Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Закономерности, принципы и правила обучения




Особенности закономерностей процесса обучения как одно­го из важнейших социальных явлений.

Закономерности обучения (Ю.К. Бабанский): обусловлен­ность обучения общественными потребностями; зависимость обучения от условий, в которых оно протекает; взаимосвязь процесса обучения, образования и развития; взаимосвязь обу­чения и реальных учебных возможностей учащихся; единст­во преподавания учения; взаимосвязь задач содержания, ме­тодов и форм обучения в целостном процессе обучения. Их обоснованность и объективность.

Другие закономерности: обучение как специфическая фор­ма познания; обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности; личность развивается в процессе учебной деятельности; максимального развития личность достигает на пределе своих возможностей и др. Их обоснованность и объективность.

Развивающий и воспитывающий характер обучения как важнейшие закономерности процесса обучения.

Дидактические принципы как важнейшие условия реали­зации закономерностей процесса обучения. Понятие о прин­ципах и правилах обучения. Принципы как социальная и ис­торическая категория. Характеристика дидактических прин­ципов и правил обучения.

Принцип наглядности и его особенности в процессе обуче­ния. Основные общедидактические виды наглядности. Пра­вила принципа наглядности. Формы сочетания слова и на­глядности (Л.В. Занков). Важнейшие требования, предъяв­ляемые к наглядности в зависимости от ее роли в усвоении учебного материала.

Особенности принципа сознательности и активности в фор­мировании убеждений учащихся. Признаки сознательного усвоения учебного материала. Основные правила данного принципа. Роль интереса к процессу обучения как важней­ший путь реализации принципа сознательности и активнос­ти. Потребности и интерес как основа мотивации учения, эмо­циональный фактор учения.

Принцип доступности и посильности обучения. Его сущ­ность. Важнейшая закономерность процесса развития лич­ности - в основе требований данного принципа. Наиболее об­щие причины нарушения принципа доступности. Важнейшие правила данного принципа и их относительность.

Сущность принципа научности - изучение подлинно досто­верных знаний, отражающих законы и закономерности ре­альной естественной и социальной действительности. Важ­нейшие требования и правила принципа научности: упроще­ние научных понятий без искажения 'их научной сущности, использование только научных терминов, знакомство с совре­менными научными достижениями и гипотезами, ознакомле­ние с научными методами исследования, разоблачение жи­тейских (лженаучных) взглядов и представлений.

Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы. Закономерность развития личности -потребность в общении и подражании - как важнейшая осно­ва данного принципа. Индивидуализм и индивидуализация в условиях коллективной работы. Особенности психолого-педа­гогических методов изучения класса и отдельного ученика. Обучаемость как важнейшее свойство личности, признаки обучаемости. Роль общения в коллективе и обособления при индивидуальной работе по формированию характера и интел­лекта учащихся. Микроклимат в коллективе и статус отдель-

ного ученика. Особенности использования программы мо­дульного обучения.

Принцип систематичности и последовательности в обуче­нии. Природосообразность обучения (Я.А. Коменский) как ос­нова принципа. Систематичность изучения учебного матери­ала и системность в сознании учащихся. Логика учебного предмета и логика науки. Системность мышления: установле­ние ассоциаций между изучаемыми явлениями, межпредмет­ные и внутрипредметные связи, интегрированные курсы и пр. Правила данного принципа (особенности планирования учебной работы, особенности повторения пройденного, необ­ходимость четкого предвидения последующего учебного мате­риала и др.).

Принцип прочности в овладении знаниями и умениями. Виды памяти и их особенности. Роль рассудочной деятельнос­ти в реализации данного принципа. Установки на запомина­ние. Опорные сигналы (В.Ф. Шаталов). Роль записей учебно­го материала учащимися на уроке. Особенности повторения пройденного учебного материала с целью более прочного ов­ладения им. Особенности разнообразных форм самостоятель­ной работы учащихся.

Принцип связи теории с практикой (обучения с жизнью). Практика - основа познания. Важнейшие пути связи теории с практикой: экскурсии, лабораторные и практические заня­тия (упражнения), наблюдения, опора на личный опыт уча­щихся. Особенности оптимального отбора конкретных фактов и явлений, подтверждающих правдивость изучаемых теорети­ческих положений. Знакомство с практическими фактами и явлениями до и после теоретических обобщений. Политехниче­ское образование как основа реализации данного принципа.

Основные понятия: закономерности процесса обучения, принципы обучения, правила обучения.

IV. Соотношение основных видов образования. Содержание образования ________________

Дидактическая сущность понятия «образование». Процесс образования и обучения как целостная система. Обучение -важнейший путь образования школьников. Потребность в са­мообразовании как важнейшее условие самореализации лич­ности.

Система образования как совокупность и соотношение ос­новных видов образования (общего, политехнического, про­фессионального), как важнейший путь формирования и раз­вития сознания человека.

Общее образование как процесс изучения познанных чело­вечеством законов и закономерностей, происходящих в есте­ственной природе и обществе.

Политехническое образование как процесс изучения зако­нов и закономерностей, происходящих во «второй природе» (природе, созданной человеком), и формирование у учащихся взаимоотношений с окружающей средой на основе соответст­вующих знаний.

Профессиональное образование (допрофессиональное в школе) как процесс формирования умений и навыков обраще­ния с простейшими средствами труда, изучение особенностей наиболее общих видов трудовой деятельности человека.

Экономическое и экологическое образование как составные части политехнического.

Способы и уровни отбора и усвоения содержания образова­ния. Перспективы качественного и количественного совер­шенствования содержания образования.

Основные документы, определяющие содержание образова­ния учащихся (учебный план, программы, учебник).

Основные понятия: образование, система образования, об­щее образование, политехническое образование, професси­ональное образование, содержание образования.

V. Методы обучения и их классификация

Общее понятие о методах обучения. Приемы обучения. Ме­тоды обучения как способы деятельности. Различные подхо­ды к характеристике методов обучения: методы обучения как способы включения учащихся в непосредственную практиче­скую деятельность с целью выработки умений и навыков; как способы передачи знаний в готовом виде; как способы сов­местной деятельности учителя и учащихся по достижению поставленных учебных целей; как способы организации по­знавательной деятельности учащихся; как способы стимули­рования познавательной деятельности.

Различные подходы к классификации методов: по источни­кам передачи (словесные, наглядные и практические) и ха­рактеру восприятия информации (активные и пассивные) -Е.Н. Голант; по дидактическим задачам и этапам процесса обучения (методы приобретения знаний, методы формирова­ния умений и навыков, методы применения знаний, методы развития творческой деятельности, методы закрепления, ме­тоды проверки знаний, умений, навыков) - М.А. Данилов, Б.П. Есипов; по дидактическим целям и используемым сред­ствам (методы, используемые для сообщения новых знаний; методы, используемые для приобретения новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков; методы работы с техническими средствами; методы контроля) - Т.А. Ильи­на; по характеру познавательной деятельности учащихся в процессе обучения (методы информационно-рецептивный, реп­родуктивный, проблемное изложение или рассказ-рассужде­ние, частично-поисковый или эвристический, исследователь­ский) - И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин; на основе особенностей деятельности учащихся при разных обучающих системах (ме­тоды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учеб­но-познавательной деятельности, методы контроля и само­контроля) - Ю.К. Бабанский.

Особенности использования каждой из названных групп методов, конкретные формы их проявления в практической педагогической деятельности.

Выбор методов в зависимости от важнейших функций про­цесса обучения, от дидактических целей, содержания учебно­го материала, уровня развития учащихся и условий обуче­ния.

Основные понятия: метод обучения, прием обучения, функции метода обучения, классификация методов обуче­ния, выбор методов обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.