Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная бухгалтерия. Общая часть 16 страница




дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской проверки в этом случае определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и не должен превышать двух месяцев. На государственных органах, по поручению которых проводится аудиторская проверка, лежит обязанность создать надлежащие условия для ее осуществления, а также при необходимости обеспечить и личную безопасность аудиторов и членов их семей.

Аудиторская проверка может быть внутренней, внешней и повторной (основания проведения те же).

Аудит не может быть проведен в следующих трех случаях:

– когда аудиторами являются учредители, собственники, акционеры, руководители и иные должностные лица проверяемого экономи

ческого субъекта, несущие ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

– когда аудиторские фирмы являются в отношении экономических субъектов их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами; а также в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;

– когда аудиторы и аудиторские фирмы оказывают или оказыва

ли данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и

ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой

отчетности.

Если после заключения договора или дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны указанные выше обстоятельства, договор подлежит расторжению, а поручение

отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от экономического субъекта-заказчика обстоятельств, исключающих возможность аудиторской проверки, заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расходы, понесенные им

в связи с заключением договора с аудитором (аудиторской фирмой).

§ 4. Отличия аудиторской проверки

от документальной ревизии

Ревизия представляет собой специфическое процессуальное действие, которое в законе специально не регламентируется. Но ревизия также назначается постановлением органов предварительного расследования либо определением суда со ссылкой на ч. 2 ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Орган, производящий ревизию, представляет следователю либо суду акт ревизии, который приобщается к уголовному делу в качестве такого вида доказательств, как иные документы. Производство ревизии не заменяет назначения и производства бухгалтерской и иной экспертизы и аудиторской проверки. Акт ревизии не приравнивается к заключению эксперта. По сути ревизия представляет собой сбор доказательств, экспертиза (бухгалтерская, экономическая) – их оценку, а аудиторская проверка как более свободная (или правильнее не регулированная в процессуальном плане) форма представляет собой и сбор доказательств и их последующую оценку

в зависимости от задания.

Ревизия (не в процессуальном, а в плане хозяйственного контроля) представляет собой составную часть системы управленческого контроля, призванную устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций. Основными задачами ревизии являются следующие: осуществление контроля за соблюдением государственной дисциплины, использованием государственных средств, сохранностью материальных и денежных ресурсов, правильностью постановки бухгалтерского учета, а также пресечения фактов нарушения требований законодательства к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности.

В отличие от ревизии аудит представляет собой независимую вневедомственную проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта с целью получения выводов. Если целью ревизии является выявление, локализация и оценка недостатков хозяйственной деятельности для их искоренения, то аудит проводится для выявления указанных недостатков и их признания как неотъемлемого элемента предпринимательской деятельности.

Аудит представляет собой проверку достоверности информации в финансовых отчетах клиента, а ревизия направлена на установление законности совершаемых операций и отсутствие хищений со стороны работников. Объектом исследований при аудиторской проверке выступает все то, что подрывает платежеспособность клиента, ухудшает его финансовое состояние. В случае ревизии ставится задача выявления нарушений действующего законодательства и учетной политики предприятия.

В отличие от ревизора аудитор представляет собой независимое лицо, то есть аудит характеризуется наличием горизонтальных (добровольных) связей, а ревизия – вертикальных (в порядке административного назначения и принуждения). Поэтому оплата услуг аудитора осуществляется клиентом, а работа ревизора оплачивается вышестоящим звеном или государственным органом.

В случае проведения аудиторской проверки клиент решает задачи по привлечению новых пассивов (инвесторов, кредиторов и др.),

укреплению платежеспособности. Если же проводится ревизия, хозяйственная система решает задачи сохранности своих активов, по пре

сечению и профилактике злоупотреблений. Аудит характеризуется

наличием принципа разумной достаточности с ориентацией на соотношение затрат и результатов. В условиях ревизии действует принцип максимально возможной точности и выявления виновных лиц, а также установления размера ущерба. Результатом аудиторской проверки

является аудиторское заключение и рекомендации для клиента, ревизия заканчивается составлением акта ревизии, организационными

выводами, взысканиями, обязательными указаниями и проверкой их выполнения.

§ 5. Аудиторское заключение

Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской организации).

Аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности

аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Аудиторское заключение определяется как мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, которое представляет собой оценку аудиторской фирмы (аудита) соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в РФ.

Если в результате аудита аудиторской фирмой (аудитором) будет установлено, что имущественное финансовое положение экономического субъекта вызывает серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжить деятельность и исполнить свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным

периодом, то мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности должно выражать данное сомнение.

Аудиторская фирма (аудитор) может выражать свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в следующих 4-х формах: 1) в форме безусловно положительного; 2) в форме условно положительного; 3) в форме отрицательного аудиторского заключения; 4) либо отказаться в аудиторском заключении от выражения подобного мнения.

В безусловно положительном аудиторском заключении мнение

аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготов

лена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах

отражение активов и пассивов субъекта на отчетную дату и финансо

вых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нор

мативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность РФ.

В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его

деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта регулирующего бухгалтерский учет и отчетность РФ.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности отчетности экономического субъекта означает, что, в связи с определенными обстоятельствами бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность РФ.

Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения означает, что в результате определенных обстоятельств эта фирма не может

выразить и не выражает подобное мнение в одной из установленных форм.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и пользователям были очевидны его содержание и форма.

Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, утвержденный Комиссией по аудиторской отчетности от 9 февраля 1996 г., определяет принципы составления заключения по окончании проведения аудиторской проверки:

– аудиторское заключение составляется только на основании

результатов аудитора бухгалтерской отчетности экономического

субъекта;

– в аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен либо наименованиями всех составляющих бухгалтерской отчетности, в отношении которых проводился аудит, либо словами «бухгалтерская отчетность». В последнем случае под словами «бухгалтерская отчетность» понимается вся совокупность форм бухгалтерской отчетности, установленная для экономического субъекта того или иного вида деятельности соответствующим органом, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в РФ;

– обозначение объекта аудита должно содержать отчетные период и дату, а также наименование экономического субъекта в соответствии с его учредительными документами. Если аудиторская проверка осуществляется в отношении экономического субъекта, являющегося юридическим лицом по законодательству РФ, то бухгалтерская отчетность последнего должна включать показатели всех филиалов и подразделений данного субъекта независимо от географического распо

ложения, степени хозяйственной и финансовой самостоятельности,

структуры отчетности, внутрихозяйственных взаимоотношений (включая выделенные на отдельный баланс), а также представительств. Все отклонения от указанного требования (принципа) должны быть раскрыты в аудиторском заключении при указании на объект аудита;

– аудиторское заключение о сводной бухгалтерской отчетности предприятия составляется аудиторской фирмой по специальному соглашению с этим экономическим субъектом;

– при составлении аудиторского заключения учитываются все

существенные обстоятельства, установленные в результате аудита

бухгалтерской отчетности экономического субъекта, под которыми понимаются факты, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности предприятия. Уровень существенности определяется аудиторской фирмой в соответствии с внутрифирменными стандартами, если нормативные акты об аудиторской деятельности в РФ

не устанавливают более жесткие требования.

«Использование принципа существенности при составлении аудиторского заключения обозначает, что в нем изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита. Никакие иные существенные обстоятельства не обнаружены аудиторской фирмой при проведении аудита», – гласит пункт 3.7. Порядка составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности.

В то же время аудиторское заключение не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, не существуют;

– в аудиторском заключении, кроме безусловно положительного, должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудиторского

заключения, отличного от безусловно положительного, и повлиявшие на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта (как правило,

в стоимостном выражении);

– аудиторское заключение составляется на русском языке и подписывается уполномоченными лицами аудиторской фирмы. В случаях, предусмотренных нормативными актами, подписи в аудиторском

заключении удостоверяются соответствующими печатями;

– все стоимостные показатели, содержащиеся в аудиторском заключении, указываются в валюте РФ;

– какие-либо исправления в аудиторском заключении не допускаются;

– если в результате аудита экономический субъект произвел необходимые поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.

Аудиторское заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторской фирме, включает следующие данные: название документа в целом – «Аудиторское заключение», юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы, номер, дату выдачи, срок действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности, наименование органа, выдавшего фирме указанную лицензию, номер свидетельства о государственной регистрации, номер расчетного счета аудиторской фирмы, фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие в аудите.

Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, включает: название документа в целом – «Аудиторское заключение», фамилию, имя, отчество и стаж работы в качестве аудитора, номер, дату выдачи, срок действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа,

выдавшего соответствующую лицензию, номер регистрационного свидетельства и номер банковского счета аудитора. Аналитическая часть аудиторского заключения представляет собой отчет аудиторской фирмы (аудитора) предприятию об общих результатах проверки состояния его внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности, а также соблюдения предприятием законодательства РФ при совершении

финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть аудиторского заключения включает следующие данные: название данной части, кому она адресована, наименование экономического субъекта, объекта аудита, общие результаты проверки состояния экономического субъекта как внутреннего контроля, так и бухгалтерского учета, а также общие результаты проверки

соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйст

венных операций.

В зависимости от того, кто проводит проверку, аналитическая часть аудиторского заключения получает название: «Отчет аудиторской фирмы» или «Отчет аудитора». Аналитическая часть адресуется исполнительному органу, осуществляющему управление предприятием или организацией, на котором проводилась аудиторская проверка.

Изложение общих результатов анализа состояния внутреннего контроля экономического субъекта включает следующее: ответственность исполнительного органа экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля, цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита, общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта, описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта.

Излагая результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности на предприятии, аудиторская фирма в своем заключении должна дать общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, а также указать выявленные в ходе аудита существенные нарушения

установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности. При изложении общих результатов проверки соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, аудиторская фирма (аудитор) указывает следующее: цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимым законодательству и нормативным актам при проведении аудита, общую оценку соответствия во всех существенных отношениях совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимому законодательству, выявленные в ходе аудита существенные несоответствия в совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимому законодательству, ответственность исполнительного органа экономического субъекта за несоблюдение применимого законодательства РФ при совершении финансово-хозяйственных операций. Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом требований законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций дается в правильной форме.

Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Она включает следующие данные: название данной части («Заключение аудиторской проверки» или «Заключение аудитора»), кому адресована итоговая часть; наименование экономи

ческого субъекта; объект аудита, указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность; распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы (аудитора) в отношении бухгалтерской отчетности; указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводится аудит; изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении, (если это возможно), их влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта; мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, а также дату аудиторского заключения.

Итоговая часть аудиторского заключения адресуется учредителям (участникам) экономического субъекта, если иное не предусмотрено договором на проведение аудита.

В соответствии с п. 4.6 Порядка составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности к аудиторскому заключению прилагается бухгалтерская отчетность, которая должна быть составлена по формам, установленным для экономических субъектов определенного вида деятельности соответствующим органом, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в РФ.

В целях идентификации бухгалтерская отчетность помечается либо подписью уполномоченного лица аудиторской фирмы либо специальным штампом, либо иным соответствующим способом.

Аудиторская фирма представляет проверяемому предприятию или организации не менее двух первичных экземпляров аудиторского

заключения:

– не менее одного экземпляра в составе вводной аналитической

и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита, – учредителям экономического субъекта;

– не менее одного экземпляра в составе вводной и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита, – для предъявления заинтересованным пользователям, включая налоговые органы.

Статья 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предусматривает ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения.

Заведомо ложное аудиторское заключение – аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудита или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также

аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны соблюдать правила контроля внутреннего качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами)

аудиторской деятельности. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Внутрифирменный контроль качества аудита» одобрено

Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15 июля 1998 г. (протокол № 4).

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки своими силами, а также делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредоставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.

В случае выявления при проведении проверок качества работы фактов систематического нарушения аудитором, аудиторской организацией или индивидуальныи аудитором при проведении аудиторской проверки требований нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах федеральному органу. На виновных в таких нарушениях может быть наложено взыскание в установленном законом порядке.

Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора может назначить проверку качества аудиторского заключения, которая проводится за счет средств республиканского бюджета РФ.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. В случае разглашения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

В заключение следует отметить, что переход к аудиторскому контролю может быть произведен постепенно, по мере подготовки квалифицированных аудиторов, создания необходимой материальной базы и, самое главное, правового решения различных вопросов, связанных

с их деятельностью.

Аудиторские проверки призваны содействовать нормальному функционированию и развитию наиболее перспективных в условиях рынка видов предприятий: ассоциаций, акционерных обществ, объединений, банков, межотраслевых концернов и др.

В настоящее время существует необходимость тщательной научной и практической разработки многих актуальных вопросов, связанных с развитием аудита. Среди них важнейшими являются следующие:

– подробное научное обоснование главных принципов, процедур и тестов аудиторской деятельности;

– классификация аудита (выбор различными хозяйствующими субъектами наиболее приемлемых для них форм контроля, который может строится на принципах аудита либо на сочетании обоих);

– вопросы информационного, математического и программного обеспечения аудиторского процесса;

– обоснование и широкое применение в аудиторской работе экономико-математического моделирования;

– разграничение роли и тщательная разработка методов внешнего и внутрисистемного аудита;

– совершенствование законодательного закрепления и дальнейшей конкретизации функций, прав, обязанностей, ответственности независимых аудиторов, этических норм их деятельности;

– разработка и обоснование стандартов, используемых в аудиторской практике для внутреннего и внешнего аудита;

– обеспечение правового, коммерческого и договорного регулирования деятельности аудиторов и определение объектов, где их услуги могут быть наиболее эффективными;

– регулирование взаимоотношений аудиторов с финансовыми, правоохранительными и другими государственными органами;

– изучение конкретных ситуаций, в которых аудиторы выполняют свои функции, и определение уровня профессионального их риска при проверке различных хозяйственных субъектов и другие.

Контрольные вопросы

1. Что такое аудит? Виды аудита.

2. Какими нормативными документами регулируется аудиторская деятельность в Российской Федерации?

3. В чем заключаются особенности аудиторской проверки?

4. В чем отличие аудиторской проверки от документальной

ревизии?

5. Дайте характеристику аудиторскому заключению.

Глава 13.

Судебно-бухгалтерская экспертиза.

Организация проведения и реализация

ее результатов

§ 1. Судебно-бухгалтерская экспертиза:

понятие, объект, метод

Деятельность правоохранительных органов направлена на установление истины по делу. В соответствии со ст. 74 УПК РФ «Доказательства» доказательствами по уголовному делу являются любые данные, на основе которых прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Среди источников доказательств законодатель называет заключение и показания эксперта (п. 3 ч. 2 ст. 74).

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» государственная судебно-экспертная деятельность осу

ществляется в процессе судопроизводства государственным судебно-экспертным учреждением и государственными судебными экспертами состоит в организации и производстве судебной экспертизе.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в строгом соответствии с положениями Конституции Российской

Федерации и иными нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности.

Рассмотрим конкретный вид судебно-экспертной деятельности – судебно-бухгалтерскую экспертизу.

Судебно-бухгалтерская экспертиза (СБЭ) на предварительном следствии и в суде состоит в исследовании материалов дела (уголовного, гражданского) специалистом-бухгалтером и в даче им в соответствии с его специальными знаниями заключения по поставленным следователем или судом вопросам, которые относятся к фактам хозяйственной жизни, получившим отражение в бухгалтерском учете.

Предметом СБЭ являются хозяйственные операции и достоверность их отражения в системе бухгалтерского учета и отчетности,

которые стали объектами расследования и судебного рассмотрения правоохранительными органами и требуют специальных познаний эксперта-бухгалтера для установления истины.

Объектами СБЭ являются предметы и орудия труда, а также сам труд, которые отображены в системе бухгалтерского учета и отчетности; образцы продукции, сырья и материалов; качество проводимых проверок и ревизий, которые стали объектами расследования право

охранительных органов; достоверность информации, представленной на исследование экспертизы; соответствие хозяйственных операций действующему законодательству; размер причиненного ущерба сторонами, которые принимают участие в юридических правоотношениях; методология бухгалтерского учета и отчетность.

Таким образом, объекты СБЭ конкретизируют ее предмет и определяют параметры исследований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.