Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монтируем фильм




 

Познакомившись вкратце с основами киномонтажа можно приступить к решению отдельных задач, возникаю­щих в период монтажа фильма в их производственной по­следовательности. Поэтому первой работой будет просмотр всего снятого материала и его оценка. Даже если есть руч­ное устройство для просмотра, материал нужно обязательдо просмотреть на экране с кинопроектора, на котором его можно продемонстрировать с той частотой, с какой он снимался (16 или 24 кадр/с).

Материал можно просмотреть два или три раза, оцени­вая одновременно качество отдельных кадров как с точки зрения постановочной ценности, так и их технического ка­чества. После просмотра следует сразу исключить кадры, испорченные вследствие неправильной съемки, ошибок ак­теров и т. д. Для этого нужно каждый рулон кинопленки разрезать на отдельные кадры, которые пронумеровать в соответствии с режиссерским сценарием и разложить в этой последовательности на рабочем столе. Если для это­го нет места на столе, то можно в комнате, где произво­дится монтаж, натянуть веревку и на ней развесить с по­мощью бельевых зажимов очередные кадры вместе с кар­точками, на которых написаны их номера.

После этого следует заняться отбором лучших дублей. Тут может очень помочь настольное просмотровое устрой­ство, на котором можно свободно еще несколько раз про­смотреть каждый кадр, оценивая композицию, плавность движения камеры, исполнение ролей участниками, фото­графическое качество и т. д. Выбранные дубли оставляют, а остальные сохраняют в своем архиве, описав их содер­жание. Некоторые из них могут в дальнейшем пригодить­ся, хотя бы как перебивки для других фильмов.

Имея отобранный и разложенный в соответствии с по­следовательностью эпизодов и сцен материал, приступают к склейке кадров между собой, при этом еще не опреде­ляется окончательная длина отдельных кадров. Это бу­дет первый вариант монтажа фильма, который следует просмотреть на экране, чтобы правильно ориентироваться в его форме, уже приближающейся к окончательной, и очередности развития событий. Только после просмотра можно будет составить представление о правильности при­нятой структуры и темпе, в котором развивается действие, проверить соответствие примененных переходов между кадрами и сценами, подумать над будущим звуковым оформлением.

В некоторых фильмах может оказаться нужным иметь несколько более длинные отдельные кадры из-за продол­жительности звукового комментария, поясняющего проис­ходящие события, как это часто бывает в научно-популяр­ных и инструктивных фильмах. Это может оказаться необходимым для окончания музыкальной фразы или какого-нибудь звукового эффекта. Кинолюбители, снимающие на обращаемой пленке, должны считаться с тем, что урезан­ный один раз кадр уже нельзя удлинить, не вызвав скач­ка в изображении. Такая возможность есть только при съемке на негативной кинопленке. В этом случае можно до­клеить — удлинить кадр в рабочей копии куском чистой кинопленки, чтобы потом при монтаже негатива учесть эту разницу, если в негативе был запас.

После такого просмотра уже можно приступать к окон­чательному монтажу. Подгоняют друг к другу последую­щие кадры, подрезая их, если они длинны, в начале или конце. Там, где нужно, вставляют кадры-перебивки. Пе­ребивка может иметь от 10 до 20, а иногда и меньше кад-риков. Достаточно, чтобы ее смысл дошел до сознания зри­теля, слившись с существом всей сцены.

Излишне затянутые статичные кадры гораздо более опасны, чем длинные кадры с динамичным действием. Естественно, что каждая перебивка должна быть по смыс­лу тесно связана с содержанпем монтируемого эпизода. Лучше всего, если это будет какая-либо деталь, встречав­шаяся в одном из предыдущих общих планов. Перебивка также должна отвечать общей тональности изображения. Особое внимание нужно уделять переходам от одного кадра к другому на движении. Лучше всего, чтобы такой переход проходил в первой или последней фазе движения. Так, например, в сцене поднятия тоста одним из участни­ков банкета первый кадр, снятый общим планом, пред­ставляет собравшихся вокруг стола. При этом централь­ным персонажем является человек, который потом поды­мает тост, встав с бокалом в руке. Следующий кадр, сня­тый средним планом, укрупняет его, выделяя из окруже­ния, но показывает сначала еще сидящим, а потом — когда он встает с бокалом в руке и произносит свой тост. Закан­чивается сцена крупным планом стоящего с бокалом в руке. Соединение кадров в момент начала вставания ге­роя с места с точки зрения монтажа не будет удачным. Значительно лучше выполнить его, когда герой поднимет­ся с места или, уже стоя, поднимает бокал.

При монтаже таких кадров обязательно нужно просмот­ровое устройство, позволяющее остановить изображение на любом кадре для выбора наиболее подходящего для пе­рехода места. Выбранное место отмечают специальным пленочным карандашом со стороны основы кинопленки. Такая же отметка делается и на соседнем кадре. После этого, сложив два соединяемых кадра так, чтобы совмести­лись отметки, легко увидеть на просвет, в одинаковых ли фазах движения находятся эти участки кадров. Потом от­резают два-три кадрика от кадра с более крупным пла­ном, чтобы избежать впечатления повторения части дви­жения. Такие соединения должны выполняться точно с проверкой полученного результата на экране. Даже не­большая разница в характере жеста или движения в со­единяемых кадрах может вызвать «скачок» в изображе­нии. Мы часто видим такие «скачки» в кинотеатрах, по­казывающих старые кинофильмы, в которых из-за обры­вов было вырезано по нескольку кадриков.

Монтируя фильм, нужно также обращать внимание на соответствие направления движения. Об этом говорилось подробно в главе VI. Здесь нужно дать только некоторые советы на «черный день», когда встретятся кадры с не­соответствующим направлением движения, что может слу­читься при использовании архивных материалов, а об­стоятельства требуют их использования. В крайнем случае можно вклеить один из таких кадров наоборот, т. е. стороной основы вместо эмульсии. Правда, это даст на эк­ране временное впечатление иерезкости изображения, но лучше это, чем дезориентация зрителя в развитии дейст­вия. Лучше пойти на меньшее зло, если нет другого вы­хода.

И вот фильм смонтирован. К нему нужно подклеить над­писи с названием фильма и фамилиями постановщиков, а также пленочный ракорд на начало, чтобы предохранить фильм снаружи и обеспечить его зарядку в кинопроектор без потери первых кадров изображения.

Длина надписей должна быть достаточной для свобод­ного прочтения. Принимается приблизительно одна секун­да на слово, а для заглавий это время удваивается.

Итак, закончен фильм в немом варианте. Если кино­любитель хочет на этом остановиться, что иногда бывает при фильмах на семейную тематику, то все готово для первого показа приглашенной публике.

Однако чаще всего для более широкого показа фильм требует озвучения. Современный кинозритель привык не только видеть, но и слышать. Только сумма визуального и звукового впечатлений может обеспечить правильное вос­приятие фильма и удовлетворить зрителя, если кинокар­тина окажется ему по вкусу. Работа постановщика долж­на быть еще продолжена.

 

ГЛАВА IX. ЧТОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОВОРИЛО

 

Когда кинематограф был «великим немым», он все должен был высказать только изображением, жестами, ми­микой актеров, а если этого оказывалось мало, на экране появлялись прерывавшие изображение надписи. Как, одна­ко, кинематографу не хватало третьего звукового измере­ния, свидетельствует использование с самого начала его развития музыкального сопровождения, исполнявшегося пианистом, а иногда и целым оркестром, аккомпанировав­шим фильму прямо в кинотеатре.

Кроме музыки, создающей определенное настроение в отдельных сценах фильма и играющей непосредственно драматургическую роль, и речи, которая позволяла бы че­ловеку на экране выразить привычными словами свои мыс­ли, кинематографу очень не хватало различных шумов и звуков, неразрывно связанных с тем, что происходит вок­руг нас. Большинство событий и явлений сопровождается различными звуками, дающими дополнительное представ­ление о характере происходящего. Мчащийся экспресс без характерного стука колес, шума и свиста производит впечатление поезда-привидения, а не нормальной железной дороги, перевозящей пассажиров. Самолет без рокота мо­торов выглядит как планер. Стрельба орудий без звука выстрелов не производит грозного впечатления.

Естественно, нельзя ввести в фильм одновременно все имеющиеся на свете разновидности звуков. Обязательны строгий отбор, устранение второстепенных шумов и остав­ление только тех, которые могут быть использованы как выразительное средство, действующее на зрителя и усили­вающее восприятие изображения. При этом время звуча­ния и его интенсивности должны быть соответственно до­зированы. Многократное использование какого-либо нату­рального звука по различным причинам нежелательно. Главным образом это относится к звукам очень высоких тонов. Ряд звуковых эффектов создается искусственно, что необходимо, когда их натуральная запись звучит фальшиво и не передает действительного характера. Так, например, ритмичный звук марширующего войска от­лично выражает шелест сгибаемой в определенном темпе газеты, топот конских копыт — стук деревянной колотушки. Имитация различных звуков для кинематографа — это отдельная сложная специальность.

Переходим к музыке в фильме. Она может быть син­хронной, вытекающей из содержания разыгрываемых сцен. Типичным примером этого вида использования музыки является первый польский послевоенный фильм «Запрещенные песенки», в котором мелодии, наигрывае­мые уличными музыкантами, составляли драматургический стержень картины. Музыка может быть и иллюстративной, когда сопровождает действие, подчеркивая его атмосферу, создает необходимое эмоциональное напряжение или имеет характер звукового лейтмотива.

Музыка в фильме должна быть хорошей. Какая-нибудь пиликающая музыка может больше напортить, чем по­мочь. Музыка должна подходить к изображению по сво-. ему ритму и характеру, а также быть достаточно вырази­тельной. Хорошая музыкальная иллюстрация драматур­гически осмыслена и отвечает общему складу фильма. Одновременно она должна быть умеренной, ненавязчивой и ограничиваться только акцентированием действия. Гром­кая, назойливая музыка, которую мы слышим в некоторых фильмах, является противоположностью хорошей музы­кальной иллюстрации.

Музыка, так же как и различного рода шумы, не долж­на сопровождать изображение непрерывно. Кроме того, следует помнить, что всякого рода звуковое сопровожде­ние требует соблюдения определенной пространственной перспективы. Это же относится и к диалогам. И тут нуж­но остановиться на использовании тишины как сущест­венного драматургического элемента. Особенно важным является умелое использование тишины в кульминацион­ных моментах, когда она создает подготовку к предстоя­щему перелому. Возникающий вдруг из глубокой тишины крик, свист, грохот вызывает большее впечатление, чем тот Же самый звук, слышимый на фоне или после других звуков. Об этом нужно всегда помнить, озвучивая фильм.

Применение слова также требует умеренности и осто­рожности. Фильмы с большим количеством текста были кошмаром первых лет звукового кино. Затянутые кадры, в которых герои вели бесконечные разговоры, были про­тивны самому существу кинематографа, который требует быстрого движения, постоянно меняющихся положений и непрерывного действия. Таким путем кинематограф пре­вращался в плохую имитацию театра.

Слово можно и нужно использовать только как необ­ходимое дополнение к изображению в тех случаях, когда самого изображения оказывается недостаточно. Диалог бу­дет тем лучше, чем он лаконичнее. Краткость — его самое ценное качество. По своему характеру диалог должен быть приближен к разговору. Тогда он зазвучит естествен­но и убедительно. Почти всегда раздражает зрителя, а иногда и вызывает неуместный смех звучащая с экрана напыщенная фраза, чересчур литературное предложение.

В любительских кинофильмах часто применяется рече­вой комментарий, записанный на отдельной магнитофон­ной ленте или на магнитной дорожке, нанесенной на ки­нопленку. Текст такого комментария во многих случаях является наиболее слабой частью любительского фильма. Одни тексты очень многословны, другие схематичны, тя­желы и снижают ценность изображения. Следует отметить, что даже для профессиональных журналистов написание текста к фильму может на первых порах представлять трудности. Это достаточно специфическая разновидность литературы. Внимательное вслушивание в текст, идущий с экрана, когда он производит хорошее впечатление и ког­да не нравится, может очень помочь в написании собст­венного текста.

В кинематографии под названием комментарий пони­мается читаемый диктором и записанный на звуковой до­рожке текст, дополняющий изображение. Как правило, он встречается в кинохронике, в научно-популярных и в не­которых документальных фильмах. В художественных фильмах комментарий применяется редко, главным обра­зом как текст от автора, являющийся вступлением к филь­му. В некоторых случаях экранизации литературных про­изведений комментарий используется для соединения отдельных частей. Однако нужно подчеркнуть, что коммен­тарий в фильме всегда является злом, так как основным выразительным средством кинематографа остается изобра­жение. Только диалог или разговор героев на экране яв­ляется естественной формой живого слова.

Комментарий должен быть максимально сжатым. Не­обычайно важна тесная связь слова с изображением. Сло­во должно дополнять изображение, но недопустимо пов­торение словами того, что зритель сам видит на экране. При написании текста необходимо помнить о соответствии ритма слов и предложений ритму монтажа изображения. Поэтому окончательный вариант текста нужно отрабатывать только после окончания монтажа фильма и тщатель­ного ознакомления с ним. Раньше можно сделать только отдельные предварительные формулировки, вытекающие из характера и содержания сценария. Следует также об­ращать внимание на звучание отдельных слов и их соче­тание. Это важно с точки зрения сохранения их смысла и фонетических особенностей. Исключаются, например, вы­ражения с шипящими слогами. При написании текста нужно внимательно вслушиваться в его звучание.

При разработке текста к хроникальным киносюжетам и документальным фильмам хорошие результаты может давать метод использования первых ассоциаций. Этот спо­соб основывается на том, что автор текста, просматривая первый раз смонтированный или даже юлько подмонти-рованный фильм, высказывает свои первые мысли, пояс­няющие или комментирующие изображение. Полученный таким образом черновик в последующем сопоставляется с общим впечатлением от сюжета, уточняется, шлифуется стилистически и по звучанию.

В определенных случаях, например в спортивных темах, может оказаться целесообразным использовать опреде­ления и формулировки, возникшие как неожиданная без­отчетная реакция на видимое и информирующее о поло­жениях, которые могут ускользнуть от внимания среднего зрителя. Этот метод придает тексту черты искренности ж оригинальности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.