Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип систематичности и последовательности




Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я.А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обуче­нии все должно быть взаимосвязанным и целесообразным.

Эти идеи были позднее развиты Песталоцци и К.Д. Ушин-ским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязны­ми знаниями, похожа на кладовую, где все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня систем­ности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащим­ся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными.

В нашей отечественной педагогике этот принцип долгое время нарушался, особенно начиная с 20-х гг. двадцатого ве­ка, когда работали по так называемым комплексным прог­раммам, когда использовались методы проектов, бригадно-ла-бораторные методы и отсутствовали стабильные учебники. Часто можно было наблюдать, как учащиеся на уроках мате­матики легко справлялись с простейшими уравнениями типа: х = 2у, чему равен у =? Но совершенно не понимали, как найти, чему равно время (t) из формулы S = v • t на уроках

1 Артоболевский И. Работы первого поколения // Наука и жизнь, 1977. - № 1.

физики, хотя это одно и то же уравнение. Ни о какой системе в знаниях в то время не могло быть и речи.

Системность мышления заключается в установлении ассо­циаций, т. е. связей между изучаемыми явлениями и предме­тами. То же самое происходит и при параллельном изучении различных предметов по школьной программе, между ними устанавливаются так называемые межпредметные связи, ко­торые являются одним из важнейших условий реализации принципа систематичности и последовательности в учебном процессе.

Для межпредметных связей необходимо выделять так на­зываемые «сквозные объекты», как рекомендуют психологи. Это наиболее важные явления, которые изучаются в разных учебных предметах (например, уровень развития культуры какой-то исторической эпохи, особенности которого изучают­ся и на уроках истории, и на уроках литературы). Между та­кими предметами, как история и литература, математика и физика, черчение и трудовое обучение, должны постоянно осуществляться межпредметные связи, должны поддержи­ваться повседневные контакты между учителями (взаимное посещение уроков, совместное перспективное планирование, выделение «сквозных тем» и т. д.). В последние годы отдель­ными учителями разрабатываются авторские интегративные программы по комплексному изучению определенных разде­лов учебных предметов.

Реализация принципа систематичности и последователь­ности предполагает преемственность в процессе обучения, т. е. логическую последовательность и связь между учебными предметами, изучаемыми на разных ступенях школьного обу­чения (в начальной, основной и средней), чтобы каждый раз вновь изучаемый материал базировался на усвоенном учащи­мися ранее.

Правила принципа систематичности и последовательности:

1. Реализация преемственности и установление ассоциаций в процессе обучения с целью реализации данного принципа во многом зависит от планирования учебной работы (например, практические занятия необходимо проводить только после изучения теоретического материала, когда этот материал ус­воен в комплексе; при изучении нового материала необходи­мо опираться на ранее усвоенные знания и т. д.).

1. Учитель не имеет морального права переходить к изуче­нию последующего учебного материала, если он не уверен, что усвоен предыдущий (даже, если учитель ограничен рам­ками программы, количеством часов на изучение той или иной темы).

2. С целью реализации данного принципа необходимо осу­ществлять как бы «опережающее обучение». На каждом уро­ке при изучении любого учебного материала необходимо соз­давать «почву» для изучения последующего. Для начина­ющего учителя необходимо каждый раз готовиться не только к очередному уроку, а как бы одновременно к двум или даже нескольким.

3. Принцип систематичности и последовательности требует постоянного повторения изученного материала. Однако пов­торение не должно сводиться только лишь к воспроизведению пройденного (традиционный репродуктивный характер обу­чения как раз и ориентирует на такое воспроизведение: пов­торение после учителя, пересказ о прочитанном в учебнике и т. д.). Необходимо, чтобы при повторении пройденного уча­щиеся рассматривали его с новых позиций, увязывали со сво­им личным опытом, с личными наблюдениями, со знаниями по другим учебным дисциплинам и т. п.

4. Большое значение для реализации принципа систематич­ности и последовательности имеет практическая деятель­ность учащихся, когда они могут применить теоретические знания в практической деятельности. Важность такой связи подчеркивается введением самостоятельного принципа: связи теории с практикой.

5.

7. Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками

8.

Принцип прочности означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т. е. прочность это не только глубокое запоминание, но и уме­ние воспользоваться тем, чем располагает память. В этом зак­лючается главная особенность данного принципа.

Ошибочным является традиционное (репродуктивное) обу­чение, которое ориентируется только на запоминание, на пов­торение рассказанного учителем или прочитанного в учебни-

ке. Такой процесс обучения ориентируется только на разви­тие механической памяти учащихся, для чего применяется многократное повторение. На самом же деле необходимо раз­витие как логической, так и механической памяти на основе развития элементов рассудочной деятельности учащихся. Необходимо, чтобы учащиеся запоминали лишь основные по­нятия, фундаментальные, ключевые, а имея навыки рассу­дочной деятельности, они смогут самостоятельно обосновать новые понятия, объяснить факты и т. п.

Приведем пример. В четвертом классе учащимся был задан вопрос: «Чему равна длина окружности земного шара?» Никто никогда им ни о чем подобном не говорил. «Лес» рук и соответ­ствующие ответы: миллион километров, сто миллионов, милли­ард километров и т. п. Назывались самые большие числа, извес­тные учащимся. Но один дал конкретный ответ: 11 000 км. На вопрос, почему он так считает, он ответил, что когда-то учи­тельница говорила, что протяженность нашей страны состав­ляет 2200 км, он представил глобус и решил, что эта длина может уложиться пять раз, поэтому 2200 км он умножил на 5. Ответ совершенно неверный, но он ценен своими логичес­кими рассуждениями для учащегося данного возраста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.