Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выполните комплекс заданий для самостоятельной работы




В ВАЩ «КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»

КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus — собирательный) — рганизованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интереса­ми, ценностными ориентациями, совместной деятельно­стью и общением, взаимной ответственностью.

Коллектив определяется как соци­альная фуппа; одно из значений сло­ва «группа» в ряде европейских и рус­ском языке - «круг» (В. Даль - «кру­жок»178). Идея группы отражает пред­ставление о равенстве входящих в ее состав лиц, о ее целостности и внут­реннем единстве.

И ЕЩЕ ОДНО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ, ДАННОЕ ПСИХОЛОГАМИ

В ВАШ «КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»

ГРУППА — совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе коопе­ративного взаимодействия удовлетворяющих личные зап­росы и интересы179.

• НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ, ИЛИ - TEMPORA MUTANTUR...

...et nos mutamur in illis^ отмечали древние, конста­тируя взаимообусловленную изменчивость времен, чело­века, взглядов людей. Это высказывание имеет прямое от­ношение к теории коллектива, к оценке его роли в соци­ализации человеческой личности.

До недавних пор незыблемым принципом отечествен­ной (и не только!) педагогики был принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Однако в последние годы в педагогической литературе и периодической печати по-

178 См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М„ 1989. -T.I. -С. 401.

179 См.: Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические пробле­мы исследования): Учебн. пособие. — М., 1984, — С. 25.

180 Времена меняются, и мы меняемся с ними.

явился ряд публикаций, авторы которых решительно от­рицают этот принцип, определяя коллектив как чудовищ­ное порождение тоталитарной политической системы.

Поляризация мнений нашла отражение и в учебниках по педагогике: если предположить, что человек, желаю­щий разобраться в этом вопросе, сможет познакомиться со всеми точками зрения, то проблемы в противоречивом изложении учебного материала нет, однако практика по­казывает, что студенты пользуются, как правило, одним учебным пособием и потому невольно становятся залож­никами авторской концепции.

Пролистаем наиболее известные учебные пособия, из­данные после 1991 года, и попытаемся определить, в чем же состоят основные противоречия.

• В учебниках И.Ф. Харламова181, В.А. Сластенина и др.182, в курсе лекций Б.Т. Лихачева183 отмечается: одна из важ­нейших закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование лич­ности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив; при этом коллектив рассматривается как форма целостной организации детской жизни, которая дает возможность оказывать одновременно воспитательное влия­ние на всех детей вместе и на каждую личность в отдельно­сти, обеспечивает условия для влияния детей друг на друга. В одиночку человек может развиваться только до очень не­значительных пределов, за которыми его опыт должен обо­гащаться опытом других. Только в совместной коллективной деятельности и общении, по мнению авторов, человек мо­жет реализовать свой потенциал, осуществить свои цели.

• Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов184 утверждают, что целью, субъектом, объектом и результатом воспитания выступа-

181 См.: Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн. пособие. — М., 1997. — 512 с.

182 См.: Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М., 1997. — 512 с.

183 См.: Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. — М., 1992. — 512 с.

184 Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. — М., 1997. — 288 с.

ют люди - воспитанники и педагоги, а также детские и юношеские объедине­ния (понятие «коллектив» авторы прак­тически не используют), которые воз­никают и функционируют, с одной стороны, в связи с потребностью детей в общении и взаимодействии, а с дру­гой — выступают для учителей одной из важнейших форм осуществления педагогического процесса. По мнению ав­торов, перспективы детских, юношеских сообществ свя­заны с осознанием обществом, педагогами некомпенси-руемости (незаменимости) этих объединений в жизни каж­дого ребенка, который должен иметь актуальную сферу самореализации, «зону ближайшего развития», испробо­вать себя в лидерстве и исполнительности, дисциплине и ответственности, т.е. в процессе взаимодействия и взаи­мовлиянии человека и сообщества.

• В «Размышлениях о гуманной педагогике» Ш.А. Амонашвили185, в «Основах личностно ори­ентированной педагогики» Д.А. Белухина186, в по­строенном на основе сопоставления мнений учебном пособии по педагогике, изданном под редакцией П.И. Пидкасистого187, проблема кол­лектива и коллективного воспитания не подни­мается совсем.

• А вот как оценивает коллектив и коллек­тивное воспитание B.C. Безрукова: «Индиви­дуально-ориентированная педагогика призна­ет внутреннюю сложность и автономию чело­веческой личности и противостоит коллекти­визму, где главная роль отводится влиянию на

185 См.: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995.-496 с.

186 См.: Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Часть 1. — М., Воронеж, 1996. — 318 с.

187 См.: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. рея. П.И. Подкасистого. — М., 1996. — 602 с.

человека социальной группы... i»'8*. Противоречия, порож­денные, по мнению B.C. Безруковой, а также И.П. Под-ласого189, внедрением теории коллективного воспитания, обнаруживаются в нивелировке личности, ее пассивнос­ти и конформизме (подчинении мнению большинства), утрате индивидуальности, неповторимости.

А МЕЖДУ ТЕМ...

Идея коллективного воспитания не нова и не может рассматриваться единственно как «плод тоталитарной со­ветской педагогики»: уже в XVIII веке ее реализовывал в детских приютах И.Г. Песталоцци; в XIX — начале XX века П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушин-ский указывали на необходимость поддержки детских со­обществ, развития у детей чувства товарищества и взаи­мопомощи; В.А. Лай (1862-1926) - немецкий педагог, основоположник «педагогики действия» — призывал к со­зданию школьных общин, в рамках которых должна осу­ществляться совместная практическая деятельность уча­щихся, способствующая их социализации.

Сколь противоречивы бы не были оценки коллекти­ва, в полной мере игнорировать его роль (позитивную или негативную) и значение в формировании личности не может, пожалуй, никто. Коллектив (можно назвать его детским объединением, малой группой и т.д.) — есть объективная реальность, поскольку коллектив для чело­века - это:

• СФЕРА ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ -зна­чительную часть жизни проводит человек в рам­ках различных коллективов, общественных объединений, коопераций и ассоциаций —

188 Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и инженерно-педагогичес­ких техникумов. — Екатеринбург, — 1996. — С. 246.

г9 См.: Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 489-490.

трудно представить себе полнокровную жизнь нашего современника, не вступающего в раз­ветвленную систему производственных, интел­лектуальных, социально-политических, худо­жественно-творческих и иных взаимодействий и взаимоотношений с другими людьми.

СФЕРА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ, СА­МОВЫРАЖЕНИЯ И САМОРЕАЛИ­ЗАЦИИ — только в системе коллектив­ных связей и отношений человек мо­жет сопоставить самооценку с тем, как его оценивают другие (а потребность во внешней оценке объективна), выразить свою индивидуальность, реализо­вать свои возможности.

• СФЕРА ОБЩЕНИЯ - здесь реали­зуется естественная потребность личнос­ти в диалоге, обеспечивающем взаимо­познание и взаимопонимание (перцеп­тивная функция), передачу и получение информации (коммуникативная функция), опыта, эмо­ционально-нравственных отношений, ценностей и оце­нок (интерактивная функция).

ГАРАНТ ЗАЩИЩЕННОСТИ И ПОД­ДЕРЖКИ — в коллективе человек стре­мится обрести защиту от любой внеш­ней афессии, найти товарищеское по­нимание, сочувствие, помощь, поддержку. А.С. Макаренко справедливо отмечал, что ценность коллектива обусловлена его способностью защи­тить каждого своего члена190.

190 См.: Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процес­са // Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. — М., 1983. — T.I. -С. 318.

ВМЕСТЕ С ТЕМ КОЛЛЕКТИВ - ЭТО ЕЩЕ И -

• МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА - основная база накопления опыта взаимодействия личности с обществом, освое­ния социальных ролей, демократических форм орга­низации жизнедеятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.