Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование русской модели государственного и хозяйственного управления




Каждый народ творит то, что он может, исходя из того, что ему дано. Но плох тот народ, который не видит того, что дано именно ему, а потому ходит побираться под чужими окнами.

И. А. Ильин.

"О русской идее"

 

С начала 90-х годов формируется организационная структура рыночной экономики как альтернатива вертикально-командным структурам.

Значительный экономический эффект и развитие промышлен­ного и научно-технического потенциала страны ожидались от при­ватизации собственности. Утверждалось, что благодаря широко­масштабной приватизации будет осуществлена реорганизация сис­тем управления на всех иерархических уровнях, изменение регу­лирующих функций верхних ступеней управления, получит раз­витие система материального стимулирования и внутрифирмен­ного управления. Однако преодолеть спад производства и полу­чить экономический эффект в условиях приватизации удалось лишь в редких случаях. Например, АО "Тулачермет" в апреле 1993 г. существенно подняло среднюю зарплату, перечислило в фонд потребления 20% прибыли, а в фонд накопления 80% и выплатило по акциям 100% годовых.

Но в тех случаях, когда приватизация не опиралась на преоб­разования в управлении, объемы производства сократились, и боль­шинство предприятий оказались на грани банкротства. Приватиза­ционные процессы чаще всего можно назвать управленческим камуфляжем. Разрослись негосударственные структуры спекуля­тивно-посреднического типа, организация и деятельность которых далеки от принципов реформирования, действенного экономичес­кого регулирования, от реального влияния на преодоление эконо­мического и управленческого кризиса [87].

Приватизация дала за два года в бюджеты всех уровней лишь 1 трлн. руб. дохода, что в два раза меньше, чем доходы Венгрии от приватизации. Нанесен серьезный ущерб оборонной промышленно­сти, в частных руках иностранных компаний и криминальных струк­тур оказались машиностроение, нефтегазодобыча, водный, реч­ной и авиационный транспорт, объекты связи. Кроме преступных ошибок в реализации программы приватизации ход реформ сдер­живался отсутствием общей концепции организации управления экономикой на всех производственных уровнях, отсутствием обо­снованных принципов управления в новых условиях хозяйствова­ния, адекватных рыночному механизму. Фактически все государ­ственные структуры лишились реальных рычагов воздействия на протекающие в экономике процессы, на всех уровнях механизм управления не действует. И, наконец, события августа 1998 г., когда разразился общегосударственный политический, экономичес­кий и хозяйственный кризис... Таковы факты. Они не могут оста­вить равнодушными честных граждан России.

Ушла в безвозвратное прошлое советская система хозяйство­вания, основанная на ленинских принципах управления, на "един­ственно верном" учении марксизма-ленинизма, ушел из жизни и "моральный кодекс строителей коммунизма", и на их месте обра­зовался интеллектуальный вакуум, постепенно заполняющийся чуждыми нашей культуре идеями хищного личного обогащения любой ценой и пренебрежительного отношения к понятиям чести, достоинства, любви и братства. В переломные моменты истории, когда происходит пересмотр устаревших взглядов, всегда возни­кает множество новых идей, моделей и концепций, большинство которых расплывчато, неопределенно, не обосновано наукой и прак­тикой. В Швеции шутники называют это состояние общественной мысли "корпоративным маразмом", но очевидно, что через фазу поиска пройти нужно — только так может родиться модель рос­сийской системы управления на ее новом историческом этапе.

Людям свойственно преувеличивать масштабы тех перемен, свидетелями которых они являются, но ведь Россия уже неодно­кратно переживала "минуты роковые" и всегда возрождалась ве­ликой и сильной. Обретет она свое достойное место в мире и на этот раз. На чем основаны надежды на возрождение нашей страны в результате осуществления радикальных политических и эконо­мических преобразований? Очевидно, что не только на традици­онном русском "авось", нет, для оптимизма есть достаточно серь­езные основания. Следует вновь подчеркнуть, что Россия распола­гает колоссальным интеллектуальным и этическим потенциалом, мощной сельскохозяйственной и производственной базой. С боль­шими потерями, с обидными, ничем не оправданными ошибками, но все-таки удалось демонтировать основные элементы админист­ративно-плановой системы, наметился поворот к экономическим методам управления, заработал потребительский рынок.

Сейчас решается проблема выбора пути дальнейшего развития общества и специалисты различных отраслей науки внимательно изучают опыт управления в разных цивилизованных, передовых государствах. Ясно, что становление русского менеджмента не будет копированием американского, европейского или японского. Несомненно, что будет использован опыт многих стран и создана своя, характерная для условий России система управления. Однако следует решить, какая система управления обществом и производством более всего соответствует специфическим усло­виям России — американо-европейская или японская. Очевидно, что сравнительный анализ различных систем может быть плодотворным.

Такой многовариантный анализ проводился неоднократно. Наи­более глубокое сопоставление различных путей экономического развития и конкурентоспособности наций было выполнено в 1981—1984 годах специалистами Гарвардской школы бизнеса. Были рас­смотрены экономические тенденции развития девяти стран (США, Японии, Великобритании, Франции, Германии, Тайваня, Южной Кореи, Бразилии и Мексики), но мы рассмотрим результаты этой работы лишь по двум странам — США и Японии, в которых, по мнению ученых, доминируют крайние идеологии: индивидуализм и коллективизм (хотя, строго говоря, эти идеологии не представ­лены в чистом виде ни в одной из стран).

Концепция индивидуализма исходит из предположения, что в своих действиях человек ориентирован в первую очередь на свои собственные интересы и достигает целей в условиях конкурентной борьбы с другими личностями. Американский менеджер, как пра­вило, ориентирован на индивидуальные ценности, и идеальный тип такого руководителя — лидер, сильная личность, замыкаю­щая на себе весь процесс управления.

Коллективизм исходит из предпосылки, что каждый чело­век — член группы и не может считать себя свободным от групповых интересов и целей. Японский стиль управления ориентирован на групповую деятельность, каждый член коллектива, включая и руководителя, не мыслит себя вне общих задач. Эффективность работы японского менеджера — в обеспечении успешной деятельности возглавляемого им коллектива соратников, в применении таких методов воздействия, которые могли бы обеспечить добро вольную и максимальную реализацию творческого потенциала каждого.

Очевидно, что японский стиль управления ближе к русскому общинному мировоззрению, к традиционному синкретизму, целост­ности социально-духовной структуры общества, но все-таки для организации производства по японской модели необходимо, что­бы... в России жило больше японцев. Обобщенный сравнительный анализ американской и японской систем управления наглядно при­веден ниже.

Таблица 11

Американская система Японская система
Индивидуальный процесс принятия решений Коллегиальный процесс принятия решений
Индивидуальная ответственность Коллегиальная ответственность
Четкая формализованная структура управления Гибкий неформальный подход к построению структуры управления
Четкие формализованные процедуры контроля Общие, неформальные процедуры контроля
Индивидуальный контроль со стороны руководства Групповые формы контроля  
Быстрая оценка и продвижение Медленная оценка и продвижение
Ориентация процесса отбора на профессиональные навыки и инициативу   Ориентация при отборе руководителей на способность осуществлять координацию и контроль
Стиль руководства, ориентированный на индивидуум Стиль руководства, ориентированный на группу
Ориентация управляющих на достижение индивидуальных результатов Ориентация управляющих на достижение гармонии в группе и групповые достижения
Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными Личные, неформальные отношения с подчиненными
Продвижение, основанное на индивидуальных достижениях и результатах Продвижение, основанное на старшинстве и стаже работы  
Специализированная профессиональная подготовка (Подготовка узких специалистов) Неспециализированная профессиональная подготовка (Подготовка руководителей универсального типа)
Тесная связь размера оплаты с индивидуальными результатами и производительностью   Определение размера оплаты в зависимости от других факторов (Стаж работы, показатели работы группы и т.д.)
Краткосрочная занятость Долгосрочная занятость

Если сравнить приведенные данные, то можно сделать вывод о существенной разнице между этими системами. Большинство элементов японской системы управления разумно, логически обо­сновано и может быть применено в практике русского менедж­мента после определенной модификации. Территориальная близость наших стран делает перенос опыта Японии еще более привлека­тельным.

Однако в пользу концепций американского менеджмента вы­ступает целая система веских аргументов. С XVIII века благодаря реформам Петра Великого Россия встала на путь промышленного развития, ориентируясь на европейские образцы, вначале на гол­ландские, а затем и на немецкие, английские, французские. В кон­це XIX и в начале XX века стали упрочняться деловые контакты и с Америкой.

Целая книга, талантливо написанная американцем Р. Андер­соном и русским П. Н. Шихиревым [9], посвящена удивительному социальному, историческому и этнографическому сходству США и России: общая христианская религия, колоссальные территории, которые пришлось осваивать, этническая неоднородность русских и американцев. "И России, и США пришлось по разным причинам убедиться, что и мечтам о "котле", в котором выплавится единая новая американская нация, и мифу о "новой общности — советс­ком народе" суждено на обозримое будущее остаться мечтами и мифом" [9]. Таких сходных черт у России и Японии нет, а если перейти к духовным ценностям и идеалам да еще вспомнить о "загадочной русской душе", то японская душа, самобытная куль­тура, этика — не менее загадочны и своеобразны!

Не только русские, но и американцы готовы брать уроки у японской теории, практики и искусства управления. Многие аме­риканские корпорации уже внедряют различные формы и методы управления персоналом: обеспечение гарантии занятости работни­ков на длительное время, внедрение системы постоянного повы­шения квалификации и ротации, применение методов коллектив­ного принятия решений и контроля их исполнения, повышение внимания к "человеческому фактору" путем развития неформаль­ных отношений между руководителями и подчиненными, "кружки качества" и т.п. Перспектива повышения качества продукции и производительности труда при развитии лояльности и преданнос­ти целям фирмы объясняет настойчивость внедрения японских ме­тодов управления, тем более что современная западная школа управления не может пока предложить равноценной альтернати­вы для совершенствования традиционных методов руководства крупным бизнесом. Если вновь обратиться к японскому менедж­менту и рассмотреть его с позиций искусства управления, то япон­ские методы и традиции весьма поучительны и вызывают искрен­нее уважение и большой интерес. Особенно если перенести мето­ды японского искусства управления на семейные и межличностные отношения.

Современная теория управления в России формируется на основе сотен и тысяч экономических, структурных и управленчес­ких экспериментов, как результат мучительных поисков, проб и ошибок. Можно сколь угодно долго и язвительно критиковать "но­вых русских", но объективный анализ развития рыночных отно­шений в стране показывает, что насыщение рынка товарами, вне­дрение новых технологий — результат деятельности не старых, существовавших еще при советской власти предприятий, а в ос­новном новых организаций и фирм. Сейчас уже хорошо известны такие мощные финансово-промышленные объединения, как "Менатеп", "Онэксим", "Микродин", "Логоваз", формирующие кон­туры русской модели производственного управления. В результа­те непродуманных, дилетантских, иногда и явно преступных ак­ций, ради удовлетворения непомерных личных амбиций высших политических деятелей в стране произошло катастрофическое изменение ситуации во всех сферах общественной жизни, и пра­вильно оценить эту новую ситуацию, сделать разумные выводы смогли именно новые экономические структуры. Старые предпри­ятия, несмотря на колоссальные производственные мощности, от­работанные межрегиональные связи, значительные интеллекту­альные и трудовые ресурсы, не смогли оперативно вписаться в новые экономические условия.

Переход к рынку требует неотложного решения еще одной управленческой проблемы — создания конкурентной среды, лик­видации монополизма. Все ведущие страны мира с развитой рыночной экономикой принимали и продолжают принимать различ­имые, в том числе и законодательные меры по борьбе с монополизмом. Еще в 1890 г. в США был принят антимонопольный закон (закон Шермана), затем законы Клейтона (1914 г.), Вилера Ли (1938 г.), Целлера — Кефовера (1950 г.). В Германии действует закон, ограничивающий количество фирм, контролирующих рынок какого-либо товара: одна фирма не может контролировать более трети рынка товара, две-три фирмы не должны владеть более чем половиной рынка, а четыре-пять фирм могут контролировать лишь до 75% рынка. С 1986 г. во Франции действует Совет по конкурен­ции, имеющий право налагать крупные штрафы за нарушение антимонопольных законов — от 5 тыс. до 1 млн. франков.

В СССР монополизм, доля государственной собственности в основных производственных фондах была около 90%, государство монопольно решало все вопросы внешней торговли и валютных операций. Ориентация на создание крупных предприятий неизбежно порождала крупных монополистов. Изжить монополизм оказалось нелегкой задачей, еще в 1993 г. 2% предприятий выпускали до 40% всей продукции и получали более половины всей прибыли от деятельности промышленности России. Деятельность крупных пред­приятий в настоящее время контролируется Комитетом по антимо­нопольной политике в соответствии с Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Объективности ради следует рассмотреть еще один вариант проведения экономических реформ — отказаться от реставрации частной собственности, от рыночных отношений и продолжать со­вершенствовать методы административно-планового управления народным хозяйством. Этого мнения придерживаются не только левые общественные движения, но и некоторые ученые-экономи­сты, а также значительная часть населения страны, недовольная ходом проведения реформ и с ностальгической тоской вспоминаю­щая советское прошлое. Институт экономики РАН еще в 1992 г. разработал программу корректировки проводимых реформ и уже тогда отмечал целый ряд опасных для экономики страны тенден­ций. Ученые института подчеркивали неотложную необходимость восстановления управляемости отраслей народного хозяйства и принятия экстренных мер по преодолению спада производства. Среди этих мер предлагалось: стимулировать инвестиции в разви­тие предприятий, снизить налог на добавленную стоимость до 5—10%, установить четкие лимиты процентных ставок по банковским кредитам и нормативы отчисления прибыли в фонд развития про­изводства. Противники рыночных реформ, отмечая примитивность понимания этих преобразований среди многих руководителей и политических деятелей, часто приводили высказывание крупного американского ученого Дж. Гэлбрайта: "Говорящие — а многие говорят об этом бойко и не задумываясь — о возвращении к сво­бодному рынку времен Смита не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клиническо­го характера". Доктор экономических наук С. Родин пророчески предупреждал, что курс на рыночный экстремизм породит не толь­ко катастрофический распад сложившейся социалистической эко­номической структуры, но и "будет сопровождаться серьезными социальными и политическими потрясениями".

Трудно поверить в необходимость и реальность отказа от ры­ночных отношений, но необходимость корректировки проводимых в стране преобразований очевидна. Об этом убедительно говори­лось в программе, предложенной в 1994 г. десятью научными ин­ститутами РАН, в работах Г. Попова, Г. Явлинского, А. Лифшица и других ученых и общественных деятелей. А. Лифшиц высказался вполне определенно: "...по структурным параметрам экономики Россия становится все более похожей на развивающуюся страну. Убежден: такая плата за рыночную реформу непомерна и неприемлема".

Часто упрекают новых предпринимателей за ориентир на по­лучение максимальных прибылей, но ведь и руководители старых предприятий сейчас мало думают "о родине, партии и народе" — массовые увольнения, забастовки, длительные задержки выпла­ты зарплаты, даже голодовки не мешают многим директорам пред­приятий помнить о собственном кармане. Желание получить за свой труд возможно большую плату понятно и характерно для любого времени и для любого народа, но получить за труд, за инициати­ву, за продуманный коммерческий риск, а не за воровство и обман.

После разрушения советской системы хозяйствования стало очевидным существование колоссального рынка товаров и услуг, от сигарет и жевательной резинки до современных телевизоров и компьютеров. Пользуясь сакраментальным лозунгом, что "можно все, что не запрещено", новые предприниматели стали энергично и любыми способами наполнять рынок товарами, реализуя сло­жившуюся на рынке ситуацию в новые коммерческие возможнос­ти. В этом экономическом хаосе мгновенно обогащались, создава­лись и быстро исчезали все новые и новые компании, фирмы, но наиболее дальновидные стали понимать, что управлять преуспевающими компаниями на основе лишь личного авторитета, на харизме руководителя становится все более сложно и что жизнен­но необходимо учиться управлению, изучать опыт работы извест­ных фирм в условиях жесткой конкурентной борьбы. На смену "ро­мантически-разбойному" периоду русского менеджмента пришло время закладки фундамента научно обоснованной технологии уп­равления, и многие новые бизнесмены сели за парты. Говорит Олег Тиньков, руководитель "Петросиба": "...когда структура стала рас­ти, штат увеличился, мы поняли, что управлять на харизме и личных отношениях очень тяжело, и мы задумались тогда о струк­туре управления". Ему вторит Никита Колесников (группа компа­ний "САВВА"): "Как только компания достигает количества со­трудников чуть больше, чем 50—60, — все, начинаются проблемы. Надо выстраивать следующее звено управления, объема внима­ния не хватает, количество контактов, которые привыкли иметь персонально, настолько расширяется, что человек уже не конт­ролирует ситуацию. Передоверить какие-то полномочия, вообще говоря, абсолютно классическая задачка по управлению — то, чему учат в университетах США и Европы, совершенно класси­ческие вещи, которых мы просто не знаем".

Скажем откровенно, что у преподавателей теории и практики управления никогда, пожалуй, не было такой искренне заинтере­сованной, скептически и творчески настроенной аудитории, и если удавалось на первых занятиях убедить слушателей в необходимости учиться и что науке управления есть что сказать им, то рабо­тать с таким контингентом было чрезвычайно интересно. В середи­не 90-х годов при подготовке специалистов в области менеджмента и маркетинга в России сложилась весьма своеобразная ситуация — большая часть научной и учебно-педагогической литературы была написана в советские, дорыночные времена. Крупным специалис­там в области управления, недавно убедительно доказывавшим несомненные преимущества социалистической экономики, этичес­ки было сложно писать о преимуществах капиталистической сис­темы хозяйствования, и книжный рынок заполонили переводные, в основном американские книги. "Именно поэтому, — пишут спе­циалисты известной исследовательско-консультативной фирмы "Альт", — а не в силу непатриотизма и склонности к экзотике новые (предприниматели России. — В. К.) в поисках источника зна­ний, необходимых для построения управляемого бизнеса, обрати­лись к западной литературе, западным школам бизнеса, западным менеджерам и консультантам". Следует отдать должное руководи­телям новых экономических структур, они и здесь проявили разумный скепсис и осторожность в реализации рекомендаций зару­бежных советников. О. Тиньков: "...мы очень аккуратно пользуемся их консультациями, нет такого, чтобы они сказали, а мы сделали. Они сказали, мы подумали и ответили: "Хорошо, мы будем иметь в виду".

Сейчас, буквально на наших глазах, формируется новая, рос­сийская модель управления экономикой, и каждый ее успех или провал отзывается на уровне жизни населения. Формируются но­вые термины, новое понимание роли участвующих в управлении. Фирма "Альт" предлагает следующую терминологию: "Владе­лец — это тот, кто когда-то вложил в дело деньги или иные ре­сурсы, но непосредственно в бизнесе не участвует. Менеджер — тот, кто управляет ежедневно. А предприниматель — тот, кто вло­жил деньги и при этом еще и управляет". О. Тиньков: "В некотором смысле молодые и более или менее успешные компании уникаль­ны, так как они работают в России, но как бы не по российским законам. В принципе это не может долго продолжаться, так как есть реальная объективная российская жизнь. Отсюда вывод: нуж­но делать нечто среднее — квинтэссенцию западных систем и на­шей".

Таким образом, начинает складываться облик современного предпринимателя — человека, который владеет собственностью, использует наемный труд и часто берет на себя функции стратеги­ческого управления с целью получения максимальной прибыли. Статус предпринимателя подразумевает не только экономическую свободу и творческую самостоятельность в принятии управленческих решений, но и высокую юридическую, материальную и мо­ральную ответственность за результаты своей деятельности. Все явственнее проступают контуры новой, русской системы управле­ния, и главная ее особенность — ориентация на человека, его твор­ческий потенциал, система должна работать на людей, с людьми, а не против них. Руководитель нового типа должен опираться на общечеловеческие этические ценности, владеть теорией, техни­кой и искусством воздействия на окружающих людей, быть откры­тым к инновациям, ко всему новому.

Однако существует ряд проблем, без решения которых (тем или иным методом, следуя каким-либо образцам или идя своим путем) невозможно говорить о возрождении России:

1. Обеспечение профессионализма, основанного на высоких этических нормах, на всех уровнях государственного, региональ­ного и производственного управления.

2. Создание финансовых, инвестиционных и морально-психологических предпосылок для подъема сельского хозяйства, ликвидация тем самым постоянной угрозы голода и постыдной зависимо­сти от других стран.

3. Внедрение методов комплексной автоматизации производ­ственных процессов, совершенствование форм и методов управ­ления.

4. Развитие кадрового и научного потенциала, сохранение великих достижений национальной культуры.

И, наконец, необходимо пересмотреть отношение общества к власти, понять нерасторжимое единство власти и ответственнос­ти, о чем подробно говорилось раньше в этой монографии. Сегодня закон не предусматривает ответственности за неэффективное и корыстное использование власти, не случайно сотни и тысячи кандидатов значатся в избирательных списках на выборах в Думы различного уровня, десятки амбициозных личностей претендуют на должность губернатора и даже Президента России. Что движет ими? Желание служить России? Знание каких-либо "особых рецептов" спасения Отечества? Или откровенное, наглое и безответ­ственное корыстолюбие? Не хочется уподобляться многочислен­ным пророкам и предлагать панацею от политических и экономи­ческих потрясений, но вернемся на минуту к опыту японской сис­темы управления. Уже многие годы президент одной из самых круп­ных корпораций Японии "Мацусита" (основанной в 1918 г. К. Мацуситой в г. Осака) каждому управляющему филиалом направляется "документ с королевской печатью" — план филиала компании:

"Я передаю Вам утвержденный проект плана Вашего филиа­ла. Для того, чтобы достичь его основных целей, Вам предоставля­ются все полномочия по управлению филиалом. Вы несете всю ответственность за управление филиалом и достижение следующих показателей: (перечисление основных показателей. — В. К.)", И если управляющий филиалом в течение двух лет не обеспечива­ет установленный уровень нормы прибыли в объеме продаж, то он с позором смещается. Заменим слова "управляющий филиалом" на слово "губернатор" или "директор", добавим к слову "президент" еще две буквы — "Президент РФ" и мы получим хоть какой-то рычаг воздействия на нерадивого, неспособного или нечистоплот­ного руководителя. Власть и ответственность (как когда-то народ и партия) — неотделимы.

Хочется верить, что скоро время даст ответы на простые воп­росы: имея перед глазами поучительные примеры американского, европейского и японского менеджмента, зная сильные и слабые их стороны, когда же Россия сможет кормить своих граждан не гамбургерами из "Макдоналдса", а своими чудесными пирожками и ароматными пельменями? Сможем ли мы гарантировать постав­ку запчастей пусть не в любую точку земного шара и не за 48 ча­сов, как "Кэтерпиллер", а хотя бы в пределах России и хотя бы за 100 часов? И чтобы хоть половина наших предприятий могла бы трудиться как "одна семья", и когда же наконец руководитель, специалист и интеллигентный человек станут одним лицом?

Вопросы для самопроверки:

 

1. В чем сущность и специфические особенности немецкой си­стемы управления?

2. Что составляет основу достижений экономики и системы управления производством США?

3. Что составляет сущность и особенности теории Z?

4. Какие методы японского менеджмента импонируют вам?

5. Какие методы зарубежных систем управления производ­ством следует заимствовать при формировании отечественной мо­дели государственного и производственного управления?

 

Литература

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. ¾ М., 1994.

2. Абдулатипов Р. Г. Природа и парадоксы национального "Я". ¾ М., 1991.

3. Александров Е. А., Боголепов В. П.О некоторых организаци­онных критериях качества функционирования систем. Организа­ция и управление. ¾ М., 1968.

4. Александров Е. А. О некоторых проблемах эвристического программирования. Организация и управление. ¾ М., 1968.

5. Александров Е. А. Основы теории эвристических решений. ¾ М., 1975.

6. Александров Е. А. Запад и Восток: размышления об особен­ностях экзистенциального менталитета. ¾ М., 1995.

7. Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на прак­тике. ¾ М., 1993.

8. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. ¾ М., 1996.

9. Андерсон Р., Шихарев П. "Акулы" и "дельфины". М., 1994.

10. Аппенянский А. И. Человек и бизнес. ¾ М., 1995.

11. Апресян Г. 3. Ораторское искусство. ¾ М., 1978.

12. Арская Л. П. Японские секреты управления. ¾ М., 1991.

13. Архипова Н. А., Кульба В. В. Управление в чрезвычайных ситуациях. ¾ М., 1994.

14. Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. ¾ М., 1993.

15. Бобрышев Д. Н., Семенцов С. Л. История управленческой мысли. ¾ М., 1985.

16. Бобрышев Д. Н. Основные категории теории управления. ¾ М., 1986.

17. Боссерт В. Честь и дело. ¾ М., 1994.

18. Булатов А. С. Вывоз капитала из России и концепция его регулирования. ¾ М., 1997.

19. Бунге М. Интуиция и наука. ¾ М., 1967.

20. Бурков В. Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. ¾ М., 1994.

21. Вайсман А. Стратегия маркетинга. Стратегия менеджмента. ¾ М., 1995.

22. Валуев С. А., Игнатьева А. В. Организационный менедж­мент. ¾ М., 1993.

23. Веснин В. Р. Основы менеджмента. ¾ М., 1996.486

24. Выготский Л. С. Психология искусства. ¾ М., 1987.

25. Винер Н. Кибернетика. ¾ М., 1987.

26. Виханский О. С. Стратегическое управление. ¾ М.: МГУ, 1995.

27. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. ¾ М., 1996.

28. Власьевич Ю. Е., Бартенев С. А. Экономика России: эффек­ты и парадоксы. ¾ М., 1995.

29. Герчикова И. Н. Менеджмент. ¾ М., 1995.

30. Глухов В. В. Основы менеджмента. ¾ СПб., 1995.

31. Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. ¾ М., 1993.

32. Гончаров В. В. Библиотечка менеджера в 9 томах. ¾ М., 1998.

33. Грейсон Д., О'Делл. Американский менеджмент на пороге| XXI века. ¾ М., 1991.

34. Гроув Э. С. Высокоэффективный менеджмент. ¾ М., 1996.

35. Дизель П., Раньян У. Поведение человека в организации. ¾ М., 1993.

36. Дружинин В. В., Конторов Д. С. Проблемы системологии. ¾ М., 1976.

37. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. ¾ М., 1996.

38. Егорова-Гантман Е., Минтусов И. Портрет делового чело­века. Проблемы теории и практики управления. ¾ М., 1992.

39. Егоршин А. П. Управление персоналом. ¾ Н. Новгород, 1997.

40. Емельянов О. К социальному портрету отечественного предпринимателя // Российский экономический журнал. 1992. № 8.

41. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. ¾ М., 1990.

42. Иванцевич Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управ­ления. ¾ М., 1993.

43. Иосефович Н. Ты — босс! ¾ М., 1995.

44. Каору И. Японские методы управления качеством. ¾ М., 1988.

45. Кандыба В. М. Сверхвозможности человека. ¾ СПб., 1996.

46. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. ¾ СПб., 1994.

47. Карлоф Б. Деловая стратегия. ¾ М., 1991.

48. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. ¾ М., 1993.

49. Кассирер Э. Техника современных политических мифов. ¾ М.: МГУ, 1990.

50. Китов А. И. Психология управления. ¾ М., 1972.

51. Клаузевиц К. О войне. ¾ М., 1937.

52. Книгге А. Об обращении с людьми. ¾ Дубна: Феникс, 1994.

53. Кнорринг В. И. Искусство управления. ¾ М., 1997.

54. Кнорринг В. И. (в соавторстве). Общий и специальный ме­неджмент. ¾ М.: РАГС, 1997.

55. Ковалев А. Г. Курс лекций по социальной психологии. ¾ М., 1972.

56. Ковальски С. Научные основы административного управ­ления. ¾ М., 1979.

57. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. ¾ М., 1996.

58. Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Искусство публичного вы­ступления. ¾ М., 1988.

59. Краснова В. и др. Семь нот менеджмента. ¾ М., 1997.

60. Кричевский Р. Л. Если ВЫ — руководитель. ¾ М., 1993.

61. Ксенчук Е. В., Киянова М. К. Технология успеха. ¾ М., 1990.

62. Кузин Ф. А. Делайте бизнес красиво. ¾ М., 1995.

63. Кузин Ф. А. Культура делового общения. ¾ М., 1996.

64. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. ¾ М, 1994.

65. Кулаков М. И. и др. Персонал в инновационном звене "наука — производство". ¾ М., 1993.

66. Кунц Г., О'Доннел С. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. ¾ М., 1981.

67. Курабатов В. И. Стратегия делового успеха. ¾ Ростов-на-Дону, 1995.

68. Курицын А. Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии. ¾ М., 1994.

69. Курс для высшего управленческого персонала. ¾ М., 1970.

70. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. ¾ М., 1992.

71. Лебедев В. И. Психология и управление. ¾ М., 1990.

72. Леви В. Л. Искусство быть собой. ¾ М., 1977.

73. Леви В. Л. Искусство быть другим. ¾ М., 1980.

74. Лисичкин В. А. Преступная приватизация. ¾ М., 1995.

75. Лисичкин В. А. и др. Закат цивилизации или движение к ноосфере. ¾ М., 1997.

76. Литвинцева Н. А. Женская психология. ¾ М., 1994.

77. Литвинцева Н. А. Психологический автопортрет. ¾ М., 1997.

78. Литвинцева Н. А. Психологические аспекты подбора и про­верки персонала. ¾ М., 1997.

79. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. ¾ М., 1984.

80. Лунев В. Л. Тактика и стратегия управления фирмой. ¾ М., 1997.

81. Мартынов С. Д. Профессионалы в управлении. ¾ Л., 1991.

82. Маустов Н. К. Управление карьерой персонала в условиях производства. ¾ М., 1993.

83. Мезенцева Л. В. Закон. Управление. Безопасность. ¾ Долгопрудный, 1992.

84. Менеджмент организации / Под ред. 3. Я. Румянцевой. ¾М., 1995.

85. Менеджмент и рынок: германская модель / Под ред. У. Рора и С. Долгова. ¾ М., 1995.

86. Мескол М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. ¾ М., 1994.

87. Мильнер Б. 3. Реформы управления и управление рефор­мами. ¾ М., 1994.

88. Мильнер Б. 3. и др. Японский парадокс. ¾ М., 1985.

89. Мильор Р. Генри. Менеджмент: достижение цели. ¾ СПб., 1992.

90. Михайлов Ф. Б. Управление персоналом: классические кон­цепции и новые подходы. ¾ Казань, 1994.

91. Модина Я. и др. Как работают японские предприятия. ¾ М., 1989.

92. Морита А. Сделано в Японии. ¾ М., 1984.

93. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. ¾ М., 1995.

94. Мэйтланд Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе. ¾ М., 1996.

95. Нейхауз Р. Д. Бизнес и Евангелие. ¾ М., 1994.

96. Нольден М. Ваш первый выход в Internet. ¾ СПб., 1996.

97. Омаров А. М. Предприимчивость руководителя. ¾ М., 1990.

98. Основы управления социалистическим производством. ¾ М., 1993.

99. Персонал: как руководить организацией. ¾ М., 1993.

100. Петров М. К. Искусство и наука. ¾ М., 1995.

101. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управ­ления. ¾ М., 1992.

102. Питер Л. Принцип Питера. ¾ М., 1990.

103. Поляков В. Г. Человек в мире управления. ¾ Новосибирск, 1992.

104. Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке живот­ных и людей. ¾ М., 1995.

105. Проблемы управления интеллектуальной деятельностью. ¾ Тбилиси, 1974.

106. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. ¾ М., 1991.

107. Рассел Б. Почему я не христианин. ¾ М., 1987.

108. Розанова В. А. Психология управления. ¾ М., 1997.

109. Розанова В. А. Психология в бизнесе. ¾ М., 1997.

110. Рябинский Л. С. Азбука бизнеса. ¾ М., 1993.

111. Саймон Г. А. Науки об искусственном. ¾ М., 1972.

112. Саймон Г. А. и др. Менеджмент в организациях. ¾ М., 1995.

113. Сацков Н. Я. Методы и приемы деятельности менеджера и бизнесмена. ¾ Белая Церковь, 1994.

114. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. ¾ Л., 1986.

115. Смирнов Б. А. и др. Инженерная психология. ¾ М., 1983.

116. Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом. ¾ М., 1993.

117. Старобинский Э. Е. Интеллектуальный капитал пред­приятия. ¾ М., 1996.

118. Старобинский Э. Е. Самоучитель по рекламе. ¾ М., 1997.

119. Синяк В. С. АСУ в народном хозяйстве. ¾ М., 1987.

120. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов. ¾ М.: Институт экономики РАН, 1996.

121. Страхова О. А. Организация труда управленческого пер­сонала. ¾ СПб., 1993.

122. Сцелл Д. Участие, контроль работников и самоуправление. ¾ М., 1994.

123. Таранов П. С. Управление без тайн. ¾ Симферополь, 1993.

124. Толстых А. В. Искусство понимать искусство. ¾ М., 1990.

125. Устюжанин А. П., Утюмов Ю. А. Социально-психологи­ческие аспекты управления коллективом. ¾ М., 1993.

126. Уткин Э. А. Управление компанией. ¾ М., 1997.

127. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент. ¾ М., 1997.

128. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента. ¾ М., 1997.

129. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. ¾ М., 1997.

130. Филатова Е. Соционика для вас. ¾ Новосибирск, 1994.

131. Фишер Я. Новичок в кресле шефа. ¾ М., 1995.

132. Фуллер Д. Управляй или подчиняйся! ¾ М., 1992.

133. Холл А. Опыт методологии для системотехники. ¾ М., 1975.

134. Хоникат Д. Internet, Windows 95. ¾ М., 1996.

135. Шамхалов Ф. И. Американский менеджмент. Теория и практика. ¾ М., 1993.

136. ШвальбеБ., Швальбе X. Личность, карьера, успех. ¾ М., 1993.

137. Шекшня С. В. Управление персоналом современной орга­низации. ¾ М., 1997.

138. Шепель В. М. Управленческая этика. ¾ М., 1989.

139. Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. ¾ М., 1992.

140. Шепель В. М. Секреты личного обаяния. ¾ М., 1994.

141. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности. ¾ М., 1996.

142. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. ¾ Минск, 1992.

143. Шредер Г. Руководить сообразно ситуации. ¾ М., 1994.

144. Шуванов В. И. Социальная психология менеджмента ¾ М., 1997.

145. Энкельман Н. Преуспевать с радостью. ¾ М., 1993.

146. Юзвишин И. И. Информациология. ¾ М., 1996.

147. Якокка Л. Карьера менеджера. ¾ М., 1991.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.178 сек.