Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые требования к управлению




Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека.

И. П. Павлов

 

Управление, в широком понимании этого термина, — непре­рывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют от руководителей предприятий и государственных служащих глубо­кого изучения современных методов и форм управления трудовы­ми коллективами. Функции руководителя значительно усложни­лись. Теперь он не только обязан думать о производственном и хозяйственном управлении своим предприятием, фирмой, но и постоянно решать перспективные, стратегические вопросы, которые раньше решались на уровне главка или министерства. Без изучения рынка, без поиска места для своих товаров на нем, без инновационных вложений и банковского кредита предприятие обречено, в условиях рыночных отношений оно погибнет в конкурен­тной борьбе. Рынок имеет в своей основе демократические принци­пы, так как он не может нормально развиваться без самостоятель­ности производителей и потребителей, без равноправия всех форм собственности и свободы выбора. Рыночная конкуренция уже сей­час стала механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все неэффективные формы и методы хозяйствования. Для создания цивилизованного рынка не обязателен тотальный переход от государственной собственнос­ти к частной, достаточно законодательно закрепить за предприя­тием право распоряжаться своей продукцией и своим имуществом.

Жизнь ставит перед руководителем такие проблемные зада­чи, как внедрение новых технологий, организация выпуска но­вых, конкурентоспособных товаров, не формальное, афактичес­кое внимание к качеству выпускаемой продукции, решение комп­лекса социальных вопросов, поиск новых методов стимулирования труда, развитие самоуправления и одновременно укрепление еди­ноначалия и дисциплины. И еще одно новое и очень важное — риск, ответственность. Сейчас в руках руководителя и аппарата управления судьба предприятия; помогать отстающему, как было раньше, никто не будет. Ушла в прошлое такая форма социально­го паразитизма, как хозяйственное иждивенчество, когда госу­дарство оплачивало просчеты и разгильдяйство отстающих предприятий. Руководители вынуждены самостоятельно решать целый ряд новых производственных проблем: определение стратегичес­ких целей и задач управления, разработка детальных планов для достижения этих целей, декомпозиция задач на конкретные опе­рации, координация деятельности предприятия с другими компа­ниями и фирмами, постоянное совершенствование иерархической структуры, оптимизация процедуры принятия управленческих решений, поиск наиболее эффективных стилей управления и со­вершенствование мотивации действий сотрудников.

Появилась и успешно развивается новая тенденция в практи­ке управления — оказалось, что успешная работа предприятия, получение им высоких прибылей и высокая конкурентоспособность во многом зависят от культуры организации. Все крупные и про­цветающие фирмы мира имеют свою особенную, глубоко проду­манную культуру организации, т.е. целый комплекс правил, тра­диций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. Все это дало основание утверждать, что на­ступает время "культурной революции в управлении".

Становится все более очевидным, что методы управления должны охватывать практически все стороны жизни общества. Обоснованно закрепляются понятия общего и специального менедж­мента (о терминологических тонкостях — немного позже): общий менеджмент — управление социально-экономическими процесса­ми (на федеральном или региональном уровне, управление мини­стерскими, коммерческими и банковскими структурами и т.п.); специальный — управление объектами, имеющими особые, спе­цифические черты (финансовый, муниципальный, инвестицион­ный и т.п.). Однако функции и объекты управления в этих струк­турах не определены с необходимой точностью, особенно по вертикали государственной организационной структуры, что приво­дит к значительному количеству дублирующих друг друга органов управления на всех уровнях власти.

Другой особенностью современной теории и практики управ­ления является тенденция распространения маркетинговых мето­дов работы на деятельность некоммерческих организаций. В систе­мах государственного и муниципального управления все чаще применяются методы маркетинговых исследований, работа по биз­нес-планам, развиваются новые виды специального менеджмента: финансовый, муниципальный, инвестиционный и т.п. В России пе­ред руководителями возникли новые, неведомые ранее трудности из-за нестабильности (а может быть, и отсутствия?) правовой базы в стране — ведь на ниве законотворчества увлеченно трудятся Государственная Дума, сам Президент, органы юстиции и право­порядка и, конечно, местная администрация. Всегда лют и хитер был русский чиновник, а уж сейчас... А налоговая инспекция, а антимонопольный комитет, а государственная и рангом ниже мафия...

Особые задачи стоят перед самостоятельным предприятием в связи с новыми проблемами материально-технического обеспече­ния и сбыта. С ностальгическим умилением вспоминают коммер­ческие директора и заведующие отделами снабжения "старые доб­рые времена", когда они "выбивали" там, "наверху", дополни­тельные капитальные вложения, оборудование, топливо, матери­алы, фонд зарплаты. Время всегда рождало своих героев, и были великие мастера "откричать" дополнительные ресурсы на всякий случай, про запас, а теперь... Теперь появились маркетинг, реклама, нужно искать контакты с партнерами в ближнем и дальнем зарубежье, учитывать сложные таможенные барьеры, и ведь все это требует новых профессиональных знаний. "Радость моя, мы живем в переходную эпоху", — говорил Адам Еве по дороге из рая", — шутит У. Инге.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.