Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алфавитно-предметный указатель. Автоматизация комплексная




 

Абсурд

Автоматизация комплексная

Алкоголизм

Амбиции

Анализ организационных структур

Аргументация

АСУ

Аттракция

Аудит

 

База данных

Банк данных

Безопасность

Безработица

Беседа

Бизнес-план

Бионика

Бихевиоризм

Блокировка

Бюрократия

 

Вербальность

Виртуальное предприятие

Власть

— государственная

— законодательная

— интеллектуальная

— информационная

— исполнительная

— личная

— судебная

 

Гиподинамия

Гомеостаз

Государство

 

Дедукция

Дезинформация

Делегирование полномочий

Дерево целей

Децентрализация

Диверсификация

Диверсия логическая

Дилетантские методы управления

 

Жизненный цикл товара

 

Закон Йеркса — Додсона

 

Индукция

Интернет

Интуиция

Информация

Искусство ораторское

 

Камералистика

Каналы связи

— сбыта

Катарсис

Квота

Кейнсианство

Кибернетика

Коллектив

Компания транснациональная

Компьютер

Конкуренция

Консюмеризм

Контроль

Конфликт

— семейный

Конформизм

Координация

Коэффициент элитности

Креативность

Культура организации

 

Лесть

Лидер

— неформальный

Лизинг

Лицензия

Логистика

Логоррея

 

"Малое — прекрасно"

Маркетинг

— международный

Машины аналоговые вычислительные

— управляющие

Менеджер

Менеджмент

Методы анализа ситуации

— защитных блокировок

— искусства управления

— исследования операций

— "лягушки в сметане"

— положительного подкрепления

— разумного самопринуждения

— самоанализа

— самовоспитания

—Сократа

— трех раундов

— Штирлица

— эвристические

— экономико-математические

— экспертных оценок

— "S" 423—426

Мировоззрение

Мода

Моделирование экономико-математическое

Молитва

Монополия

Морфология

Мотивация трудовая

 

Наказание

Наценки

Нация

Невежество

Норма управления

 

Общение деловое

Общество акционерное

— с ограниченной ответственностью

Объект управления

Окно Джогарри

Операция управления

Организационная структура управления

Организация

Ответственность

Отождествление

Охлократия

 

Пирамида Маслоу

Планирование

Популизм

Подсистема

Потребности

— в любви

— в уважении

— высших уровней

— физиологические

Правовая защищенность

Пресс-релиз

Принципы управления

— автоматического замещения

— выделенной компетенции

— делегирования полномочий

— "монтера Мечникова"

— новых задач

— одноразового ввода информации

— оптимизации управления

— первого руководителя

— повышения квалификации

— правовой защищенности

— соответствия

— человеческого потенциала

— цели

Приоритет

Причастность

Продвижение по старшинству

Психоанализ

 

Разговор деловой

Реклама

Релаксация

Религия

Рефлекс

Рефлексия

Речь

Решение управленческое

Риторика

Руководитель

Рынок

 

Сайентизм (сциентизм)

Самовоспитание

Самовыражение

Самопринуждение

Сбыт

Сверхчеловек

Сегментирование рынка

Секретарь

Секуляризация

Сети локальные вычислительные

Синдром Кнорринга

Синергия

Система

— автоматизированная

— автоматическая

— закрытая

— неавтоматическая

— организационная

— открытая

— пожизненного найма

— рингисэй

— социально-экономическая

— сюдансюги

— техническая

— управления

Сленг

Слоган

Смена руководителя

Совет мудрецов

Соционика

Спор

Среда

— внешняя

— внутренняя

Стигматы

Стиль

— руководства

— авторитарный

— демократический

— коллегиальный

— либеральный

— поведения Стратегия

— демпинговых цен

— прочного внедрения на рынок

— "снятия сливок"

— управления

Структура

— дивизионная

—линейная

— матричная

— организационная

—продуктовая

— управления

— функциональная

 

Тактика управления

Тариф таможенный

Терминаторный менеджмент

Теория

— научения

— систем

— X

— Y

— Z

Техника

— вычислительная

— организационная

Товар

— повседневного пользования

— длительного пользования

Товарный знак

Толпа

Транснациональная компания

 

Уважение

Увольнение

Управление

Учет

 

Факторинг

Формула

— выживаемости

—Грейкунаса

— Фуллера

Франчайзинг

Фрустрация

Функции управления

 

Харизма

Холдинг

 

Цель управления объектом

Ценообразование

Централизация

Цепь управления

 

Школа человеческих отношений

 

Эволюция управления

Эмбарго

Эргология

Этика

— деловых отношений

Этикет

Этногенез

Эффект

— единомыслия

— Гиффена

— Карпентера

— макулатурности

— Пигмалиона

 

Словарь основных терминов

А

АВТОМАТИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНАЯ — система совместно­го, комплексного применения современных технических средств автоматизации, экономико-математических методов и принципов управления, которая позволяет оптимизировать управленческие процессы, улучшить качество продукции и освободить человека полностью или частично от непосредственного участия в контроле и управлении технологическими процессами. А. к. — одно из основ­ных и важнейших направлений научно-технического прогресса.

АВТОРИТАРИЗМ (от лат. autoritas — власть) — метод управ­ления обществом, коллективом, основанный на неограниченной личной власти (деспотии Др. Востока, Рима, Византии, абсолют­ные монархии, политические режимы фашистского типа или культа непогрешимого Вождя). Один из способов управления производ­ственным коллективом, при котором в руках руководителя сосре­доточена вся полнота власти, подавляется личная инициатива и самостоятельность персонала. А. как средство поддержания жест­кой дисциплины и единоначалия применяется в военных структу­рах и при экстремальных ситуациях.

АДАПТАЦИЯ (от лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления, реакции объекта управления на изменения внеш­ней или внутренней среды. С позиций кибернетики функции А. обес­печиваются отрицательными обратными связями самоуправляющей­ся системы, целесообразно реагирующей на изменяющиеся усло­вия. Процессы А. характерны и для человека и общества, чье реак­тивное поведение позволяет гибко приспосабливаться к изменени­ям внешней среды.

АМБИЦИИ — завышенная оценка своих интеллектуальных и духовных возможностей, самомнение, непомерное честолюбие, необоснованное тщеславие и обостренное самолюбие, переходя­щие в спесь.

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР (от греч. analysis — разложение) — исследование, мысленное расчленение сложных организационных структур управления на составляющие их элементы (декомпозиция системы). А. является важным методом получения новых знаний о взаимодействии составляющих органи­зационную структуру частей и позволяет определить неэффектив­ные, устаревшие или неработоспособные элементы, свести иссле­дование сложного к изучению простого.

АРГУМЕНТАЦИЯ — система доказательств истинности суж­дения. В искусстве воздействия на оппонента успешная А. зависит от разумного построения алгоритма последовательного выдвижения доводов в защиту своего суждения и корректного парирова­ния возражений.

АРХЕТИПЫ (от греч. arhe — начало и typos — образ) — изначальные, врожденные идеи, образы, составляющие основу бессознательного (по К. Юнгу) и влияющие на поведение, создание представлений, фантазий личности.

АСУ — автоматизированная система управления, обеспечи­вающая рациональное управление объектами (процессами) на ос­нове применения экономико-математических методов, средств ком­пьютерной техники и связи. Основой АСУ является нормативно-информационная и техническая базы, а также программное обес­печение системы; функциональная часть АСУ состоит из комплек­са информационно связанных подсистем (технико-экономическое планирование, оперативное управление, материально-техническое обеспечение, бухгалтерский учет, управление финансами, сбытом и реализацией и т.п.).

АТТРАКЦИЯ (от лат. attraho — притягиваю к себе) — при­влечение, притяжение одного человека к другому. В искусстве управления аттракция применяется весьма широко, так как она способствует установлению доверительных, дружественных отно­шений между людьми и способствует достижению общих целей.

Б

БАЗА ДАННЫХ — систематизированная информация, пере­чень данных, предназначенных для хранения, обработки с помо­щью компьютерной техники и выдачи информации, необходимой для решения взаимосвязанных или автономных задач. Для форми­рования Б. д. и доступа к ней по запросу пользователя используется комплекс программных средств — система управления Б. д. (СУБД).

БАНК ДАННЫХ — совокупность нескольких нормативно-информационных баз данных и комплекса программных продуктов, предназначенных для централизованного хранения в компьютере, обработки и выдачи пользователям необходимой информации. Ос­новные структурные части Б. д. — библиографические, текстовые, числовые и нормативно-справочные.

БЕЗОПАСНОСТЬ — в теории и искусстве управления одна из базовых потребностей личности (по известной пирамиде А. Маслоу), без удовлетворения которой стремление к более высоким потребностям становится весьма проблематичным. Эта потребность включает в себя не только стремление к физической безопасности (война, покушение на свою жизнь, жизнь родных и близких, бо­лезнь, угроза безработицы и т.п.), но и опасения за свою духов­ную, нравственную свободу, за свою честь и достоинство.

БЕЗРАБОТИЦА — социально-экономическое явление, при котором часть работоспособного населения не может применить свои знания и опыт в общественном производстве. Б. усиливается в периоды экономических кризисов и последующих социальных деп­рессий в результате сокращения спроса на специалистов ряда про­фессий и рабочую силу. Одним из достижений СССР была успеш­ная борьба с Б., хотя скрытая Б. была присуща и социалистическо­му обществу.

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour — поведение) — одно из основных направлений психологии первой половины XX столетия (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер), формально и терминологи­чески опирающееся на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Б. считает основой человеческой психики поведение, совокупность двигательных и эмоциональных реакций на воздей­ствия внешней среды ("стимул — реакция").

БЛОКИРОВКА — прием, предлагаемый искусством самовос­питания, позволяющий погасить негативные реакции личности на влияния окружающей внешней или внутренней среды и переклю­чить сознание на радостные или нейтральные факты, события. Тем самым создается защитный барьер между внутренним миром лич­ности и нежелательным влиянием на нее внешних раздражителей.

БЮРОКРАТИЯ — специфическая, жизнестойкая и иерархи­чески организованная управляющая система, обеспечивающая со­хранение исполнительной власти в руках узкой привилегирован­ной чиновничье-административной касты. Основная задача Б. — сохранение привилегий и обеспечение своего воспроизводства; ее проявление — формализм, произвол, карьеризм и чинопочитание. Меры борьбы с Б. состоят в расширении демократизации управле­ния, широкой гласности и критики.

В

ВЕРБАЛЬНОСТЬ (от лат. verbalis — словесный) — процесс установления речевых, словесных контактов друг с другом, устный обмен мнениям, диалог.

ВЛАСТЬ — возможность осуществлять свою волю, воздействовать на поведение и деятельность людей с помощью каких либо методов или средств (авторитета, воли, насилия, закона) Наиболее действенным видом В. является власть политическая, когда определенная социальная группа или личность имеют возможность реализовать свою волю в политике и в правовых нормах.

 

Г

ГИПОДИНАМИЯ — нарушение основных функций организ­ма, его систем кровообращения, пищеварения, опорно-двигатель­ного аппарата, связанное с недостаточной двигательной деятель­ностью и пассивным образом жизни. Г. характерна для современно­го общества с его урбанизацией и увеличением роли средств ком­муникаций, особенно для руководителей различных уровней, не имеющих достаточных физических нагрузок.

ГОМЕОСТАЗ — постоянство свойств внутренней среды, устойчивость основных функций системы. Г. является одним из ос­новных понятий кибернетики, характеризующее состояние дина­мического равновесия сложных саморегулирующихся систем, со­храняющих стабильность основных параметров.

ГОСУДАРСТВО — политическая и социальная формация, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и правовой основы. По формам правления, методам реализации и структуре власти Г. существенно различаются: монархические, республиканские, унитарные (единое государственное образова­ние), федеративные (союз относительно самостоятельных государ­ственных образований) и т.п.

Д

ДАВЛЕНИЕ ГРУППОВОЕ — социальное явление, характер­ное для коллектива с высокой сплоченностью, со сложившейся этикой взаимоотношений, своими нормами поведения и оценочны­ми критериями. Групповое принуждение развивает в коллективе "эффект единомыслия", и отдельная личность под давлением кол­лектива будет избегать высказывать собственное мнение, опасаясь нарушить коллективную гармонию.

ДЕДУКЦИЯ — метод логики, позволяющий получить вывод, умозаключение от общего, базисного к частному, один из методов построения научного знания, способ получения доказательства. Если накопленные эмпирические знания (посылки) истинны, то истин­ными будут и частные выводы. Методы дедукции формализованы аппаратом математической логики.

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ — создание и распространение заведо­мо ложных или тенденциозно искаженных сведений для достиже­ния пропагандистских или корыстных целей (в военном искусстве один из способов введения противника в заблуждение).

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ — передача руководи­телем части возложенных на него полномочий, прав и ответствен­ности своим компетентным сотрудникам. Д. п. позволяет освободить руководителя от менее сложных, рутинных дел и способствует повышению квалификации, чувства ответственности и самостоя­тельности сотрудников.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ — один из стилей руководства, при котором управление в значительной степени децентрализовано, коллектив принимает участие в разработке и реализации управленческих решений, широко практикуется прин­цип делегирования полномочий.

ДЕОНТОЛОГИЯ — один из разделов этики, изучающий проб­лемы нравственного долга, ответственности личности перед кол­лективом, о моральных обязанностях руководителей, специалис­тов различного профиля (пресса, врачи, педагоги, юристы и т.д.) перед обществом.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — в теории и практике управления один из основных методов руководства коллективом, при котором руководитель значительную часть своих полномочий передает не­посредственным исполнителям, что стимулирует инициативу, освобождает членов коллектива от докучливой опеки, полнее рас­крывает потенциальные возможности личности. Однако при Д. воз­никает опасность появления признаков анархии, хаоса.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ — распространение хозяйственно-сбы­товой деятельности корпораций и фирм на новые рынки сбыта и сферы производства за счет расширения номенклатуры продукции и видов услуг. Для Д. характерны концентрация производства на межотраслевом уровне и расширение рынков сбыта своей продук­ции.

ДИВЕРСИЯ ЛОГИЧЕСКАЯ — один из приемов ведения дис­пута, при котором специально выдвигается заведомо ложная ло­гическая посылка.

ДИХОТОМИЯ (от греч. dichotomia — разделение надвое) — один из способов классификации, при котором сложная структура, множество разделяются на пары «соподчиненных» элементов (подмножества, подклассы).

Е

ЕДИНОНАЧАЛИЕ — одно из проявлений централизации управления, когда вся полнота власти сосредоточивается в одних руках Основополагающий принцип построения воинской системы управления; Е. оправданно также при обеспечении управления в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, пожар и т.п.).

Ж

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА — время, в течение которо­го осуществляется проектирование, производство и реализация товара на рынке. Задача производителя и продавца товара поддер­живать его ЖЦТ и, главное, время успешного сбыта товара на рынке возможно дольше, что будет способствовать получению максимальной прибыли.

З

ЗАДАЧИ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ — изучать закономернос­ти организации управленческого процесса и возникающие при этом отношения между людьми, определять методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, и способы прог­нозирования изучаемых процессов.

ЗАКОН ЙЕРКСАДОДСОНА — устанавливает зависимость между строгостью наказания и тяжестью проступка и доказывает, что строгость наказания разумна лишь до определенного преде­ла, иначе может наступить спад в деятельности человека.

И

ИНДЕНТИФИКАЦИЯ — признание тождественности наблю­даемых объектов, в психологии и социологии — интеллектуальная и эмоциональная общность личности с другим человеком или об­разцом для подражания.

ИЕРАРХИЯ — расположение частей или элементов системы в порядке от высшего уровня к низшему; в теории и практике управления иерархические организационные структуры являются предметом пристального изучения и совершенствования.

ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — наведение) — создание гипо­тезы, представления на основе анализа и сопоставления фактов, один из основных методов логического построения умозаключений.

ИНТЕРНЕТ — всемирная компьютерная сеть, использующая единый информационный банк данных и позволяющая получать и обмениваться данными между неограниченным количеством потре­бителей информации.

ИНТРОВЕРТНОСТЬ (от лат. intro — внутрь и verto — пово­рачиваю) — способность личности к анализу своего внутреннего мира, своих мыслей и чувств.

ИНТУИЦИЯ — способность человека к мысленному опреде­лению связей между явлениями и конструктивным выводам ("оза­рение"), основанная на опыте и определенных способностях интел­лекта.

ИНФОРМАЦИЯ — совокупность сведений, данных, знаний об изучаемом объекте или явлении. В теории управления И. — совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей ее среде, которая уменьшает степень неопреде­ленности знаний о ходе процесса управления; предмет, средство и продукт управленческого труда.

ИСКУССТВО ОРАТОРСКОЕ — один из видов творчества, красноречие, живая, захватывающе интересная речь, требующая таланта и мастерства.

К

КАНАЛЫ СВЯЗИ — совокупность устройств, предназначен­ных для передачи и приема информации, одно из основных поня­тий теории связи и кибернетики.

КАНАЛЫ СБЫТА — важная составляющая организации сбыта продукции. Основная характеристика К. с. — количество промежу­точных уровней, т.е. посредников, получивших право на сбыт про­дукции.

КАТАРСИС (от греч. katharsis — очищение) — по Аристоте­лю, очищение духа при помощи "страха и сострадания", а также эстетическое воздействие искусства на человека; в теории психо­анализа один из методов психотерапии, в физиологии — облегче­ние после большого напряжения мыслей и чувств.

КВОТА — 1) норма, количественное ограничение экспорти­руемых товаров; 2) доля прибыли членов картеля, определяемая в соответствии со степенью их участия в производстве и сбыте про­дукции.

КИБЕРНЕТИКА (от греч. kybernetike — искусство управле­ния) — наука об управлении, регулировании, связи, приеме, об­работке и выдаче информации в любых сложных динамических системах.

КОМПРОМИСС — достижение соглашения путем взаимных уступок и согласования спорных позиций, взглядов, мнений.

КОНКУРЕНЦИЯ — борьба между производителями товаров, предприятиями торговли за более выгодные условия реализации продукции и получение максимальной прибыли, действенный ме­ханизм регулирования общественного производства и ценообразо­вания.

КОНСЮМЕРИЗМ — общественное движение в защиту прав потребителей, за охрану окружающей среды, против хищническо­го бизнеса.

КОНТРОЛЬ — комплекс методов, позволяющих сравнить достигнутые результаты с запланированными. Основные требования к К. — оперативность, гласность и объективность; в психологичес­ком аспекте К. должен выполнять не только карательные функ­ции, но и должен быть формой проявления внимания к труду ра­ботника, фактором мотивации его трудовой деятельности.

КОНФЛИКТ — столкновение мнений, оценок, позиций, противоборствующих сил, очевидное свидетельство неблагополучия в коллективе.

КОНФОРМИЗМ (от лат. conformis — подобный) — социаль­но-психологический феномен, выражающийся в готовности чело­века соглашаться с мнением коллектива, приспосабливаться к об­щественному мнению, избегать проявления своего несогласия и споров, пассивно принимать существующий порядок вещей.

КООРДИНАЦИЯ — одна из функций управления, направ­ленная на обеспечение взаимосвязи действий управляющего и про­изводственного персонала, согласование действий, приведение управленческих решений в соответствие с поставленными зада­чами.

Л

ЛИДЕР (от англ. leader — ведущий руководитель) — личность, пользующаяся авторитетом, большим влиянием в коллективе. Не всегда руководитель предприятия является одновременно и лиде­ром, хотя это сочетание особенно желательно.

ЛИЦЕНЗИЯ (от лат. licentia — право, свобода) — разреше­ние на выполнение какого-нибудь вида деятельности (право на ведение внешнеторговых операций, использование изобретения, на рыбную ловлю или охоту и т.п.).

ЛОГОРРЕЯ — одностороннее непрерывное говорение, при ко­тором собеседник практически лишен возможности как-то вмешать­ся или хотя бы комментировать разговор.

 

M

МАРКА ТОВАРНАЯ — система символов, знаков, эмблем, применяющаяся для идентификации товара известного произво­дителя и позволяющая отличать товар от изделий конкурентов.

МАРКЕТИНГ — наука управления предприятием, изучаю­щая методы наиболее полного удовлетворения потребностей обще­ства в товарах и услугах в условиях рыночных отношений.

МЕНЕДЖМЕНТ (от англ. to manage — управлять) — управ­ление производством, промышленно-торговой фирмой в условиях рыночной экономики. Менеджер является профессиональным уп­равляющим, обладающим специальными знаниями, способностя­ми и навыками в области организации производства и управления.

МЕТОДЫ ИСКУССТВА УПРАВЛЕНИЯ — совокупность при­емов, позволяющих человеку принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации, способы достижения постав­ленных целей в производственных и межличностных отношениях.

МЕТОДЫ САМОВОСПИТАНИЯ — система приемов, позво­ляющих выполнять сложный процесс самоанализа, целенаправлен­но сравнивать свое поведение с критериями совести, чести, дос­тоинства, самооценка адекватности поступков своим нравственным целям и возможностям, развитие лучших, социально ценных свойств личности.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ — способы обеспечения непрерыв­ного и целенаправленного воздействия на управляемый объект, которым может быть технологическая установка, коллектив или отдельная личность.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система обобщенных взглядов на окружающую действительность, убеждения, идеалы, принципы, формирующая нормы поведения, интересы и отношение к обществу.

МОДА (от лат. modus — мера, правило) — преобладание определенных вкусов в какой-либо сфере жизни или культуры. М. на короткий срок отражает вкусы некоторых слоев общества на внешнее оформление предметов быта, одежды, обуви, а также на художественные произведения.

МОДЕЛИРОВАНИЕ — исследование явлений, процессов пу­тем создания их моделей, один из основных методов теории позна­ния; в теории управления особую роль играют методы экономико-математического моделирования, которые позволяют провести многовариантный анализ ситуации или процесса и разработать для реализации оптимальный план действий.

МОНОПОЛИЯ — исключительное право на какой-либо вид деятельности, на промышленное производство или торговую дея­тельность.

МОРФОЛОГИЯ — наука о структуре и форме. Методы М. применяются для анализа и синтеза организационных структур управления.

МОТИВАЦИЯ — побуждения, стимулирующие деятельность человека или коллектива, направленные на достижение индиви­дуальных потребностей или общих для организации целей.

Н

НАЦИЯ (от лат. natio — племя, народ) — историческая, куль­турная и территориальная общность людей. Искусство управления рекомендует учитывать Н. принадлежность личности в процессе общения.

НОРМА УПРАВЛЕНИЯ — установленное эксперименталь­но и организационно оформленное среднее количество сотрудни­ков, подчиненных одному руководителю. Н. у. зависит от сложности управляемого процесса, оснащенности труда руководителя техни­ческими средствами управления, знаний и опыта руководителя.

О

ОРГАНИЗАЦИЯ — обеспечение взаимодействия частей целого. О. как функция управления обеспечивает упорядочение тех­нической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархичес­ких уровнях.

ОХЛОКРАТИЯ (от греч. ochlos — толпа, чернь) — власть тол­пы, беззаконие, создающее условия для возникновения бунта и других противоправных действий.

П

ПАТЕРНАЛИЗМ (от лат. pater — отец) — основная часть уче­ния "школы человеческих отношений", утверждающая важность и целесообразность установления между работодателем и исполни­телем психологического консенсуса, общих задач и интересов.

ПЛАНИРОВАНИЕ — разработанный порядок, последователь­ность осуществления каких-либо мероприятий, выполнения работ. В управлении П. является важнейшим этапом подготовки и реали­зации программы действий, который определяет цели, а также методы и средства, необходимые для выполнения поставленных задач.

ПОЗИТИВИЗМ — одно из направлений философии, утвер­ждающее, что подлинные (позитивные) знания являются резуль­татом исследований специализированных отраслей научных зна­ний и стоят вне мировоззренческих проблем.

ПОПУЛИЗМ (от лат. populus — народ) — одна из форм общественного поведения государственных, политических деятелей, рассчитанная на приобретение популярности в обществе путем эффектной подачи на собраниях, митингах, в прессе простейших и понятных массам идей.

ПОДСИСТЕМА — выделенная из системы часть целого (декомпозиция), обладающая информационными связями с другими подсистемами управленческой структуры.

ПРАГМАТИЗМ (от греч. pragmatos — дело, действие) — практическая полезность деятельности, направленная на решение практических задач и удовлетворяющая в основном лишь основные потребности личности или общества.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ (от лат principium — начало, основа) — основные исходные положения, определяющие законо­мерности формирования управляемой системы: ее структуру, ме­тоды воздействия на коллектив, систему мотивации и стимулиро­вания, особенности технологии и технического оснащения управ­ленческого труда.

ПРИОРИТЕТ (от лат. prior — первый, старший) — первен­ство во времени в осуществлении какой-либо деятельности, пер­венство в реализации изобретений, открытий и новых технологий.

ПСИХОАНАЛИЗ — одно из направлений "глубинной" психо­логии и психотерапии, которое рассматривает влияние на поведе­ние людей бессознательных влечений и мотиваций и изучает пси­хическую структуру личности.

Р

РЕГУЛИРОВАНИЕ — одна из основных функций управле­ния, обеспечивающая поддержание постоянства или изменение по намеченному плану основных параметров производственного про­цесса.

РЕКЛАМА (от лат. reclamо — выкрикиваю) — выдача потре­бителю информации о потребительских свойствах товара. Р. явля­ется одним из составляющих маркетинговой деятельности пред­приятия и требует от исполнителей профессионализма и творчес­кой фантазии.

РЕКРЕАЦИЯ — методы, позволяющие восстановить силы человека, затраченные им в процессе трудовой деятельности.

РЕЛАКСАЦИЯ — расслабление или существенное снижение мускульной и психической активности человека, позволяющие обес­печить отдых, покой при переутомлении.

РЕФЛЕКСИЯ — самонаблюдение, глубокое размышление, направленное на осмысление поступков и своего общественного поведения.

РИТОРИКА — разработанная античными мыслителями нау­ка об ораторском искусстве и о мастерстве излагать мысли устно и письменно.

С

СБЫТ — система организационных, маркетинговых и торго­вых мероприятий по реализации на рынке каких-либо товаров. Решения по организации С. продукции весьма ответственны, так как они в конечном итоге определяют успех производственной и торговой деятельности предприятия.

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА — изучение продавцом потребностей общества и определение той доли рынка сбыта по пред­метно-товарному и демографическому принципу, которая может быть успешно освоена продавцом.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — освобождение, независимость индивидуального и общественного сознания от влияния религии, обращение, отказ от власти и собственности религиозной в пользу светской.

СИНЕРГИЯ (от греч. synergos — совместный, согласованный) — особенность сложных систем, в которых сумма составляющих ее элементов, свойства и возможности целого превышают свойства и возможности ее частей. Это уникальное свойство больших систем особенно ярко выражается в их самоорганизации и возможности влиять на поведение системы путем воздействия на ограниченное число параметров.

СКЕПТИЦИЗМ — философское учение, основанное на вы­ражении сомнения в существовании надежных критериев истины и в непогрешимости основных религиозных и философских догм; крайняя форма С. — агностицизм.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ — подготовка и реали­зация генеральной, основной программы, направленной на дости­жение цели в любой области деятельности. С. у. обеспечивает спо­собы и формы планирования, подготовки, а также методы осуще­ствления управляющего воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ — форма организации иерархической системы, обеспечивающая устойчивую взаимосвязь между составляющими систему элементами. Основные типы орга­низационных структур: линейная, функциональная, матричная, дивизионная, продуктовая.

Т

ТАРИФ ТАМОЖЕННЫЙ — налог, которым облагаются то­вары, ввозимые в страну. Т. т. не только способствует пополнению государственной казны, но и служит защите интересов отечествен­ных производителей.

ТЕЗАУРУС (от греч. thesauros — сокровище) — словарь, ал­фавитный перечень, в котором единицы текста заменяются стан­дартизированными словами и выражениями.

ТИПОЛОГИЯ — способ расчленения и классификации объек­тов системы по какому-то основному, кардинальному признаку, что позволяет установить общность связей, функций элементов исследуемой управленческой структуры.

ТОВАР — продукт труда, изготовленный для продажи. Това­ром может быть физический предмет, услуга, технология — важно, что этот товар необходим покупателю и продавец стремится удовлетворить спрос на товар возможно более полно.

ТОВАРНЫЙ ЗНАК — система символов, легко узнаваемых знаков и эмблем, объединяемых понятием торговая марка, и обес­печенная правовой защитой. Т. з. является одним из объектов про­мышленной, фирменной собственности.

У

УЧЕТ — сбор и обработка информации о наличии и рацио­нальном использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов предприятия для оптимизации планирования и управле­ния. Основные виды У. — статистический, бухгалтерский, опера­тивно-производственный. Анализ динамики производственных по­казателей позволяет определить тенденции развития производства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.144 сек.