Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б.А. Голуб




ОСНОВЫ ОБЩЕЙ

ДИДАКТИКИ

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию

в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов

ББК 74.202 Г62

 

Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор

А.Н. Зимина; кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики

Мурманского государственного педагогического института

О.И. Цикина

Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. пед­вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 96 с. ISBN 5-691-00271-6.

Дидактика — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обуче­ния и образования. Дидактические принципы определяют содержание образования, необходимое при выборе методов и форм обучения. Дидак­тические принципы тесно переплетаются и порой невозможно четко оп­ределить, какой из них лежит в основе обучения; знать эти принципы и учитывать их необходимо педагогам.

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса и ад­ресовано студентам педвузов.

ББК 74.202

ISBN 5-691-00271-6

Голуб Б.А., 1999 «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 Серийное оформление. Художник Токарев Ю.В., 1999

Предисловие

Все социальные науки, в том числе и педагогические, раз­виваются двумя основными путями: эволюционным или рево­люционным.

Все ныне действующие учебники и учебные пособия рас­крывали именно революционный путь развития педагогичес­кой науки. Однако для более успешного усвоения студентами курса дидактики более эффективным будет изучение эволю­ционного пути развития науки. Это позволит студентам ви­деть логику и взаимосвязь между всеми важнейшими разде­лами курса, а не заучивать отдельные темы, что даст возмож­ность овладеть курсом дидактики только описательно, на уровне представлений.

Традиционно в процессе изучения педагогических дисцип­лин у студентов формировались важнейшие понятия о дидак­тических явлениях по их чисто внешним признакам (напри­мер об уроке), а не на основе внутренних признаков и законо­мерностей.

Дидактика - это наука, изучающая теоретические основы процесса обучения как такового. Ведь обучение осуществляет­ся и в семье, когда родители учат чему-то своих детей, и во время бытового и производственного общения, процесс обуче­ния осуществляется в дошкольных учреждениях, школе, гим­назии, вузе, он включает самообразование и т. п. Учиться люди начали с момента возникновения человеческого общества.

Процесс обучения, как и любое другое социальное явление общественной жизни, совершенствовался в зависимости от характера общественного производства (ремесленное, машин­ное и пр.).

Педагогическая деятельность, как и любая другая, всегда характеризуется двумя важнейшими аспектами: с одной сто­роны, уровнем знаний теоретических основ науки, с другой -развитием логического и образного мышления.

Ныне существующий курс дидактики (и соответствующие учебники) в педвузах часто критикуют, считается, что дидак­тика устарела, не отражает новых технологий обучения. Устарела описательная дидактика как учебная дисциплина, раскрывающая чисто внешние признаки традиционного реп­родуктивного характера обучения, представления о котором имеются у каждого человека с раннего детства (все обучались

в детском саду, в школе). Не случайно на IV съезде Россий­ского союза ректоров высших учебных заведений (29 марта 1996 г.) отмечалось, что в настоящее время наметился «раз­рыв между обучением и наукой».

Дидакты не должны дублировать методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и не должны освещать историко-педагогические вопросы (в частности вопросы раз­вития отечественной системы образования, развития идей политехнического образования, идей развивающего обуче­ния и т. п.)

Необходимо разработать новый курс «Основы общей ди­дактики в системе профессиональной подготовки будущих учителей».

Данное учебное пособие является попыткой подойти к обу­чению студентов дидактике с новых позиций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.