Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древняя Русь. В становление и развитие нашей многонациональной Родины внесли вклад многие народы, издавна проживающие на ее территории




В становление и развитие нашей многонациональной Родины внесли вклад многие народы, издавна проживающие на ее территории. Однако, несомненно, доминирующим этносом, сыгравшим определяющую роль в истории России , были славяне, проживавшие к востоку от Карпат , вошедшие в историю как восточные славяне.

Первые сведения о восточных славянах содержатся в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет».

Восточные славяне проживали в бассейне Днепра , Днестра , Западной Двины и Верхней Волги . Основным видом их хозяйственной деятельности было земледелие. Занимались также наши предки и скотоводством, бортничеством, ловили рыбу, собирали на зиму дары леса и т.д.

Верховная власть в племенах восточных славян носила коллективный характер и принадлежала вече — общему собранию взрослых вооруженных мужчин племени. Со временем наблюдается развитие дружинного начала и возрастание роли князей.

До принятия христианства славяне, как и многие народы мира, прошли несколько этапов религиозного развития. На ранних этапах славяне поклонялись добрым и злым духам, которым они приносили жертвы. Постепенно с развитием племен и дифференциацией хозяйственной и социальной жизни славяне создают свой пантеон богов.

На территории восточноевропейской равнины жили также племена, принадлежавшие к финно-угорской группе. Это были предки современных венгров, карел, коми, марийцев, мордвы, чувашей, эстонцев и др.

В районе Прибалтики проживали балтские племена, из которых впоследствии образовались латыши, литовцы.

В районах Северного Кавказа , в междуречье Дона и Волги кочевали многочисленные тюркские племена.

Зарождение государства у восточных славян по традиции связывают с прибытием на Ладогу пришельцев — варягов . Как гласит летопись, наши далекие предки обратились к одному из варяжских князей — Рюрику — со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владейте нами».

Из того, что Рюрик прибыл на Ладогу с варягами, а варягов по историографической традиции, идущей еще от немецких историков, работавших в России в первой половине XVIII в., повелось отождествлять с норманнами, возникла известная норманнская теория. Однако из контекста летописи, в котором отражены эти события, ясно следует, что варяги, русь и норманны вовсе не являлись тождеством. Кстати, варяги — это воины, входившие в состав охранных вооруженных дружин, защищавших и занимавшихся проводкой этих торговых караванов. По-видимому, это была особая военная каста, куда могли входить представители различных племен и народов, которая занималась этим особым промыслом.

Согласно летописи, с Рюриком, прибывшим в 862 г. «из-за моря», был заключен «ряд» , т.е. договор. Из чего следует, что пришелец пришел не как завоеватель, а как лицо, которого пригласили, и которому аборигены передали какие-то управленческие функции.

Наличие «ряда», о котором упоминает летопись, свидетельствует, что пришельцы обладали лишь служебной властью, т.е. были наделены только определенными военно-административными функциями. Их пригласили не властвовать, а решать с помощью меча какие-то важные дела, связанные с торговлей на знаменитых днепровских путях, проходивших с севера на юг, как тогда говорили «из варяг в греки».

Исходя из вышеизложенного, можно квалифицировать природу нарождавшегося государства как договорную. Первыми отметили эту важную особенность генезиса древнерусской государственности выдающиеся отечественные историки В.И. Сергеевич и В.О. Ключевский . Хочу особо обратить внимание студентов-юристов, что в рамках теории государства и права нет теории, объясняющей такой механизм образования государства. И это лишний раз подтверждает самобытность начала древнерусской государственности.

Поскольку известно, что высшим органом власти на территории племен было вече, то договорная природа нарождавшегося государства, а также идущая еще со времен Рюрика традиция сосуществования двух властей, некий своеобразный политический симбиоз древнерусского «двоевластия», дает нам основание сделать вывод, что власть князей в древнерусском государстве не носила монархического характера. Скорее князей можно представить главами военных администраций, выполнявших к тому же и представительские функции. Отсутствие монархических начал в древнерусском государстве убедительно подтверждается также тем, что среди Рюриковичей вопрос о передаче власти решался на основе так называемого лествичного права , которое свидетельствует о власти рода, а не о власти монарха. Киевский князь, на момент пребывания его на киевском столе, представлял собой всего лишь персонифицированную функцию власти рода.

Поскольку правил род, то все представители этого рода считали себя братьями. Отсюда в период Киевской Руси характер отношений между князьями рода Рюриковичей были весьма отличен от системы сюзеренитета и вассалитета, характерного для Европы. Это были отношения между братьями, то есть равными. В случае если между князьями возникали противоречия и конфликты, то тот, кто находился на службе у другого, мог спокойно отъехать от него. Это не считалось изменой или государственным преступлением. Поэтому нет оснований считать, что истоки русского самодержавия коренятся в политических институтах древней Руси.

Отсутствие монархического начала подтверждается и таким историческим фактом: пришельцы (Рюриковичи) долгое время, вплоть до конца XI в. землями в Киевской Руси не владели, а обладали лишь правом сбора дани с территорий, входивших в древнерусское государство. Сбор дани, в данном случае можно с полным правом рассматривать как особую форму платы, которую выделяла им земля за их военно-административные функции и службу, а также за оборону земель.

История Киевской Руси, как первой исторической формы развития древнерусской народности и существования русской государственности насчитывает примерно 250 лет. Она началась с княжения первого киевского князя Олега (882—912 гг.), который после смерти Рюрика спустился со своей дружиной вниз по Днепру и, захватив Киев , сделал его своей столицей. Олег заложил основы территориального объединения и этнической интеграции восточнославянских племен, заложил основы обороны зарождавшегося молодого государства. В результате длительных войн, которые он вел с хазарами и венграми, и продолжавшимися и при его преемниках, Русь сумела отстоять свое право на свое историческое существование и развитие. При Олеге Русь стала выступать как субъект международного права. При нем были подписаны и первые договоры Руси с Византией . В этот начальный период своего развития получили развитие ряд важных начал в эволюции древнерусского общества. Затем Киевская Русь прошла этапы дальнейшего становления и подъема, экономического и культурного. Особенно это относится к периоду княжений Владимира Святославича (980—1015 гг.) и его сына Ярослава Владимировича Мудрого (1019—1054 гг.).

В период зарождения и становления древнерусского государства происходил сложный процесс становления славяно-русской культурной общности. И в этой связи стоит отметить, что политическая, хозяйственно-экономическая и межплеменная интеграция, проходившая в рамках нового государственного образования, требовала и интеграции культурной, объединявшей людей, создававшей новую социокультурную среду. Этот процесс порождал новые импульсы и предпосылки для дальнейшего развития и зарождения качественно новых тенденций в древнерусском обществе.

В этой связи важным историческим моментом в развитии Киевской Руси стало принятие при князе Владимире христианства. После неудачной реформы языческого культа, которую пытался провести в 985 г. князь Владимир, спустя 3 года было принято решение о введении на Руси новой «заморской» религии, по аналогии с призванием варягов, которая, не будучи культом одного из племен, сыграла бы роль не только религиозного интегратора, но и создавала бы основы для вхождения Руси в европейскую культурную ойкумену, приобщала бы народ к общемировым духовным ценностям.

Принятие христианства создавало благоприятные основы формирования новой православной культуры формирующегося народа Древней Руси, на базе которой постепенно формировалось самосознание новой народности, происходила ее постепенная самоидентификация на основе новых ценностей («Святая Русь»). Новая культура и основанное на ее базе новое мировоззрение, в немалой степени формировали не только характер взаимоотношений внутри становящегося православного древнерусского общества, но и на долгие века определили отношения Руси к другим религиям, государствам и народам, формировали его геополитические ориентации. Недаром в древности говорили: «Выбираешь религию — выбираешь судьбу». Таким образом, избранное князем Владимиром византийское Православие, и формировавшаяся на его основе культура, в решающей степени заложили некий культурный геном, матрицу, которые определили вектор духовного и социокультурного развития русского народа, можно сказать, его историческую судьбу.

С введением и распространением православия на Руси стала формироваться новая культурная традиция. В этой связи здесь необходимо отметить распространение письменности, которая невозможна без создания системы обучения. С этого времени на Руси появились школы. Прежде всего, это относилось к монастырям. В них обучались не только представители тогдашней элиты: княжеские и боярские дети. Уже тогда грамотность была обычным явлением в городах. Об этом нам свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах. На многих ремесленных изделиях того времени обнаружены надписи.

С распространением письменности и грамотности на Руси появляется и рукописная книга. С появлением книги возникает важная культурная традиция чтения книг. Возникает и в дальнейшем играет все большую роль книжное знание. В литературных памятниках древней Руси подчеркивается ценность книг и знаний.

После принятия христианства на Руси возникает и культура перевода иностранных книг на русский язык. Достигает высокого искусства оформление рукописных книг.

С появлением письменности и книг зарождается и древнерусская литература. Ее художественная выразительность определяется в значительной мере тем, что на Руси довольно рано сложилась высокая культура устной речи.

С середины XI в. на Руси стали появляться не дошедшие до нас летописные своды. В начале XII в. на их основе был создан выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет».

Новая религия во многом определила и развитие древнерусского зодчества. Прежде всего, здесь стоит отметить зарождение традиции храмового строительства. Еще при Владимире Святославиче в Киеве была построена Десятинная церковь. При Ярославе Мудром, в честь победы над печенегами, в 1037 г. в Киеве был заложен знаменитый храм Святой Софии, который и поныне украшает этот город.

С распространением христианства на Руси появляются иконы. Со временем искусство русской иконописи достигло такого совершенства, что его можно смело поставить в один ряд с выдающимися образцами мировой художественной культуры.

Важной особенностью религиозной культуры древней Руси, зарождавшейся в те далекие времена, было сложное переплетение остатков старых языческих культов и верований и православия. Этот процесс носит в науке название «синкретизм», поэтому для русской народной религиозной культуры характерным являлось двоеверие. Здесь имеет место не только вера в единого бога, но сохраняются остатки языческих верований. Особенно это характерно для русской деревенской культуры. Наши предки верили в Христа и одновременно почитали домовых. Духовный мир русского человека был наполнен лешими, русалками и прочими языческими персонажами. Это отражалось во многих проявлениях общественной жизни.

Древняя Русь — это эпоха формирования не только государственных институтов, социальной интеграции, но и нашей национальной культуры, в рамках которой, шло формирование древнерусской народности. В целом Древняя Русь развивалась в рамках традиционализма — следования обычаям, традициям и почитанием старины. Гарантами традиций выступала не только семья, церковь, княжеская власть, а также и другие институты тогдашнего общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.