КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика формирующего влияния семьи
Характер и интенсивность семейного влияния изменяются в различные периоды жизни человека: в дошкольном детстве семья играет исключительно важную роль в реализации практически всех (материальных, духовных, познавательных) потребностей ребенка; в младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии познавательной сферы; на этапах отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабевая в целом, сохраняет для растущего человека большое значение в части развития его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения159. Дифференцирование семья влияет и на детей разного пола: известно, что девочки (девушки) более привязаны к семье, более пластичны к ее воздействию. В значительной степени реализация воспитательной функции семьи обусловлена национальной спецификой, социо-культурными традициями и присущими данному сообществу нормами, носителем которых она выступает. Вместе с тем есть и ряд общих факторов, обеспечивающих особую роль семьи в социализации личности. К ним относятся: • Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воздействий — семья оказывает влияние на развитие человека с момента появления на свет (народная мудрость гласит, что формирование личности ребенка начинается с рождения его родителей) и практически до его последних дней. Прежде всего поэтому семью большинство участников социологических опросов ставят на первое место в ряду факторов, наиболее значимых в форми- 159 См Белкин А С Основы возрастной педагогики В 2 ч. — Екатеринбург, 1992. — Ч. 1. - 73 с.
ровании личности, подтверждая тезис о том, что семья -не просто важный, а необходимый, глубоко специфический компонент социализации человека160. • Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности: даже в тех случаях, когда названные чувства утрачены, либо когда человек воспитывается вне семьи, это обстоятельство выступает как важный фактор формирования его личности. «В хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, господствуют чуткие отношения к слову, к мысли и чувствам, к взгляду, еле заметному оттенку настроения, в отношениях добра и согласия, взаимной помощи и поддержки, духовного единства и щедрости, доверия и взаимного уважения родителей, перед ребенком раскрывается все то, на чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному и антиобщественному»16', — писал В А. Сухомлинский. • Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, имеющих разную область интересов и деятельности, призвано способствовать духовному обогащению каждого члена семейного сообщества, передаче и усвоению опыта. Приходится констатировать, однако, что резкое уменьшение числа детей в семье, ограничение возможностей межпоколенного общения в связи с нуклеаризацией семьи (выделением супругов и их детей из состава родительской семьи), порожденной естественным стремлением супружеских пар жить отдельно от родителей, во многом изменили сегодня (чаще — не в лучшую сторону!) характер влияния этого фактора. 160 См Семья и общество / Под ред А Г. Харчева. — М., 1982. — С. 17. 16' Сухомлинский В А Родительская педагогика // Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. В 3 т. - М., 1981. - Т. 3. - С. 409. • Взаимная направленность формирующих воздействий — влияние оказывают не только старшие члены семьи на младших, но и наоборот: дети зачастую побуждают взрослых к самосовершенствованию, изменению своего образа жизни, поведения, привычек. «...Воспитание есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети»162, — писал Л.Н. Толстой.
• Благоприятная возможность для учета индивидуальных особенностей, актуального психического состояния, потребностей и интересов каждого члена семьи — в системе общественного воспитания, в процессе взаимодействия человека с внешней социальной средой — объективно ограничена. • Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния — взаимодействие человека с людьми, не входящими в состав его семейного окружения, имеет главным образом рациональные мотивы и, как правило, рационально по своему характеру. И вновь обратимся к В.А. Сухомлинско-му: «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными»163. 162 Толстой Л.Н. Письмо к неизвестной // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. — 4-е изд., доп. — М., 1986. — С. 240. 163 Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. - М., 1979. - Т. 1. С. 490.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |