Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок как важнейшая форма обучения




Однозначно определить сущность урока как дидактическо­го понятия очень сложно, так как такое определение должно включать слишком большое количество компонентов.

Самое элементарное определение: урок - это важнейшая форма осуществления процесса обучения. Характер урока, его структура, особенности определяются самой сущностью процесса обучения.

В свое время Т.А. Ильина, выступая на семинаре преподавателей, на вопрос: «современный или не современ­ный урок?», ответила: «Все зависит от того, как он организо­ван».

Одна из важнейших особенностей традиционного урока заключается в том, что учитель прежде всего озабочен орга­низацией своей деятельности на уроке, а не деятельностью учащихся, хотя сущность процесса обучения требует проду­мывания организации и стимулирования прежде всего позна­вательной деятельности учащихся.

Еще в начале 70-х гг. довольно полное определение урока дал Бударный: «Урок - это организационная форма обуче­ния, при которой учитель в течение точно установленного времени и в специально отведенном месте руководит коллек­тивной познавательной деятельностью учащихся с учетом ин­дивидуальных особенностей каждого, используя различные средства, обеспечивающие овладение всеми учениками основ изучаемого материала непосредственно в процессе обучения, создающие условия воспитания и развития познавательных и творческих способностей школьников».

Отсутствие однозначного определения сущности урока как дидактического понятия ведет к возникновению различных толкований его сущности. В 80-х гг. очень остро встала проб­лема «современного урока». В 1986 г. на страницах журнала «Советская педагогика» велась дискуссия по этой проблеме. Высказывались самые разные суждения. Понимание совре­менного урока отождествлялось с техническими средствами, с наглядностью, с элементами проблемного обучения, с опти­мизацией процесса обучения на уроке и т. п. Отмечалось, что если урок отвечает определенным требованиям и в ходе его проявляются отдельные вышеназванные компоненты, то это и есть современный урок.

В конце 80-х в начале 90-х гг. среди передовых педагогов того времени возникло такое понятие, как «педагогика сот­рудничества» и сущность урока стали отождествлять с этим понятием.

Типы уроков. Уроки точно так же, как и методы, можно классифицировать по дидактическим целям, по использу­емым методам обучения, по средствам обучения и т. п.

Традиционной считается классификация по дидактичес­ким целям и месту в общей системе уроков. Такая классифи­кация была обоснована известными педагогами И.Н. Казан­цевым и Б.П. Есиповым. Они выделяли всего шесть типов уроков:

1. Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом:

а) имеющие целью ознакомление учащихся с конкрет­ными явлениями и понятиями;

б) имеющие целью осмысление и усвоение учебного ма­териала;

в) уроки, на которых сообщается ряд фактов и выводов.

2. Уроки закрепления знаний:

а) уроки повторения пройденного в начале учебного года, после длительного перерыва (каникулы);

б) уроки текущего повторения.

3. Уроки обобщения и систематизации изученного.

4. Уроки формирования и закрепления умений и навыков.

5. Уроки проверки знаний:

а) уроки устной проверки;

б) уроки письменной проверки;

в) уроки с проверочными заданиями практического ха­рактера;

г) уроки разбора проверочных (контрольных, самосто­ятельных) работ.

6. Комбинированные уроки, которые включают в себя эле­менты всех предыдущих типов.

Любой из этих типов уроков может иметь различные виды: экскурсия, лабораторная работа, семинар, лекция, игра и пр. Например, уроки закрепления знаний могут проводиться в виде экскурсии на природу или в музей, в виде лабораторной работы, в любых формах организации самостоятельной рабо­ты на уроках.

Такая классификация уроков распространяется на уроки любого учебного предмета (математики, истории, физкульту­ры и т. п.), но виды уроков могут быть специфическими в за­висимости от особенностей этих предметов.

Подготовка учителя к уроку. Многие учителя сегодня от­казываются от традиционного расчленения урока на его изо­лированные друг от друга этапы (опрос, объяснение, закреп­ление, домашнее задание), поскольку это вносит монотон­ность в процесс обучения и учащиеся теряют к нему интерес. Каждый урок по любому школьному предмету должен иметь определенную, продуманную при подготовке к нему структу­ру, однако учащиеся не должны этого замечать. И поэтому при подготовке к уроку учитель должен продумать когда, как, чем должны заниматься все учащиеся с учетом их инди­видуальных способностей и возможностей. В этом состоит главная цель подготовки к уроку.

Ход подготовки учителя к уроку находит отражение в его плане, но говорить о каких-то стандартах, об общих требова­ниях к планам довольно сложно. Определенные требования предъявляются к планированию в зависимости от особеннос­тей учебного предмета, от методики его преподавания. План урока может быть подготовлен и в произвольной форме, и не обязательно переписывать его заново ежегодно, если не было существенных изменений в программе учебного предмета. Однако определенные коррективы, дополнения к плану необ­ходимы и должны отражать происходящие в школе и в жиз­ни перемены.

Учитель постоянно получает какую-то информацию, наби­рается опыта, поэтому при подготовке к каждому уроку он найдет какие-то новые средства и приемы, которые дадут бо­лее заметные результаты, чем прежде.

Помимо учебников и методической литературы многие учи­теля используют при подготовке свои собственные методичес­кие материалы. Это может быть картотека по каждому разде­лу, или папка с вырезками из периодической печати, запися­ми выдержек из литературы, какие-то иные дидактические материалы и т. п.

При подготовке к уроку учитель должен стремиться четко выделить главную цель для каждого урока. Цели могут быть самыми разными по объему и по характеру, прежде всего в зависимости от особенностей и специфики учебного предмета. При определении целей учитель также должен исходить из

требований программы, учитывая при этом уровень подготов­ки учащихся данного класса. Иначе говоря, необходимо исхо­дить прежде всего из задач обучения, воспитания и развития умственных способностей учащихся.

Овладение знаниями, умениями и навыками не может счи­таться единственной целью урока. Цели должны предусмат­ривать формирование взглядов и убеждений учащихся, раз­витие их познавательных и творческих способностей. И, ко­нечно, они должны быть предельно четкими и конкретными.

Успех урока во многом зависит не только от подготовки учителя, но и от учащихся. Для этого их, особенно в старших классах, необходимо знакомить с перспективным тематичес­ким планированием, заранее рекомендовать дополнительную литературу или проведение предварительных наблюдений и опытов с целью предварительного знакомства с теми вопроса­ми (или объектами), которые будут изучаться в дальнейшем.

При подготовке к уроку учитель должен руководствоваться всеми принципами дидактики и владеть всеми необходимы­ми правилами их реализации.

Проведение урока. Уроки одного учителя не могут быть по­хожими на уроки другого, даже если они проводятся по одно­му и тому же плану в параллельных классах. Любой урок обязательно отражает индивидуальность учителя.

Огромное значение для хода урока имеет его начало. Учи­тель должен появляться в классе или непосредственно со звон­ком или сразу после него. С первых секунд учитель обязан до­биваться настроя учащихся на активную деятельность, органи­зационный момент должен быть сокращен до минимума. При­ступать к проведению урока по любому учебному предмету можно только тогда, когда установится тишина и порядок.

И тем не менее учитель должен стремиться к тому, чтобы начало урока ничем не напоминало начало вчерашнего, это позволит с первых минут завладеть вниманием учащихся и будет способствовать тому, что они будут работать по плану учителя в течение всего урока.

Некоторые учителя убеждены, что необходимо отказаться от традиционного хода урока, когда в начале проводится кон­троль, а потом изложение нового материала, объясняя это тем, что во второй половине урока активность учащихся па­дает и восприимчивость к изучаемому материалу снижается. Такое построение урока было разумным, когда слово учителя было единственным источником новой информации. Главным

недостатком было - учитель рассказывал только то, что есть в учебнике, и на дом задавал прочесть то же самое.

В настоящее время учащиеся получают огромное количес­тво информации из самых разных источников (родители, книги, телевидение и пр.). Поэтому учителя вынуждены ина­че строить урок. Например, в конце урока учитель говорит о том, что будет изучаться на следующем уроке, и рекомендует учащимся дома прочитать об этом в учебнике, подчеркивая важность каких-то проблем, на что необходимо обратить вни­мание. Учащиеся постепенно привыкают к такой системе. Каждый урок при таком подходе начинается не с объяснения и не с опроса, а с попыток самостоятельно разобраться в но­вом материале под руководством учителя, который направля­ет их в нужное русло.

При такой организации урока формируются навыки самос­тоятельной работы с учебником, с книгой вообще. Такая ра­бота способствует возникновению у учащихся вопросов к учи­телю, повышает познавательный интерес, развивает навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Это позволяет в определенной мере создавать условия для максимального развития способностей каждого ученика в условиях коллек­тивной работы.

Продумывая ход урока в процессе подготовки к нему учи­тель обязан руководствоваться такими наиболее общими за­дачами, стоящими перед уроком в современной школе:

1. Урок не должен сводиться только к процессу передачи учащимся определенной суммы сведений, предусмотренных программой. Каждый урок по любому учебному предмету должен быть нацелен на формирование личности^ школьника (его мировоззрения, нравственности, общего развития, твор­ческих способностей, познавательной самостоятельности).

2. Традиционно формируя на различных уроках так назы­ваемые предметные умения и навыки (математические, лин­гвистические, географические и др.), необходимо большее внимание уделять формированию общих умений и навыков, умений интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т. п.).

3. Необходима рациональная организация учебного труда учащихся на уроке, формирование у них важнейшего умения -умения учиться.

Эти важнейшие задачи обусловлены характером деятель­ности современного человека, и они требуют от учителя пос-

тоянного поиска путей повышения эффективности обучения. Рассмотрим главные из них.

1. Одним из путей повышения эффективности урока (по любому учебному предмету) является создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти ос­новы должны не механически, а осознанно.

Периодически на страницах педагогической печати возни­кает проблема о перегрузке учащихся. Это объясняется порой объективными причинами (недостатки программ, перегрузка учебного плана и пр.), но есть причины, зависящие только от учителя. Рассмотрим рабочий день школьника. Обычно он проводит 5-7 ч в школе, выполнение домашнего задания да­же по официальным нормам занимает от 1 до 3-4 ч. Таким образом, рабочая неделя старшеклассников составляет более 60 ч. У них практически почти не остается времени на заня­тия спортом, искусством, творческой деятельностью и пр., а отсутствие этих видов деятельности сказывается на общем развитии учащихся. Однако, если внимательно проанализи­ровать эту ситуацию, то можно заметить, что дело обстоит несколько иначе.

Представим, например, традиционный урок по гуманитарно­му предмету (история, литература и пр.): в течение 15-20 мин учитель опрашивает двух-трех учащихся, весь класс в луч­шем случае слушает. Потом около 20 мин учитель пересказы­вает содержание параграфов из учебника, учащиеся опять только слушают. После этого - задание на дом и несколько вопросов на закрепление. Но в этом случае и закреплять не­чего, учащиеся на уроке ничего не изучили, они только слу­шали, они могут лишь механически повторить полученную информацию, поэтому они вынуждены дома учить все заново, многие и дома не учат. Это пример плохого урока, но такие еще встречаются и довольно часто.

Поэтому при подготовке к уроку учитель должен не только продумать объем информации, с которой будет знакомить уча­щихся, но главным образом те методы, приемы, средства, ко­торые позволят учащимся овладеть основами изучаемого мате­риала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался имен­но на уроке. Это достигается прежде всего умением учителя выделять главное, чтобы учащиеся поняли и усвоили суть (главную идею, закон и пр.), а не второстепенный материал. С этой целью педагоги-новаторы (В.Ф. Шаталов, например) с

огромным успехом используют опорные сигналы, схемы-кон­спекты и проч. средства, предотвращающие забывание. Поэто­му сегодняшнему учителю необходимо научиться правильно и с наибольшей пользой использовать учебное время. Тогда и учащимся не нужно будет тратить его впустую, тогда у них по­явится возможность заниматься спортом, искусством и т. д.

2. Следующий, не менее важный путь повышения эффектив­ности урока - это создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

Как правило, учитель в процессе подготовки к уроку ори­ентируется на среднего ученика. Известно, что учащимся од­ного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание и объем рабо­ты для более сильных учащихся (большее количество задач для них, например), а какие-то иные приемы работы с ними.

Не случайно В.Ф. Шаталов при проведении уроков ориен­тируется не на средних учащихся, а на слабых. У него своеоб­разная методика, к которой учащиеся привыкли. Он, напри­мер, дважды и трижды повторяет новый материал. Более сильные учащиеся, если они осмыслили материал с первого раза, мысленно повторяют его вместе с учителем, а слабые следят за логикой учителя второй раз (или третий), чтобы уловить момент, где они чего-то не поняли.

Необходимо наряду с фронтальными формами работы (ра­бота с классом) использовать групповые формы (взаимопро­верка, консультирование и пр.).

3. Следующий путь повышения эффективности урока - это наличие определенной структуры. В данном случае имеется ввиду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепле­ние), а его внутренняя структура, которая не заметна для уча­щихся, но четко продумана педагогом.

Структура урока - это организация системы элементов уро­ка, способствующая эффективному взаимодействию учителя и учащихся. Она определяется прежде всего тем, на что ори­ентируется учитель при подготовке к уроку: на продумыва­ние своей работы или на организацию познавательной де­ятельности учащихся. А это, в свою очередь, зависит от того, какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке. Если учитель хочет «рассказать», «показать», «ознакомить»

(из таких целей исходят, по данным И.П. Раченко, около 60% учителей), то он планирует только характер своей де­ятельности, если же исходит из целей типа: «установить», «уяснить», «найти», «определить», «сформулировать», то это значит, что он ориентируется на активную работу самих уча­щихся.

4. Следующий путь повышения эффективности урока - это увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уро­ке. Это положение является продолжением предыдущего пу­ти повышения эффективности урока.

Главной парадокс плохо организованных уроков заключа­ется в том, что на них сочетаются трудная и напряженная ра­бота учителя с бездельем значительной части учащихся, ко­торые только делают вид, что внимательно слушают.

5. Повышению эффективности урока во многом способству­ет соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей.

Рассматривая сущность процесса обучения мы отмечали, что главное здесь - дать учащимся не только систему опреде­ленных знаний, но и сформировать у них системность мыш­ления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредмет­ных и межпредметных связей.

Внутрипредметные связи - это постоянное повторение ' пройденного материала. Опытные учителя осуществляют пов­торение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а увязывают изучаемый материал и с раз­делами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления. Постоянное осу­ществление внутрипредметных связей позволяет учащимся усваивать определенные понятия, законы не только в процес­се непосредственного изучения, но и при изучении других тем, т.е. всегда помнить о важнейших положениях изучаемо­го предмета.

Осуществление межпредметных связей зависит от специ­фики других учебных предметов (гуманитарные, естественно-математические). Каждый учитель должен знать, что изуча­ют его ученики в данный момент по другим предметам. Для этого учителя должны постоянно обмениваться информацией о том, что проходят их ученики в данный момент.

6. Одним из своеобразных путей повышения эффективнос­ти урока является сокращение времени на контроль за зна­ниями, умениями и навыками учащихся, особенно на ус­тный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокраще-

нии времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки.

С этой целью необходимо использовать разнообразные тех­нические средства (компьютеры, различного рода карточки-задания, анкеты с вопросами, где учащимся надо выбрать нужный ответ или ответить словами да - нет), можно ис­пользовать взаимопроверку (без выставления оценок, как это делает В.Ф. Шаталов). Каждый учитель может разработать собственную систему контроля.

7. Эффективность урока во многом определяется уровнем общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения).

С развитием телевидения резко стал падать удельный вес книги в образовательном процессе, а значит у учащихся ме­нее эффективно развивается воображение. Поэтому надо учить работать с книгой (учебником) именно на уроке, имен­но на уроке школьники должны учиться находить нужный материал в учебнике, уметь выделять главное из прочитанно­го, составлять план прочитанного, тезисы прочитанного, уметь конспектировать и т. п.

Не требуется сегодня также производить даже простые арифметические действия, для этого с успехом применяются калькуляторы. Но ведь процесс умственных вычислений спо­собствует развитию интеллекта учащихся, поэтому каждый учитель должен способствовать формированию соответству­ющих навыков у учащихся на уроке.

Это лишь некоторые, наиболее общие пути повышения эф­фективности урока, которые показывают, что учитель не дол­жен ограничиваться сообщением определенного объема учеб­ной информации в готовом виде, что изложение учебного мате­риала должно учить учащихся думать, которые не только дол­жны получать информацию, но познавать способы усвоения сведений об окружающем мире, овладевать процессом позна­ния, получать элементарные представления об общих и час­тных методах познания. В процессе изложения материала на уроке необходимо постоянно ставить задачи перед учащимися: «попробуй предположить», «докажи, сколько здесь возмож­ных решений», «какие решения более рациональны» и т. п.

Требования к уроку. Для реализации вышеназванных пу­тей повышения его эффективности необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к современному уроку:

1. На каждом уроке должно соблюдаться единство образо­вательной, развивающей и воспитывающей целей. Каждый урок должен способствовать реализации важнейших законо­мерностей процесса обучения.

Сообщая определенные знания на уроке, необходимо разви­вать мышление учащихся, способствовать их умственному развитию и формировать соответствующее отношение к окру­жающей их действительности, прививать им навыки поведе­ния на основе этих отношений. Необходимо стремиться к то­му, чтобы приобретаемые знания определяли поведение уча­щихся, чтобы у них формировались качества личности, необ­ходимые для любого будущего вида трудовой деятельности (культура на рабочем месте, ответственное отношение к ка­честву выполнения задания, преодоление трудностей при их выполнении и т. п.).

2. Каждый урок должен отвечать всем принципам дидакти­ки и прежде всего научности и связи обучения с жизнью.

Любой урок по любому учебному предмету - это часть про­цесса, поэтому и необходимо увязывать обучение с жизнью, с практикой, которая в научном познании играет роль крите­рия истинности, а в учебном - способствует формированию интереса к учебе, положительного отношения к ней, выработ­ке умений применять теоретические знания на практике для объяснения явлений окружающей действительности.

3. Каждый урок должен быть характерен прежде всего чет­ко выраженной дидактической целью, которая часто подме­няется темой урока.

По каждой теме может быть проведено несколько уроков, и каждый из них должен иметь свою конкретную дидактичес­кую цель: вооружение учащихся мыслительными операциями (классификация, перенос, обобщение и т. п.), выработка уме­ний по применению знаний на практике, ознакомление уча­щихся с отдельными фактами по теме, формирование умений самостоятельно формулировать теоретические выводы и т. п.

В зависимости от намеченной цели учитель в процессе подго­товки к уроку должен определить содержание учебного матери­ала, которое необходимо дать учащимся, структуру урока, мето­ды обучения, средства и т. п. Отсутствие четко выраженной цели для каждого урока приводит к тому, что они становятся однооб­разными, а это способствует потере интереса к учению.

4. Использование разнообразных методов и приемов обуче­ния с целью активизации познавательной деятельности уча­щихся на всех этапах урока.

Любое однообразное длительное воздействие (длительное устное объяснение, например) на учащихся может привести к рассеиванию их внимания, к сонливости. Такое воздействие порой ощущают на себе студенты на некоторых лекциях в ин­ституте. Это явление вполне объяснимо с физиологической точки зрения - мозг человека обладает свойством самозащи­ты. Наступление сонливости — это и есть результат такой са­мозащиты. Однако у детей это свойство проявляется в поис­ках различных посторонних видов деятельности, они отвле­каются от хода урока, не воспринимают информацию учите­ля. Поэтому на каждом уроке, на каждом его этапе необходи­мо стремиться к разумному изменению видов деятельности учащихся. Для этого необходимо пользоваться разнообразны­ми методами и приемами обучения, чтобы периодически воз­действовать на разные органы чувств, создавая условия для более эффективной познавательной деятельности. Необходи­мо четко продумывать при подготовке к уроку, когда, в какой части урока будет использоваться тот или иной метод, прием или средство (слово, наглядность, учебник и т. п.).

Однако смена видов деятельности на уроке должна быть ра­зумной, должна учитывать возрастные особенности учащихся, особенности данного класса и т. п. Не все дети и не всегда могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой.

5. Одним из требований к уроку является его эмоциональ­ность, что должно побуждать учащихся к осуществлению важнейшего вида деятельности на уроке - усвоению новых знаний. Это не должно проявляться только внешне (громкий голос учителя, жестикуляция и пр.), эмоциональность дол­жна проявляться в отношении учителя к процессу обучения на уроке, к изучаемой теме и т. д.

Урок должен быть эмоциональным, чтобы было какое-то напряжение у учащихся, это один из способов их активиза­ции. Использование на уроке различного рода проблемных ситуаций также способствует эмоциональности, активизиру­ет познавательную деятельность учащихся.

6. На каждом уроке должен проводиться непрерывный учет знаний учащихся.

Процесс обучения на любом уроке будет эффективным лишь при наличии постоянной обратной связи. На каждом

этапе урока учитель должен четко представлять уровень ов­ладения учащимися учебным материалом, чтобы способство­вать постоянному повышению этого уровня. Учитель не име­ет возможности опросить на уроке всех учащихся, он не мо­жет осуществлять опрос так, как он проводился в старой школе в начале века, когда учащегося опрашивали по всему пройденному материалу с момента последнего его ответа. Поэтому необходимо использовать самые разнообразные фор­мы контроля за знаниями учащихся. Для этого могут исполь­зоваться различного рода компьютерные программы (если поз­воляют условия), письменные задания, анкеты, перфокарты и пр., которые позволяли бы сразу же получить результаты про­верки знаний. И главное при этом - у каждого учителя должна быть хорошо развита наблюдательность для оценки результа­тов познавательной деятельности учащихся на уроке.

7. Каждый урок должен отличаться своей организационной закономерностью, ощутимостью положительных результатов.

Чтобы каждый прошедший урок вызывал у учащихся и учителя чувство движения вперед. Чтобы урок давал замет­ное количественное нарастание знаний, или их качественное совершенствование, или и то и другое вместе. Такое заметное нарастание знаний (умений и навыков) всегда вызывает чув­ство удовлетворения и, естественно, вызывает активное отно­шение у учащихся к учению. Каждый урок должен быть за­конченной частью процесса обучения.

8. На каждом уроке должны присутствовать элементы сис­тематического повторения.

Но не всякое повторение пройденного учебного материала способствует эффективности процесса обучения. Повторение пройденного никогда не должно сводиться к механическому его воспроизведению. Вновь изучаемый материал на каждом уроке должен рассматриваться с позиций ранее пройденного. При сообщении нового материала учитель по возможности дол­жен увязывать его с ранее пройденным, опираться на него.

9. Каждый урок должен быть оптимально технически и ди­дактически оснащен.

Познание начинается с чувственных восприятий. Однако не нужно использовать наглядность ради наглядности, нельзя злоупотреблять техническими средствами, необходимо чув­ство меры. Все затраты времени при подготовке учителя к уроку на изобретение и изготовление наглядных и дидакти­ческих пособий с лихвой окупаются результатами обучения.

10. Связь каждого урока по любому учебному предмету с предыдущими и последующими уроками.

Любой урок не должен рассматриваться изолированно от других, а быть определенным звеном в общей системе уроков. Готовясь к уроку, учитель обязан хорошо представлять не только предыдущий урок по данному предмету, что почти всегда и реализуется. Каждый учитель в меру своих способ­ностей пытается увязывать материал урока с материалом пре­дыдущего. Однако необходимо также четко представлять структуру и содержание последующего урока. Это особенно важно для начинающих педагогов. Формируя знания на лю­бом уроке, учитель обязан как бы создавать почву для после­дующего (завтрашнего) урока. Необходимость такого подхода к организации процесса обучения теоретически была обосно­вана в исследованиях Выготского. Конкретным примером ре­ализации этой идеи на уроках является деятельность извес­тного педагога-новатора Лысенковой.

11. Использование всего времени урока с максимальной продуктивностью.

При подготовке урока необходимо продумать организацию работы учащихся на все 45 мин. Класс никогда не должен вы­ходить из-под внимания учителя, который должен распола­гать достаточным количеством заданий, вопросов и т. п. для всего класса.

Наглядные пособия, приборы, технические средства дол­жны быть опробованы заранее, чтобы на уроке не тратить времени на их настройку и подготовку.

Даже сама традиционная структура (опрос, объяснение, закрепление) ведет к потере времени при переходе от одного вида деятельности к другому. Поэтому необходимо продумы­вать структуру таким образом, чтобы переходы были незамет­ны для учащихся.

Нежелательно тратить время на выяснение причин опозда­ния отдельных учащихся на урок, других нарушений дисцип­лины на уроке, об этом можно вести разговор после звонка.

Многие учителя практикуют устные ответы учащихся с места, не вставая при этом, так как это тоже способствует по­тере времени.

12. Обеспечение учебно-трудовой дисциплины учащихся на протяжении всего урока.

Соблюдение всех предыдущих требований в какой-то мере обеспечивает соответствующую дисциплину на уроке. И все

же с целью поддержания дисциплины учитель должен прояв­лять определенную требовательность, сочетающуюся с уваже­нием к личности каждого учащегося. Необходимо добивать­ся, чтобы коллектив класса был нетерпим к нарушениям дис­циплины, поскольку дисциплина на уроке - это основа для устойчивого внимания.

Многие учителя добиваются от учащихся порой лишь лож­ного внимания, но еще великий К.С. Станиславский отмечал, что «внимание заключается не в том, чтобы пялить глаза на объект». Учащиеся должны не просто смотреть на учителя и слушать его, а быть деятельными по отношению к изучаемо­му материалу, на уроке должна царить рабочая обстановка, способствующая эффективной познавательной деятельности.

13. Одним из своеобразных требований к уроку является гибкость его структуры.

Например, учитель продумал четкую структуру урока, кон­кретную его цель, но что-то не получается, урок не идет по намеченному плану. В этом случае по ходу урока учитель дол­жен уметь вносить необходимые коррективы, менять его структуру, использовать дополнительные приемы, но цель должна быть достигнута.

Урок - это не спектакль, хотя к нему и много готовятся, но он никогда не репетируется.

14. Профессиональная направленность урока.

Каждый урок, независимо от учебного предмета, должен иметь профессиональную направленность. Каждый раз, по возможности, необходимо подчеркивать важность изучаемого учебного материала для овладения в будущем какой-то кон­кретной профессией, важность получаемых знаний для всей дальнейшей жизни.

15. Эффективность домашнего задания и его обязательная проверка.

Учитель, давая задание на дом, должен быть уверен, что все учащиеся смогут с ним справиться. Иногда предлагаются задания повышенной трудности, но в любом случае учитель обязан комментировать домашнее задание, объясняя, в чем его суть, какова цель, где прочитать основные правила его выполнения и т. п.

Выполнение учащимися любого домашнего задания дол­жно обязательно проверяться и анализироваться, иначе у учащихся пропадает интерес к самостоятельной познаватель­ной деятельности.

16. Создание благоприятных морально-психологических и санитарно-гигиенических условий.

Эти условия во многом предопределяют выполнение всех вы­шеназванных требований, предъявляемых к уроку. На каждом уроке прежде всего должны быть нормальные отношения между учащимися в классе, между учащимися и учителем. Необходи­мо учитывать и психо-физиологические особенности учащихся.

Выше перечислено шестнадцать требований к уроку, но это не значит, что этот перечень нельзя продолжить. И нельзя, конечно, требовать, чтобы учитель на каждом уроке выпол­нял их все. Но знать их необходимо, поскольку это ведет к максимальной эффективности урока.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему необходимо классифицировать уроки?

2. Приведите примеры классификации уроков.

3. Чем пользуется учитель при подготовке к уроку?

4. На что прежде всего должен ориентироваться учитель при подготовке к уроку?

5. Назовите важнейшие пути повышения эффективности урока.

6. Назовите требования, предъявляемые к уроку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.