Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III.1.7. Рекомендации по культуре устной речи




1. Проявлять уважение, доброжелательность по отношению к собеседнику. Запрещается своей речью наносить собеседнику разного рода ущерб, обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать и прямых отрицательных оценок личности партнера по общению: «дурак», «растяпа», «бестолочь», «перестаньте пороть чушь», «никогда не встречал такого, бестолкового человека (сотрудника)» и т.п. не способствуют достижению коммуникативной согласованности, а значит, и успешному общению.

2. Быть вежливым. Вежливость должна быть не преувеличенной, а соразмерной данной ситуации: необходимо учитывать возраст, пол, служебное положение партнера по общению, его социальные позиции и соразмерять собственные социальные позиции с соответствующими показателями партнера. Рекомендуется смягчать свою речь, снимать излишнюю категоричность.

3. Быть скромным в самооценке. Участнику переговоров предписывается не навязывать собеседнику собственных мнений и оценок (но убеждать!), уметь встать на точку зрения партнера.

4. Подчеркивать внимание к партнеру. Следует учитывать социальную роль собеседника, его личность, его знание темы, предмета речи, степень его заинтересованности. Предлагается постоянно поддерживать контакт с собеседником, используя языковые этикетные формы: вам, наверное, интересно узнать...; вы, конечно, знаете...; повторные обращения; мимические и жестовые знаки внимания. Если говорящий не смотрит на собеседника и не интересуется его реакцией, значит, он сосредоточился на самом себе, что затрудняет успешное ведение речевой коммуникации.

5. Тема общения должна быть понятной, уместной и интересной. В семье и учреждении выбираются самые различные темы для общения, но всегда ли принцип уместности или интереса соблюдается в полной мере?

Так, можно ввязаться в пылкую дискуссию, осуждая вегетарианство, как вдруг выясняется, что патриархального вида бизнесмен, с которым вы разговариваете, рассчитывая завязать контакты, уже два года не ест ни мяса, ни рыбы, ни птицы. На самом деле вы вовсе не столь ярый противник вегетарианства, однако, ущерб отношениям уже нанесен. Если же вы получили приглашение на званый вечер – готовьтесь стать участником так называемой пустой болтовни, но надо учитывать, что большинство речевых тактов носит этикетный характер.

6. Помнить, что порог смыслового восприятии и концентрации внимания у слушающего ограниченны. Данные исследований свидетельствуют о том, что лучше всего воспринимается устное высказывание, состоящее из 5 – 9 слов, которое без паузы может длиться 45 с до 1,5 мин. Значит, рекомендуется употреблять короткие фразы и не превышать среднее время непрерывного говорения. Необходимо также следить за тем, чтобы слушатель не устал, давать ему передохнуть, вновь сосредоточиться.


ГЛАВА IV. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ

Риторика как научная и учебная дисциплина существует тысячи лет – это одна из самых древних наук на земле. Уже в школах Древней Греции, наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями, обучали риторике. Античная риторика занималась организацией судебного, политического и эпидейктического (оценочного) красноречия.

Термины «риторика» (гр. rhetorike), «ораторское искусство» (лат.orator< orare – «говорить), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (рус.) синонимичны. Существует два подхода к её определению: согласно первому – это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму – это искусство речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.