Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная основа общения




Человеку присуща потребность в общении - взаимодействии с другими людьми. Удовлетворяя эту потребность, человек прояв­ляет и реализует свои человеческие возможности. По мнению психолога В.Н.Мясищева, потребность в деятельном общении, или общении в деятельности, представляет характерную специфи­чески человеческую потребность. У детей она выражается как в реакциях, так и в словах (плач при уходе матери, радость при ее возвращении, специфические формы поведения в период ее дли­тельного отсутствия подтверждают, что потребность общения с матерью является движущей силой поведения ребенка).

В основе потребности в общении - базовая, органическая по­требность всякого живого организма в деятельности. Но по­скольку человек не просто живой организм, а существо общест­венное, то его общественная сущность реализуется и развивается лишь в общественной деятельности, основу любого вида кото­рой составляет общение человека с другими людьми. Известный социолог первой половины XX в. П.А.Сорокин считал, что под влиянием этой потребности возникают социальные группы: че­ловеку трудно жить в уединении, его тянет к другим. «Радость толкает его поделиться, горе требует утешения, уныние - ободре­ния, страх - защиты. Эта потребность влечет одних на улицу по­толкаться между сочеловеками, других в кружок близких людей, третьих - покалякать с соседями, четвертых - на бал, пятых - на митинг, шестых - в театр и т.д. Она повелительно толкает чело­века искать общества других людей, вступать с ними во взаимо­действие и жить совместной, общественной жизнью»1. Общение есть деятельность общественного индивида. «Именно благодаря общению поступок А становится обстоятельством жизни В, С, D и т.д., а их поступки, экспрессивные действия сказываются на поведении А....Общение внутри групп, межгрупповое в коллек-

1 Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет. - М. 1994.-С.36.

тиве, межколлективное есть один из самых важнейших каналов социальной детерминации индивидуального развития»1.

Более глубокое проявление социальной природы общения за­ключается в том, что его характер зависит не только (и даже не столько) от психологии общающихся, их знаний и умений, но в первую очередь от социальных условий их жизни. Вспомним ха­рактер и способы общения в салоне мадам Шерер («Война и мир» Л.Н.Толстого) и сравним их характер с описанным Л.Н.Толстым общением между персонажами повести «Казаки»: совсем иные мотивы установления контактов, иные интонации, специфические способы обмена информацией, чувствами и т.п. Интересные мыс­ли по этому поводу высказывает современный американский пси­хотерапевт Э.Шостром: «В бизнесе личность - это уже не столько личность, сколько машина для делания денег....Как известно, пси­хотерапия базируется на уважении личности и достоинства тех лю­дей, которые обращаются к врачу за помощью. Но тот факт, что пришедший в консультацию человек - не просто страдающая лич­ность, а клиент (!), несколько меняет всю ситуацию... За каждую оказанную... услугу я вынужден брать гонорар... который, вкупе с гонорарами других клиентов, сможет покрыть цены электрических машинок, газовые счета, счета за электричество...страховку. Кроме того, мне нужно кормить семью, и моим помощникам - тоже. Итак, во мне сталкиваются психотерапевт и бизнесмен...»2.

Естественно, в каждом отдельном случае общение имеет инди­видуально-личностную окраску: индивидуально отношение и об­щение матери с ребенком, индивидуально общение между сверст­никами, между влюбленными, между соседями и т.д. Как мотивы, так и способы обращения друг к другу несут на себе отпечатки индивидуальностей общающихся: и в самых мрачных социальных условиях были примеры высокогуманных отношений, общения на основе нежности, заботы, участия и сотрудничества.

В практическом отношении представляет интерес технология общения. Общение - это деятельность, один из ее видов. В про­стейшем случае это обмен информацией, в котором участвуют:

- коммуникатор (субъект, передающий информацию);

- коммуникант (реципиент - субъект, принимающий информа­цию);

- собственно информация, состоящая из трех частей: когни­тивной - сведений об обсуждаемом объекте, индексальной - све­дений о коммуникаторе, регулятивной - сведений о ходе общения, о его начале и конце;

1 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.—С. 166-167. 2 Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - М., 1992. - С. 126-127.

- коммуникативное поле (ситуация в целом, пространство, на котором происходит общение);

- средства или каналы коммуникации'.

С этой точки зрения объяснимы примеры общения такого ти­па, как вопрос и ответ скучающих, никуда не спешащих собесед­ников: «Который час?» - «Без четверти двенадцать», или обмен другой нейтральной, малозначащей информацией. Однако сущ­ность общения двух участников, обменявшихся теми же фразами:

«Который час?» и «Без четверти двенадцать», один из которых (спросивший) понял, что опоздал на важную встречу, невозможно объяснить только обменом информацией. Необъяснимы с этой точки зрения и примеры непринятия в одних случаях правильной информации и, наоборот, полного принятия информации лож­ной, примеры социальной ориентации участников общения, ока­зания воспитательного влияния одними на других. Учитывая это, развивается другая теория, согласно которой общение - это взаи­модействие людей в ходе совместной деятельности. В структуре взаимодействия рассматривают его участников, их ценности и мотивы, ситуации взаимодействия.

Однако и в этом случае духовно-личностная сторона отноше­ний, характерная особенно для педагогического общения, факти­чески не учитывается. Для преодоления этого недостатка Б.Ф.Ло­мов предложил рассматривать общение в качестве самостоятель­ной категории, в которую включаются «...не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но и процесс их взаимодействия, в котором обнаруживаются со­действие (или противодействие), согласие (или противоречие), со­переживание и т.п.»2.

Возможно, если принять тезис о наличии кроме предметной и интеллектуальной еще и душевной деятельности - деятельности, когда человек не совершает ни физических, ни умственных дейст­вий, но все же трудится, совершает иногда и напряженную работу души, то затруднения в определении сути понятия общения умень­шатся. В этом случае педагогическое общение с полным основанием можно рассматривать как один из видов деятельности, для которого характерно своеобразное соотношение обмена между субъектами информацией, действиями, эмоциональными влияниями и установле­ния на этой основе взаимопонимания (как понимание друг друга). В соответствии с этим в общении рассматривают три стороны: ком-

1 См.: Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. - М., 1985. -С. 89.

2 Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы филосо­фии.-1979.-№ 8.

муникативную (обмен информацией), интерактивную (организация взаимодействия), перцептивную (процесс восприятия друг друга и установления взаимопонимания). В реальной практике общения эти стороны не существуют изолированно друг от друга1.

Таким образом, общение, с одной стороны, - обмен информа­цией между его участниками, с другой - их взаимодействие в ходе совместной деятельности и, с третьей стороны, восприятие людь­ми друг друга.

Исходя из такого понимания сущности общения, нетрудно объяснить и сложные примеры взаимоотношений участников пе­дагогического процесса, в том числе и отношений, устанавливае­мых на сугубо духовно-эмоциональной, а не только на информационно-деятельностной основе. В таких отношениях общение «... из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию значимую, лежащую в природе профессии... выступает как средство решения учебных задач, как система социально-педагогического обеспечения воспитательного процесса»2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.