Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы дидактики




Процесс обучения - это особый вид человеческой деятель­ности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положени­ях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения и т. п.

Принципы обучения - это историческая и одновременно социальная категория. Они совершенствуются в зависимости от исторических особенностей развития общества, от уровня развития науки и культуры в нем. Впервые принципы обуче­ния были сформулированы великим чешским педагогом Я.А.Коменским в его «Великой дидактике» в 1632 г.

Иногда принципы рассматриваются не как основополага­ющие положения процесса обучения, а как некие «рабочие инструменты в руках обучающего», с помощью которых мож­но лишь «натаскать» учащегося, не дав ему возможности соз­нательно овладеть определенной суммой знаний. В других случаях принципы рассматриваются с житейских, упрощен­ных позиций. Так, например, выдвигается принцип «прак­тичности» вместо «связи теории с практикой».

В обыденной жизни мы очень часто говорим о принципе ин­тереса. Интерес, действительно, играет большую роль в про­цессе обучения, но возводить его в дидактический принцип нельзя, потому что недопустимо, чтобы один изучал только ма­тематику (она ему интересна), а другой только литературу в процессе общеобразовательной подготовки учащихся в школе. Интерес должен формироваться к самому процессу учения, познания, а не только к содержанию изучаемого материала.

Таким образом нельзя подменять дидактические принципы житейскими понятиями интереса, практичности, легкости и т. д. При таком подходе принципы как бы подменяются системой методических правил, которые позволяют лишь вы­работать у учащихся определенных, механически выполня­емых умений и навыков.

В учебном процессе все дидактические принципы очень тес­но переплетаются и порой невозможно четко определить, ка­кой из них лежит в основе обучения. Однако они дают воз-

можность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно соответствовало логике познания как такового. Специфичес­кие связи и взаимообусловленность отдельных элементов про­цесса обучения осуществляются при соблюдении: сознатель­ности и активности обучающихся; наглядности обучения; систематичности и последовательности; доступности обуче­ния; прочности овладения знаниями, умениями и навыками; научности обучения; связи обучения с жизнью (теории с практикой); индивидуального похода к обучающимся.

Из принципов обучения вытекают правила обучения, отра­жающие более частные положения того или иного принципа, т. е. каждый дидактический принцип имеет свои конкретные правила реализации. Если принципы обучения распространя­ются на весь процесс обучения, то правила только на отдель­ные его стороны, этапы, компоненты. Например, принцип систематичности и последовательности в обучении включает в себя такие правила, как связь вновь изученного с ранее изу­ченным, изложение изучаемого материала по частям, после­довательное закрепление приобретенных знаний.

Все принципы дидактики в своем единстве объективно от­ражают важнейшие закономерности процесса обучения. Прежде чем рассмотреть сущность закономерностей, рассмот­рим более подробно особенности и правила конкретных ди­дактических принципов.

1. Принцип наглядности ________________

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость фор­мирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов свя­зи» человека с окружающим миром различна. По мнению не­которых специалистов, если, например, орган слуха пропус­кает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения -100 000, т. е. около 80% сведений об окружающем мире че­ловек получает с помощью зрения.

Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способ­ность информации у органов зрения, мы ставим принцип наг­лядности на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество ор­ганов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Эксперименталь­но доказано, что если человек получает информацию одновре­менно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается бо­лее обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответству­ющей информации, но и активизирует познавательную де­ятельность обучающихся; развивает у них способность увязы­вать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки тех­нической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Наглядность, используемая в процессе изучения различ­ных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особеннос­ти, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному пред­мету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности:

Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т. е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обуче­ния демонстрируются растения или животные на уроках би­ологии, электродвигатели при изучении физики и т. п.

Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, ди­афильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схе­мы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится боль­шинство наглядных пособий, которые используются в про­цессе обучения.

Специфическим видом наглядности является словесно-об­разная наглядность. К этому виду относятся яркие словес­ные описания или рассказы об интересных случаях, напри-

мер, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).

Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение кон­кретных практических операций при обучении в ПТУ и т. п.

Все названные основные виды наглядности очень часто до­полняются еще одним своеобразным видом, это так называ­емая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающих­ся, когда им предлагается просто представить какую-либо си­туацию, какое-то явление. Например, при выводе формулы расчета сопротивления проводника (на уроках физики) уча­щимся не надо показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь необходимо, чтобы они представили абстрактный проводник и логически рассуждали, отчего мо­жет зависеть его сопротивление.

В последнее время особое значение в процессе обучения от­водится изобразительной наглядности (хотя желательно ис­пользовать разнообразные виды в их сочетании). Преимущес­тва изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность по­казать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгора­ние горючей смеси в двигателе).

Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:

1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положи­тельный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие ста­рые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно использу­ются.

2. Наглядные пособия необходимо использовать не для то­го, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.

3. При использовании наглядных пособий должно соблю­даться определенное чувство меры. Если учитель даже распо­лагает большим количеством хороших пособий по конкретно-

4. 24

5. му учебному материалу, это не значит, что они все обязатель­но должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеива­нию внимания, и усвоение материала будет затруднено.

6. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовлен­ные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демон­стрировать в определенной последовательности и в необходи­мый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые не­обходимо запомнить и т. п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся.

7. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последователь­ность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несу­щественных явлениях.

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения ника­кой особой роли не играют, они эффективны только в сочета­нии со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосред­ственных наблюдений учащимися за определенными явлени­ями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. Еще Н.Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обра­щаться как надо... ничего путного не сделают» (Пирогов Н. Вопросы жизни. Соч. Т. 1. - СПб, 1887. - С. 116).

Существуют разные способы сочетания слова и нагляднос­ти, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и активизация уча­щихся в обучении» (М.: Учпедгиз, 1960). Наиболее типичны­ми из них являются:

- при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие вагляд-ные пособия, подтверждает правдивость своей информации;

- при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они при­обретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

Очевидно, что второй способ более эффективен нежели пер­вый, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по вре­мени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.

С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих слу­чаях она должна быть как можно ярче и красочнее, напри­мер, при изучении истории, литературы и т. п.

С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. Когда младших школь­ников мы обучаем счету, то не нужны плакаты с красивыми корабликами или самолетами, здесь необходимы плакаты с обычными карандашами, так как в противном случае мы привлечем внимание детей не к количеству предметов, не к счету, а к самолетикам, к самой картинке.

2. Принцип сознательности и активности ____

Одной из важнейших целей обучения является формирова­ние у учащихся правильного отношения к окружающей дей­ствительности и соответствующих убеждений. Общеизвес­тно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каж­дый человек вырабатывает самостоятельно, т. е. сознательно.

Сознательность в усвоении материала учащимися во мно­гом зависит от деятельности учителя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся в процессе обуче­ния, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, что не спо­собствует активизации внимания учащихся.

Известный философ Э.В. Ильенков обращал внимание на то, что в процессе обучения мы часто формируем знания, но при этом они не способствуют развитию мыслительной де­ятельности, а именно это должно быть главным. «Мышление

и есть реально функционирующее знание». На это же обраща­ет внимание и В.В. Давыдов в работе «Виды обобщения в обу­чении». Он подчеркивает, что в процессе обучения необходи­мо формировать знания не только о внешних признаках пред­метов или явлений, но и отношение к предмету или явлению на основе изучения их внутренних свойств.

В процессе обучения необходимо учитывать прежде всего наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний:

- учащиеся должны уметь облекать свои знания в правиль­ную словесную оболочку (выражение «знаю, но сказать не мо­гу» - признак отсутствия знаний);

- сознательность выражается и в положительном отноше­нии учащихся к изучаемому материалу, в их заинтересован­ности;

- признаком сознательного усвоения учебного материала является степень самостоятельности; чем она выше, тем соз­нательнее усваиваются знания.

Правила принципа сознательности и активности в обучении:

1. Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обу­чения. Урок должен начинаться постановкой проблемы и вес­тись с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. Учитель должен использовать все име­ющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу.

2. Учащиеся должны усваивать в процессе обучения не только информацию о предметах и явлениях, а понимать их внутреннюю сущность, должны прийти к пониманию законо­мерностей, которые смогут потом использовать на практике.

3. Примером реализации этого правила может служить де­ятельность В.Ф.Шаталова, который давал материал по каж­дой изучаемой теме в полном объеме, чтобы учащиеся увиде­ли внутренние закономерности изучаемого явления. А потом, в процессе неоднократного повторения, добивался усвоения отдельных фактов и деталей и их систематизации.

4. Исследования психологов показывают, что важнейшим условием активности учащихся является наличие самокон­троля и самооценки в процессе обучения. Поэтому одной из задач педагога является формирование у них потребности и

5. навыков такой деятельности. Самоконтроль и самооценка должны стать обязательным элементом современных обуча­ющих технологий.

6. Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благода­ря использованию ярких примеров, использованию неизвес­тного учащимся дополнительного учебного материала и т. п. Для реализации принципа сознательности и активности необ­ходимо формировать интерес не только к содержанию изуча­емого материала, но и к самому процессу обучения. Учащим­ся должно быть интересно не только получать новую инфор­мацию, но и учиться, им должен быть интересен сам процесс познания.

Соблюдение этих правил способствует формированию убеж­дений, а не накоплению формальных знаний. Соблюдение данного дидактического принципа имеет огромное значение, так как «убеждения не купишь в лавке», о чем писал Д.И.Писарев - они формируются в процессе познавательной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.