождение права пред­стает у Рейснера "в виде совершенно одностороннего акта", но это не чисто психологическое переживание в духе Петражицкого, по­скольку, во-первых, формирование классового субъекта права про­исходит под давлением материальной среды, а во-вторых, "психо­логическая установка субъективного права совершается здесь в качестве идеологического отражения действительности, — образо­вания соответственно "идеального побуждения" (говорим здесь тер­мином Энгельса) с тем, чтобы при помощи этого идеального побуж­дения организовать опять-таки известное коллективное действие или реальное поведение, несущее на себе определенные следы из­вестного метода представления"*.

О субъективном праве Рейснер говорит в том смысле, что есть определенный коллективный субъект (род, класс) как носитель особых правовых притязаний — своих требований равенства и спра­ведливости. "Понятие субъективный, — поясняет он, — мы могли бы прямо заменить понятием одиночный или односторонний, в противоположность всему, носящему характер согласительный или двусторонний. Субъективное право с этой точки зрения есть не что иное, как право одностороннее, являющееся результатом построения формальной воли данного субъекта, выступающего со

1 Там же. С. 253.

2 Там же. С. 24.

3 Там же. С. 253.

4 Там же. С. 261—262.

238 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

своим требованием к той или иной другой стороне или к объектив­ному миру"1.

Такому субъективному праву, по концепции Рейснера, проти­востоит право объективное, общее, отличительный признак кото­рого состоит в том, что оно устанавливается не одной стороной, а всем обществом (основными классами) или несколькими носителя­ми субъективных прав на основе известной общности ("общей поч­вы") между ними, путем определенного компромисса между ними. Там, где нет такой "общей почвы" (в состоянии войны, револю­ции, мероприятий силовой внеправовой политики), там правопри-тязания сторон находятся в непримиримых отношениях и их кон­фликт решается,не правовыми, а какими-нибудь иными (фактиче­скими, силовыми) средствами.

Классовость права в толковании Рейснера подразумевает, та­ким образом, наличие правового элемента в межклассовой борьбе, существование особого субъективного классового права и, наконец, своеобразный компромисс этих субъективных классовых прав, "ко­торый в той или иной форме завершает картину правовой оболоч­ки междуклассовой борьбы"2. В результате классовой борьбы одно из субъективных прав ложится в основу некоторого общего право­порядка, в котором классовое право господствующего класса зани­мает доминирующее положение.

Диалектику взаимосвязи субъективных прав и общего права Рейснер изображает так: субъективное право плюс другое субъек­тивное право дает известное объективное право, которое в конеч­ном счете определяет место и значение субъективных прав — объ­ективный порядок пропорции или равенства между спорящими сто­ронами. Взамен борьбы субъективных классовых правопритяза-ний устанавливается их примирение в виде правоотношения, где правам соответствуют обязанности, причем обязанная сторона по­лучает хотя бы минимальную область прав. В целом "право, как идеологическая форма, построенная при помощи борьбы за равен­ство и связанную с ним справедливость, заключает в себе два основных момента, — а именно, во-первых, волевую сторону или одностороннее "субъективное право" и, во-вторых, нахождение об­щей правовой почвы и создание при помощи соглашения двусто­роннего "объективного права". Лишь там возможна правовая борь­ба, где имеется возможность нахождения такой почвы"3. Где ее нет, там — борьба различных сил.

Во время классовой борьбы, отмечает Рейснер, правовой эле­мент может отступить на задний план, а правовые требования — поддерживаться исключительно аргументами силы. "Но это, — про-

l

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

должает он, — нисколько не мешает пронести через политиче­скую борьбу правовые требования, поскольку они связаны, во-пер­вых, с собственностью, а во-вторых, и с другими моментами рав­ного или неравного распределения благ и силы, и в тот момент, когда заканчивается борьба и создается известный формальный компромисс между победителями и побежденными, субъективное право класса переходит в объективное право данного, более широ­кого, объединения, государства или какой-нибудь иной организа­ции"1.

Право победившего класса, по Рейснеру, не заменяется цели­ком и непосредственно идеологической формой власти, т. е. исклю­чительно политической организацией, политикой. Между правом и властью как двумя разными идеологическими формами, выражаю­щими соответственно начала справедливости и целесообразности, имеются существенные отличия как в функциях, так и в способах и средствах их осуществления. Социальная функция власти, отме­чает Рейснер, — это единство, и она может осуществляться пря­мым уничтожением всех нарушающих такое единство сил и момен­тов. Социальная же функция права — соглашение и компромисс, которые, хотя и не гарантируют полного равенства в распределе­нии власти или экономического обеспечения, но во всяком случае создают общий порядок на основе той или иной "справедливости" и признанных ею "прав". "И если власть, — писал он, — дает взаи­модействие в социальном поведении на основе прямого подчине­ния, то право требует хотя бы призрачного или молчаливого согла­шения. Выражение власти есть приказ, выражение права — дого­вор. Власть есть свобода, право — связанность чужим правом"2.

Весьма показательно, что различие между правом и властью Рейснер проводит ценой отождествления власти (охватывающей у него политическую власть и государство) с силой и прямым наси­лием, с приказом и непосредственным подавлением. Власть, поли­тическое господство, государство предстают у него (вполне в общем русле марксистского и ленинского учения о политической власти и государстве как организации классовой диктатуры) как свобода прямого (внеправового и антиправового) насилия и подавления, так что для правовой формы организации политической власти в виде публично-правовой власти, для правового государства здесь не ос­тается места. У Рейснера свободно лишь государство, лишь власть, и свобода эта трактуется как непосредственное классовое насилие по принципу целесообразности.

Вместе с тем в конструкции Рейснера исключается понимание права как свободы вообще и свободы индивидов в особенности, по­скольку субъектами права у него являются классы (до классов —

1 Там же. С. 262.

2 Там же. С. 268.

3 Там же. С. 267.

1 Там же. С. 269.

2 Там же. С. 196.

240 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

родовые группы), а индивиды остаются за бортом такой антиинди­видуалистической, классово-коллективистски интерпретируемой интуитивной теории права.

Всякое т. н. "общее" право (общий правопорядок) — как при капитализме, так и после победы пролетарской революции — пред­ставляет собой, по Рейснеру, компромисс и объединение наличных в данном обществе субъективных классовых прав. "Ибо, — замеча­ет он, — одинаково и буржуазное государство, и наше Советское точно так же включает в свой общий правопорядок и право проле­тарское, крестьянское, и буржуазное. Одного только, пожалуй, "пра­ва" у нас нет — это права землевладельческого в смысле частного землевладения, хотя зато мы имеет грандиозного помещика в лице самих Советов, владеющих порядочным количеством имений в виде советских хозяйств"1. Разница, однако, в том, что при капитализме господствующее положение в общем правопорядке занимает право буржуазии, а в советском правопорядке — пролетарское право.

Таким образом, уже при капитализме, по концепции Рейснера, имеется и фактически действует субъективное пролетарское пра­во. Во время революции и гражданской войны между враждующи­ми сторонами не было правового компромисса, правовых отноше­ний, "общего" правопорядка, — здесь, по словам Рейснера, "гос­подствует политика в своей наиболее обнаженной форме", исполь­зуется "идея диктатуры и террора как с одной, так и с другой стороны"2. На территории, контролируемой пролетариатом, дейст­вует его субъективное классовое право (по принципу: чья власть, того и право).

После гражданской войны и перехода к нэпу складывается компромисс между классом-победителем и побежденным классом и восстанавливаются некоторые институты классового права против­ника в качестве составной части создающегося общего советского правопорядка. Здесь, поясняет Рейснер, "действует уже не один штык или сила, но своего рода молчаливое соглашение, по которо­му навстречу красной власти идут различные "красные" купцы, предприниматели, кустари, собственники и тому подобные нетру­довые слои, которые и принимают объявление основных граждан­ских прав в качестве правового соглашения с пролетариатом и его союзником — трудовым крестьянством"3. Тем самым новое между­классовое ("общее") право определило "неравенство между круп­нейшими классовыми группами" и выразило (в соответствии с этим

1 Там же. С. 198. Здесь, как и в других случаях, следует учитывать то обстоятель­ство, что у Рейснера право при капитализме (как "общее" право) не совпадает с буржуазным правом (с субъективным правом буржуазии); точно так же право со­ветское (право при диктатуре пролетариата) как "общее" право не совпадает с пролетарским правом (субъективным правом пролетариата).

2 Там же. С. 207.

3 Там же. С. 209.

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

неравенством) "регулирующую справедливость" в межклассовых отношениях, в основе которой лежит господство пролетарского права с его трудовым принципом, ограничивающим и допущенные ин­ституты буржуазного права1.

В первые годы Советской власти (от революции до нэпа), по, оценке Рейснера, экономическая и техническая деятельность, по-; литическая и административная работа явно преобладали над пра­вовым регулированием. Планы мероприятий тех лет устанавлива-i лись почти исключительно на основе целесообразности, а не спра-i ведливости и правовой формы. Наиболее значительные акты этого • времени были проявлением "живой диктатуры пролетариата"2 (це­лесообразной политической деятельности) или мероприятиями по созданию социалистического хозяйства. "Поскольку в этот период шла речь о праве и правовом порядке, он представлял собою наибо­лее чистое воплощение социалистического мировоззрения, как оно сложилось среди пролетариата и крестьянства. Трудовая повин­ность, с одной стороны, и трудовое землепользование, с другой, — таковы были важнейшие воплощения социалистического равенства, дополненного с другой стороны соответственным участием в пользо­вании продуктами питания и широкого потребления, которые рас­пределялись пропорционально трудовой ценности каждого гражда­нина в стране Советов"3. В этих условиях господства политической целесообразности "законодательство принималось прежде всего как организующая или техническая деятельность, которая лишь в незна­чительной своей части облекалась правовыми формами"4.

Новая мерка — трудовое начало — определила, по словам Рейснера, уже в годы "военного коммунизма" путь классовой спра­ведливости советского законодательства. "Так было осуществлено основное правовое требование пролетариата о введении трудовой повинности, уравнявшей всех граждан Советской Республики пе­ред общей обязанностью труда и одарившей их правом на его при­менение"6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.