КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Персональные качества и навыки
ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ Контрольные вопросы к разделу 1 - Дать понятие деятельности, сферы и мотивы профессиональной деятельности. - Дать понятие профессионального самоопределения, структура и типы самоопределения человека. - Понятие профессионально важных качеств, требования к компетентности работников. - Что собой представляет рынок труда? Его виды. - Структура и принципы формирования рынка труда. - Что мы понимает под вакансией? Виды вакансий. - Какие требования к специалисту предъявляет современный рынок труда? - Какие факторы влияют на конкурентоспособность специалиста? - Факторы, влияющие на уровень спроса и предложений на рынке труда. - В чем заключается регулирование рынка труда? - Что характерно для нелегальных вакансий? - Какой ориентир на рынке труда наиболее привлекателен и почему? - Какое значение имеет профессиональная мотивация для человека? - Почему следует планировать карьеру? 1.5 Практическое задание 1 «Потребности и ценности современного общества».
1.1 Определение сферы профессиональной деятельности; 1.2 Определение приоритетности мотивов профессиональной деятельности; 1.3 Определение профессионально важных качеств для экономиста – менеджера; 1.4 Составление предварительного плана карьеры.
«Когда принимаешь на работу, то берешь не только умную голову и умелые руки, но еще человека с его характером, привычками и судьбой» - П.С.Таранов. В соответствии с этим, качества необходимые кандидату разделяют на три группы: - личные качества; - профессиональные; - деловые. 2.1.1 Личные качества – это: - физическая и эмоциональная выносливость; - высокие и моральные стандарты;
- понимание назначения организации и направления ее деятельности; - высокий уровень культуры; - энтузиазм; - порядочность; - оптимизм; - уверенность в себе; - дружелюбие; - приязнь и расположение других. 2.1.2 Профессиональные качества – это те качества, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя. Это: - высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии; - широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности; - стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности; - поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение; - умение планировать свою работу. Выделяют три группы навыков, составляющих основу профессиональной деятельности руководителя - менеджера: - концептуальную – на высшем уровне управления (составляет 50%); - межличностную; - специальную (техническую) – на низшем уровне управления (50%). Руководителем делают человека не личные и профессиональные качества, а деловые. 2.1.3 Деловые – это: - знание организации, способность обеспечить ее деятельность всем необходимым, координировать и контролировать поставленные задачи, побуждать к труду; - энергичность, честолюбие, доминантность, решительность, требовательность; - бескомпромиссность в отстаивании своих прав; - контактность, коммуникабельность, умение располагать к себе людей, убежденность; - ответственность, способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающей средой; - стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск. 2.1.4 Данные обследований дают следующие характеристики идеальных руководителей (в порядке убывания значения):
Основными характеристиками сильных менеджеров российских фирм считаются: - сознательный поиск контактов с сотрудниками на рабочих местах; - стремление повысить свой авторитет; - сохранение независимости в суждениях и действиях; - стремление создать работоспособный коллектив и опереться на него в работе; - попытка блокировать вмешательство высшего руководства; - неумолимость требований о выполнении собственных рекомендаций; - стремление выработать собственную позицию по проблемам; - умение правильно распределять обязанности; - стремление иметь ясные цели работы и развития; - отсутствие попыток уклоняться от принятия решений; - умение добиться единого образа мышления и действий. 2.1.5 С целью определения конкретных требований определяется список возможных факторов оценки: - ответственность; - чуткость и внимательность к людям; - самокритичность; - умение прислушиваться к критике; - личная дисциплина; - умение планомерно вести работу; - умение воздействовать на окружающих; - знание техники, технологии, экономики; - умение создать сплоченный коллектив; - умение управлять в сложных ситуациях; - умение коротко и ясно говорить; - умение быстро принимать решения; - честность и добросовестность; - чувство нового; - умение наводить и поддерживать дисциплину в коллективе; - трудолюбие; - способность видеть перспективу; - умение учить и воспитывать; - умение подбирать кадры; - умение контролировать; - целеустремленность; - умение писать деловые письма; - умение слушать. На различных уровнях управления требования в отношении этих качеств к руководителям не одинаковы, так: - на низших – ценится решительность, коммуникабельность, в какой-то мере агрессивность; - на высших – на первое место выдвигается умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования; - организовывать творческий процесс подчинения. Данные требования закладываются в должностные инструкции, паспорт рабочего места руководителя, в которых они более конкретизированы.
2.1.6 Требования, предъявляемые к руководителю, формируются на основе описания рабочего места с учетом местных условий и особенностей производства, в следующие группы: а) Мотивация труда, деятельности: 1) интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора; 2) ориентация на перспективу, успех и достижения; 3) готовность к социальным конфликтам в интересах работников и дела, конечных результатов производства; 4) готовность к обоснованному риску. б) Отношение к личным полномочиям: 1) умелое использование власти; 2) честолюбие; 3) склонность к лидерству; 4) понимание личных полномочий и должностной иерархии (в отрасли, на предприятии, в фирме и т.д.). в) Профессионализм и компетентность: 1) образовательный и возрастной цензы; 2) стаж, опыт работы (в отрасли, на руководящей должности и т.д.); 3) уровень профессиональной подготовленности (знания и умения); 4) самостоятельность в принятии решений и умение их реализовывать; 5) умение вести переговоры, аргументировать свою позицию, отстаивать ее стиль управления персоналом; 6) манера работы и личная работоспособность; 7) знание производства, технологий, связей с иными производствами. г) Личные качества и потенциальные возможности; 1) интеллектуальный уровень; 2) организаторские и коммуникативные возможности; 3) адаптивные возможности; 4) нервно – психическая и эмоциональная устойчивость; 5) волевые качества; 6) характеристики психических процессов (восприятие, внимание, мышление, память и др.); 7) черты характера – доступность, внимательность, честность, тактичность, оптимизм, решительность и др.; 8) хобби; 9) моторные характеристики и т.д. При найме данные требования определяются в требованиях вакансий. Приложение В. 2.1.7 При переходе к общению мостиком от личных качеств является личный имидж руководителя: поведение, одежда, внешность, аккуратность, вкус, обстановка кабинета.
Менеджер – профессионал начинается с высокого уровня самосознания, которым он понимает свои возможности и ограничения. Самосознание – это представление человека о самом себе. Структура внутренних навыков менеджера не относится к его функциональным обязанностям, а направлена на организацию индивидуальной его работы. Это – приоритеты личности и система ее целепологания. Структура внешних факторов, т.е. тех которые требуют взаимодействия с другими людьми. Это: - коммуникации; - принятие решений; - построение команд; - управление конфликтом. Использована литература /7, 5, 8/.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |