Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые терминологические тонкости




Errare humanum esf

(Человеку свойственно ошибаться).

Латинская пословица

 

Для каждой отрасли знаний характерен свой исторически сложившийся специфический категориальный и терминологический аппарат. Появление новых научных терминов должно быть обосно­ванным, практически целесообразным, вводить в круг новых про­блем или раскрывать новые аспекты старых. Эклектичная, подчи­ненная лишь моде и не имеющая разумного научного обоснования новая метафорическая терминология может привести к отрыву со­временного знания от его исторических корней, традиций и к ут­рате данной наукой своей специфики, терминологической точнос­ти и строгости. Это не очередной призыв к борьбе с "безродным космополитизмом", а естественное желание оградить язык науки, как и русский язык в целом, от неоправданной вестернизации.

С началом перестройки на русскую речь обрушился поток иностранных слов и терминов в основном американского происхожде­ния, причем этот ничем не обоснованный и безжалостный процесс засорения русского языка вдохновлен не только современными предпринимателями, но, как это ни странно, учеными, деятелями искусства и культуры. О необходимости защиты и охраны русского языка говорилось на Всемирном Русском Соборе (1993 г.), IX съез­де писателей (1994 г.), в Федеральном законе "О национально-культурной автономии" (1996 г.), на многочисленных собраниях и конференциях.

За последние годы во многих странах ширится движение взащиту родного языка от американизмов и принимаются соответ­ствующие законы. Французская Академия, например, доказала необходимость запрета на употребление иностранных терминов, если во французском языке имеются адекватные обозначения по­нятий и явлений. В законодательном порядке из делового и науч­ного обращения изъято более 2 тысяч неоправданных заимствований (есть, правда, и курьезы — за употребление такого слова, как, например, "джинсы", взимается солидный штраф). Защища­ют свой родной язык в Италии, Саудовской Аравии и в ряде других стран, с искренним сочувствием к современным проблемам русского языка высказался испанский ученый М. Б. Гарсия Альва­рес: "Современный русский язык буквально задыхается от варва­ризмов — слов, заимствованных из иностранных языков".

Менеджмент, менеджер начинают все более энергично вы­теснять из нашего лексикона привычные слова "управление", "ру­ководитель", "управляющий". Равноценна, правомочна ли эта за­мена?

Управление, как функция любых организованных систем, обеспечивает поддержание деятельности и реализацию целей системы и по своему смыслу несколько шире понятия "менеджмент", хотя многие специалисты считают эти понятия синонимами. Общеизвес­тно, что в основе термина "менеджер" лежит английский глагол to manage — управлять, происходящий от латинского manus — рука, хотя есть мнение, что глагол to manage первоначально означал "искусство объезжать лошадей" [23]. Менеджер — профессиональ­ный управляющий, человек, обладающий специальными знания­ми, талантом и определенными навыками в области организации производства и управления. Менеджер не является владельцем фирмы, хотя и может владеть частью ее акций, он работает по найму независимо от уровня управления, его профессиональной подготовки и практического опыта работы.

Все работники государственной конкурсной профессиональ­ной службы США подразделяются на 18 рангов. С 1-го по 8-й — низший персонал (конторские служащие, машинистки, стеногра­фистки), их руководители (supervisors) занимают должности от 9-го до 12-го ранга, руководители среднего звена (manager) — с 13-го по 15-й, а высшие руководители аттестуются на должности 16—18-го рангов (executives). Таким образом, собственно менед­жеры, руководители среднего звена государственной иерархии США, составляют около 14% от 2,8 млн. служащих федеральных органов управления. Кроме того, необходимо учесть значительное количество менеджеров, работающих в частных компаниях Аме­рики [81].

Менеджер работает прежде всего в хозяйственной, произ­водственно-рыночной сфере, и если в России руководитель иден­тифицируется с первым лицом предприятия, директором или на­чальником крупного структурного подразделения, то на Западе менеджер не является первым руководителем или предпринима­телем, "менеджеры занимают определенные должности в каче­стве руководителей определенных организационных подразделе­ний" [86]. Менеджер работает в хозяйственной, рыночной сфере и в соответствии с этим имеет свои определенные цели и функции. В европейско-американском понимании директор (первый руководитель) должен заниматься в основном стратегическим управлением, а оперативное управление он возлагает на заместителей; в России же директор решает практически все вопросы, являясь втом чис­ле и менеджером. В 1991 г. социолог С. Д. Мартынов писал: "...отли­чие советского хозяйственного руководителя от западного менед­жера очень значительно, и говорить о советском менеджере мож­но весьма условно, перспективно, т.е. в прогнозном варианте". С этим мнением можно согласиться, и в дальнейшем тексте моно­графии термины "управление", "руководитель" сознательно будут применяться чаще, чем "менеджмент" и "менеджер".

Современные предприниматели России имеют перед глазами наглядный пример передовых стран, процветающих фирм и стали понимать важность изучения их опыта, их передовой управлен­ческой технологии. Стало наконец очевидным, что для осуществ­ления радикальных перемен в обществе, для решительных эко­номических преобразований необходима адекватная им система управления, которая смогла бы на базе рыночных отношений и новых морально-этических позиций обеспечить эффективность про­изводства, удовлетворить потребности населения. Для подготовки профессиональных управленческих кадров в России начали функ­ционировать сотни школ и курсов менеджмента, маркетинга и биз­неса, введены специальные дисциплины в программы большин­ства вузов, расширяется прием слушателей в академии и высшие школы международного бизнеса и управления. Велик соблазн ре­шить проблему подготовки специалистов в области управления быстро и просто: есть опыт международного менеджмента и соот­ветствующая учебная литература, есть Права Человека и "Его Величество Закон"; перенести все это на русскую землю — и про­блема будет решена. Увы, не так все просто. Тем более что у нас всегда "хотели, как лучше, а получилось, как всегда".

Есть еще одна деликатная тема для размышлений — как стать профессиональным менеджером? Какой колледж, институт или академию нужно окончить, какие дисциплины нужно изучить? Ведь недавно в перечне специальностей Государственного образо­вательного стандарта появилась специальность "менеджмент". Ви­димо, всем уже ясно, что управление во всех сферах деятельно­сти, от государственного управления и до управления любым кол­лективом, настоятельно требует профессионализма. Управле­ние — сложная наука, имеющая свои фундаментальные принци­пы, методы, технические средства, от телефона до современного компьютера, и каждый специалист в области управления обязан владеть этими методами и средствами. Необходимо глубоко знать технологию и специфические особенности производства, где рабо­тает специалист по управлению, существуют правовые аспекты управления, социальные, философские, нравственные, психоло­гические, методологические... Необходимы высокая культура и ши­рокое общее образование, необходим опыт работы в области уп­равления. И, наконец, если управление — не только наука, но и искусство, то необходим талант, без которого искусство мертво.

Как обучать бывшего школьника науке и искусству управле­ния? Понятно, что он должен будет знать основные принципы, функции и современные теории управления, маркетинг, психоло­гию, технику и технологию управления, способы воздействия на личность и коллектив, но как быть с такими базовыми дисципли­нами, как математика, физика, химия и другими отраслями зна­ния, которые обязательно изучают в технических или экономи­ческих вузах? И как определить у абитуриента наличие способно­стей, таланта, необходимых для искусства управления? Ведь не примут выпускника школы в консерваторию обучаться вокалу или игре на скрипке, если у него нет способностей.

Напрашивается вывод: в каждом вузе необходимо изучать теорию и технику управления среди других обязательных дисцип­лин, но основное внимание следует уделять изучению базовой специальности — экономики, энергетики, строительства и т.п. И лишь после приобретения производственного опыта и при яв­ных способностях к управлению следует обучать теории и искусст­ву управления в полном объеме с получением второго высшего образования или в системе повышения квалификации.

Удивительна и по-своему трагична судьба одной из самых замечательных отраслей знания — кибернетики, науки о един­стве информационных и управленческих процессов в любых систе­мах: технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях. Осмеянная и охаянная в 50-х годах советской фило­софией "буржуазная лженаука", отождествляющая якобы челове­ка и машину, человеческое сознание и функции кибернетических систем, в настоящее время забыта и как будто по чьей-то коман­де вычеркнута из перечня важнейших научных дисциплин. В пос­ледние годы кибернетика практически даже не упоминается в тру­дах американских, европейских и российских авторов, хотя имен­но кибернетика, созданная на основе естественнонаучных достижений в области теории автоматического регулирования, электро­ники, теории информации, математической логики, теории алго­ритмов, является основой современных концепций теории управ­ления. Этот несправедливый пробел в эволюции управления как науки принципиально устраняется введением в состав этой моно­графии специального раздела.

Аналогичная ситуация возникла и с автоматизированными системами управления (АСУ). После всеобщего одобрения и излишнего, пожалуй, бума вновь как бы по взмаху чьей-то дири­жерской палочки даже сама аббревиатура "АСУ" выпала из лек­сикона ученых и практиков, зачеркнуты многолетние плодотвор­ные труды отечественных специалистов. Но ведь основные прин­ципы и методология АСУ как совокупность экономико-математи­ческих методов, компьютерной техники и организационных комплексов, обеспечивающих оптимальное управление сложными технологическими процессами, сохранили свою актуальность и се­годня.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные причины политического и экономического кризиса в России?

2. Какие новые требования предъявляются к современной си­стеме государственного и производственного управления?

3. Профессионализм и дилетантство в управлении.

4. В чем разница между творческой и репродуктивной дея­тельностью?

5. Существует ли принципиальная разница между терминами "управление" и "менеджмент"?

Глава 2. Характерные особенности теории и




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.