Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила принципа доступности




1. Необходимо давать такие установки на запоминание: что, как и для чего надо запоминать. Например, учитель го­ворит «это надо запомнить хорошо», «это надо запомнить навсегда» и пр. Такими установками как бы активизируется внимание учащихся и вызывает у них стремление запомнить соответствующую информацию.

2. Необходимо уметь «предотвращать забывание». Огром­ную роль при этом играют опорные сигналы (схемы). Напри­мер, при изучении Куликовской битвы на уроках истории учитель на доске чертит схему в форме щита, на котором сле­ва схематически изображается войско орды в виде буквы «О», справа -\рсновное русское войско как бы буквой «С» только наоборот, а над ней еще такая же буква «С» (тоже наоборот) только меньших размеров (запасное русское войско). Вместе эти две буквы «С» будут изображать как бы цифру «3». В вер­хней части щита стрелка, направленная вниз (Дмитрий Дон­ской), в нижней части щита изображение монгольской мехо­вой шапки, которая изображает как бы цифру «8». Если уча­щиеся внимательно посмотрят на данную схему, то из нее

видно, что битва происходила в 1380 г. И эту цифру они ни­когда не забудут.

1. Более прочному запоминанию способствует и запись уча­щимися важнейшей информации, получаемой в процессе обу­чения. Даже, если все формулы, определения, даты и пр. есть в соответствующих учебниках, их желательно еще и запи­сать, что позволяет осуществить дополнительную мыслитель­ную операцию, лучше понять и осмыслить изучаемую инфор­мацию, а значит и лучше ее запомнить.

2. Прочности в овладении информацией в значительной мере способствует систематическое повторение («повторение - мать учения»). Однако не всякое повторение дает соответствующий положительный результат. Оно не должно рассматриваться лишь только как копирование пройденного. Повторять - это значит воспроизводить изученное с позиций новой информа­ции, увязывать изученный материал с новыми фактами, с личным опытом, с личными наблюдениями и т. п. Такое повторение будет способствовать формированию интереса к процессу обучения в целом.

3. Прочности в овладении информацией во многом способ­ствуют различные формы самостоятельной работы учащихся.

8. Принцип связи теории с практикой ________

Практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществля­ются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Проблемы, которые решают различные науки, всегда ставятся именно практикой, и результаты разрешения научных проблем всегда проверяются практикой и внедряют­ся в практику, в общественное производство, в жизнь для то­го, чтобы совершенствовать ее.

Главной особенностью этого принципа и является то, чтобы учащиеся прежде всего понимали значение теории в жизни человека, в его практической деятельности. И, чтобы они умели применять усвоенные знания для решения задач прак­тического характера, которые возникают перед ними. Такие умения являются одним из важнейших критериев качества знаний обучающихся.

Очень часто важнейшим средством реализации требований данного принципа считается организация уроков трудового обучения в школе. Действительно, трудовая деятельность школьников в процессе обучения имеет не менее существенное значение, чем учебная. Они должны быть единым целым. К то­му же и сама учебная деятельность школьников должна рас­сматриваться как важнейший путь их трудового воспитания.

Данному принципу всегда отводилась самая значительная роль в организации отечественного процесса обучения в мас­совой школе. Однако с 1937 г. этот принцип стал постоянно нарушаться. Так, например, были отменены уроки трудового обучения в советской школе, против чего выступала Н.К. Крупская (ее письмо к председателю наркомпроса Жда­нову). Отмена уроков трудового обучения вполне отвечала идеологии того времени. До 1937 г. в результате репрессий была практически ликвидирована интеллигенция, в том чис­ле и техническая. Нужно было создать заново «советскую» интеллигенцию, надо было молодежь готовить в вузы и тех­никумы, развивая умственные способности учащихся, и по­этому было взято направление лишь на интеллектуальную подготовку. Такое положение существовало до 1958 г.

В 1958 г. был принят Закон о связи обучения с жизнью, где этот принцип рассматривался как ведущий принцип совет­ской школы. Было введено одиннадцатилетнее обучение. Учащиеся 9, 10 и 11 классов два дня в неделю в течение всего учебного года занимались профессиональным обучением. После окончания школы, помимо аттестата зрелости, каж­дый получал удостоверение слесаря, столяра, лаборанта, тракториста и т. п.

Серьезное внимание уделялось связи теоретических школь­ных предметов с профессиональным профилем школьников.

Такая система просуществовала до 1963 г., когда отменили одиннадцатый класс и работа, начатая в 1958 г., стала свора­чиваться. Начиная с 1977 г. опять стали создаваться меж­школьные мастерские - УПК, которые к середине 90-х гг. также потеряли свою актуальность.

Однако принцип связи теории с практикой остается одним из важнейших, при любых отклонениях в решении вопросов трудового обучения. Особенности содержания учебных пред­метов, их специфика предусматривают разнообразные формы связи теории с практикой.

Традиционными путями связи теории с практикой являют­ся разнообразные экскурсии, выполнение учащимися лабора­торных и практических работ, организация различного рода наблюдений за конкретными объектами и явлениями и т. п. Однако обычно при организации процессе обучения забывают о таком пути, как опора на личный опыт учащихся. Изучая художественные произведения на уроках литературы, поэзию в частности, учащиеся должны не только воспринимать со­держание, запоминать его, но и как бы переносить на себя происходящее с героями литературных произведений.

Точно так же, как и при использовании наглядных пособий в процессе обучения, когда мы говорим о необходимости соб­людать чувство меры, надо ограничивать количество конкрет­ных примеров, раскрывающих связь теоретического матери­ала с практическим, чтобы количество этих примеров «не зас­лоняло» системы формируемых знаний у учащихся.

Знакомство учащихся с практикой может осуществляться в самом начале изучения какой-то темы, прежде чем они нач­нут изучение соответствующего теоретического материала, или по ходу изучения темы, или в конце.

Порой принцип связи теории с практикой подменяется так называемым политехническим принципом. Понятие это яв­ляется более частным по отношению к принципу связи обуче­ния с жизнью и распространяется только на осуществление политехнического образования.

Обучение всегда носит воспитательный характер. Обучение и воспитание это целостный процесс. Воспитанность опреде­ляется характером отношений человека к окружающей дей­ствительности. Но отношения эти формируются на основе знаний, поэтому так важно применение всех принципов обу­чения, которые имеют и воспитывающее значение.

Процесс обучения - это процесс передачи знаний о мире, процесс воспитания - это процесс воздействия на систему от­ношений учащегося к окружающей его действительности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.