Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV.3. Риторика Древнего Китая и Индии




IV.2. Европейская риторика

В средние века было распространено аллегорическое изображение риторики в образе прекрасной дамы, восседающей на пышном троне как Regina atrium (царица искусства) и облаченной в ослепительные одежды, на которых вытканы речевые фигуры. Из ее уст произрастала лилия (символ Ornatus – красоты речи) и меч (символ Persuasio – искусство убеждать). По обеим сторонам находились величайшие ораторы – Цицерон и Вергилий (он был на заднем плане). Их расположение символизировало то, что риторика принадлежит не поэту, а «говорящему», то есть оратору. Сама же риторика символизировала неземную красоту и всемогущество (см.: Клюев Е.В. Риторика. – М.: 1999, с. 3).

Развитию риторики содействовала церковь. Проповедь на собрании прихожан была основной формой приобщения мирян к религиозным знаниям, христианской нравственности. Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, Савонарола и др. демонстрировали убежденность в правоте своей веры, образность церковной речи, умение – овладевать чувствами и сознанием верующих, влиять на их воображение, - вызывать переживания то блаженства, то экстаза, – убаюкивать или стращать. Церковная риторика занимала монопольное положение на протяжении всего средневековья.

В XVII – XVIII вв. идеи гуманизма, свободы, равенства, демократии, система парламентаризма, зарождение политических партий, общественных организаций, профсоюзов, способствовали активизации политической риторики. Самыми знаменитыми политическими ораторами были Жан – Поль Марат и Робеспьер (Франция).

Со временем ораторское искусство все чаще стали использовать как средство дезорганизации общественного мнения. Фразеология, двоедушие, юридическая казуистика, лицемерие, ложь, пустословие, фальшь надолго стали определяющими в риторике XIX – XX вв. Афоризм: “Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли» точно отражает ситуацию, сложившуюся в риторике того времени. Красноречие также активно применялось революционерами. Среди них были и опытные ораторы и полемисты (А. Бабель, В. Либкнехт, И.Г. Эккариус).

Задолго до V в. до н.э. вопросы, близкие к классической риторике, разрабатывались в странах древнего Востока, например, в Индии.

Так, искусство полемики в Древней Индии было на таком высоком уровне, что никто не мог уклониться от спора.

Традиционная культура спора включала следующие правила:

1. Если спорили два лица, то побежденный должен был

- лишить себя жизни, бросившись в реку со скалы;

- сделаться рабом победителя;

- перейти в его веру;

- богатый человек должен был отдать имущество бедняку в лохмотьях, если тот сумел его оспорить.

2. В споре могли участвовать монастыри, которые в случае неудачи прекращали свое существование.

3. Отношение к взглядам противника должно быть вдумчивым и серьезным. Если проповедовалась новая теория, то ее не отвергали сразу, а прислушивались к аргументам, взвешивали, оценивали, не преследовали за нее, могли ее принять

4. «Индийское правило спора»: прежде чем опровергать, нужно хорошо понять суть позиции, удостовериться, что она правильно понята.

Особое внимание обращалось на культуру спора, поведение во время полемики. Эти правила освещались в научных трактатах, таких как Готама «Ньяя – сутра», Дхармакирти «Наставление о научных диспутах».

В Древнем Китае также уделялось внимание данному вопросу. Там были разработаны:

1. методы ведения спора;

2. условия спора;

3. психологические особенности ведения спора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.